Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Г.Форд как последовательный сторонник тейлоризма




Ф.У.Тейлор как основоположник современного научного менеджмента

Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915) в начале своего жизненного пути учился на юриста, но потом пошел работать на производство. Имел опыт работы на рабочих местах в промышленности: был рабочим, «дорос» до главного инженера, получил магистерскую степень на инженерном факультете (институт Стивенса). В 1885 году вступил в АSМЕ («Американское общество инженеров-механиков»). Разработал методы управления, которые получили впоследствии название тейлоризма, системы Тейлора или научного менеджмента.

Взгляды Тейлора на эффективный менеджмент заключаются в следующем:

1. Основная цель менеджмента – обеспечение максимального процветания и работодателей, и работников. Под процветанием Тейлор понимал и материальное благополучие, и развитие как бизнеса, так и работника. Очевидно, что следует указать горизонты развития: до какого уровня развиваться, куда развиваться?

2. Все люди делятся на два класса. Люди первого класса стремятся к скорейшему выполнению работы, не тратят время попусту и не уклоняются от выполнения обязанностей. Для людей второго класса (так называемый средний человек) низкая производительность является нормой работы и поведения.

3. Поведение человека второго класса Тейлор назвал «притворством». Притворство бывает естественным и системным. Естественное притворство заключается в том, что работник стремится облегчить приходящуюся на него рабочую нагрузку, то есть работать как можно медленнее и затрачивать как можно меньше усилий. Системное притворство заключается в том, что работники стараются скрыть от работодателя свои возможности, занизить их. При этом работники считают, что такое поведение в их интересах, поскольку повышение производительности труда ведет к сокращению рабочих мест.

4. С притворством и естественным, и системным следует бороться с помощью научного изучения трудового процесса путем его хронометрирования (фиксация затрат времени на выполнение трудовых действий). Трудовой процесс разбивается на элементарные операции, фиксируется время выполнения каждой операции работником первого класса. Затем это время становится нормой и распространяется на всех работников. Выполнение любымработником нормы означало его развитие до уровня человека первого класса.

5. Труд должен оплачиваться по результату. Чем больше продукции произвел работник, чем больше нормированных трудовых операций он выполнил, тем выше должен быть его заработок.

2. Генри Гантт (1861-1919) и календарное планирование

Работал вместе с Тейлором. Большое внимание уделял проблемам человеческой психологии в контексте менеджмента, предложенного Тейлором. Автор системы ежедневного графического сопоставления плана и факта производства (графики Гантта). Графики Гантта стали графическим средством планирования и контроля. В дальнейшем все методы календарного планирования (распределения работы по календарным периодам) так или иначе опирались на графики Гантта. Гантт является одним из авторов «доктрины служения», когда стремление к прибыли заменяется служением обществу.

Супруги Джилбрет (Фрэнк и Лилиан) и рациональные трудовые движения

Занимались исследованием трудовых процессов, сводя их к движениям, которые могут быть рациональными и нерациональными. Если рационализировать работу каменщика, то можно сократить количество рабочих движений с 18 до 5. Ф.Джилбрет работал параллельно с Тейлором, но в строительстве, и концентрировался на трудовых движениях, а не на нормировании труда. Джилбреты интересовались проблемой производственной утомляемости, выделяя избыточную и необходимую утомляемость. Избыточная утомляемость связана с нерациональностью трудовых движений. Минимизация утомляемости связана с внедрением рациональных движений. Всего было выделено 17 элементарных базовых движений.

Харрингтон Эмерсон и принципы производительности

Известен двенадцатью принципами производительности, которые в наше время выглядят достаточно банально.

Г.Форд как последовательный сторонник тейлоризма

В основе фордовских успехов - конвейерное производство. Появилось в 1914 году на производстве Модели-Т и произвело революцию сначала в автомобилестроении, а потом и во всей промышленности.

6. Школа научного менеджмента. Триумфальное шествие тейлоризма по планете

Школа научного менеджмента оформилась окончательно к началу ХХ века и началось внедрение ее принципов в широкую практику.

Сам Тейлор по поводу своего учения писал следующее:

«Научный менеджмент – это не способ повышения эффективности производства… его внедрение предполагает совершение подлинной ментальной революции (курсив мой. – А.Ц.) в сознании работника, которая изменит его отношение к работе, к товарищам и нанимателям. Равным образом, такая же революция, затрагивающая отношение к коллегам по работе, к работникам и ко всему кругу насущных проблем, должна произойти и в сознании управленцев: мастера, заведующего, владельца предприятия, совета директоров. Без этой ментальной революции с обеих сторон использование научного менеджмента невозможно».

Эта ментальная революция произошла и завершилась примерно в середине ХХ века. Эталоном производственного порядка или порядка в организации стало положение, когда каждый работник на своем месте делает добросовестно свою работу.

По мнению одного из гуру менеджмента П. Друкера, тейлоризм так повысил производительность труда, что возникли предпосылки для «общества благоденствия» (т.е. роста материального благосостояния большинства населения) в промышленно развитых странах, которые сегодня характеризуются как «золотой миллиард». По мнению того же специалиста, тейлоризм остановил мировую социалистическую революцию (о необходимости которой все время говорили большевики), поскольку уровень жизни населения существенно повысился и люди просто не захотели никаких революций.

Вместе с тем у тейлоризма до сих пор плохая репутация как у «бездушной и потогонной» системы. Это отголоски философии носителей естественного и системного притворства.

В СССР тейлоризм внедрялся «под маской» НОТ (научная организация труда) и технического нормирования труда. В этой области (особенно в теории) были достигнуты значительные успехи. Центральный институт труда, созданный (1920) и возглавляемый А.К.Гастевым (1882-1941), известен во всем мире.

Если последовательно применять систему Тейлора, то по большинству трудовых процессов (даже в современном мире) можно добиться существенного роста производительности. Беда в том, что большинство людей до сих пор рождаются и воспитываются как люди второго класса, не желающие учиться и овладевать сокровищами мировых достижений.

Чтобы абсолютно успешно внедрять систему Тейлора, надо быть уверенным, что ваши подчиненные стремятся стать людьми первого класса. Но люди первого класса уже не нуждаются в этой системе. А пребывание людей первого класса в среде людей второго класса для первых губительно!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...