Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стандартизация систем управления качеством.




При заключении контракта на поставку продукции или оказание услуг потребитель стремится иметь определённые гарантии того, что изделия или услуги на протяжении всего срока действия контракта будут высокого качества. Поэтому кроме согласованных технических условий в контракт вносят требования к системе качества, а также к проверке системы качества на предприятии у поставщика.

В 1986 году вышли в свет, а в 1994 г. и в 2000 г. пересмотрены международные стандарты ИСО серии 9000, в которых изложены рекомендации по разработке систем качества.

В настоящее время эти стандарты признаны всеми странами мира и приняты в качестве национальных. В РФ действуют:

- ГОСТ ИСО Р 9000 – 2008 – Системы менеджемента качества. Основные положения и словарь (описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества);

- ГОСТ ИСО Р 9001 – 2008 – Системы менежджемента качества. Требования (определяет требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям; эти системы могут использоваться для внутреннего применения организациями в целях сертификации или заключения контрактов);

- ГОСТ ИСО Р 9004 – 2008 – Системы менежджемента качества. Рекомендации по улучшению деятельности (Содержит рекомендации по более широкому спектру целей системы менеджмента качества, чем ГОСТ Р ИСО 9001—2001, особенно по постоянному улучшению деятельности организации, а также ее эффективности и результативности; он не предназначен для целей сертификации или заключения контрактов).

Нормативные документы ИСО по элементам системы качества объединены в серии 10000, например:

- ИСО 10006: 1997 (Е) – Руководство качеством при управлении проектами;

- ИСО/РП 10015 –Руководящие указания по непрерывному обучению и подготовке кадров.

Система обеспечения качества складывается из мер и действий, которые распространяются на все стадии т. н. «петли качества», начинающейся и заканчивающейся маркетингом (поиском и изучением рынка). Между ними – жизненный цикл продукции: разработка технических требований и проектирование – материально-техническое снабжение – подготовка и разработка производственных процессов – производство продукции – контроль и испытания – упаковка и хранение – реализация и распределение – монтаж и эксплуатация – техническая помощь и обслуживание – утилизация после использования.

 

Усиление влияния общества на предприятия привело к появлению стандартов ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента качества с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции. Структура стандартов ИСО серии 14000 во многом совпадает с ИСО серии 9000, что обеспечивает их совместимость.

Сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 14000 становится не менее популярной, чем на соответствие стандартам ИСО 9000. Существенно возросло влияние гуманистической составляющей качества.

 

+ отсюда наверное подойдет только 2 часть (+то, что нашли предшественники)

ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА

Долголетний опыт борьбы за качество в нашей стране и за рубежом показал, что никакие эпизодические, разрозненные мероприятия не могут обеспечить устойчивое улучшение качества. Эта проблема может быть решена только на основе четкой системы постоянно действующих мероприятий. На протяжении нескольких десятилетий создавались и совершенствовались системы качества (СК). На современном этапе принята СК, установленная в международных стандартах — ИСО серии 9000. Фундаментальным является следующий принцип системы: управление качеством охватывает все стадии и этапы жизненного цикла продукции.

Жизненный цикл продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов изменения состояния продукции при ее создании и использовании.

Существует понятие стадии (этапа) жизненного цикла продукции — условно выделяемой его части, которая характеризуется спецификой направленности работ, производимых на этой стадии, и конечными результатами. Существует шесть стадий: маркетинг — проектирование — производство — обращение — эксплуатация (потребление) — утилизация. Отдельные стадии могут разделяться на этапы и процессы.

На этапе маркетинга изучаются требования заказчика продукции. На этапе проектирования разрабатывается продукция, отвечающая всем требованиям Потребителя. На стадии производства обеспечивается уровень качества, заложенный в проекте. При обращении должно быть сохранено сформированное качество в период транспортирования. хранения, подготовки к продаже, реализации. На стадии эксплуатации к управлению качеством подключается непосредственно потребитель продукции. От того, насколько он будет грамотно использовать (эксплуатировать) продукцию, будет зависеть ее качество, в частности срок службы. На стадии утилизации необходимо предупредить вредное воздействие использованной продукции на окружающую природную среду.

