Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трезвучие. Виды трезвучий.




 

Трезвучие – это аккорд из трёх звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.

Названия звуков трезвучия: нижний - основной тон (это звук, от которого все другие можно расположить по терциям), средний - терцовый тон (это звук, расположенный на расстоянии терции от главного), верхний - квинтовый тон (это звук, расположенный на расстоянии квинты от главного)

Виды трезвучий:

мажорное – до-ми-соль(обозначается Б53, имеет формулу б.3+м.3),

минорное – ля-до-ми ( М53, состоит из м.3+б.3),

увеличенное –до-ми-соль #( Ув.53, состоит из б.3+б.3),

уменьшённое – ля-до-миb( Ум.53, состоит из м.3+м.3). Сыграть примеры на все виды трезвучий

 

Обращение трезвучий

Обращение трезвучия – это такой вид трезвучия, у которого внизу находится не основной тон, а любой другой (терцовый или квинтовый).

Каждое трезвучие имеет два обращениясекстаккорд и квартсекстаккорд.

Секстаккорд строится «со второго этажа»(т.е, с терцового тона).

Мажорный секстаккорд обозначается Б6. Состоит из м.3+ч.4 (ми-соль-до)

Минорный секстаккорд обозначается М6. Состоит из б.3+ч.4 (до-ми-ля)

 

Квартсекстаккорд с троится с 3-го этажа (т.е., с квинтового тона)

Мажорный квартсекстаккорд обозначается Б64. Состоит из ч.4+б.3(соль-до-ми)

Минорный квартсекстаккорд обозначается М64. Состоит из ч.4+м.3 (ми-ля-до)

 

 

Доминантовый септаккорд (D7)

Доминантовый септаккордD7 - это аккорд из четырёх звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.

Он строится на доминанте, поэтому называется доминантовым (соль-си-ре-фа).

Между крайними звуками септаккорда образуется септима, поэтому он называется септаккордом (соль-фа)

Формула D7 – б.3+м.3+м.3

Названия звуков септаккорда – основной тон, терцовый, квинтовый и септимовый.

Чтобы построить D7 , нужно от тоники дойти до V ступени и на ней построить D7

D7 разрешается в неполное Т53, в котором тоника повторяется 3 раза (соль-си-ре-фа разрешается в до-до-до-ми)

Обращения доминантсептаккорда

Обращение септаккордов – это такой вид септаккорда, у которого внизу находится не главный звук, а любой другой. У септаккорда три обращения – квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд.

D65 – квинтсекстаккорд – первое обращение доминантового септаккорда (си-ре-фа-соль). Он строится на седьмой ступени лада, состоит из м.3+м.3+б.2. Разрешается в тоническое трезвучие с удвоенным главным звуком(до-до-ми-соль)

D43 - терцквартаккорд.Cтроится на второй ступени (ре-фа-соль-си). Состоит из м.3+б.2+б.3. Разрешается в развёрнутое тоническое трезвучие с удвоением главного звука в октаву(до-ми-соль-до)

D2 - секундаккорд (фа-соль-си-ре). Строится на четвёртой ступени. Состоит из б.2+б.3+м.3. Разрешается в тонический секстаккорд с удвоенной тоникой (ми-соль-до-до).

Тритоны

Это интервалы, в которых три тона. К ним относятся ум.5 и ув.4.

В нат.виде их только 2 (одна ум.5 и одна ув.4) си-фа и фа-си

Для того, чтобы построить все 4 тритона, нужно сначала сделать мажор или минор гармоническим. Для этого в мажоре надо понизить 6 ступень, а в миноре – повысить 7. Главный помощник в построении тритонов – тоническое трезвучие. Помни, что тритоны – рядом с трезвучием! Порядок действий:

1) Строим тоническое трезвучие (Т5/3), обозначаем его крайние звуки (до-соль)

2) Их сдвигаем на 1 ступень вниз →получаем первый тритон – ум.5 (си-фа), делаем его обращение (т.е.переворачиваем) →получаем второй тритон – ув.4 (фа-си)

3) Опять возвращаемся к Т 5/3, берём его крайние звуки, только сдвигаем их вверх – получаем ещё одну ум.5(ре-ляb), её переворачиваем – получаем ув.4 (ляb-ре).

4) При этом не забываем, что гармонический звук надо обязательно поставить!

Таким образом, ум.5 – это си-фа и ре-ляb - они строятся на VII и II ступенях.

УВ.4 – это фа-си и ляb-ре (они строятся на IV и Vib ступенях)

Если тритон необходимо разрешить, т.е перевести в устойчивые звуки, то надо помнить, что при разрешении ув.4 увеличивается (его звуки расходятся), а ум.5 – уменьшается (его звуки сближаются).

