Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Право лиц обоего пола на равное вознаграждение за труд равной ценности




Право на равные условия в отношении труда равной ценности, а также на равный подход к оценке качества труда —

16 Frauen in Europa (Bonn, 1994), S. 8-11.


непременное требование Конвенции ООН 1979 г. о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Этому же вопросу посвящена Конвенция Международной Организации Труда 100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности», ратифицированная СССР 4 апреля 1956 г. Конвенция разъяснила, помимо прочего, что термин «вознаграждение» включает в себя обычную, основную или минимальную заработную плату либо обычное, основное или минимальное жалование и всякое другое вознаграждение, предоставляемое прямо или косвенно, в деньгах или в натуре предпринимателем трудящемуся в силу выполнения последним какой-либо работы» (ст. 1). Указывается также, что принцип равного вознаграждения лиц разного пола за труд равной ценности может применяться путем: национального законодательства; системы определения вознаграждения, установленной или признанной законодательством; коллективных договоров между предпринимателями и трудящимися либо путем сочетания этих различных способов.

Тем не менее на сегодняшний день во всем мире, в том числе в странах Европейского Союза, существует заметный гендерный разрыв в окладах и получаемом за труд вознаграждении.17 При этом в развитых демократических государствах факты дискриминации женщин в вопросах оплаты чаще всего носят не прямой, а косвенный характер.18 Проведенные в разных странах Европы исследования показали, что внутри одной и той же отрасли экономики женщины занимают менее оплачиваемые должности, оценка квалификации мужчин и женщин осуществляется по разным критериям, мужчины чаще занимают должности, в которых предъявляются более высокие требования к профессиональному образованию и профессиональным навыкам работника. Для повышения квалификации необходимо время, которым женщины в силу своей двойной занятости не располагают. На разрыв в оплате труда влияет также разница в продолжительности непрерывного стажа работы мужчин и женщин. Время, в течение которого женщина вынашивает, рожает и ухаживает за детьми, особенно маленькими, в непрерывный стаж работы обыч-

17 Frauen in Europa (Bonn, 1994), S. 21-22; H.M. Pfarr, K. Bertelsmann, Gleichbehandlungsgesetz (Wiesbaden, 1985), S. 60.

18 H.M. Pfarr, K. Bertelsmann, op. cit., S. 60.


626

но не засчитывается. К тому же за время этого перерыва женщина теряет свою квалификацию и вынуждена переучиваться.

Как показывает практика развитых демократических государств, наиболее эффективным методом стимулирования работодателей предприятий всех форм собственности к антидискриминационным действиям являются меры экономического характера. В их числе — поощрение за счет дифференциации страховых тарифов и налогов, процентов по кредитам, предоставления государственных заказов при условии сохранения на предприятии определенного соотношения работников обоего пола, льготный порядок аренды, лизинга и т. д. При помощи экономических мер, закрепленных в соответствующем законодательстве, можно и нужно поощрять предпринимателей, содержащих за счет собственных доходов сферу социального обслуживания работников и членов их семей, оказывающих помощь семьям работников в уходе за детьми и т. д. Именно на этот путь должны быть нацелены усилия нашего общества и государства, ратифицировавшего в конце 1997 г. Конвенцию МОТ 156 «О равном обращении и равных возможностях работающих мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями».

Правовая охрана материнства

Охрана материнства — проблема многоаспектная. О ней можно говорить под углом зрения медицины, права, нравственности, охраны окружающей среды и др. Особое место здесь занимает вопрос о праве женщин на отпуск по беременности и родам, который сохраняет свою остроту для всех стран. В связи с этим Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» требует от государств-участников в целях ликвидации дискриминации женщин в области занятости ввести оплачиваемые отпуска или отпуска с сопоставимыми пособиями по беременности и родам без утраты прежнего места работы, старшинства или социальных пособий (ст. 11).

В Европейском Союзе в 1992 г. была одобрена рекомендация Совета Министров, устанавливающая 14-недельную ориентировочную продолжительность оплачиваемого отпуска по беременности и родам. Размер оплаты колеблется в разных странах от 100% до 70% полной суммы получаемого женщиной заработка. В ряде стран ЕС, в первую очередь скандинавских, устанавливается также отпуск по уходу за ребенком, который


может быть использован одним из родителей. Однако отцы пользуются этим отпуском значительно реже чем матери19.

В Соединенных Штатах Америки, где борьба женщин за свои права приобрела на протяжении двух последних веков подчас весьма драматические формы, до самого недавнего времени не было закона, закрепляющего право женщин на отпуск по беременности и родам. Этот вопрос решался (если решался) в коллективных договорах. У американских авторов, пишущих о правах женщин, можно даже встретить упоминание о забастовках, которые проводились в прошлом учителями-мужчинами ряда школ в знак протеста против попытки отдельных штатов установить отпуска по беременности и родам для женщин-учителей. Их коллеги мужчины усматривали в этом дискриминирующие мужчин действия властей. На федеральном уровне вопрос об отпуске по беременности и родам был решен в США лишь в период президентства Билла Клинтона, пришедшего к власти, как известно, при большой поддержке его женскими организациями Америки. Первым законом, вынесенным правительством Клинтона на рассмотрение Конгресса и одобренным им, был именно закон о таких отпусках, до этого дважды отклонявшийся Президентом Бушем.20

Политические права женщин

Обеспечение равных прав и равных возможностей всех слоев и групп населения на участие в политической жизни страны — необходимая предпосылка и условие построения правового государства. И в этом плане имеющая длительную историю борьба женщин за свои политические права, в первую очередь за активное и пассивное избирательное право, занимает одну из центральных страниц в истории человечества на пути к подлинной цивилизованности. Другое дело, что от предоставления равных политических прав, то есть с провозглашения формального равенства лиц обоего пола в вопросах принятия политических ре-

19 Frauen in Europa, S. 11-15.

20 В. Meyer, «Amerika, hast Du es besser», Politik und Zeitgeschichte. B. 21-22/
9, S. 39.


