Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Матричная структура управления

Линейно-штабная структура управления

Функциональная организациооная структура

При дальнейшем усложнении производства возникает необходимость специализации работников, участков, отделов цехов и т. д., формируется функциональная структура управления. Распределение работ происходит по функциям.

При функциональной структуре происходит деление организации на элементы, каждый из которых имеет определенную функцию, задачи. Она характерна для организаций с небольшой номенклатурой, стабильностью внешних условий. Здесь имеет место вертикаль: руководитель — функциональные руководители (производство, маркетинг, финансы) — исполнители. Присутствуют вертикальные и межуровневые связи. Недостаток — функции руководителя размыты.

 

Функциональная структура управления

Преимущества: углубление специализации, повышение качества управленческих решений; возможность управлять многоцелевой и многопрофильной деятельностью.

Недостатки: недостаточная гибкость; плохая координация действий функциональных подразделений; низкая скорость принятия управленческих решений; отсутствие ответственности функциональных руководителей за конечный результат работы предприятия.

Линейно-функциональная организационная структура

При линейно-функциональной структуре управления основные связи — линейные, дополняющие — функциональные.

 

Линейно-функциональная структура управления

Дивизиональная организационная структура

В крупных фирмах для устранения недостатков функциональных структур управления используется так называемая дивизиональная структура управления. Распределение обязанностей происходит не по функциям, а по выпускаемой продукции или по регионам. В свою очередь в дивизиональных отделениях создаются свои подразделения по снабжению, производству, сбыту и т. д. При этом возникают предпосылки для разгрузки вышестоящих руководителей путем освобождения их от решения текущих задач. Децентрализованная система управления обеспечивает высокую эффективность в рамках отдельных подразделений.

Недостатки: рост расходов на управленческий персонал; сложность информационных связей.

Дивизионная структура управления строится на основании выделения подразделений, или дивизионов. Данный вид применяется в настоящее время большинством организаций, особенно крупными корпорациями, так как нельзя втиснуть деятельность крупной компании в 3-4 основных отдела, как в функциональной структуре. Однако длинная цепь команд может привести к неуправляемости. Создается также в крупных корпорациях.

 

Дивизиональная структура управления

Дивизионы могут выделяться по нескольким признакам, образуя одноименные структуры, а именно:

продуктовая. Отделы создаются по видам продукции. Характерна полицентричность. Такие структуры созданы в «Дженерал Моторс», «Дженерал Фудс», частично в «Русском Алюминии». Полномочия по производству и сбыту данного продукта передаются одному руководителю. Недостаток — дублирование функций. Такая структура эффективна для разработки новых видов продукции. Имеются вертикальные и горизонтальные связи;

региональная структура. Отделы создаются по месту расположения подразделений компаний. В частности, если у фирмы есть международная деятельность. Например, Coca-Cola, Сбербанк. Эффективна для географического расширения рыночных зон;

организационная структура, ориентированная на потребителя. Подразделения формируются вокруг определенных групп потребителей. Например, коммерческие банки, институты (повышение квалификации, второе высшее образование). Эффективна для удовлетворения спроса.

Матричная организационная структура

В связи с необходимостью ускорения темпов обновления продукции возникли программно-целевые структуры управления, получившие названия матричные. Суть матричных структур состоит в том, что в действующих структурах создаются временные рабочие группы, при этом руководителю группы в двойное подчинение передаются ресурсы и работники других подразделений.

При матричной структуре управления формируются проектные группы (временные), реализующие целевые проекты и программы. Эти группы оказываются в двойном подчинении, создаются временно. Этим достигается гибкость в распределении кадров, эффективная реализация проектов. Недостатки — сложность структуры, возникновение конфликтов. Примером могут служить авиакосмическое предприятие, телекоммуникационные компании, выполняющие крупные проекты для заказчиков.

Матричная структура управления

Преимущества: гибкость, ускорение внедрения инноваций, персональная ответственность руководителя проекта за результаты работы.

Недостатки: наличие двойного подчинения, конфликты из-за двойного подчинения, сложность информационных связей.

Корпоративная организация или корпорация рассматривается как особая система взаимосвязи между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности. Корпорации как социальный тип организации представляют собой замкнутые группы людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией, авторитарностью руководства, противопоставляющие себя другим социальным общностям на основе своих узко корпоративных интересов. Благодаря объединению ресурсов и, в первую очередь людских, корпорация как форма организации совместной деятельности людей представляет и обеспечивает возможность для самого существования и воспроизводства той или иной социальной группы. Однако объединение людей в корпорации происходит через их разделение по социальным, профессиональным, кастовым и другим критериям.

6. Основы организации труда на предприятиях сферы сервиса.

Задача организации основной деятельности предприятия сферы услуг состоит в выборе таких сочетаний, предметов, средств труда и самого труда, которые обеспечивали бы выполнение разнообразных, в соответствии с пожеланиями клиентов, услуг высокого качества и в установленные сроки. При организации основной деятельности предприятие стремится, внедряя современные технологии, прогрессивное оборудование, рациональные методы и приёмы труда, обеспечить себе условия получения прибыли. Поэтому важным вопросом является выбор и основание типов и методов производства (выполнения услуг).

Тип производства– комплексная характеристика организационных и экономических особенностей производства, обусловленная его специализацией, объёмом и постоянством номенклатуры продукции (работ, услуг), формой движения изделий по рабочим местам.

Различают три типа организации производства:

1. Массовое производство – на протяжении длительного периода времени изготавливается большое количество однородных изделий. При массовом производстве создаются предпосылки для широкого использования специального оборудования, организации поточных линий, узкой специализации рабочих мест и самих рабочих и повышение на этой основе производительности труда.

2. Серийное производство предусматривает изготовление и обработку изделий партиями. Заказы в партии подбираются по общности технологии производства. Серии однородных изделий могут время от времени повторяться. По сравнению с массовым производством номенклатура изготовляемых изделий сужается, используется значительное количество специального оборудования. Производство характеризуется периодическими перерывами в работе оборудования для переналадки.

3. Единичное производство предполагает изготовление широкой номенклатуры не повторяющихся изделий или изредка повторяющихся вне всякой последовательности или закономерности. Используется в основном универсальное оборудование, рабочие должны быть высококвалифицированные, производительность труда самая низкая.

