Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация погрузочно-разгрузочных работ




Цель и задачи практики

 

Учебная практика студентов специальности 23.05.04 «Эксплуатация железных дорог» является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ВО) для данной специализации определены следующие цели учебной практики:

1.1 практическая подготовка студента к осознанному и углубленному изучению общеобразовательных дисциплин;

1.2 получение студентом первичных профессиональных умений и навыков по выбранной специальности, возможности освоения студентом рабочей профессии, соответствующей профилю избранной специальности, а именно:

- ознакомление с работой транспортных предприятий и подразделений, органов контроля;

- знакомство со структурой и основными подразделениями ОАО «РЖД»;

Допускается учитывать время работы студента в студенческом отряде по направлению подготовки (специальности) в качестве учебной практики, при этом студент по окончанию работы в студенческом отряде должен предъявить руководителю учебной практики от выпускающей кафедры документ подтверждающий освоение им рабочей профессии с присвоением ему в установленном порядке квалификационного разряда.

Задачами учебной практики являются:

- углубление, систематизация и закрепление приобретенных теоретических знаний (акцентируя внимание на тех дисциплинах, которые являются базовыми по выбранной специализации);

- накопление и систематизация входной информации для освоения специальных дисциплин и дисциплин специализации;

- ознакомление с содержанием деятельности предприятия или организации, нормативной документации организации транспортного процесса – объекта практики по теме индивидуального задания;

- ознакомление с нормативной документацией по вопросам организации движения на железнодорожном транспорте;

 

 

Устройства и технические средства железных дорог

 

Железнодорожный транспорт представляет собой сложное многоотраслевое хозяйство, в состав которого входят:
- железные дороги и многочисленные предприятия технического, коммерческого и социального назначения;
- административно-хозяйственные, культурно-бытовые и медицинские учреждения;
- научные и учебные институты, академии и университеты, техникумы, лицеи, школы и дошкольные учреждения.

Для осуществления перевозочного процесса железные дороги в своем распоряжении имеют технические средства, такие как:

-подвижной состав;

- железнодорожные сооружения и устройства.

К подвижному составу относятся: вагоны, выполняющие основное назначение железнодорожного транспорта и занимающие одно из ключевых мест в работе железных дорог. Это нетяговый подвижной состав, состоящий из многочисленных типов и моделей грузовых и пассажирских вагонов различного назначения; - локомотивы, осуществляющие тягу поездов и маневровую работу.

Локомотивы включают в себя такой тяговый подвижной состав, как электровозы, тепловозы, паровозы, газотурбовозы, мотовозы, автомотрисы, электропоезда и дизель-поезда.

К железнодорожным сооружениям и устройствам относятся:
- железнодорожный путь с необходимым путевым развитием на раздельных пунктах для приема, скрещения, обгона, расформирования, формирования, отправления поездов и выполнения других операций;
сооружения для посадки, высадки и обслуживания пассажиров; - устройства для хранения, погрузки и выгрузки грузов;
устройства автоматики, телемеханики, связи и вычислительной техники для обеспечения безопасности движения поездов и ускорения производственных процессов;
- сооружения для экипировки, ремонта вагонов и локомотивов и другой транспортной техники;

- устройства электроснабжения, включая тяговые подстанции и контактную сеть на электрифицированных линиях;

-устройства водоснабжения;

-устройства материально-технического снабжения и др.

 

Организация погрузочно-разгрузочных работ

 

Под организацией погрузочно-разгрузочных работ понимается комплекс мероприятий, которыми определяются место, состав, последовательность и продолжительность выполнения погрузочно-разгрузочных операций, род перерабатываемых грузов, способы их складирования и строповки, типы применяемых грузоподъемных и транспортных средств и способы их установки относительно друг друга и перемещаемого груза, а также состав звена рабочих, принимающих участие на погрузочно-разгрузочных работах.

Доставка получателям грузов своевременно и в сохранности в большой мере зависит от правильного выполнения грузовых и коммер­ческих операций на станциях отправления и назначения и в пути следования.

Грузовая работа выполняется в местах общего и необщего пользования.

