Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возвышенность Аллаха.




Из тех атрибутов, которыми Аллах Всевышний описал Себя в Своём Писании, и о которых сообщил Его пророк, да благословит его Аллах и приветствует – Его вознесение над Своим Троном, о чём Он поведал Сам. [ И после этих слов автор книги, да помилует его Аллах, упомянул семь аятов, в которых Аллах Всевышний ясно указывает на то, что Он возвысился над Своим Троном. Поэтому тем, кто отрицает возвышенность Аллаха над Троном, следует ответить словами Всевышнего: «Вы лучше знаете или же Аллах?» Сура аль-Бакара, аят 140 ].

Аллах Всевышний сказал в суре «аль-А′раф»:

﴿ إِنَّ رَبَّكُمُ اللّهُ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ ﴾

«Воистину, ваш Господь — Аллах, Который сотворил небеса и землю (из небытия) за шесть дней, а затем возвысился над Троном».[ Сура аль-А′раф, аят 54 ].

Также Он сказал в суре «Йунус»:

﴿ إِنَّ رَبَّكُمُ اللّهُ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ ﴾

«Воистину, ваш Господь — Аллах, Который создал небеса и землю (из небытия) за шесть дней, а потом возвысился над Троном».[ Сура Йунус, аят 3 ].

Также Он сказал в суре «ар-Ра′д»:

﴿ اللّهُ الَّذِي رَفَعَ السَّمَاوَاتِ بِغَيْرِ عَمَدٍ تَرَوْنَهَا ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ ﴾

«Аллах вознес небеса без опор, которые вы могли бы увидеть, а затем возвысился над Троном».[ Сура ар-Ра′д, аят 2 ].

Также Он сказал в суре «Та Ха»:

﴿ الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى ﴾

«Милостивый возвысился над Троном».[ Сура Та Ха, аят 5 ].

Также Он сказал в суре «аль-Фуркан»:

﴿ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ ﴾

«А затем Он возвысился над Троном».[ Сура аль-Фуркан, аят 59 ].

Также Он сказал в суре «ас-Саджда»:

﴿ اللَّهُ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ وَمَا بَيْنَهُمَا فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ ﴾

«Аллах — Тот, Кто создал небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а затем возвысился над Троном».[ Сура ас-Саджда, аят 4 ].

Также Он сказал в суре «аль-Хадид»:

﴿ هُوَ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ ﴾

«Он — Тот, Кто сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем возвысился над Троном».[ Сура аль-Хадид, аят 4 ].

Это – семь аятов, в которых Аллах Всевышний поведал о том, что Он над Троном.

Абу Хурайра [1], да будет доволен им Аллах, сказал: ― Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Поистине, Аллах, прежде чем сотворить творения, записал: ”Поистине, Моя милость опережает Мой гнев”, и эта надпись возле Него над Троном [2] ». [ аль-Бухари, 3194, 7404, 7422; Муслим, 2751 ].

[1] [Абу Хурайра ‘Абду-р-Рахман ибн Сахр ад-Дауси. Он был одним из величайших сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и передал наибольшее число хадисов. Принял Ислам в 7 г. х., когда мусульмане покорили Хайбар, а затем переселился в Медину и почти не отходил от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, вплоть до его кончины. Скончался в 59 г. х. ].

[2] [ После упоминания аятов Корана, повествующих о вознесении Аллаха над Своим Троном, автор книги, да помилует его Аллах, приступил к упоминанию доводов о возвышенности Аллаха над творениями. Об этом много говорится и в Коране. Аллах Всевышний сказал: «Они [ангелы] боятся своего Господа, Который над ними, и совершают то, что им велено». (Сура ан-Нахль, аят 50). А также: «Он [Аллах] — Одолевающий и находится над Своими рабами». Сура аль-Ан′ам, аят 18 ].