По экономическим показателям массовое производство является самым эффективным.

Негативные черты:

- высокая монотонность труда;

- однообразный ассортимент продукции;

- не всегда обеспечивается качество и конкурентоспособность продукции;

- при любом изменении конструкции изделия, технологического процесса, требуется серьезная переналадка производственных процессов, а нередко и остановка предприятия.

Единичное – антипод массового производства (широкая номенклатура изделий, мобильность производственных процессов и т.д.).

На предприятиях сферы сервиса используются в основном единичный и серийный тип производства. Причем серийный тип – в виде варианта производства мелкими партиями (сериями).

В зависимости от типа производства выбирается метод его организации.

Метод организации производства– способ сочетания организации производственного процесса во времени и пространстве.

На выбор метода организации производства влияют:

- тип производства;

- вид услуг (продукции, работ);

- размеры и масса изделий, изготавливаемых по заказам населения;

- количество изделий, подлежащих выпуску в единицу времени (год, квартал, месяц сутки);

- периодичность выпуска (регулярная или нерегулярная).

На предприятиях сферы сервиса используются три метода организации выполнения услуг:

1.Поточно - операционный методхарактеризуется:

- детальным расчленением производственного процесса на составляющие операции;

- закреплением операций за определенными рабочими местами и расположением последних по ходу технологического процесса;

- непрерывностью движения предметов труда в процессе выполнения услуг, работ, производства продукции. На предприятиях сферы сервиса элементы поточно – операционного метода используются при изготовлении одежды, трикотажных изделий, мебели, обуви мелкими сериями.

2.Бригадно – операционный методхарактеризуется тем, что:

- бригада осуществляет выполнение различных видов услуг;

- бригады могут быть как специализированными, так и комплексными, работающие с полным или частичным разделением труда;

- за рабочими местами закрепляется несколько операций;

- устанавливаются периодические перерывы в работе оборудования для переналадок;

- оборудование располагается по группам однотипных машин;

- обработка изделий осуществляется партиями по общности технологии обработки. На предприятиях сферы сервиса бригадно – операционный метод используется при выполнении услуг прачечных, химчисток и крашения оджды, по ремонту бытовых машин и приборов и д.р.

3. Индивидуальный методхарактеризуется тем, что:

- работы по выполнению услуг производятся одним рабочим от начала до конца на универсальных рабочих местах;

- специальное оборудование выделяется в отдельные рабочие места, предназначенные для использования всеми рабочими. Этот метод организации характерен для единичного типа производства. Используется практически при выполнении всех видов услуг.

В 2 Основы организации труда на предприятиях сферы сервиса

Организация труда неразрывно связана с организацией процесса оказания услуг.

Организация труда на предприятии– это система производственных взаимосвязей работников со средствами производства и друг с другом, образующая определенный порядок трудового процесса.

Элементы организации труда на предприятии:

- разделение труда – расстановка работников по рабочим местам и закрепление за ними определенных обязанностей;

- кооперация труда – установление системы производственной взаимосвязи между работниками;

- организация рабочих мест;

- организация обслуживания рабочих мест;

- разработка рациональных приемов и методов труда;

- установление обоснованных норм труда;

- создание безопасных и здоровых условий труда;

- воспитание дисциплины труда.

Функции организации труда:

1) Оптимизирующая функция проявляется в обеспечении соответствия уровня организации труда прогрессивному уровню технического оснащения процесса оказания услуг; в достижении научной обоснованности норм труда и интенсивности труда; в обеспечении соответствующего уровня оплаты труда его конечным результатом.

2) Функция формирования эффективного работника. Это осуществление на научной основе профессиональной ориентации и профессионального отбора работников, их обучения, систематического повышения квалификации.

3) Трудощадящая функция проявляется в создании благоприятных, безопасных и здоровых условий труда; в установлении рационального режима труда и отдыха; в облегчении тяжелого труда до физиологически нормальной величины.

4) Функция возвышения труда предполагает создание на предприятии условий для гармоничного развития человека; повышение содержательности и привлекательности его труда; устранение рутинных и примитивных трудовых процессов; обеспечение разнообразия труда и его гуманизации.

5) Воспитательная и активизирующая функции направлены на выработку дисциплины труда; развитие трудовой активности и творческой инициативы. Высокий уровень организации труда способствует формированию этих качеств работника, а чем выше качества исполнителей, тем выше уровень организации труда.

Формы разделения труда на предприятии:

- функциональное – в зависимости от характера выполняемых работниками функций на производстве и участия их в процессе оказания услуг. По этому признаку работники делятся на руководителей, специалистов, служащих и рабочих.

- технологическое – по фазам, видам работ, изделиям, узлам, деталям, технологическим операциям. Оно определяет расстановку работников в соответствии с технологией процесса оказания услуг и в значительной степени влияет на уровень содержательности труда.

- профессиональное– по специальностям и профессиям. Исходя из этой формы разделения труда, устанавливается потребная численность работников разных профессий.

- квалификационное– по сложности и точности работ в соответствии с профессиональными знаниями и опытом работы. Разделение труда здесь осуществляется по уровню квалификации работников, исходя из требуемой квалификации работ.

Результативность труда во многом зависит от того, насколько рационально осуществлена планировка рабочих мест в технологическом процессе выполнения услуг.

Основные задачи рациональной планировки рабочих мест:

- обеспечение кратчайшего пути перемещения предметов труда по рабочим местам;

- максимальное использование производственных площадей;

- создание возможностей перестройки технологических процессов в соответствии с потребностями рынка в кратчайшие сроки;

- обеспечение благоприятных условий труда персонала.

7. Понятие и показатели качества услуг и продукции.

Качество продукции – это совокупность свойств и характеристик, придающих продукции, работам, услугам способность удовлетворять обусловленные и предполагаемые потребности.

Качество как экономическая категория определяет степень полезности потребительной стоимости (продукции, работ, услуг) в конкретных условиях ее использования.

Качество продукции измеряется системой показателей, характеризующих отличительные признаки или свойства произведенного продукта.

Различают единичные, комплексные и обобщающие показатели оценки уровня качества продукции.

