Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современные технологии обучения истории в общеобразовательной школе




Основные понятия: инновация в обучении, информационная технология обучения, модульная технология обучения, проблемное обучение (истории), проектная технология обучения, современная инновационная технология обучения, технология обучения и другие.

Технологизация процесса школьного обучения: этапы, особенности. Современные инновационные технологии, применяемые в процессе обучения истории. Особенности реализации модульного обучения истории. Игровые технологии: характеристика и особенности реализации в процессе обучении истории. Информационные технологии в обучении истории: виды, особенности Технология исследовательской деятельности учащихся по истории: характеристика и особенности реализации на основной и старшей ступени школьного образования. Технология проблемного обучения истории: характеристика, особенности реализации. Технология дискуссионной деятельности учащихся: характеристика, особенности реализации в процессе обучения истории. Реализация технологии проектной деятельности учащихся в современном школьном историческом образовании. Технология критического мышления в процессе обучения истории: характеристика, способы реализации.

Внеклассная работа по истории в общеобразовательной школе

Основные понятия: внеклассная работа по истории, внеурочная работа по истории, конкурс работ учащихся, олимпиада по предмету.

Место, роль и назначение внеклассной работы по истории в обучении и воспитании школьников. Соотношение внеклассных и классно-урочных занятий по истории. Виды (направления) внеклассной работы по истории. Формы внеурочной работы по истории. Содержание, приемы и средства внеклассной работы по истории в основной и старшей школе. Конкурсы проектных учебно-исследовательских работ учащихся: виды, особенности подготовки и проведения. Предметные (исторические) олимпиады школьников. Функции, роль и значение предметных конкурсов и олимпиад в процессе обучения истории.

Методика воспитания учащихся общеобразовательной школы в процессе обучения истории

Основные понятия: воспитание, воспитательная система, метод воспитания, педагогическое требование, поощрение, средство воспитания, стимулирование, убеждение.

Методика воспитания как категория педагогической науки. Этапы становления и развития отечественной методики воспитания. Концепции воспитания: теоцентрическая, бихеовиористкая, деятельностная, психоаналитическая, социоцентрическая, экзистенциональная. Цель, сущность воспитательного процесса в системе школьного образования. Характеристика современных воспитательных систем. Эволюция методов, приемов и средств воспитания в отечественном школьном образовании.

Кабинет истории и обществознания в общеобразовательной школе

Основные понятия: паспорт школьного кабинета, школьная кабинетная система, школьный кабинет истории.

Этапы становления и развития кабинетной системы в отечественной общеобразовательной школе. Функции и назначение школьного кабинета истории в обучении и воспитании учащихся. Характеристика паспорта учебного кабинета (истории). Требования к оборудованию школьного кабинета истории. Требования к оборудованию рабочего места учителя и учащегося. Организация работы школьного кабинета истории: направления, виды.

Учитель истории в системе отечественного школьного образования

Основные понятия: компетентность педагога учитель (истории), общеобразовательная школа, профессиональные компетенции, система образования.

Этапы становления и развития учительской профессии в России. Требования к учителю (истории) со стороны общества и государства. Виды и формы, структура и содержание профессиональной подготовки учителя (истории) в современной России. Характеристика профессионально значимых качеств учителя истории. Направления деятельности учителя (истории) в системе школьного образования. Деятельность учителя в условиях реализации профессионального стандарта педагога. Повышение квалификации учителя (истории). Конкурсы для учителей: виды, особенности участия. Аттестация учителя (истории): особенности подготовки учителя и прохождения.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Методика обучения и воспитания: история

Рекомендуемая литература

Основная

 

1. Российская Федерация. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-

ФЗ от 29.12.2012 – Ростов н/Д.: Легион, 2013. – 208 с.

2. История: Программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений /Т.П.Андреевская,

О.Н.Журавлева, А.Н.Майков. М.: Вента-Граф, 2012. – 256 с.

3. История России: Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы: Учебное из

дание. – М.: Просвещение, 2009.

4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ Сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 342с.Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011. – 94 с.

5. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. – М.: Просвещение,

2010.

6. Рабочие программы. История. 10-11 классы. Базовый уровень: учебно-методическое пособие /А.В.Митрофанова, А.Ф.Киселев, В.П.Попов, А.В.Игнатов; Сост. Л.П.Желабанова. М.: Дрофа, 2013. – 398 с.

7. Рабочие программы. История. 10-11 классы. Углубленный уровень: учебно-методическое пособие /Сост. Л.П.Желабанова. М.: Дрофа, 2013. – 396с.

8. Теория и методика воспитания: Учебник для студентов педагогических вузов Ав

тор/создатель: Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. – Волгоград, 2006

9. Теория и методика обучения истории. Словарь-справочник /Э.В.Ванина, Л.К.Ермолаева, О.Н.Журавлева и др. под общ. ред. В.В.Баранова и Н.Н.Лазуковой. – М., 2007. – 2 экз.

10.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2011. – 48с.

11.Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под. ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова.- М.: Просвещение, 2011. – 79 с.

 

 

Дополнительная

 

1. Алексашкина Л.Н. Методологические основы школьного курса истории. – М., 1998

2. Безрукова В.С. Педагогика: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

3. Волков И.А., Шпарута Н.В. Интерактивные информационные средства в образовательном процессе.- Екатеринбург, 2010. – 111с.

4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания ис­тории: Учебное пособие. – М., 2003.

5. Вяземский Е.Е.. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Е.Е Вяземский, О.Ю Стрелова. – М.: Просвещение, 2012. – 192с.

6. Дик Н.Ф. Как стать лучшим учителем – Ростов н/Д: Феникс, 2006 – 320с.

7. Дорожкина Н.И. Современный урок истории: использование мультимедийных презентаций: 5-11 классы. – М, 2009. – 176 с.