 

А со слов аль-′Аббаса ибн ′Абд уль-Мутталиба, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, как-то раз упомянул семь небес и то, что между ними, после чего сказал: «А над семью небесами находится море. Между поверхностью этого моря и его дном расстояние, равное расстоянию между одним небом и другим. А над этим морем восемь горных козлов. Между копытами этих горных козлов и между их коленями расстояние, равное расстоянию между одним небом и другим. А над их спинами находится Трон (′Арш), величина которого равна расстоянию между одним небом и другим. А Аллах Всевышний над этим Троном». [ Абу Дауд, 4723; ат-Тирмизи, 3320; ибн Маджа, 193; Ахмад, 1/206-207. Этот хадис известен среди обладателей знания как «хадис о горных козлах». Но следует заметить, что цепочка передатчиков этого хадиса является слабой. На это, в частности, указал аз-Захаби, да помилует его Аллах. См. «аль-′Улю», стр. 50. Также на это указал шейх аль-Альбани, да помилует его Аллах. См. «Зылялю-ль-Джанна», стр. 254. Хотя среди обладателей знания были и те, кто назвал этот хадис хорошим. Например, ат-Тирмизи, приведя этот хадис, сказал: «Хороший, редкий». Также хорошим его назвал аль-Хаким Абу ‘Абдуллах в «аль-Мустадрак», 2/410. Однако, даже если этот хадис слабый, на возвышенность Аллаха указывают много других достоверных хадисов, не говоря уже об аятах Корана ].

Супруга пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Умму Саляма, да будет доволен ею Аллах, и Малик ибн Анас, да помилует его Аллах, говорили относительно слов Всевышнего: «Милостивый возвысился над Троном»[ Сура Та Ха, аят 5 ], следующее: «Возвышение не является чем-то неизвестным, а образ этого не поддается нашему разуму, подтверждение вознесения – это вера, а отрицание – неверие [1] ». [2]

[1] [ Это — правило, которое можно применить ко всем атрибутам. Например, кто-то приведёт тебе слова Всевышнего: «Его обе Руки простерты». (Сура аль-Маида, аят 64). А затем скажет: «Каковы же руки Аллаха?!» Ответь ему: «Что такое Руки – известно, а их образ – неизвестен, верить в них – обязательно, а вопросы об их образе – нововведение». Сказал ибн уль-Кайим, да помилует его Аллах: «Ответ Малика,да помилует его Аллах, касается всех вопросов, связанных с атрибутами Аллаха. Например, Аллах Всевышний сказал: ”Не бойтесь, ибо Я — с вами. Я слышу и вижу”. Кто-то может спросить: ”Как Аллах слышит и как видит?” Ему следует ответить этим ответом: ”Что такое слух и зрение – известно, а их образ не поддается нашему разуму”. То же самое следует ответить тому, кто спрашивает о знании Аллаха, о Его жизни, могуществе, желании, нисхождении на ближнее небо (в последнюю треть ночи), гневе, довольстве, милости, и так далее. Смыслы всех этих атрибутов – понятны, но их образ не поддается нашему разуму». См. «Мадариджу-с-Саликин», 2/86 ].

[2] [ От Умму Салямы, да будет доволен ею Аллах, эти слова передает аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», 663. Также на эти слова указал ибн Хаджар в «Фатх уль-Бари», 13/406, и ибн Теймия в «аль-Фатауа», 5/365, однако назвав это сообщение слабым. Также аз-Захаби передал это сообщение от Умму Салямы, да будет доволен ею Аллах, и указал на то, что оно – недостоверно. См. «аль-′Улю», стр. 65. Что касается слов имама Малика, да помилует его Аллах, то они достоверны. Их передал аль-Бейхакы в книге «аль-Асма уа-с-Сыфат», стр. 516. Также эти слова упомянул хафиз ибн Хаджар в «Фатх уль-Бари» (13/406-407), назвав цепочку передатчиков крепкой (джеййид).

Шейх уль-Ислям ибн Теймия сказал: «Поистине, люди приняли эти слова и никто среди приверженцев Сунны не отрицал их». См. «Маджму′ аль-Фатауа», 13/309. Также эти слова передали аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», 664; Абу Ну′айм в «аль-Хилья», 6/325; ад-Дарими в «ар-Радд ′аля-ль-Джахмия», стр. 27; аз-Захаби в «аль-′Улю», 103 ].

 

Сообщается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Тем, в Чьей руке моя душа! Какой бы мужчина ни позвал свою супругу в постель, а она не пришла к нему, то непременно Тот, Кто над небесами будет гневаться на неё до тех пор, пока её муж не станет довольным (ею) [1] ». [ Аль-Бухари, 5193-5194; Муслим, 1436. Хадис с данным словом приводится именно у Муслима в одной из версий данного хадиса ].