К местам общего пользования относятся крытые и открытые склады, а также участки, специально выделенные на территории железнодорожной станции, принадлежащие владельцу инфраструктуры и используемые для проведения операций по погрузке, выгрузке, сортировке и хранению грузов, в том числе контейнеров, багажа и грузобагажа пользователей услугами железнодорожного транспорта.

К местам необщего пользования относятся железнодорожные пути необщего пользования, крытые и открытые склады, а также участки, расположенные на территории железнодорожной станции, не принадлежащие владельцу инфраструктуры или сданные им в аренду и используемые для выполнения операций по погрузке и выгрузке грузов, в том числе контейнеров, определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта.

Более 80 % грузов, предъявляемых к перевозке, грузят и выгружают на путях предприятий и организаций, связанных с общей сетью железных дорог непрерывной рельсовой колеей. Такие пути называются подъездными.

Взаимоотношения железной дороги с предприятием, имеющим подъездные пути, порядок подачи и уборки вагонов регулируются договорами на эксплуатацию этих путей. Для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную заявку с указанием числа вагонов и тонн, станции назначения и других предусмотренных правилами перевозок сведений.

На каждую отправку груза — повагонную или мелкую, а также на целый маршрут или группу вагонов грузоотправитель представляет перевозчику комплект перевозочных документов: оригинал транспортной железнодорожной накладной, дорожную ведомость, корешок дорожной ведомости и бланк квитанции о приеме груза. Накладная и дорожная ведомость сопровождают груз на всем пути следования, и на станции назначения грузополучателю вместе с грузом выдается накладная.

Грузы подготавливают к перевозке средствами отправителя и предъявляют вместе с накладной приемосдатчику грузов в пункте погрузки. Приемосдатчик осматривает упаковку груза и отправительскую маркировку, в которой названы получатель и его адрес, затем регистрирует его и наносит железнодорожную маркировку. В ней указываются наименование груза, число мест, станция и дорога отправления.

В товарной конторе железнодорожной станции определяют провозную плату и вписывают ее в накладную (плата за перевозку устанавливается специальным тарифным руководством). Кроме того, железные дороги взимают дополнительные сборы за погрузку, выгрузку, взвешивание и подачу вагонов на подъездные пути. В большинстве отделений провозная плата рассчитывается и взимается централизованно через технологический центр по обработке перевозочных документов, обеспеченный современной вычислительной техникой.

На каждый загруженный вагон приемосдатчик составляет вагонный лист, в котором приводит данные о вагонах и об отправленных грузах с указанием номеров накладных. По вагонному листу проверяют наличие груза при выгрузке, а также простои вагонов под погрузкой и выгрузкой.

Перевозочные грузовые документы пересылают в станционный технологический центр (СТЦ), где составляется поездной документ — натурный лист — на каждый сформированный состав. В натурном листе указывают номер поезда, станцию формирования и станцию назначения, номера вагонов в порядке их расположения в составе, массу и длину поезда и другие данные. По натурному листу проводят прием и сдачу поездов, подборку, прием и сдачу грузовых документов, расформирование и формирование поездов на станциях.

Разрабатывается система машинного составления и передачи грузовых и поездных документов, что позволит автоматизировать процесс слежения за местонахождением каждого вагона на сети железных дорог и составления необходимой отчетности.

На железнодорожной станции назначения грузы выдают грузополучателю после внесения им перевозчику платы за перевозку и иных причитающихся платежей, если таковые не были осуществлены грузоотправителем. Порядок оформления выдачи грузов устанавливается правилами их перевозки железнодорожным транспортом.

Для выполнения грузовых операций и хранения груза железные дороги имеют комплекс устройств и сооружений: крытые склады, контейнерные и навалочные площадки, весовое хозяйство и др. Крытые склады с многоярусным размещением груза имеют наружное или внутреннее (рис. 22.1) расположение путей для погрузки и выгрузки и обслуживаются кранами-штабелерами.

Ускорение трудоемких погрузочно-разгрузочных работ, удешевление их стоимости, уменьшение времени простоя вагонов и улучшение условий труда можно обеспечить с помощью комплексной механизации, при введении которой основные и вспомогательные операции выполняют машины и механизмы.

