Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источники финансирования бюджетного дефицита




§ Внутренее финансирование:

◦ выпуск и продажа ценных бумаг (облигации и векселя)

◦ бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней

◦ использование средств центрального банка

§ Внешнее финансирование:

◦ продажа ценных бумаг на мировом финансовом рынке

◦ кредиты иностранных банков и междунароных финансовых организаций

◦ кредиты иностранных правительств

◦ Вместе внутренее и внешнее финансирование составляют общий объем финансирования.

Требования к бюджету:

§ Бюджет не должен иметь жесткой привязки доходов к расходам. Правительство должно иметь возможность беспрепятственно решать какие задачи являются первоочередными и какими способами их решать. Это обеспечивает гибкость экономической политики.

§ Должна соблюдаться иерархия бюджетов. То есть в бюджет федерального уровня не должны включаться потоки других уровней. Что способствует автономности бюджетов.

§ В бюджет должны быть включены все доходы и расходы подконтрольные правительству.

Бюджетный дефицит это превышение расходной части бюджета над доходной.

Причины дефицита госбюджета:

1. Рост теневого бизнеса.

2. Падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшения прироста национального дохода.

3. Спад общественного производства и уменьшение поступления налогов в госбюджет.

4. Увеличение бюджетных расходов на оборону и реализацию принятых социальных программ.

5.Непоследовательная финансово-экономическая политика.

6.Рост инфляции и выпуск «пустых» денег.

Меры по снижению бюджетного дефицита:

1. Конверсия.

2. Переход от финансирования к кредитованию.

3. Постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям.

4. Снижение расходов на управление государством.

5. Изменение системы налогообложения.

6. Повышение роли местных бюджетов.

7. Приватизация государственной собственности.

Существует 3 традиционных способа покрытия дефицита бюджета:

1) государственные займы (выпуск и продажа государственных ценных бумаг);

2) ужесточение налогообложения;

3)эмиссия денег, или “сеньораж”, т.е. печатание денег.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета могут быть внутренние и внешние займы:

Внутренними заимствованиями являются: кредиты, полученные Правительством РФ от крупных организаций; государственные займы, осуществляемые посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней.

Внешними заимствованиями яв-ся: кредиты правительств иностранных государств и международных финансовых организаций; средства от продажи государственных ценных бумаг на внешнем рынке.

Дефицит государственного бюджета не является однозначно негативным явлением. Его характер и роль должны оцениваться с учетом причин возникновения, направлений и целей использования мобилизуемых дополнительных финансовых ресурсов, источников и методов финансирования.

Государственный долг и его формы. Государственный долг выступает в двух основных формах – государственные ценные бумаги и записи на бухгалтерских счетах. Государственные ценные бумаги и записи ликвидны, анонимны, могут свободно обращаться на вторичном рынке. Долги, оформленные в виде записи на бухгалтерских счетах, не могут переуступаться и продаваться. В этой форме, как правило, оформляется незначительная часть государственного долга.

Основное назначение государственного долга – быть инструментом регулирования экономики. Эта функция достигается с помощью решения двух задач: фискальной – получить финансовые средства для нужд государства и регулирующей – использовать эти средства для стабилизации экономики и стимулирования ее роста.

Регулирование государственного долга. Основное направление регулирования государственного долга – это регулирование объема, состава и структуры государственной задолженности. Методы регулирования государственного долга многообразны: замена долгосрочных ценных бумаг кредитами эмиссионного банка, замена долгосрочных ценных бумаг краткосрочными при финансировании государственного долга. Реальное бремя государственной задолженности можно уменьшить с помощью повышения уровня инфляции, однако это может привести к подрыву доверия к государству как заемщику. Важный канал регулирования государственного долга – приватизация государственной собственности, с помощью которой можно сбалансировать бюджетный дефицит, добиться превышения доходов над расходами, т.е. уменьшить государственный долг. Использование приватизации как средства регулирования государственного долга также сопряжено с рядом проблем, среди которых неустойчивость поступлений финансовых средств от приватизации и их сильная зависимость от политической конъюнктуры. Следовательно, методы регулирования государственного долга имеют свои границы.