[1] [ О том, что Аллах Всевышний над небесами, говорится и в Коране. Аллах Всевышний сказал: «Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто над небесами, не заставит землю поглотить вас?» (Сура аль-Мульк, аят 16). А также: «Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто над небесами, не нашлет на вас ураган с камнями?» (Сура аль-Мульк, аят 17). Об этом также говорится и в других хадисах. Например, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Милостивые (люди) – помилует их Милостивый! Проявляйте милость к тем, кто на земле, и тогда помилует вас Тот, Кто над небесами». Этот хадис передали Абу Дауд, 4941; ат-Тирмизи, 1924; Ахмад, 2/160; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 4/175. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сильсиля ас-Сахиха», 925 ].

 

Сообщается со слов Абу Са′ида аль-Худри [ Са′д ибн Малик ибн Синан аль-Ансари. Известный сподвижник. Скончался в 74 г.х. ], да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Неужели вы не доверяете мне, а, ведь, мне доверяет Тот, Кто над небесами! Известия с небес приходят ко мне утром и вечером». [ аль-Бухари, 4351; Муслим, 1064 ].

Сообщается со слов Му′авии ибн уль-Хакама ас-Сулями, t, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал рабыне: «Где Аллах?!», а она ответила: «Над небесами». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Кто я?!», а она ответила: «Ты – посланник Аллаха!» Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Освободи её, ибо она является верующей». [ Муслим, 537; Абу Дауд, 930; ан-Насаи, 3/13, и другие ].

Этот хадис передали Муслим ибн уль-Хаджадж, Абу Дауд и Абу ′Абду-р-Рахман ан-Насаи.

[ Для более полного понимания следует привести данный хадис полностью, ибо этим словам предшествовало следующее событие.

Передают, что Му’ауия ибн уль-Хакам ас-Сулями рассказывал: «У меня была рабыня, которая пасла для меня овец близ горы Ухуд и Джауанийи. Однажды я решил узнать, сколько овец у меня в стаде, и оказалось, что одну овцу унёс волк. Я — такой же человек, как и другие люди, и я огорчаюсь, так же как и они, но я ещё и дал своей рабыне пощёчину. После этого я пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которому рассказал о том, что случилось, и он возвеличил это дело (в моих глазах). Затем я спросил: «О посланник Аллаха, не освободить ли мне её?» Он сказал: «Приведи её ко мне». Когда я привёл её к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, он спросил: «Где Аллах?» Она ответила: «Над небесами» Он спросил: «Кто я?» Она ответила: «Ты — посланник Аллаха», и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Освободи её, ибо, поистине, она — верующая» ».

Сказал имам ′Усман ибн Са′ид ад-Дарими, да помилует его Аллах: «Разве ты не видишь, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделал признаком её веры – её знание о том, что Аллах над небесами?!» См. «ар-Радд ′аля-ль-Джахмия», стр. 17.

Сказал имам аз-Захаби, да помилует его Аллах: «В этом хадисе (указание на) две вещи. Во-первых, (указание на) узаконенность того, что мусульманин спрашивает: ”Где Аллах?”. А, во-вторых, (указание на) узаконенность того, что (человек), отвечающий на (этот) вопрос, говорит: ”Над небесами”. А кто отрицает два этих вопроса (вывода), тот выражает порицание самому избранному пророку,r». См. «аль-′Улю», стр. 46 ].

 

Кто же более невежественен, кто же более глуп, кто же более заблужден, чем тот, кто говорит, что нельзя задавать вопрос: «Где Аллах»?! И это после того, как сам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, задал вопрос «Где Аллах».

[ А, ведь, Аллах Всевышний сказал об этом посланнике: «Он [Мухаммад] не говорит по прихоти. Это — всего лишь откровение (от Аллаха), которое внушается». (Сура ан-Наджм, аяты 3-4). Сам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Поистине, я больше любого из вас остерегаюсь наказания Аллаха и больше любого из вас знаю о Нём». Аль-Бухари, 20 ].

Передается, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Зейнаб бинт Джахш обычно хвалилась перед остальными супругами пророка, да благословит его Аллах и приветствует, говоря: ”Вас выдали замуж ваши семьи, а меня выдал замуж Аллах с высоты семи небес”*». Передал аль-Бухари, 7420.