К наиболее простым техническим средствам, предназначенным для перемещения грузов на складах, относятся тележки (аккумуляторные — электрокары и с двигателями внутреннего сгорания — автокары). Для перемещения сыпучих, кусковых и легких штучных грузов в горизонтальном и наклонном направлениях используют конвейеры (транспортеры).

Для погрузки и выгрузки грузов, перевозимых в контейнерах, на поддонах и в ящиках, на открытых платформах и площадках применяют автопогрузчики, а в крытых складах — вилочные электропогрузчики с необходимыми съемными приспособлениями.

Погрузку и выгрузку сыпучих и кусковых грузов осуществляют также с помощью тракторных ковшовых погрузчиков. Кроме того, на открытых платформах и площадках устанавливают козловые и мостовые краны. Краны для сыпучих грузов оборудуют грейферами, а для тарно-штучных грузов и контейнеров — автоматическими захватами и другими специальными приспособлениями.

Козловые краны отличаются от мостовых тем, что мост у них установлен на опорах-козлах особого вида, а рельсы подкранового пути проложены на уровне земли, без сооружения дорогостоящих опор и эстакад.

Сыпучие грузы выгружают из саморазгружающихся полувагонов на эстакадах или повышенных путях (рис. 22.3), а при значительном грузообороте — специальными вагоноопрокидывателями. Из крытых вагонов сыпучие грузы выгружают механическими лопатами или специальными вагоноразгрузчиками.

К погрузочно-разгрузочным работам относятся: погрузка грузов в подвижной состав, выгрузка из него, перегрузка из одного подвижного состава на другой, сортировка, перемещение и отвалка грузов внутри крытых и открытых складов, других погрузочно-разгрузочных местах.
Погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте подразделяются на следующие виды:

-погрузка грузов и контейнеров в вагоны из крытого или открытого склада;

-выгрузка грузов и контейнеров из вагонов в крытый или открытый склад;

-перегрузка грузов и контейнеров из вагонов в вагоны;

-сортировка грузов и контейнеров в вагонах;

-погрузка грузов и контейнеров в автомобиль, автополуприцеп из крытого или открытого склада;

-выгрузка грузов и контейнеров из автомобилей, автополуприцепов в крытый или открытый склад;

-внутрискладские работы (сортировка, отвалка, штабелирование, внутрискладские перемещения грузов и контейнеров).

На всем пути следования с одним и тем же грузом выполняются многочисленные грузовые операции. Число их увеличивается, если перевозка происходит с учетом нескольких видов транспорта. Иногда с одним и тем же грузом выполняется 10 операций и более. Наибольший эффект достигается при перевозке грузов по схеме «подъездной путь — магистральный железнодорожный транспорт — подъездной путь», ко гда выполняются две грузовые операции (погрузка в вагон и выгрузка из него), а промежуточные погрузочные операции отсутствуют, так как автомобильный транспорт в завозе груза на станцию отправления и вывозе груза со станции назначения не участвует. Число операций уменьшается и в случае непосредственной перегрузки (перевалки) грузов из вагонов в суда или автомобили, из судов в вагоны или автомобили, из автомобилей в вагоны или суда, из вагона в вагоны.

 

Планирование и организация грузовой и коммерческой работы на железнодорожном транспорте

 

Основные положения по организации грузовой и коммерческой работы на железнодорожном транспорте определены Уставом желез­ных дорог. К грузовым относятся операции по погрузке и выгрузке вагонов, механизации погрузочно-разгрузочных работ и холодиль­ному делу. К коммерческим относятся операции по подготовке грузов к перевозке, приему их железной дорогой, оформлению перевозоч­ных документов, взиманию провозной платы, пломбированию ваго­нов, хранению грузов на станциях назначения до выдачи их получа­телям. Погрузку и выгрузку измеряют и учитывают в вагонах и в тоннах.

Для того чтобы полнее загружать вагоны и чтобы было удобно производить погрузку и выгрузку, отправитель подготавливает груз к перевозке: пакетирует, увязывает или затаривает, уплотняет легкие грузы (вату, хлопок, металлическую стружку) или частично разбира­ет машины, чтобы они занимали меньше места.