По общепризнанной классификации единичные показатели объединены в 10 групп:

1. показатели назначения, определяющие область применения продукции, ее производительность, эффект;

2. показатели надежности, включающие долговечность, безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность изделия;

3. показатели технологичности, характеризующие эффективность конструкторско-технологических решений;

4. показатели стандартизации и унификации, отражающие насыщенность изделия стандартизованными и унифицированными деталями, узлами, составными частями;

5. показатели эргономические, характеризующие удобство и безопасность эксплуатации изделий, удовлетворяющие предъявляемым антропометрическим, гигиеническим, психологическим, физиологическим требованиям;

6. показатели эстетические, характеризующие законченность форм, целостность композиции, выразительность и стабильность товарного вида изделия;

7. показатели патентно-правовые, обеспечивающие патентную защиту и патентную чистоту, конкурентоспособность изделия на внутрироссийском и мировом рынках;

8. показатели транспортабельности, определяющие приспособленность продукции к транспортировке;

9. показатели экологические, характеризующие уровень вредных воздействий на окружающую среду;

10. показатели безопасности, характеризующие ремонтопригодность, безопасность эксплуатации изделия при транспортировке и хранении.

Комплексные показатели позволяют оценивать качество продукции одновременно по нескольким или всем перечисленным выше единичным показателям.

Обобщающие показатели в отличие от единичных и комплексных показателей характеризуют не конкретные виды продукции, а уровень качества продукции в целом как соответствующей, например, мировым стандартам или новой продукции, поставляемой на экспорт.

Из сказанного выше можно отметить, что качествосогласно стандарту (ИСО серии 9000) – это конкретно-историческая категория с разной системой показателей, с критериями оценки уровня качества для различных видов товаров, продукции и услуг.

Для определения качества выпускаемой на предприятии продукции применяют систему общих показателей, в которую входят:

доля принципиально новых (прогрессивных) изделий в общем их объеме;

коэффициент обновления ассортимента продукции;

доля изготовленной продукции, на которую получены сертификаты;

доля производственного брака;

относительный объем сезонных товаров, реализованных по сниженным ценам и др.

На каждом предприятии на качество продукции влияют самые разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние.

К внутренним факторам относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, и их целесообразно классифицировать в следующие группы: технические, организационные, экономические, социально-психологические.

Технические факторы самым существенным образом влияют на качество продукции. Поэтому внедрение новой техники и технологии, применение новых материалов, более качественного сырья – материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции.

Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала, внедрением системы управления качеством и его сертификации, улучшением работы службы отдела технического контроля (ОТК) и другими организационными мероприятиями.

Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, затратами на обеспечение необходимого уровня качества продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.

Социально-психологические факторы в значительной мере влияют на создание здорового социально-психологического климата в коллективе, нормальных условий для работы, воспитание персонала в духе преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников за добросовестное отношение к работе – все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции. Иногда, даже трудно понять, какие факторы более важны для решения рассматриваемой проблемы – технические или социально-психологические.

Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции (если предприятие не является монополистом). К ним в первую очередь относятся: требования рынка, т.е. покупателей; конкуренция; нормативные документы в области качества продукции; необходимость завоевания достойного места как на внутреннем, так и на внешнем рынке; обеспечение имиджа фирмы в среде покупателей, деловых людей и др.

В основном все факторы, как внутренние, так и внешние, тесно связаны между собой и все они влияют на качество продукции.

Всегда необходимо помнить, что на каждом этапе развития предприятия степень влияния этих факторов неодинакова. Поэтому соответствующие службы предприятия должны их ранжировать по степени влияния и отдавать предпочтение тем из них, которые в наибольшей степени влияют на качество продукции. Это позволит с меньшими затратами и более эффективно управлять качеством продукции.

8. Факторы, формирующие качество услуг и продукции.

К внутренним факторам относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, и их целесообразно классифицировать в следующие группы: технические, организационные, экономические, социально-психологические.

Технические факторы самым существенным образом влияют на качество продукции. Поэтому внедрение новой техники и технологии, применение новых материалов, более качественного сырья – материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции.

Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала, внедрением системы управления качеством и его сертификации, улучшением работы службы отдела технического контроля (ОТК) и другими организационными мероприятиями.

Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, затратами на обеспечение необходимого уровня качества продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.

Социально-психологические факторы в значительной мере влияют на создание здорового социально-психологического климата в коллективе, нормальных условий для работы, воспитание персонала в духе преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников за добросовестное отношение к работе – все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции. Иногда, даже трудно понять, какие факторы более важны для решения рассматриваемой проблемы – технические или социально-психологические.

Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции (если предприятие не является монополистом). К ним в первую очередь относятся: требования рынка, т.е. покупателей; конкуренция; нормативные документы в области качества продукции; необходимость завоевания достойного места как на внутреннем, так и на внешнем рынке; обеспечение имиджа фирмы в среде покупателей, деловых людей и др.

В основном все факторы, как внутренние, так и внешние, тесно связаны между собой и все они влияют на качество продукции.

Всегда необходимо помнить, что на каждом этапе развития предприятия степень влияния этих факторов неодинакова. Поэтому соответствующие службы предприятия должны их ранжировать по степени влияния и отдавать предпочтение тем из них, которые в наибольшей степени влияют на качество продукции. Это позволит с меньшими затратами и более эффективно управлять качеством продукции.

 

9. Задачи и формы организации контроля качества услуг и продукции.