*[ Аллах Всевышний выдал её замуж с высоты семи небес. Аллах Всевышний сказал: «Мы женили тебя (о, Мухаммад) на ней [на Зейнаб] ». (Сура аль-Ахзаб, аят 37). А остальных супруг пророка, да благословит его Аллах и приветствует, выдавали замуж их попечители ].

А со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что как-то раз посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул состояние верующего после смерти. Среди прочего он сообщил о том, что душу верующего возносят до небес, над которыми Аллах Всевышний. [ Ахмад, 2/364; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 1/353. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ибн Маджа», 3/386 ].

Сообщается со слов Абу ад-Дарды [ Это – славный сподвижник. Принял Ислам после битвы при Бадре. Скончался в Дамаске в 32-ом или 33-ем г.х. ], да будет доволен им Аллах, который слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Если кто-то из вас или ваших братьев заболеет, то пусть говорит: ”Наш Господь – Аллах, Который находится над небесами. Твоё имя священно, Твое веление (распространено) на небесах и на земле подобно тому, как милость Твоя на небесах. Прости же нам наши проступки и грехи, поистине, Ты – Господь благих (людей). Ниспошли же милость и исцеление из Твоего исцеления на эту боль”. (Сказавший это) исцелится». Этот хадис передал Абу-ль-Касим ат-Табари. [ См. «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна» (№ 648), автором которой является имам ат-Табари аль-Лялякаи. Также этот хадис передали Абу Дауд, 3892; Ахмад, 6/21, и другие. Шейх аль-Альбани назвал хадис слабым. См. «Да′иф аби Дауд», стр. 313-314. Однако существуют другие достоверные хадисы о тех заклинаниях, которые следует читать во время болезни. Например, передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приходил к больному или когда (больного) приносили к нему, он говорил: «Удали эту болезнь, Господь людей, и исцели! Ты — Исцеляющий, нет исцеления, кроме Твоего исцеления, (исцели же так, чтобы после этого) не осталось болезни! /Азхиби-ль-ба’са, Рабба-н-нас,-ишфи уа Анта-ш-шафи, ля шифа’а илля шифа’у-кя шифа’ан ля йугадиру сакаман!/ ». Передали аль-Бухари, 5675; Муслим, 2191 ].

Если мы начнём упоминать все доказательства из Корана и Сунны относительно этого вопроса, то эта книга станет очень большой.

Отрицающий возвышенность Аллаха после знания об этих аятах и хадисах является противоречащим Книге Аллаха и отвергающим Сунну посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

[ После упоминания аятов и хадисов на эту тему, автор книги, да помилует его Аллах, упомянул несколько сообщений от праведных предшественников, и в частности данное сообщение от имама Медины Малика ибн Анаса, да помилует его Аллах ].

Сказал Малик ибн Анас, да помилует его Аллах: «Аллах над небесами, а Его знание во всех местах. Нет такого места, о котором не знал бы Аллах». [ Передали аль-Аджурри в «аш-Шари′а», стр. 289; ′Абдуллах ибн Ахмад в «ас-Сунна», № 11 (1/107); ибн Кудама аль-Макдиси в «Исбату Сыфати-ль-′Улю», № 76 (стр. 186); аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», № 673 (2/401) ].

Сказал аш-Шафи′и, да помилует его Аллах: «Правление Абу Бакра – это истина! Аллах предопределил это над небесами и объединил вокруг него сердца сподвижников Своего пророка, да благословит его Аллах и приветствует». [ Передал ибн Кудама аль-Макдиси в «Исбату Сыфати-ль-′Улю», № 93 (стр. 181) ].

Сказал ′АбдуЛлах ибн уль-Мубарак [ аль-Маруази. Хафиз, шейху-ль-Ислям. Родился в 118-ом г.х., а скончался в 181-ом или в 182-ом г.х ], да помилует его Аллах: «Мы знаем нашего Господа над семью небесами и Он отделён от Своих творений. И мы не говорим так, как говорят джахмиты: ”Он здесь” *», — указав на землю. [ Передали ′Абдуллах ибн Ахмад в «ас-Сунна», № 22, 598 (1/111, 307); аль-Бухари в «Хальку Аф′али-ль-′Ибад», стр. 8; ад-Дарими в «ар-Радд ′аля-ль-Джахмия», стр. 9; аль-Бейхакы в «аль-Асма уа-с-Сыфат», стр. 538; ибн Кудама аль-Макдиси в «Исбату Сыфати-ль-′Улю», № 83-84 (стр. 192-193) ].