63. Налоги: сущность, виды, функции. Фискальная политика государства

44. Налоги: сущность, виды, функции. Фискальная политика государства. Налог- это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями. 1. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ. - Фискальная - изъятие части доходов в бюджет для использования на определенные цели. - Стимулирующая - при помощи налоговых льгот, санкций решаются вопросы технического прогресса, капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных. - Регулирующая - регулирование отношений между бюджетами и внутри бюджетной системой. - Распределительная и перераспределительная - При помощи налога распределяет и перераспределяет национальный доход. Перераспределяет первичные доходы и формирует вторичные. - Социальная функция - за счет налоговых льгот осуществляется поддержка объектов социальной инфраструктуры: освобождение от налогов отдельных физических и юридических лиц. - Контрольная - при помощи налогов осуществляется контроль за деятельностью предприятия, формирование затрат и прибыли. Эффективность зависит от деятельности органов налоговых служб. Регулирующую и стимулирующую функции называют экономической функцией. Такое разграничение функций налогов носит целевой характер, так как все функции переплетаются и осуществляются одновременно. Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемыми законодательными органами власти. Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и одновременно служить барьером на пути социального обнищания низкооплачиваемых слоев населения. 2. ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. - Справедливости - Все субъекты должны ставиться в равные условия. - разумное сочетание прямых и косвенных налогов, использование разнообразных их видов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. В период обострения кризисной ситуации в экономике лучше иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и широкой налогооблагаемой базой, чем один - два вида поступлений с высокими ставками изъятия; - универсализация налогообложения, обеспечивающая, во - первых, одинаковые для всех плательщиков требования к эффективности хозяйственной деятельности, не зависящие от видов собственности, организационно - правовых форм хозяйствования и так далее, а, во - вторых, одинаковый подход к исчислению величины налога вне зависимости от источника полученного дохода, сферы хозяйственной деятельности, отрасли экономики; - однократность обложения, состоящая в том, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период; - научный подход к определению конкретной величины ставки налога, состоящей в обосновании той доли изъятия, которая позволит субъекту налога иметь доход, обеспечивающий ему нормальное развитие. Научный подход исключает как механический перенос на нашу страну ставок налогообложения, используемых в других странах, так и сугубо фискальный подход к их установлению - дифференциация ставок налогообложения в зависимости от уровня доходов, которая тем не менее не должна превращаться ни в запретительную прогрессию, ни в индивидуализацию ставок, противоречащую основам рыночного хозяйствования; - стабильность (устойчивость) ставок налогообложения, действующих в течении довольно длительного периода и простота исчисления платежа; - использование системы налоговых льгот, реально стимулирующих процессы инвестирования средств в предпринимательскую деятельность и одновременно реализующих принцип социальной справедливости, в том числе гарантируемый гражданам прожиточный минимум. Льготы не должны устанавливаться для конкретных плательщиков, они едины для всех; - четкое разделение налогов по уровням государственного управления: федеральные (центральные), республиканские (включая налоги краев, областей, автономных образований) и местные. 3.ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ. В результате реформы налоговая система России строится на сочетании прямых и косвенных налогов. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, косвенные -включаются в виде надбавки на цену товара или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем. При прямом налогообложении денежные отношения возникают между государством и самим плательщиком, вносящем налог непосредственно в казну; при косвенном - субъектом налога становится продавец товара (услуги), выступающий посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги). К числу прямых налогов относятся: подоходный налог, налог на прибыль предприятий (корпораций, организаций и т. п.); налог с наследства и дарения, имущественный налог, налог на добычу полезных ископаемых и т. п. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество. 4.ВИДЫ НАЛОГОВ. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. (П. 1 ст. 12 НК РФ) Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ (П.6 ст.12 НК РФ) Федеральные налоги и сборы Статья 13 НК РФ: · Налог на добавленную стоимость · Акцизы · Налог на доходы физических лиц · страховые взносы · Налог на прибыль организаций · Налог на добычу полезных ископаемых · Водный налог · Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов · Государственная пошлина Региональные налоги Статья 14 НК РФ: · Налог на имущество организаций · Налог на игорный бизнес · Транспортный налог Местные налоги Статья 15 НК РФ: · Земельный налог · Налог на имущество физических лиц Специальные налоговые режимы Пункт 2 статьи 18 НК РФ: · Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН) · Упрощенная система налогообложения · Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности · Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции · Патентная система налогообложения

Фискальная политика государства. Под фискальной полити­кой государства понимается регулирование государственным бюджетом и налогообложением с целью стабилизации и ожив­ления экономики. Механизм воздействия государства на пред­принимательскую деятельность и экономику страны при помо­щи этих рычагов в общем плане заключается в следующем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...