задачи

• разработка и реализация мероприятий по профилактике брака в производстве, предотвращению возникновения отклонений от утвержденных технологических процессов, предупреждению сбоев в работе, приводящих к ухудшению качества выпускаемой продукции;

• разработка и внедрение прогрессивных методов и средств технического контроля, способствующих росту производительности и фондовооруженности труда контролеров ОТК, повышению объективности проверок и облегчению работы персонала контрольных служб;

• объективный учет и комплексная дифференцированная оценка качества труда различных категорий персонала контрольной службы, определение достоверности результатов контроля;

• подготовка необходимых данных для последующей централизованной обработки информации о фактическом состоянии и изменении основных условий и предпосылок производства высококачественной продукции (качества поставляемых по кооперации сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и т. п., качества труда работающих, состояния технологической дисциплины в цехах и на участках и т. д.), а также информации о достигнутом уровне качества выпускаемой продукции;

• проведение работ по расширению внедрения самоконтроля основных производственных рабочих (в частности, формирование перечня технологических операций, передаваемых на самоконтроль качества, оснащение рабочих мест необходимыми контрольно-измерительными приборами, инструментом, оснасткой и документацией, специальное обучение рабочих, выборочный контроль Деятельности исполнителей, переведенных на работу с личным клеймом, оценка результатов внедрения самоконтроля в производстве и т. д.);

• проведение специальных исследований динамики качества изделий в процессе их эксплуатации, предполагающих организацию эффективной информационной взаимосвязи между поставщиками и потребителями по вопросам качества продукции;

• планирование и технико-экономический анализ различных аспектов деятельности службы контроля качества продукции;

• координация работы всех структурных подразделений отделов и управлений технического контроля предприятия;

• периодическое определение абсолютной величины и динамики затрат на контроль качества продукции, влияния профилактичности, достоверности и экономичности технического контроля на качество изделий и основные показатели деятельности предприятия, оценка эффективности работы контрольной службы.

По результатам мероприятий по контролю должностное лицо органа госконтроля составляют акт установленной формы в двух экземплярах. В акте проверки указываются; 1) дата, время и место составления акта проверки;

2) наименование органа государственного или муниципального контроля;

3) дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя контрольного органа;

4) фамилии, имена, отчества и должности лиц (или лица), проводивших проверку;

5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, а также руководителя или иного уполномоченного должностного лица, присутствовавшего при проведении проверки, и их должность;

6) дата, время, продолжительность и время проведения проверки;

7) сведения о результатах проверки, в том числе и выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и лицах, допустивших нарушения;

8) сведения об ознакомлении и отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя или иного должностного лица проверяемой организации или индивидуального предпринимателя;

9) подписи должностного лица (лиц), проводившего проверку.

10. Роль обслуживания потребителей в повышении конкурентоспособности предприятий сферы сервиса.

Характерной особенностью предприятий и организаций сферы сервиса является взаимодополняющее сочетание процессов производства услуги и обслуживание населения. В этой сфере отсутствует звено отделяющее производителя услуг от потребителя.

Поэтому организация обслуживания будет в значительной степени влиять на положительное или негативное восприятие потребителям предприятия и его услуг.

Предметом изучения в данной системе служит взаимоотношение которые складываются между предприятием сферы сервиса и потребителями услуг в связи с предоставлением, получением услуг. На практике процесс обслуживания охватывает широкий круг вопросов связанных с приемом оформлением и выдачи заказа.

Процессы производства услуг и обслуживания населения взаимосвязаны.

На работу с потребителем влияет ряд факторов:

Естественное противоречие между интересами предприятий оказывающие услуги и их потребителями (у потребителя одна цель у продавца другая)

Причины, препятствующие обращения потребителей на предприятии сферы сервиса

До посещения предприятия (дорого)

Во время посещения (плохое обслуживание, обстановка-интерьер)

После посещения (некачественное оказание услуг)

Непосредственное отношение к работе с потребителем

Различия субъективных требований потребителя к качеству услуг и обслуживанию (качественно и комфортно, или дешево неважно какого качества)

Возможности и масштабы самого предприятия сферы сервиса

Таким образом, основные цели работы с потребителем состоят в следующем:

Привлечение клиента

Обеспечение положительного сотрудничества с ним

Стремление сделать его постоянным клиентом

Использование потребителя как носителя положительной информации о предприятии

11. Основы организации обслуживания потребителя.

Главная задача организации и обслуживания потребителей- это разработка и внедрение рациональных форм и методов обслуживания. Повышение эффективности обслуживания достигается за счет проведения систематической работы в следующих направлениях:

Внедрение прогрессивных форм обслуживания

Рациональное размещение подразделения предпрития осуществляющих прием и выдачу заказов (максимально приблизится к потребителям и достигнуть минимальных затрат производственных ресурсов)

Установление наиболее удобного режима работы предприятий и подразделений непосредственно оказывающих услуги населению

Режим работы должен создавать удобства заказчиком при пользовании услугами, способствовать достижению экономической эффективности деятельности предприятий и обеспечить оптимальный режим труда и отдыха работников сферы сервиса.

Соблюдение сроков исполнения заказов, при этом потребителю необходимо сообщать точные сведения о сроках исполнения наладить с ним тесные коммуникации.

Предприятию целесообразно ввести систему последующих расчетов и контролировать сроки исполнения заказов.

Повышение культуры обслуживания- это совокупность условий в которых происходят процесс общения работников сферы услуг с потребителем. Культура обслуживания складывается из трех составляющих:

Этика общения

Эстетика обслуживания

Реклама услуг

12. Характеристика видов услуг и форм обслуживания потребителя.

Одним из наиболее важных направлений позволяющих повысить качество обслуживания является: внедрение прогрессивных его форм.

Форма обслуживания- это определенная система организации оказания услуг потребителю.

Прогрессивность форм обслуживания характеризуется сокращением временем затрачиваемого на получении услуг и созданием наибольших удобств для потребителя.

Классификация форм обслуживания:

По месту оказания услуги

В стационарных подразделениях

Передвижные мастерские и ремонтные кухни

На дому

По месту работы

По месту проживания (гостиница)

По способу приемов заказов и заявок на услуги

По телефону

По почте в т.ч. Интернет

Через сеть приемных пунктов при непосредственном контакте заказчиков

Через сеть камерохранений

По срокам исполнения заказа

В обычные сроки

Срочное

Экспресс исполнение

По методу организации взаимодействия с потребителем

Самообслуживание

Договорное

По предварительной записи

По образцам, чертежам и эскизам заказчика

По способу расчета с заказчиком

Наличный и безналичный расчет

До получения услуги (100% предоплата)

В два срока, аванс (после получения услуги)

Комплексное обслуживание используется в том случае, когда предприятие оказывает основные и дополнительные услуги. В это случае клиент сам определяет спектр услуг.

13. Принципы и способы регулирования оплаты труда.