Этапом утилизации не заканчивается деятельность предприятия. К этому сроку, а практически еще раньше предприятие начинает изучать предполагаемые потребности, уточнять текущие потребности и после маркетинговой деятельности приступает к проектированию новой продукции. Так возникаете новый виток деятельности в области качества — от стадии маркетинга до стадии утилизации и т.д.

Неразрывность стадий и этапов жизненного цикла продукции подсказала исследователям проблемы, качества модель обеспечения качества в виде непрерывной цепи (окружности), составляющей которой служат отдельные этапы жизненного цикла продукции (рис.). Эту модель раньше называли пет. ей качества (спиралью качества), а в последней версии ИСО 9000 — “типичные этапы жизненного цикла продукции”.

 

 

Рис. Стадии жизненного цикла продукции

В заключение рассмотрим сущность понятия “система качества”. Необходимыми элементами СК являются организационная структура, методика, ресурс и процессы.

Организационная структура СК устанавливается в рамках организационной структуры управления предприятием и представляет собой распределение прав, обязанностей и функций подразделений предприятия и персонала.

Методика — установленный способ осуществления деятельности (ИСО 8402).

Ресурсы: персонал, средства обслуживания, оборудование, технология.

Процесс (согласно ИСО 8402) — совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельность, которые преобразуют входящие элементы (в случае продукции — сырье, материалы, комплектующие) в выходящие (готовую продукцию).

Наличие СК, ее соответствие установленным требованиям могут быть доказаны лишь в том случае; если она представлена в документированном виде.

Документация делает систему “видимой” для разработчиков, пользователей и контролирующих органов

Таким образом, система качества — совокупность организационной структуры, методов, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством (ИСО 8402).

 

+

(то, что нашли предшественники)

"Система качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего управления качеством.

Уточним, что понимается под системой качества в этом определении

Обеспечение качества - это результат работы всего предприятия по созданию продукции.

Поэтому все, что делается на предприятии, прямо или опосредовано, в большей или меньшей степени влияет на качество Отсюда следует, что система обеспечения качества должна включать все элементы деятельности предприятия Но тогда она теряет свои границы и неизбежно превращается в систему управления всем предприятием.

В связи с этим, а также, исходя из практической целесообразности, в стандартах ISO 9000 приняты во внимание не все, а только те элементы деятельности предприятия, осуществляют наибольшее влияние на качество и совокупность этих элементов представлена??как система обеспечения качества частности, в эту систему, кроме функций управления качеством (проверка продукции, меры корректирующего воздействия и т.д.), включены элементы управления производством, проектированием, поставкой и другие элементы, которые существенно влияют на качество, независимо от того, к каким сферам деятельности они относятся.

Используя термин "система качества", нужно иметь в виду специфику этого срока и особенно отметить, что под системой качества понимается широкая организационная структура, выполняет не только функции управления качеством, но и включает элементы из других сфер деятельности, которые в наибольшей степени влияют на качество продукции.

Ресурсы не следует включать в систему качества, поскольку для обеспечения качества нужны не какие-то особые ресурсы, а все ресурсы предприятия.

Поэтому правильнее было бы говорить не о включении ресурсов в си Систему качества, а о предоставлении ресурсов для реализации ее функций.

 

+ далее

СЕРТИФИКАЦИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Стандарт ISO 9001 (российский аналог – ГОСТ Р ИСО 9001) входит в серию международных стандартов качества и удостоверяет соответствие системы управления качеством организации требованиям стандарта ISO 9001. Стандарт ISO 9001 устанавливает правила построения эффективной системы управления организацией применимые к любым отраслям и видам деятельности.

СМК КАК ИНСТРУМЕНТ МЕНЕДЖМЕНТА

Сертификация систем менеджмента качества осуществляется в несколько этапов, включающих заочную, или предварительную, оценку системы предприятия и сертификационный аудит. После прохождения сертификации на протяжении срока действия сертификата аккредитованный орган осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной системой менеджмента качества. Таким образом, сертификация системы менеджмента качества основана на регулярном проведении третьей стороной (органом по сертификации) независимых аудитов.