*[ Как известно, группа из числа джахмитов, склонная к суфизму, открыто говорит, что Аллах находится везде. Этот вопрос, связанный с мнениями джахмитов относительно возвышенности Аллаха, разъяснил шейху-ль-Ислям ибн Теймия. См. «Маджму′ аль-Фатауа», 2/298-299 ].

Лик Аллаха.

Лик – это атрибут Аллаха, о котором сообщил Коран и достоверные предания.

[Приверженцы Сунны признают этот атрибут так же, как и все остальные атрибуты Аллаха, о которых говорится в Коране и достоверной Сунне. Они говорят, что у Аллаха такой Лик, какой подобает Его величию. Они не искажают этот атрибут и не отрицают его, но с другой стороны, они не уподобляют этот атрибут атрибутам творений и не представляют его образ. Приверженцы Сунны поступают в соответствии со словами Всевышнего: «Нет никого (и ничего) подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий». Сура аш-Шура, аят 11].

 

Аллах Всевышний сказал: «Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика*». [Сура аль-Касас, аят 88].

﴿ كُلُّ شَيْءٍ هَالِكٌ إِلَّا وَجْهَهُ ﴾

*[Аллах Всевышний – Вечен, и нет после Него ничего. Все творения погибнут, а останется только лишь Живой, Который не умирает. Аллах Всевышний сказал: «Уповай на Живого [на Аллаха], Который не умирает, и прославляй Его хвалой». Сура аль-Фуркан, аят 58].

 

Аллах Всевышний сказал: «Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием». [Сура ар-Рахман, аят 27].

﴿ وَيَبْقَى وَجْهُ رَبِّكَ ذُو الْجَلَالِ وَالْإِكْرَامِ﴾

 

[Автор книги, да помилует его Аллах, ограничился упоминанием только двух аятов из Корана, хотя аятов, в которых говорится о Лике Аллаха, много].

Передаёт Абу Муса [′Абдуллах ибн Кайс, славный сподвижник. Скончался в 50-ом г.х., хотя некоторые сказали, что он скончался позже] да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Садов аль-Фирдауса – четыре: два сада, украшения, сосуды и всё прочее в которых (сделано) из золота, и два сада, украшения, сосуды и всё прочее в которых (сделано) из серебра. * И ничто, кроме накидки величия, что будет покрывать собой лик Господа, не помешает людям, которые окажутся в Райском саду, взирать на Него». [аль-Бухари, 7444; Муслим, 180. Также в другом достоверном хадисе сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращался к Аллаху с мольбой, произнося следующие слова: «О, Аллах, прошу Тебя позволить мне насладиться взором на Твой лик, и помочь мне тосковать по встрече с Тобой, и пусть не помешает этому ни несчастье, которое причиняет вред, ни искушение, которое сбивает с пути!». Передали ан-Насаи, 1305; аль-Баззар, 1393; ибн Хиббан, 1971. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами′», 1301].

*[В суре «ар-Рахман» имеется указание на четыре сада, о которых говорит посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах Всевышний сказал: «Тем же, которые боялись предстать перед своим Господом, уготовано два сада». (Сура ар-Рахман, аят 46). Затем следует описание этих садов, после чего Аллах Всевышний говорит: «А перед теми двумя (садами) есть еще два сада». Сура ар-Рахман, аят 62].

Также сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встал и поведал нам о четырёх вещах, сказав: ”Поистине, Аллах не спит, и не подобает Ему спать [1] ; Он уменьшает и увеличивает удел Своих рабов; дела ночи поднимаются к Нему раньше, чем дела дня, а дела дня — раньше, чем дела ночи [2] ; завесой для Него служит свет, если же Он уберёт эту завесу, то сияние Его лика непременно сожжёт любое из Его творений, на которое упадёт Его взор». А затем он прочёл слова Всевышнего: ”Благословен тот, кто в огне, и тот, кто вокруг него”[3] ». [Муслим, 179].

[1] [Аллах Всевышний сказал: «Аллах — нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Живого, Поддерживающего жизнь. Им не овладевают ни дремота, ни сон». Сура аль-Бакара, аят 255].