Для рационального использования грузоподъемности вагонов установлены технические нормы загрузки их разными родами грузов, обязательные для всех грузоотправителей. Отправитель завозит груз на станцию в установленный для него день. Тара должна быть стандартной и исправной. Приемосдатчик принимает груз, про­веряет правильность его отправительской маркировки (надписи с указанием станций и дорог отправления и назначения, получа­теля) и краской наносит железнодорожную цифровую маркировку (порядковый номер в книге приема, число мест, номера дороги и станции отправления). После приема груза накладную пересылают в товарную контору, где производят расчет, получают с отправителя плату и выдают ему грузовую квитанцию.

Под погрузку подают технически исправные вагоны такого типа, в которых лучше всего перевозить данный груз. Приемосдатчик осматривает вагоны перед погрузкой, чтобы убедиться, что сохран­ность груза будет обеспечена. По окончании погрузки на двери крытых вагонов накладывают проволочные закрутки и в необходи­мых случаях пломбируют. На вагоны, погруженные на станции, накладывают пломбы дороги, а на погруженные отправителем — пломбы отправителя. Приемосдатчик составляет вагонный лист и пе­ресылает его в товарную контору, откуда все грузовые документы на погруженные вагоны пересылают в техническую контору.

В технической конторе на каждый поезд, сформированный на станции, составляют натурный лист, который сопровождает состав до станции его расформирования. В натурном листе указывают но­мера всех вагонов состава, массу груза, коды станций назначения и другие данные. По натурному листу в технической конторе под­бирают документы на все вагоны сформированного состава, запе­чатывают их в пакет, и в этом пакете они находятся в поезде до станции его расформирования.

Чтобы станция назначения своевременно подготовилась к приему груза, ей сообщают о подходе вагонов (грузов). По прибытии поезда осматривают вагоны, пломбы, люки. Перевозочные документы ма­шинист передает в техническую контору. После их обработки доку­менты на вагоны, прибывшие для выгрузки, передают в товарную контору, где их регистрируют в книге прибытия. Получателей уве­домляют о прибытии грузов. Вагонные листы передают приемосдат­чикам мест выгрузки. Приемосдатчики тщательно осматривают ва­гоны, поданные для выгрузки, проверяют пломбы и документы. В процессе выгрузки проверяют соответствие груза указанному в вагонном листе. После выгрузки приемосдатчики пересылают вагон­ные листы в товарную контору для окончательных расчетов с полу­чателями, Выгруженные вагоны тщательно очищают.

Перевозку считают законченной, когда груз выдан получателю. Если грузы получают или отправляют через грузовые дворы желез­нодорожных станций, то при этом выполняют операции по оформле­нию документов, подготовке грузов к перевозке, приему или сдаче на станции, завозу-вывозу автотранспортом, расчетам за перевоз­ки и др. Такие операции называют транспортно-экспедиционными.

Основная масса грузов в вагонах подается на подъездные пути предприятий и организаций. Погрузка вагонов производится главным образом также на путях предприятий, где разгрузка ведется силами и средствами грузовладельцев. На местах общего пользования (на грузовых дворах) загружают и разгружают вагоны и автомобили, как правило, железные дороги своими средствами.

На местах общего пользования станций основная масса грузов перегружается механизированными дистанциями погрузочно-разгрузочных работ, находящимися в подчинении отделений дорог. Эти дистанции имеют парк подъемно-транспортных машин, инвентарь, тележки, домкраты, мастерские и гаражи. Основными подъемно-транспортными машинами являются электрокозловые краны грузоподъемностью от 5 до 30 т и более, мостовые краны, автопогрузчики грузоподъемностью 5—10 т, электропо­грузчики (грузоподъемностью 0,75—1,5 т, ковшовые экскаваторы, одноковшовые погрузчики, пневматические разгрузчики. Механизированные дистанции погрузочно-разгрузочных работ под­разделены на производственные участки, каждый из которых выпол­няет работы на одной или нескольких станциях.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...