Сертификат ISO 9001 является своего рода «визитной карточкой» предприятия независимо от рода его деятельности и гарантирует, что процессы функционирования предприятия контролируются руководством, то есть, управляемы на уровне международных стандартов. Сертификат на производство гарантирует уверенность и безопасность, он делает качество осязаемым, видимым. Как инструмент менеджмента СМК дает уверенность и руководству организации и потребителю в том, что продукция отвечает определенным требованиям качества.

Сертификация системы менеджмента качества подтверждает, что деятельность организации ориентирована на потребителя, что в свою очередь помогает выстраиванию взаимовыгодных отношений с поставщиками. Постоянное улучшение качества продукции как следствие адаптации к прошедшим или ожидаемым изменениям в рыночной среде также является одним из принципов СМК.

ЦЕЛЬ СЕРТИФИКАЦИИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Целью сертификации СМК является определение соответствия разработанной и внедренной на предприятии системы менеджмента качества установленным требованиям стандарта ISO 9001. В дальнейшем при проведении независимого аудита будет определена результативность и эффективность внедренной СМК.

ПРЕИМУЩЕСТВА СЕРТИФИКАЦИИ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ СТАНДАРТУ

В системе сертификации менеджмента качества можно получить сертификат на производство. Такая сертификация проводится на добровольной основе. Предприятия, имеющие сертификат на производство, имеет неоспоримые преимущества в конкурентной борьбе.

Внедрение в организацию системы управления качеством и сертификация по международному стандарту дает возможность поддерживать качество своей продукции на стабильно высоком уровне. Сертификация системы менеджмента качества включает требования, предъявляемые к системам управления качества предприятий и направлена на улучшение деятельности организации. Сертификация систем менеджмента качества - это форма добровольного подтверждения соответствия систем качества определенным нормативным требованиям. Какие преимущества дает сертификация по международному стандарту? Это позволит руководству предприятия:

· повысить рентабельность за счет снижения расходов, ориентируя все процессы на повышение и поддержание качества;

· расширить существующие и найти новые, международные в том числе, рынки сбыта;

· удовлетворять на новом уровне требования заказчика;

· совершенствовать систему информации и культуру производства.

Система менеджмента качества, исправно функционируя в компании, станет той основой, которая заставит совершенствовать все процессы применительно к промышленному производству и коммерческой деятельности.

 

+

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖ­ДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ИСО СЕРИИ 9000.

Международные стандарты ИСО серии 9000 – это основополагающий комплекс международных документов по системам менеджмента качества, охватывающий всевозможные области применения.

Основная концепция стандартов серии ИСО 9000 заключается в определении набора требований к системам менеджмента качества организаций и рекомендаций по их созданию.

Главная особенность модели ИСО является универсальность их требований, которые можно применять для любой организации, вне зависимости от сферы ее деятельности, рынка, на котором она действует, количества персонала и т.д.

В 1987 ГОДУ Техническим комитетом международной организации по стандартизации ISO TK-176 «Управление качеством и обеспечение качества», опубликована серия стандартов по системам качества организаций (серия 9000), включающая следующие стандарты:

ИСО 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению».

ИСО 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, монтаже и обслуживании».

ИСО 9002 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»,

ИСО 9003 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях».

ИСО 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания».

Основными целями выпуска стандартов серии 9000 являлись:

* укрепление взаимопонимания и доверия между поставщиками и потребителями продукции из разных стран мира при заключении контрактов;

* достижение взаимного признания сертификатов на системы качества, выдаваемых аккредитованными органами по сертификации из разных стран мира на базе использования ими единых подходов и единых стандартов при проведении сертификационных проверок (аудитов);

* оказание содействия и методической помощи организациям различных масштабов из различных сфер деятельности, в создании эффективно функционирующих Систем Качества.

Как видно из названий стандартов, Системы Качества организаций могут охватывать все этапы жизненного цикла продукции от разработки до технического обслуживания ее в условиях эксплуатации (стандарт 9001) - либо только их часть, к примеру окончательный контроль готовой продукции (стандарт 9003). Выбор модели Системы Качества должен, при этом, осуществляться на базе рекомендаций стандарта 9000.