[2] [Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ангелы, пребывающие среди вас ночью, сменяют тех, кто находится среди вас днём, а встречаются они друг с другом во время утренней и послеполуденной молитв. После этого те (ангелы), которые провели среди вас ночь, возносятся (к небесам), и (Аллах) спрашивает их: “В каком (положении) оставили вы рабов Моих?” — хотя Он и знает (всё о вас) лучше (ангелов), а они отвечают: “Мы покинули их, когда они молились, и когда мы пришли к ним, они (тоже) молились” ». Передали аль-Бухари, 555; Муслим, 1430. И если бы человек поразмышлял над этим, то он никогда не спал бы во время утренней молитвы. Наоборот, он устремился бы к деяниям покорности и усердствовал бы до тех пор, пока его деяния не будут вознесены к Аллаху и пока за ним не будет записано добро. Как может мусульманин спать во время утренней молитвы, зная, что ангелы поднимаются к Аллаху и сообщают Ему о его положении?!].

[3] [Сура ан-Намль, аят 8. Хотя следует заметить, что имам Муслим, передавая этот хадис, не привел в конце данного аята. Имам Муслим передал этот хадис по трем путям и в сборнике Муслима нет слов: «А затем он прочёл слова Всевышнего: ”Благословен тот, кто в огне, и тот, кто вокруг него” ». Но эту добавку передали ибн Маджа, 196; Ахмад, 4/400, и некоторые другие. К тому же эти слова не были произнесены пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Эти слова произнес Абу ′Убейда ибн ′Абдуллах ибн Мас′уд, который передавал данный хадис от Абу Мусы аль-Аш′ари, да благословит его Аллах и приветствует].

 

Этот атрибут Аллах установлен ясными текстами Корана и сообщениями, пришедшими от правдивого и надежного посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Поэтому обязательно нужно подтверждать этот атрибут так же, как и все остальные атрибуты, утвержденные посредством ясных доказательств.

Нисхождение Аллаха.

Пришло множество достоверных сообщений* о том, что Аллах Всевышний нисходит каждую ночь к ближнему небу, поэтому обязательно нужно верить в это нисхождение без каких-либо возражений. Нужно принимать эти сообщения без представления образа, без уподобления творениям, без искажения и без отрицания.

*[Этих сообщений действительно множество, как на это указали ибн ′Абду-ль-Барр, шейху-ль-Ислям ибн Теймия, ибн уль-Кайим, аз-Захаби. См. «ат-Тамхид», 7/128; «ан-Нузуль», стр. 108; «Мухтасар ас-Сауа′ик», 2/230-248; «Мухтасар аль-′Улю», стр. 116].

Передал Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «С наступлением последней трети каждой ночи Всеблагой и Всевышний Господь наш нисходит к нижнему небу, говоря: “Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?”, и так до появления зари». [аль-Бухари, 1145; Муслим, 758].

А в другой версии сказано: «…нисходит Аллах Всевышний…».

И не прав тот, кто говорит, что нисходит не Аллах, а Его могущество, или Его милость, или ангел. Ведь, сообщается со слов Сухейля ибн Аби Салиха, который передает со слов своего отца, а тот передаёт от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «По истечении первой трети каждой ночи Благой и Всевышний Аллах нисходит к нижнему небу и говорит, пока не займётся заря: «Я — Царь, Я — Царь, кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?»» [Муслим, 758; ат-Тирмизи, 446].

Также передаёт Рифа′а ибн ′Ураба аль-Джухани, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «По истечении половины (или трети) ночи Аллах Всевышний нисходит к ближнему небу и говорит: «Я не буду спрашивать о Своих рабах никого, кроме Себя. Кто станет молить Меня о прощении, Я прощу его. Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, Я отвечу ему. Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), Я дарую ему это», пока не наступит утро». [Ахмад, 4/16; ибн Маджа, 1367].

Эти два хадиса полностью преграждают пути к искажению для каждого искажающего и опровергают аргументы каждого изрекающего ложь.

[Речь идёт о людях, искажающих эти хадисы, и заявляющих о том, что нисходит не Аллах, а ангел. Разве ангел будет говорить: «Я — Царь, Я — Царь, кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?». Разве ангел будет говорить: «Я не буду спрашивать о Своих рабах никого, кроме Себя»].