Понятие оплаты труда и заработной платы Одним из прав закрепленных Конституцией РФ ст. 37 является право каждого на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда. Среди отраслевых принципов трудового права, применительно к данной теме, можно назвать право работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него и его семьи, и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда. Названный конституционный принцип реализуется в трудовом праве через институт оплаты труда. В трудовом законодательстве различается два понятия «оплата труда» и «заработная плата», которые имеют различное содержание и соотносятся между собой как общее и частное. Трудовое право рассматривает заработную плату как элемент трудового правоотношения. Оплата труда – это урегулированное трудовым законодательством, локальными нормативными актами и трудовым договором система отношений между сторонами трудового договора по поводу установления и осуществления работодателем выплат работнику за его труд. Заработная плата – это только часть оплаты труда, представляющая собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполненной работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Заработная плата — это заработанная за уже произведенный труд плата, и работодатель обязан ее систематически выплачи­вать. Она является основным законным источником удовлетво­рения материальных и духовных потребностей работника. Понятие «оплата труда» является более широким по отношению к термину «зара­ботная плата», так как включает в себя всю совокупность отно­шений, связанных с установлением, регулированием и предостав­лением работнику выплат за его труд. Принципы и методы регулирование оплаты труда Основные составляющие трудового права применительно к оплате труда сформулированы в ТК РФ на основе положений конвенций МОТ, в частности на Конвенциях: № 95 «Об охране заработной платы» (1949 г.); № 100 «О равном воз­награждении мужчин и женщин за труд равной ценности» (1951 г.); № 131 «Об установлении минимальной заработной платы» (1970 г.), а также на других международных нормах, ка­сающихся заработной платы. Современное российское трудовое законодательство закрепляет следующие правовые принципы организации оплаты труда: › за равноценный труд производится равная оплата, без какой-либо дискриминации; › оплата труда зависит от трудового вклада работника и максимальным размером не ограничивается; › минимальный размер оплаты труда устанавливается государством, ниже которого заработная плата не может быть установлена; › дифференцированная оплата труда в зависимости от его сложности (квалификации), тяжести, вредности и условий труда; › оплата конкретного работника устанавливается соглашением сторон трудового договора; › форма, система и тарифы оплаты труда устанавливаются коллективными соглашениями; › темпы роста производительности труда должны опережать темпы роста оплаты труда. Основной особенностью института оплаты труда на современном этапе рыночных экономических отношений является отказ государства от прямого централизованного регулирования оплаты труда большинства работников. Такой подход сохранился только в организациях бюджетной сферы. В настоящее время существует два метода правового регулирования оплаты труда – централизованный (государственный) и децентрализованный (локальный - договорный). Правовая организация заработной платы, создаваемая двумя методами - централизованным и договорным, - включает установ­ление:

1) государственного минимума заработной платы и система­тический его пересмотр в соответствии с изменением прожиточ­ного минимума;

2) дифференциации в оплате труда через тарифную сис­тему и в локальном порядке, в том числе путем надбавок и доплат;

3) на каждом производстве конкретных форм, систем и тари­фов оплаты труда и размеров ее для каждого работника, а также норм труда и сдельных расценок.

В правовую организацию заработной платы входят также: = уста­новление в централизованном и локальном договорном порядке тарифных ставок (окладов), тарификация работ, тарифных разря­дов, тарифных сеток и всей тарифной системы. = система основных государственных гарантий по оплате труда работников. Оплата труда по трудовому договору отличается от оплаты по гражданско-правовому договору: по трудовому договору гражданско-правовому договору выплачивается систематически за произведенную работу это цена овеществленного результата труда, оплачиваемая разово до или после выполнения работы состоит из основной и дополнительной выплат представляет собой единую выплату регулируется законодательством и имеет правовую организацию регулируется только соглашением сторон при определенных условиях может быть повышена или понижена, что служит стимулированием труда размер оговаривается за ранее и, как правило, не может быть изменен заказчиком. государством установлен минимум размера заработной платы, ниже которого труд не может оплачиваться минимальный размер не установлен и зависит только от соглашения сторон Минимальный размер заработной платы Каждый гражданин, работающий по трудовому договору, имеет право на труд с оплатой без какой бы то ни было дис­криминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Государство не допускает даже по обоюдному соглашению сторон трудового договора уста­навливать оплату труда ниже минимального ее размера, преду­смотренного законом. Данное положение соответствует Конвенции МОТ № 26 «О создании процедуры установления минимальной заработной платы» 1928 г. Положения этой Конвенции нашли отражение в нашем национальном трудовом законодательстве. Месячная оп­лата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), не может быть ниже уста­новленного минимального размера оплаты труда. Минимальный размер заработной платы вводится организа­циями, финансируемыми из бюджетных источников,— за счет средств соответствующих бюджетов, а другими организация­ми — за счет собственных средств.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом одновременно на всей территории Российской Федерации и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. Порядок и сроки введения размера минимальной оплаты труда, равной прожиточному минимуму, устанав­ливаются федеральным законом. Порядок расчета прожиточного минимума и его величина устанавливаются федеральным законом. В минимальный размер заработной платы не входят доплаты, надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также по­вышения оплаты при отклонении от нормального рабочего вре­мени (сверхурочной, ночной работы и др.), поскольку минимальная оплата относится к основной заработной плате, а указанные выплаты — к дополнительной (т. е. выплачиваются сверх этой за­работной платы). В районах и местностях с неблагоприятными климатически­ми условиями, в которых установлены районные коэффициенты и северные надбавки, минимальная заработная плата определяет­ся с их применением, т. е. повышается на их размер. Государственный минимальный размер заработной платы не применяется при работе с неполным рабочем временем. В связи с ростом стоимости жизни законодательство преду­сматривает индексацию денежных доходов и сбережений граж­дан. Индексация оплаты труда предусмотрена Законом РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан РСФСР» от 24 октября 1991 г., который практически не при­меняется. Повышение минимального размера заработной платы производится на основании вновь принимаемого федерального закона. Минимальная заработная плата должна соответствовать про­житочному минимуму.

14. Формы и системы оплаты труда.

Под системой оплаты труда понимается определенная взаимосвязь между показателями, характеризующими меру труда и меру его оплаты в пределах и сверх норм труда, гарантирующая получение работником заработной платы в соответствии с фактически достигнутыми результатами труда (относительно нормы) и согласованной между работодателем и работником ценой его рабочей силы.