Стандарт 9004 является для организаций своеобразным методическим пособием по разработке и применению Систем Качества. Стандарт содержит рекомендуемую структуру Системы Качества, характеристики базовых и функциональных элементов системы, определенные требования к организационной структуре, составу и содержанию данных, которые должны или могут применяться в Системе. В стандарте рассмотрены экономические аспекты качества, различные виды расходов и статьи затрат на качество, приведены указания по организации внутренних проверок (аудитов) качества, позволяющих руководству организаций оценить степень готовности своих подразделений к стабильной поставке продукции, отвечающей требованиям спецификаций, стандартов и ожиданиям потребителей. Стандарт 9004 применим, прежде всего, для решения задач в области внутреннего обеспечения качества.

Для контрактных ситуаций, а также для целей сертификации в стандартах ИСО серии 9000 предусмотрено применение трех базовых моделей Систем Качества, требования к которым регламентированы в стандартах 9001, 9002, и 9003.

Стандарт 9001 является наиболее полным из тех стандартов и охватывает всю деятельность компании, рассматривая процессы обеспечения качества от ее разработки до эксплуатации. ИСО 9001 представляет базовую модель Системы Качества для обеспечения качества при проектировании (улучшение продукта), производстве, установке(монтаже) продукции, сервисном обслуживании при ее эксплуатации у потребителя.

ИСО 9002 учитывает лишь процессы производства и испытания продукции и представляет Систему Качества как модель для обеспечения качества при производстве продукции и последующей ее установке у потребителя.

ИСО 9003 рассматривает только испытания готовой продукции и представляет Систему Качества как модель для обеспечения качества окончательного контроля и испытания готовой продукции.

Международные стандарты ИСО 9001, 9002, 9003, определяющие базовые модели обеспечения качества продукции, состоят из четырех частей. Первые три части (ознакомительные параграфы) представляют из себя введение, целью которого является ознакомление пользователя стандарта с:

* областью применения рассматриваемого стандарта (часть 1);

* используемыми в стандарте нормативными ссылками (часть 2);

* определениями терминов, применяемых в стандарте (часть 3).

Четвертая часть состоит из 20 параграфов. Первый параграф посвящен ответственности руководства; второй - посвящен идентификации Системы Качества и ее содержанию. Остальные параграфы содержат описание всех требований по качеству, которые компания должна обеспечить, чтобы подтвердить свою способность выполнять требования к качеству и чтобы быть сертифицированной в соответствии с одним из базовых стандартов серии ИСО 9000. В каждом из этих параграфов показано, что требует стандарт по качеству, а задача компании состоит в том, как эти требования реализовать на практике.

Поставщик должен продемонстрировать, что его система обеспечения качества организована так, чтобы предупредить случаи несоответствия на всех стадиях, начиная с проектирования и кончая сервисом. Особенно важно, чтобы установленные в компании процессы гарантировали как соответствие Системы Качества требованиям по качеству одного из стандартов серии 9000, так и адекватность действующей в компании Системы Качества требованиям потребителя.

Одним из важнейших требований ИСО 9000 является управление процессом развертывания, ввода в действие, контроля и поддержания в исправном состоянии Системы Качества, основные этапы которого планирование, измерение, отслеживание процесса посредством сравнения измеренных значений с эталонными, управление - регулирование процессом на базе информации, полученной по результатам сравнения.

Контроль процесса предусматривает инспекцию процесса путем измерения параметров качества в каждой (критической для качества процесса) точке. В случае если невозможно фиксировать параметр качества (измерять его) продукции, то для данной операции в соответствии с требованием базовых стандартов крайне важно определить и контролировать параметры процесса, оказывающие определяющее влияние на параметр качества продукции, который невозможно проконтролировать в процессе производства.

Следует отметить, что сами по себе стандарты ИСО серии 9000 не создают удовлетворения потребителя, но они являются фундаментом, на котором организация сможет создать Систему Качества, обеспечивающую удовлетворение потребителя.

В процессе практической работы со стандартами ИСО 9000 выяснилось, что для их успешного применения необходимы дополнительные разъяснения и рекомендации. По этой причине с 1988 по 1994 г. было разработано большое количество документов (технических отчетов, методических рекомендаций и др.), призванных помочь пользователям в работе с основополагающими стандартами. В связи с этим в 1994. была введена в действие вторая версия стандартов ИСО 9000.

