Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика для исследования личностныхособенностей




№ 4 Методика «Эмоциональные лица» (Н. Я. Семаго)

Данная методика была разработана Н.Я. Семаго в 1993 г. и предназначена для оценки возможности адекватного опознания эмоционального состояния, точности и качества этого опознавания. Также при работе с методикой возможна косвенная оценка межличностных взаимоотношений, в том числе выявление контрастных эмоциональных «зон» в общении с детьми или взрослыми. В качестве стимульного материала используются две серии изображений эмоциональной лицевой экспрессии.

1-я серия (3 изображения) состоит из контурных (схематичных) изображений лиц. В схематичном виде проводятся следующие эмоциональные выражения:

1. Злость (гнев);

2. Печаль (грусть);

3. Радость.

Эмоциональная экспрессия на контурных изображениях обозначена наиболее этологически значимыми элементами лица: характерным для каждого варианта пространственным расположением уголков рта и положения бровей.

2-я серия (14 изображений) заключает в себе изображения конкретных лиц детей (мальчиков и девочек: по 7 изображений соответственно). В методике используются фотографии со следующими эмоциональными выражениями:

1. Явная радость;

2. Страх;

3. Сердитость;

4. Приветливость;

5. Удивление;

6. Обида;

7. Задумчивость.

Методика используется для работы с детьми от 3 до 11-12 лет.

Критерии оценки.

Высокий уровень – развёрнутый и подробный ответ, способность адекватно обозначать эмоциональные состояния и оценивать лицевую экспрессию; высокая способность к оречевлению собственных переживаний.

Средний уровень – ответы на вопросы с помощью; трудности в опознании и назывании абстрактных изображений, оценивает настроение и называет эмоции с помощью взрослого.

Низкий уровень - задание не выполняет даже с помощью вопросов, не называет настроение, не может показать его на себе.

ПРИМЕР выведения результатов

В результате диагностики получены следующие даные: у 47% детей повышенный уровень тревожности, низкий уровень воображения, неадекватная оценка эмоционального состояния, точности и качества этого опознания, недостаточное соотнесение с личными переживаниями, у 45% низкий уровень взаимоотношений как внутри группы, так и с близкими.

По результатам выполнения методики СОМОР выявлено, что у большинства детей снижена самооценка. 50% имеют низкий уровень притязаний на успех, отмечается наличие беспокойства, неуверенности в своих силах. Данная методика проводилась перед методикой ЦТО с целью выявления наиболее значимых для ребенка взрослых и детей, входящих в референтную группу.

При анализе теста ЦТО выявила, что при раскладке у 45% детей на первые места выходят темные цвета, а основные цвета представлены в конце раскладки, что свидетельствует о наличии тревожности, агрессивности и импульсивности у детей. Помимо этого, у 30% детей была выявлена низкая степень эмоциональной близости со значимыми взрослыми.

При работе с методикой «Эмоциональные лица» оценка эмоционального состояния у 40% детей вызывала большие трудности, вплоть до полной невозможности опознания эмоционального выражения, даже на уровне ярких реалистичных изображений (изображения 1,3,6). Обращает на себя внимание фиксация на отдельных деталях лица, чаще всего на зубах – там, где зубы видны, даже при улыбке, само лицо оценивается как злое.

При анализе результатов методики «Контурный САТ-Н» у 50% детей было отмечено частое повторение тем сюжетов, что говорит о неспособности ребенка выйти из «инертного» круга одной и той же темы

ПРИМЕР выведения результатов

В результате диагностики получены следующие даные: у 47% детей повышенный уровень тревожности, низкий уровень воображения, неадекватная оценка эмоционального состояния, точности и качества этого опознания, недостаточное соотнесение с личными переживаниями, у 45% низкий уровень взаимоотношений как внутри группы, так и с близкими.

По результатам выполнения методики СОМОР выявлено, что у большинства детей снижена самооценка. 50% имеют низкий уровень притязаний на успех, отмечается наличие беспокойства, неуверенности в своих силах. Данная методика проводилась перед методикой ЦТО с целью выявления наиболее значимых для ребенка взрослых и детей, входящих в референтную группу.

При анализе теста ЦТО выявила, что при раскладке у 45% детей на первые места выходят темные цвета, а основные цвета представлены в конце раскладки, что свидетельствует о наличии тревожности, агрессивности и импульсивности у детей. Помимо этого, у 30% детей была выявлена низкая степень эмоциональной близости со значимыми взрослыми.

При работе с методикой «Эмоциональные лица» оценка эмоционального состояния у 40% детей вызывала большие трудности, вплоть до полной невозможности опознания эмоционального выражения, даже на уровне ярких реалистичных изображений (изображения 1,3,6). Обращает на себя внимание фиксация на отдельных деталях лица, чаще всего на зубах – там, где зубы видны, даже при улыбке, само лицо оценивается как злое.

При анализе результатов методики «Контурный САТ-Н» у 50% детей было отмечено частое повторение тем сюжетов, что говорит о неспособности ребенка выйти из «инертного» круга одной и той же темы

№ 5. Проективные методы исследования личности

Методика «Лесенка»

Данные, полученные при исследовании по этой методике, также позволяют судить о типе самооценки. В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Процедура проведения:

Ребенку показывают рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек. Посредине нужно расположить фигурку ребенка. Взрослый говорит: «Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (девочка). На ступеньку выше ставят хороших детей, чем выше, тем лучше дети. А на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей, еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке окажутся самые плохие дети. Покажи, на какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставят мама (воспитательца); твой друг (подруга)?»

Анализируемые показатели:

- ценностные ориентации;

- представления о самом себе;

- степень благополучия отношений ребенка к себе и другим;

Результат:

Завышенная самооценка – ребенок после некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

Адекватная самооценка – обдумав задание, ребенок ставит себя на 3-ю или 5-ю ступеньку снизу, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

Заниженная самооценка – ребенок ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала»., о наличии стереотипии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...