8. Журин А.А. Рабочая программа по учебному предмету: разработка. Экспертиза, утверждение: пособие для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений общего образования. – М.: Вента-Граф, 2012. – 160с.

9. Закон об образовании.- Екатеринбург, 2011. 93 с.

10. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. для вузов. М., 2010

11. Иванов Д.А. Новые ФГОС: авторский взгляд на привычные педагогические понятия. – М.:Издательство УЦ «Перспектива», 2013. – 80с.

12. История России: Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы: Учебное издание. – М.: Просвещение, 2009.

13. История с древнейших времен до наших дней: Программа. 5-11 классы /Под общ. ред. П.А. Ба

ранова, О.Н.Жураввлевой. – М., 2007. – 144с.

14. Копотева Г.Л.. Логвинова И.М. Планируем урок, формирующий универсальные учебные действия. – Волгоград: Учитель, 2014. – 99с.

15. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. – М., 2001.

16. Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2014. – 144с

17. Лыжина О.А. Изучение исторической личности в процессе обучения истории: историко-методический аспект рассмотрения // Личность в истории: теоретико-методологические и методические аспекты: сб. науч. ст. / ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», Ин-т истории и археологии УрО РАН. – Екатеринбург, 2011. Часть II. – С. 209-217.

18. Лыжина О.А. Методический аппарат школьного учебника истории: достижения и нерешенные проблемы // Новейшая история России в образовательном пространстве школа и вуза: традиции и новации: сб-к науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2009. Часть I.

19. Лыжина О.А. Методический аппарат отечественного школьного учебника истории: процесс становления // Историческая наука и историческое образование: опыт взаимодействия: сб-к науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2007.

20. Лыжина О.А. Предмет «история» в школьном профильном обучении // Историческое образование на современном этапе: проблемы и перспективы модернизации: сб-к науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2006.

21. Лыжина О.А. Профильное обучение истории в старших классах общеобразовательной школы: история становления и современное состояние // Запад, Восток и Россия: источник в микро- и макроисторической перспективе: вопросы всеобщей истории: сб-к материалов. – Вып. 8. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2006.

22. Лыжина О.А. Система подготовки специалистов к преподаванию истории на профильном уровне // Роль исторического образования в формировании исторического сознания общества: сб-к науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2007. – Часть II.

23. Лыжина О.А. Становление и профессиональная деятельность учителей истории на Урале во второй половине XVIII в. // История как ценность и ценностное отношение к истории: сб-к науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т истории и археологии УрО РАН. – Екатеринбург, 2010. Часть III.

24. Лыжина О.А. Урок истории: понятие и характеристика основных типов // Актуальные вопросы теории и методики общего и профессионального исторического образования. вып. 1. / Урал. Гос. пед. ун-т.- Екатеринбург, 2011. – С. 111-118.

25. Лыжина О.А. Формирование профессионального мастерства учителя истории // Воспитательный потенциал исторического образования: сб-к науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2008. Часть II.

26. Пашенвич А.В. Компетентностно-ориентированный урок. – Волгоград: Учитель. 2014. – 207с.

27. Пинская М.А. Новые формы оценивания. Начальная школа// М.А.Пинская, И.М.Улановская. – М.: Просвещение. 2014. – 80с.

28. Развитие универсальных учебных действий /Под ред. С.Г.Воровщикова, Н.П.Авериной. – М.: УЦ «Перспектива», 2013. – 280с.

29. Розин В.М. Образование в условиях модернизации и неопределенности: Концепция. – М., 2013

30. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. В 2 кн. – М., 2002.

31. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М., 2000.

32. Сурмина И.О., Шильнова Н.И. Открытые уроки истории России: 6-9 классы. – М.: ВАКО, 2012. – 224с.

33. Талызина Н.Ф. Деятельностная природа обучения как основа подготовки специалистов// Педагогическое образование. 2009. № 3

34. Фещенко Т.С. Новые стандарты – новое качество работы учителя. Практико-ориентированное учебно-методическое пособие. – М.: УЦ Перспектива, 2013. – 224с.

35. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Систеа заданий: пособие для учителя/ Под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение. 2013. – 159с.

36. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие для учителей образовательных организаций. – М.: Просвещение, 2014. – 56с.

37. Школьный учебник истории и государственная политика /Бадасарян В.Э., Абдуллаев Э.Н. и др. – М., 2009.

38. Шоган В.В. Уроки истории Древнего мира в 5 классе. – Ростов р/Д: Феникс, 2013. – 256с.

Ресурсы электронно-библиотечных систем:

  1. Болатаев В. Т. Принципы преподавания М. М. Ковалевского // Педагогика. 2011, № 9. C. 80-84 («ИВИС»).
  2. Рычагова Т. В. Инновации рождаются в школе //
    Педагогика. 2011, № 8. C. 115-122. («ИВИС»).
  3. Российская история: теория изучения и методы преподавания // Российская история, № 3, 2008, C. 155-182. («ИВИС»).
  4. Вяземский Е.Е. Международная научная конференция по проблемам преподавания истории в современной России // Новая и новейшая история.2000. № 8. («ИВИС»).
  5. Иванова Н. А. Преподавание истории в училищах Смоленской губернии во второй половине XIX в. // Вопросы истории. 2010. № 12 C. 135-138. («ИВИС»).
  6. Козарь М. В. проблемы профильного обучения в средней школе // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2009. № 4. C. 35-41. («ИВИС»).
  7. Игонина М. В. Почему молодые учителя отказываются работать в школе? // Педагогика. 2008. № 7.. C. 66-71. («ИВИС»).
  8. Егорова М. В. Состояние средних школ Урала в дореволюционной России // Вопросы истории. 2008. № 7. C. 91-99. («ИВИС»).
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...