Реальные изменения в сфере бизнеса, ввод в действие в 1996. международных стандартов по охране окружающей среды потребовали дальнейшего совершенствования стандартов серии ИСО 9000.

 

+

 

Результатом деятельности ISO является разработка и публикация согласованных международных стандартов по всем направлениям жизнедеятельности на основе лучшей практики в данной области.

ISO – The International Organization for Standardization -

Серия стандартов ISO 9000 была разработана Техническим комитетом Международной Организации по Стандартизации. В основе стандартов были положены идеи и положения теории всеобщего менеджмента качества (TQM).

Серия стандартов ISO 9000 неоднократно пересматривалась.

· 1 версия была подготовлена в 1987 году.

· 2 версия была выпущена в 1994 году и представляла собой уточненную версию 1987.

· 3 версия была разработана в 2000 году. Версия 1994 года была радикально пересмотрена.

· 4 версия стандарта вышла разобщенно - в 2005 году был выпущен стандарт ISO 9000-2005, в 2008 и 2009 годах были опубликованы стандарты ISO 9001 и 9004.


+

 

Из рекомендательных стандартов наиболее важные:

· ИСО 9000:2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»;

· ИСО 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования»;

· ИСО 9004:2008 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности»;

· ИСО 19011 - 2002 «Руководство по проведению аудита (проверки) систем менеджмента качества и/или охраны окружающей среды».

Новая версия стандартов обладает следующими особенностями:

· стандарты являются менее предписывающими;

· являются более гибкими в применении – имеется только один базовый стандарт;

· фундаментально изменена философия подхода к менеджменту качества, введен процессный подход;

· появился ряд новых требований по сравнению с ранее действующими стандартами;

· структура стандартов отчетливо выделяет принцип «Планируй – делай – проверяй – корректируй», отражающий цикл Деминга PDCA (Plan – Do – Check – Akt);

· стандарты совместимы с ИСО 14000 (стандарт требований к системе экологического менеджмента предприятия).

Стандарты ИСО серии 9000 разработаны в помощь организациям всех типов и размеров для внедрения и обеспечения функционирования эффективных систем менеджмента качества и образуют согласованный комплекс стандартов, содействующий взаимопониманию в национальной и международной торговле:

· ИСО 9000:2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» описывает основные положения и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества;

· ИСО 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования» определяет требования к системам менеджмента качества для случаев, когда организации необходимо продемонстрировать продукцию, отвечающую требованиям потребителей, официальным требованиям и применяемым обязательным требованиям, требованиям стандарта, ориентированным на повышение удовлетворенностей потребителей. Системы используются для внутреннего применения организациями в целях сертификации или заключения контрактов. Все требования, содержащиеся в ИСО 9001:2008, являются общими и запланированными для применения ко всем организациям. ИСО 9001:2008 является единственным стандартом ИСО серии 9000, который устанавливает требования к системам менеджмента качества, которые излагаются в императивной (повелительной) форме: «Высшее руководство должно…».

 

ИСО 9001:2008 содержит следующие разделы: «Предисловие», «Введение», «1. Область применения», «2. Нормативные ссылки», «3. Определения», «4. Система менеджмента качества», «5. Ответственность руководства», «6. Менеджмент ресурсов», «7. Процессы жизненного цикла продукции:», «8.Измерение, анализ и улучшение», таблицы соответствия между ИСО 9001:2008 и ИСО 14001:2004.

ИСО 9004:2008 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности» содержит рекомендации, рассматривающие результативность, эффективность систем менеджмента качества. Целями стандарта является улучшение деятельности организации, удовлетворенность потребителей и заинтересованных сторон.

ИСО 9001:2008 и ИСО 9004:2008 разработаны как согласованная пара стандартов на системы менеджмента качества, спроектированных для дополнения друг друга, однако оба международных стандарта можно применять самостоятельно. Стандарт ИСО 19011 «Руководство по проведению аудита (проверки) систем менеджмента качества и/или охраны окружающей среды» содержит методические указания по проведению аудита (проверки).

 

+

 

http://stud24.ru/product-quality/harakteristika-standartov-iso-9000/64886-211436-page2.html


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...