Форма заработной платы– это тот или иной класс систем оплаты, сгруппированных по признаку основного показателя учета результатов труда при оценке выполненной работником работы с целью его оплаты.

Формы и системы оплаты труда являются составными эле­ментами организации заработной платы.На практике применяются две формы заработной платы — сдельная и повременная.

Повременная форма оплаты труда обычно применяется в сле­дующих случаях:

если рабочий не может непосредственно влиять на увеличение выпуска продукции, который зависит от производитель­ности машины, аппарата или агрегата;

если по объективным причинам отсутствуют нормы труда;

если обеспечение высокого качества продукции является главным показателем работы;

если рабочее место находится на конвейере с регламенти­рованным ритмом;

если рабочий занят обслуживанием оборудования.

Сдельная форма оплаты труда стимулирует прежде всего увели­чение количества продукции. Она применяется на производстве с преобладанием ручного или машинно-ручного труда, где можно непосредственно учесть количество и качество выполненной рабо­ты и есть необходимость стимулировать рост объема товара. Сдель­ную форму оплаты труда целесообразно применять при:

наличии норм времени или выработки;

возможности учета количества и качества труда;

необходимости увеличения количества продукции на конкретном рабочем месте.

Система оплаты труда показывает механизм расчета тарифной заработной платы и премиальных выплат. Существует несколько систем оплаты труда: повременная простая, повременно-преми­альная, сдельная простая, сдельно-премиальная, сдельно-прогрес­сивная, сдельная косвенная, сдельная бригадная, аккордная.

Повременная простая заработная плата (ЗПп) рассчитывается так:

ЗПп = Часовая тарифная ставка х Отработанное время

Повременно-премиальная заработная плата (ЗПпп):

ЗПпп= Часовая тарифная ставка х Отработанное время х коэффициент премирования,

Сдельная простая заработная плата (ЗПС): ЗПС= Расценка х Количество изделий.

Расценка — это тарифная заработная плата за изделие, опера­цию или работу.

Расценка =Часовая тарифная ставка/норма выработки (час)

или

Расценка = Часовая тарифная ставка х Норма времени в часах

Сдельно-премиальная заработная плата (ЗПСП):

ЗПСП = Расценка х Количество изделий х коэффициент премирования

Сдельно-прогрессивная заработная плата (ЗПср) рассчитывает­ся так: выработка рабочего в пределах нормы (базы) оплачивает­ся по основным расценкам, а сверх нормы — по повышенным.

Сдельная косвенная заработная плата (ЗПС.К) устанавливается для стимулирования эффективной работы обслуживающего пер­сонала. Так, наладчик получает заработную плату в зависимости от количества продукции, выпущенной основными рабочими. Расценка для наладчика рассчитывается исходя из его часовой тарифной ставки и выработки рабочего основного производства.

Сдельная бригадная заработная платаимеет много ва­риантов расчёта. Основной смысл бригадной сдельщины состоит в стимулировании высокопродуктивного труда всех членов бри­гады. В зависимости от результатов работы каждого члена брига­ды за день (или. за месяц) устанавливается коэффициент трудо­вого участия — КТУ. Зарплата между членами бригады распреде­ляется по КТУ.

Аккордная заработная платарассчитывается следую­щим образом. Нормируется трудоемкость работы на плановую продолжительность рабочего периода (день, неделя, месяц). Ес­ли выполняется работа раньше или позже установленных сро­ков, то оплата труда при заданном качестве работы остается не­изменной. Например, бригада получила задание выполнить ра­боту стоимостью 10 тыс. руб. за;неделю. Независимо от того, выполнена работа за 4 или за 10 дней, оплата остается на уровне 10 тыс. руб.

Наибольшую сложность при организации заработной платы представляет разработка системы оплаты труда руководителей и специалистов в связи с отсутствием количественных показате­лей оценки их труда. Основой организации их заработной платы являются должностные оклады, то есть месячная тарифная зара­ботная плата. Кроме того, предусматривается перечень надбавок и доплат за конкретные результаты работы, а также система премирования за общие и индивидуальные показатели функциональной деятельности. На предприятиях возможны специальные системы премирования: за выполнение особо важных заданий, рационализаторскую работу и др. Условия, порядок и показатели, влияющие на размер оплаты труда руководителей и специалистов, как правило, отражаются в контракте, который заключается между администрацией субъ­екта хозяйствования и работником.

15. Сущность тарифной системы оплаты труда.

Тарифная система представляет собой совокупность норма­тивных материалов, регулирующих уровень основной заработной платы в зависимости от квалификации, условий труда, должности работника, размеров предприятия. Она является инструментом, с помощью которого практически учитывается большинство прин­ципов организации заработной платы. Тарифная система включает:

• тарифную ставку (часовую или месячную) первого разряда;

• тарифные коэффициенты по разрядам (тарифную сетку);

• тарифно-квалификационные справочники;

• районные коэффициенты.

Тарифная система разрабатывается государственными органа­ми управления и рекомендуется для применения на предприяти­ях. Субъекты хозяйствования самостоятельно принимают реше­ние о полном или частичном использовании рекомендаций. На предприятии может быть установлена более высокая тарифная ставка первого разряда и своя тарифная сетка при наличии фи­нансовой возможности и необходимости повышения заработной платы персоналу. Государство устанавливает размер прожиточно­го минимума, ниже которого оплата труда опускаться не может.

Государство, профсоюзы и работодатели совместно устанавлива­ют уровень и динамику оплаты труда в Генеральном соглашении на год или на ряд лет. На предприятиях администрация и работ­ники (или профсоюз) заключают коллективный договор, в кото­ром предусматриваются некоторые положения оплаты труда.

Тарифная сетка состоит из разрядов и соответствующих тарифных коэффициентов. Она может быть единой для всего предприятия или подразделяться для некото­рых групп работающих: для рабочих и служащих, для основных и вспомогательных рабочих.

Тарифная ставка первого разряда должна быть не ниже уровня прожиточного минимума. Заработная плата рабочих зависит от квалификации.(1 — 8-й разряды) и находится в диапазоне от 1 до 3 окладов.