Хадисы о нисхождении приходят также со слов:

′Али ибн Аби Талиба [Передали аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», № 748 (3/437); ибн Маджа, 1388].

′Абдуллаха ибн Мас′уда [Ахмад, 1/388, 403; аль-Аджурри в «аш-Шари′а», стр. 312; аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», № 757 (3/443)].

Джубейра ибн Мут′ыма [аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», № 759 (3/443); ибн Аби ′Асым в «ас-Сунна», № 507 (1/222); Ахмад, 4/81; ад-Дарими в «ас-Сунан», 1/347; ибн Хузейма в «ат-Таухид», 1/315].

Джабира ибн ′Абдуллаха [аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», № 751; ибн Хузейма в «ат-Таухид», 1/296].

Абу Са′ида аль-Худри [аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», № 746 (3/436); ибн Аби ′Асым в «ас-Сунна», № 500-501 (1/219)].

Амра ибн ′Абасы [Ахмад, 4/385; аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», № 761 (3/445)].

Абу ад-Дарды [ибн Хузейма в «ат-Таухид», 1/323; аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», № 756 (3/442)].

′Усмана ибн Аби-ль-′Аса [Ахмад, 4/22, 217; ибн Хузейма в «ат-Таухид», стр. 135].

Му′аза ибн Джабаля [ибн Аби ′Асым в «ас-Сунна», № 512 (1/224)].

А также со слов супруги посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Умму Салямы [аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», № 767-768 (3/450)]. И многих других.

[Хадисы о нисхождении собрал в одной книге, в частности, имам ад-Даракутни, написав книгу «ан-Нузуль» («Нисхождение»). Также шейху-ль-Ислям ибн Теймия привел множество этих хадисов в своей книге «Шарх Хадис ан-Нузуль». Имам аль-Лялякаи сказал: «Хадисы о нисхождении передают от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, двадцать сподвижников». См. «Шарх Усуль И′тикад», 3/434. Ибн уль-Кайим сказал: «Хадисы о нисхождении передают от пророка,r, двадцать восемь сподвижников», а затем привёл все эти хадисы. См. «Мухтасар ас-Сауа′ик», 2/230-248].

 

Мы верим в нисхождение Аллаха и подтверждаем правдивость этого, не описывая образ этого нисхождения и не уподобляя нисхождению творений. [Сообщается, что Абу Джа′фару ат-Тирмизи (один из праведных предшественников), да помилует его Аллах, как-то раз задали вопрос об образе нисхождения Аллаха, и он ответил: «Нисхождение – известно разуму, однако образ нисхождения неизвестен, вера в него обязательна, а вопросы об образе – нововведение». Передал аль-Хатыб в «Тариху Багъдад», 1/365. Шейх аль-Альбани назвал цепочку передатчиков данного сообщения достоверной. См. «Мухтасар аль-′Улю», стр. 232].

Поистине, некоторые учёные рассказали о том, что Абу Ханифе был задан вопрос о нисхождении Аллаха и он ответил: «(Аллах) нисходит, но мы не задаем вопрос ”как?”». [Передал аль-Бейхакы в «аль-Асма уа-с-Сыфат», 572].

А ученик Абу Ханифы – Мухаммад ибн уль-Хасан аш-Шейбани [соратник и ученик Абу Ханифы. Скончался в 189 г.х.] – сказал: «Хадисы о том, что Аллах нисходит на ближнее небо и тому подобные хадисы – передают их надежные передатчики. Поэтому и мы передаём их, веруем в них и не разъясняем (ложными разъяснениями [Речь идёт о ложных разъяснениях джахмитов] )». [Передали аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», № 741 (3/433); ибн Кудама в «Исбату Сыфат аль-′Улю», № 82 (стр. 170); аз-Захаби в «аль-′Улю», стр. 113].