 

Виды мажора и минора

Натуральный мажор строится по формуле 1, 1, ½, 1, 1, 1, ½

Чтобы получить гармонический мажор, надо понизить VI ступень (ляb)

Натуральный минор строится по формуле 1, ½,1, 1, ½, 1, 1

Чтобы получить гармонический минор, надо повысить VII ступень (соль#)

Чтобы получить мелодический минор, надо при движении ↑ повысить VI и VII ступень (фа# и соль#), а вниз все повышения отменить(соль бекар и фа бекар)

Параллельные и одноимённые тональности

Параллельные тональности – это мажор и минор, у которых разные тоники, но общие звуки и знаки.

Как найти параллельный минор? Отсчитать от мажора м.3 вниз (До мажор-ля минор)

Как найти параллельный мажор? Отсчитать от минора м.3 вверх (ля минор–До мажор).

Одноимённые тональности– это мажор и минор, у которых общая тоника, но разные знаки (До мажор-до минор).

Главные ступени и главные трезвучия

Главные ступени имеют особые названия – тоника, доминанта и субдоминанта

(I, V, IV ступени).

Главные трезвучия – это трезвучия, которые строятся на главных ступенях – тоническое, доминантовое и субдоминантовое.

Тоническое трезвучие (Т53) – строится на I ступени

Там, где заканчивается тоника, начинается доминанта.

Доминантовое трезвучие (D53) – строится на V ступени (соль-си-ре)

Доминанту надо целиком понизить на 1 ступень – получим субдоминантовое трезвучие (фа-ля-до)– оно строится на IV ступени(S 53)

 

 

Вводные септаккорды

Вводные септаккорды строятся на вводном звуке (7 ступень).В гамме есть вводные звуки. Они вводят в главный звук – тонику, т.е. окружают её снизу и сверх (си и ре).

Ниже тоники находится 7 ступень – это нижний вводный звук (си).

На ней можно построить аккорд из 4 звуков, расположенных через одну ноту. Такой аккорд будет называться вводным септаккордом (си-ре-фа-ля).

Между его крайними звуками образуется интервал септима. Поэтому весть аккорд будет называться септаккордом.

Если по краям септима малая – это малый вводный септаккорд (обозн.МVII 7). Он строится в натуральном мажоре на 7 ступени (си-ре-фа-ля). Состоит из м.3+м.3+б.3

Если по краям септима уменьшённая – это уменьшённый вводный септаккорд (обозн.УмVII 7). Он строится в гармоническом мажоре там же, на 7 ступени (си-ре-фа-ляb)

УмVII 7 в натуральном миноре нет. Он строится в гармоническом миноре на VII# ступени. Состоит из м.3+м.3+м.3 (соль #-си-ре-фа)

Разрешаются в Т 5/3 оба аккорда одинаково: после них в Т 5/3 дважды повторяется средний звук (до-ми-ми-соль).

Характерные интервалы

Это интервалы, которые возможны только в гармоническом виде мажора и минора. К ним относятся ув.2, ум.7, ум.4 ув.5.

Чтобы их построить в мажоре, надо:

1. Написать гарм.мажор (в котором понизить 6 ступень – ляb)

2. Показать рукой, как обычный звук становится гармоническим (ля-ляb)

3. Под рукой находятся все уменьшённые интервалы, а над рукой – все увеличенные.

4. Посчитать нужный интервал, записать сначала его нижний звук, а потом – верхний

5. Итак, в мажоре ув.2 строится на 6 пониженной ступени (ляb-си), ум.7 – на 7 ступени (си-ляb), ум.4 – на третьей (ми-ляb), а ув.5 – на 6 пониженной ляb-ми. (всё сыграть в До мажоре с разрешением)

 

Чтобы построить характерные интервалы в миноре, надо

1. Написать гармонический минор (в котором повышается 7 ступень – соль#)

2. Показать рукой, как обычный звук становится гармоническим (соль-соль#)

3. Над рукой находятся все уменьшённые интервалы, а под рукой – все увеличенные.

4. Посчитать нужный интервал, записать сначала его нижний звук, а потом – верхний

5. Итак, в миноре ув.2 строится на 6 ступени (фа-соль#), ум.7 – на 7 повышенной (соль#-фа),

ум.4 – на 7 повышенной (соль#-до), а ув.5 – на третьей ступени (до-соль#)

(Всё сыграть в ля миноре с разрешением)

 

 

Квинтовый круг

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...