Применительно к рабочим можно составить более детализи­рованную тарифную сетку, учитывающую квалификацию, усло­вия и формы оплаты труда.

Отличие данной тарифной сетки состоит в том, что в ней да­ются не только коэффициенты соотношения оплаты труда, но и часовые тарифные ставки или месячные оклады. Устанавлива­ется более высокая межразрядная разница для низких разрядов.

Тарифная сетка должна быть простой и понятной для рабочих, а также ста­бильной на протяжении ряда лет, чтобы не создавать напряженность в трудовом коллективе по поводу непредвиденного уменьшения оп­латы труда. Тарифная ставка первого разряда периодически может меняться при высокой инфляции в государстве, что вызвано необ­ходимостью приведения в соответствие номинальной и реальной за­работной платы.

Номинальная заработная плата выражается количеством де­нежных единиц, полученных работником.Реальная заработная плата характеризуется потребительной способностью нацио­нальной валюты. Сопоставление проводится через так называе­мую потребительскую корзину, в которой представлен опреде­ленный набор продуктов питания, услуг и предметов потребле­ния в расчете на одного человека трудоспособного возраста. При низком уровне инфляции и стабильной макроэкономике часовая тарифная ставка первого разряда как основной элемент тарифной системы остается неизменной на протяжении нес­кольких лет.

Третий элемент тарифной системы — тарифно-квалификаци­онный справочник — является нормативным документом, на осно­вании которого производится тарификация работ и рабочих, то есть отнесение каждой работы к соответствующему тарифному разряду и присвоение рабочим тарифных разрядов. Существует два вида тарифно-квалификационных справочников: единый — для рабочих сквозных профессий (электрики, слесари, сантехни­ки и т.д.) и отраслевой — для рабочих отдельных отраслей.

Присвоение рабочим определенного тарифного разряда осуществляется специальной квалификационной комиссией предприятия. Рабочим специальностям обучают в отраслевых профессионально-технических учебных заведениях и выдают со­ответствующий документ установленного образца, удостоверяю­щий специальность и квалификацию рабочего. По каждой про­фессии в тарифно-квалификационных справочниках дается крат­кая характеристика подлежащих выполнению работ, а также описание того, что рабочий должен знать. Приводятся примеры работ, которые он должен уметь выполнять.

Четвертый элемент тарифной системы — районные коэффици­енты к заработной плате, компенсирующие различия стоимости жизни в особых природно-климатических условиях или эколо­гической обстановке.

Тарифная система позволяет соизмерять конкретные виды труда, оценивать их количество и качество, учитывая сложность и различные условия труда.

Тарифная заработная плата рассчитывается в соответствии с тарифной ставкой первого разряда, применяемой тарифной сеткой с учетом районных коэффициентов.Основная заработная плата включает тарифную заработную плату и премию по суще­ствующему на предприятии положению. Кроме этого, основной персо­нал получаетдополнительную заработную плату, состоящую из различных доплат (за работу в ночное время, за обучение уче­ников и т.д.), предусмотренных в трудовом законодательстве, генеральном соглашении правительства, работодателей и проф­союза, а также в коллективном договоре администрации пред­приятия и трудового коллектива.

Общий уровень оплаты труда зависит от следующих основ­ных факторов:

результатов хозяйственной и финансовой деятельности;

кадровой политики;

уровня безработицы в регионе, городе, среди работников соответствующей специальности;

влияния профсоюза, конкурентов и государства.

16. Понятие внутрифирменного планирования в условиях рынка.

Понятие планирование деятельности фирмы имеет два смысла. Первый - общеэкономический, с точки зрения общей теории фирмы, ее природы. Второй - конкретно-управленческий. Здесь планирование из функций менеджмента, умение предвидеть будущее приятия и использовать это предвидение. Обе стороны планирования тесно связаны между собой. Возможность планирования как конкретного вида деятельности вытекает из природы фирмы, напрямую определяется общими условиями хозяйствования. Весь материал - это показ конкретных способов и методов планирования как управленческой функции. Но для серьезного понимания смысла планирования необходимо определить обе его стороны.

Обще экономическое понимание планирования.

Планирование как антипод механизма цен.

С обще экономической точки зрения планирование - это механизм который заменяет цены и рынок. В рамках рыночной системы главным координатором действий ее участников являются цены. Именно цены определяют выгодные для продавцов и покупателей объемы и способы производства и потребле­ния товаров. Фирма как участник рыночной системы также вынуждена подчиняться ценовому механизму, закону спроса и предложения, по­скольку не имеет возможности отменить их действие. Поэтому в окру­жающем мире рынка фирма - всего лишь клетка большого организма, общая роль которой в основном не осознаётся ею. Однако во внутренней среде каждой хозяйственной единицы механизм цен вытеснен сознательными действиями и авторитет­ными решениями предпринимателей и менеджеров. Предпринима­тель осознанно определяет основные направления внутрифирмен­ной деятельности. Следовательно, внутренняя природа фирмы основывается на системе плановых решений.

Таким образом, участники внутрифирменной деятельности теряют свободу действий, характерную для самостоятельных и не за­висимых друг от друга субъектов рынка, их поведение оказывается под контролем управляющих предприятием.

Почему планирование как система волевых, сознательно принимаемых решений вытесняет рынок во внутренней деятельности фирмы? У экономистов есть несколько ответов на этот вопрос.

1. Ограниченные размеры фирмы позволяют контролировать действия, происходящие внутри её, и таким образом сводить к минимуму неопределенность рыночной среды и ее негативные последствия.

2. Применяя планирование, фирма устраняет те издержки, которые она могла бы иметь, если бы все действия внутри фирмы совершались на основе купли-продажи. Ведь всякой торговой сдел­ке (трансакции) сопутствуют так называемые трансакционные издержки: затраты на поиски покупателя и/или продавца проведение переговоров о предмете сделки, оплата услуг консультантов и т.п. Отменяя отношения купли-продажи, предприятие устраняет дополнительные затраты. Осуществляя административную функцию, связанную с волевым руководством и принятием решений, предприниматель занимается планированием также в более узком смысле как разновидностью управленческой деятельности.

17. Принципы и методы планирования.