Передали нам от ′АбдуЛлаха [Скончался в 290 г.х.], сына Ахмада ибн Ханбаля, который сказал: «Как-то раз я проходил со своим отцом мимо мечети, и вдруг он услышал, как один из рассказчиков рассказывает хадисы о нисхождении, говоря: ”Когда наступает средняя ночь месяца Ша′бан, Аллах Всевышний нисходит к ближнему небу без исчезновения, без перемещения и без изменения положения”. Мой отец, да помилует его Аллах, вздрогнул, а его кожа пожелтела, и он крепко схватил мою руку, а я держал его руку до тех пор, пока он не успокоился. После чего он сказал: ”Пойдем со мной к этому чрезмерствующему в разговорах”. А когда мой отец оказался напротив него, то сказал: ”О, такой-то! Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был более ревнивым к своему Господу, чем ты. Говори именно так, как говорил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует * ”, после чего удалился».

*[Это – путь приверженцев Сунны в вопросах имён и атрибутов Аллаха Всевышнего. Мусульманин должен говорить только то, что говорил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…нисходит…», и не добавил каких-то дополнительных разъяснений].

Сказал Ханбаль [Абу ′Али, Ханбаль ибн Исхак ибн Ханбаль аш-Шейбани – двоюродный брат имама Ахмада и его ученик. Скончался в 273 г.х.]: «Однажды, я сказал Абу ′Абдуллаху (Ахмаду ибн Ханбалю): ”(Известно, что) нисходит Аллах на ближнее небо. Нисходит Его знание или что?!” Тогда он ответил мне: ”Не говори об этом! Что тебе до этого! Перенимай хадис так, как он был передан, без вопроса ”как?” и без придания границ так, как пришло в преданиях и в Писании”». [аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», № 777 (3/453)].

Сказал имам Исхак ибн Рахауейх [Абу Йа′куб, Исхак ибн Ибрахим ибн Рахауейх аль-Ханзали. Родился в 163-ем г.х., а скончался в 238-ом г.х.]: «Как-то раз правитель ′Абдуллах ибн Тахир [Абу-ль-′Аббас, ′Абдуллах ибн Тахир ибн уль-Хусейн – правитель Хорасана] сказал мне: ”О, Абу Йа′куб, ты передаешь, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ”Каждую ночь Всеблагой и Всевышний Господь наш нисходит к нижнему небу”. Как Он нисходит?!” Я ответил ему: ”Да возвеличит Аллах нашего правителя! Относительно дел Господа Всевышнего не спрашивают ”как?”. Поистине, Он нисходит, однако мы не знаем образа этого * ”». [аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», № 774 (3/452); аз-Захаби в «аль-′Улю», стр. 132].

*[У нисхождения Аллаха Всевышнего есть определенный образ, как и у любого другого Его атрибута, но мы не знаем этого образа. В данном случае мы отрицаем знание образа, но не его наличие].

А кто будет говорить о том, остается ли Его Трон пустым во время нисхождения или не остается, тот пришёл со словом нововведения и выдуманным мнением.

[Автор книги, да помилует его Аллах, указал на следующий вопрос: «Когда Аллах нисходит к ближнему небу, остается ли Его Трон пустым или нет?»

Здесь необходимо разобрать этот вопрос более подробно.

Шейх уль-Ислям ибн Теймия передал в этом вопросе три мнения от приверженцев хадиса (см. «Шарх хадис ин-нузуль» с. 149, 231; также «Минхадж ус-Сунна» 2/639):

1) Приостановка в этом вопросе, и отсутствие слова об опустошении Трона, или, наоборот, о его не опустошении. Это мнение автора нашей книги. Также и Хафиз ибн ‘Абдульбарр посчитал, что разговор на подобные темы – не что иное, как затрагивание темы образа данного атрибута, что является запрещенным. (см. «ат-Тамхид» 7/144).

Шейх уль-Ислям ибн Теймия указал на то, что многие мухаддисы приостановились в этом вопросе, либо по причине его неясности, либо по причине страха перед нападками (см. «Шарх хадис ин-Нузуль» с. 232).

2) Слово о том, что Трон остается пустым. Шейх уль-Ислям указал на то, что это мнение малого количества поздних мухаддисов, и, при этом, назвал из них только сына известного имама ибн Манды – ‘Абдуррахмана (см. «Шарх хадис ин-Нузуль» с. 161, 232). Более того, ‘Абдуррахман ибн аби ‘Абдиллях ибн Мандах даже написал целую книгу, в которой делает опровержение тем, кто говорит, что Трон не остается пустым, и сравнивает это мнение с тем, кто говорит, что Аллах везде, или что Всевышнему не приписывается место. Также этого мнения придержива

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...