Впервые общие принципы планирования сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действий или планов предприятия им были сформулированы пять принципов:

- п ринцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Этот принцип особенно важен в условиях свободных рыночных отношений, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях;

- принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия, то есть все разделы годового плана должны быть тесно увязаны в единый комплексный план. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях планирования и управления;

- принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки;

- принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия;

- принцип точности планов определяется многими факторами, как внешними, так и внутренними. Но в условиях рыночной экономики точность планов трудно соблюсти. Поэтому всякий план составляется с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния, положения на рынке и других факторов.

 

В современной практике планирования помимо рассмотренных классических широкую известность имеют общеэкономические принципы:

1. Принцип комплексности. На каждом предприятии результаты экономической деятельности различных подразделений во многом зависят от уровня развития техники, технологии, организации производства, использования трудовых ресурсов, мотивации труда, доходности и других факторов. Все они образуют целостную комплексную систему плановых показателей, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к соответствующим изменениям многих других экономических показателей. Поэтому необходимо, чтобы принимаемые плановые и управленческие решения были комплексными, обеспечивающими учет изменений как в отдельных объектах, так и в конечных результатах всего предприятия.

2. Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Известно, что всякий эффект в конечном итоге заключается в экономии различных ресурсов на производство единицы продукции. Первым показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами.

3. Принцип оптимальности подразумевает необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив.

4. Принцип пропорциональности, т.е. сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия.

5. Принцип научности, т.е. учет последних достижений науки и техники.

6. Принцип детализации, т.е. степени глубины планирования.

7. Принцип простоты и ясности, т.е. соответствия уровню понимания разработчиков и пользователей плана.

Следовательно, основные принципы планирования ориентируют предприятие на достижение наилучших экономических показателей. Многие принципы тесно взаимосвязаны и переплетены между собой. Некоторые из них действуют в одном направлении, например, эффективность и оптимальность. Другие, например гибкость и точность, в разных направлениях. Наряду с рассмотренными важнейшими принципами планирования большое значение в рыночной экономике имеют принципы участия и холизма в разработанном Р.Л Акоффом новом методе интерактивного планирования.

Принцип участия показывает активное воздействие персонала на процесс планирования. Он предполагает, что никто не может планировать эффективно для кого-то другого. Лучше планировать для себя – неважно насколько плохо, чем быть планируемым другими – неважно насколько хорошо. Смысл этого: увеличить свои желания и способности удовлетворить потребности как собственные, так и чужие. При этом главная задача профессиональных плановиков состоит в стимулировании и облегчении планирования другими для себя.

Принцип холизма состоит из двух частей:

- принцип координации устанавливает, что деятельность ни одной части предприятия нельзя планировать эффективно, если ее выполнять независимо от остальных объектов данного уровня, а возникшие проблемы необходимо решать совместно;

- принцип интеграции определяет, что планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффективным без взаимосвязи планов на всех уровнях. Поэтому для ее решения необходимо изменение стратегии другого уровня.

Согласно принципу холизма следует, что чем больше уровней и элементов в системе, тем выгодней планировать одновременно и во взаимозависимости. Эта концепция планирования «сразу всеми» противостоит последовательному планированию как сверху вниз, так и снизу вверх.

Существуют также такие принципы планирования, как централизованный, децентрализованный и комбинированный.

В зависимости от главных целей или основных подходов используемой информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы планирования: экспериментальные, нормативные, балансовые, расчетно-аналитические, программно-целевые, отчетно-статистические, экономико-математические и другие.

Расчетно-аналитический метод основан на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязи, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов.

Экспериментальный метод – это проектировка норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов.

Отчетно-статистический метод состоит в разработке проектов планов на основе отчетов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристики деятельности предприятия.

18. Система планов предприятия и порядок их реализации.

В хозяйственной практике отечественных предприятий общепризнано выделяются две основные системы или вида рыночного планирования: технико-экономические и оперативно-производственные.

Технико-экономическое планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производства на основе учета взаимодействия спроса и предложения на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели и т.п.

Оперативно-производственное планирование является следствием технико-экономического и представляет собой его последующие развитие и завершение. На данном этапе устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехом, участком и рабочим местом, осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью корректировки процесса производства.

Система планов на предприятии может быть систематизирована по таким основным классификационным признакам как:

1) по содержанию следует выделить: технико-экономические, оперативно-производственные, организационно-технические, социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансовые, бизнес-планирование, стратегическое, программное и другие;

2) по времени охвата планирование бывает краткосрочным или текущим (один год, квартал, декада или неделя), среднесрочным в пределах (1-3 лет) и долгосрочным или перспективным (от 3 до 10 лет);

3) по типам целей планирование может быть оперативным, тактическим, стратегическим и нормативным. Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей (например, завоевать лидерство на рынке сбыта продукции). Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или текущих для предприятия результатов. Нормативное планирование требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В таком планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии предприятия. Содержание рыночного планирования на предприятиях определяется такими взаимосвязанными внешними и внутренними факторами, как потребители и поставщики, объект и система показателей, методы и технология составления планов и т.п.

19. Характеристика и показатели плана маркетинга.(презентация)

План маркетинга — документ, основополагающей частью стратегического плана развития компании, в котором устанавливаются рыночные цели и обозначаются методы их достижения.

Стратегический план маркетинга, разрабатываемый на 3 – 5 лет, содержит долгосрочные цели и определяющие маркетинговые стратегии с указанием ресурсов, необходимых для их реализации. Стратегический маркетинговый план уточняется и пересматривается ежегодно, на его основе составляется годовой план маркетинга.

 

Оперативный план маркетинга (годовой план маркетинга) описывает текущую маркетинговую ситуацию, цели деятельности на рынке, маркетинговые стратегии на текущий год. В его состав включается программа мероприятий, ресурсное, в том числе и финансовое обеспечение.

Маркетинговый план компании является ключевым при планировании деятельности, наряду с бюджетом, производственным планом, планом продаж. Годовой план предприятия, соответственно, устанавливает общие цели предприятия, однако для работе в конкурентной среде маркетинг - усилия на рынке - являются основной функцией предприятия. Всвязи с этим, план маркетинга доминирует по значению

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...