628

шений, до фактического равенства их возможностей в этой сфере — дистанция огромного размера, которую человечество только начинает проходить.

Конвенция 1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» связывает равноправие лиц обоего пола в политической сфере с тремя основными условиями. На государства-участников возлагается обязанность обеспечивать женщинам на равных основаниях с мужчинами право: 1) голосовать на всех выборах и избираться во все публично избираемые органы; 2) участвовать в формировании и осуществлении политики правительства и занимать государственные посты, а также осуществлять все государственные функции на всех уровнях государственного управления; 3) принимать участие в деятельности неправительственных организаций и ассоциаций, заниматься проблемами общественной и политической жизни страны (ст. 7).

Несмотря на то, что Конвенцию 1979 г. ратифицировали почти все государства мира, на сегодняшний день ни в одном из них не реализована паритетная демократия, т. е. пропорциональное половому составу населения представительство мужчин и женщин на всех уровнях принятия решений: в органах законодательной, исполнительной, судебной власти, в органах местного самоуправления, в экономической, финансовой и иных сферах жизнедеятельности государства и общества. По данным Международной Организации Труда в общей сложности во всем мире женщины занимают лишь 14% административных и руководящих должностей и менее 6% высших руководящих должностей.21 Явно недопредставлены женщины и в парламентах большинства стран мира.

В то же время в целом ряде стран, особенно с развитым феминистским движением, наблюдается процесс так называемой «селективной инкорпорации женщин в органы государственной власти под воздействием требований женской общественности», при которой доступ к принятию решений в политической, экономической, социальной и иных важных сферах жизни общества получает лишь узкий круг женщин, обладающих высоким уровнем общей и профессиональной подготовки.22

21 Линь Леан Лим. Рабочие места для женщин: больше и лучше. Женева:
изд. МВТ, 1996. С. 11.

22 Sexual Politics and the European Union, pp. 21-22.


629

Женщины в парламентах и иных представительных органах государственной власти

Участие женщин-депутатов в работе парламентов и иных представительных органов государственной власти крайне важно не только для самих женщин, но и для общества в целом. Прежде всего речь идет о различиях в интересах, представляющих для мужчин и женщин соответственно приоритетное значение. Так, для женщин на первый план выходят вопросы экологии, охраны детей, здравоохранения, социальной защиты населения и др., находящиеся на периферии интересов мужчин.

В идеале представительство женщин и мужчин в органах государственной власти должно быть пропорционально численности лиц каждого пола среди населения страны. К сожалению, во всем мире в целом женщины составляют лишь немногим более 10% депутатов парламентов. По странам эти цифры разнятся. Лидируют в этом вопросе скандинавские страны, где женщины-парламентарии составляют от 33 до 40% депутатов. Примерно на этом же уровне находится в этих странах представительство женщин в органах муниципальной власти и парламентов провинций. В ходе выборов в Европейский парламент в 1998 г. от 12 стран ЕС было избрано 30 % женщин-депутатов.23

В странах бывшего СССР и Восточной Европы, переживающих период транзиции, представительство женщин в парламентах существенно снизилось. Так, в Государственной Думе РФ женщины составляют ныне 7,6% депутатов, а в Совете Федерации вообще нет женщин. 7,8% женщин среди парламентариев Украины, 4,5% — в Белоруссии и Киргизии. Аналогичная картина и в других странах СНГ. Сложилась ситуация, когда женщины, являясь объектами, а не субъектами государственной политики, за годы «реформ» потеряли даже многое из того, что имели раньше. В то же время они многое и приобрели, и прежде всего печальный урок того, что передоверять отстаивание своих интересов другим — нельзя.24

Во всем мире история борьбы женщин за право избирать и быть избранной в представительные органы своей страны

23 Шипуло Т.И., сост. Проблемы равноправия в документах и материалах.
М., 2000. С. 103.

24 Клименкова Т.А. Женщина как феномен культуры. С. 137.


полна драматизма. Так, в Конституции США 1787 г. закреплялось право соответствующего возрастным требованиям «лица», являющегося гражданином этой страны, быть избранным в сенат и палату представителей. Почти сто лет понадобилось для отнесения к «лицам» негров. Поправкой XV (1870 г.) установлено, что право голоса граждан США не должно отрицаться или ограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо штатом по признаку расы, цвета кожи либо в связи с прежним нахождением в подневольном услужении. И только в 20 веке, в том числе под влиянием активной борьбы суфражисток, была принята поправка XIX (1920 г.), согласно которой право голоса граждан США не должно отрицаться иди ограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо штатом также по признаку пола.

Само по себе предоставление женщинам права голоса еще не свидетельствует о наличии всех необходимых правовых предпосылок гендерного равноправия при принятии парламентами и местными законодательными органами политических решений. Опыт многих стран показывает прямую зависимость числа женщин в парламенте той или иной страны от существующего в данном государстве избирательного законодательства. При этом наиболее значимы два момента: 1) законодательное закрепление «женских» квот либо отсутствие квот такого рода, 2) вид избирательной системы: мажоритарная, когда в каждом округе может быть избран один депутат: пропорциональная, когда число мандатов распределяется между партиями пропорционально количеству собранных по партийным спискам голосов; и смешанная.

Прямое закрепление нормативными актами той или иной страны «женских» квот — явление в мире не столь уж частое. Такой метод обеспечения гендерного равноправия имеется и успешно реализуется в Скандинавских странах.25 Своеобразным вариантом такого же решения может быть названа несколько иная законодательная практика ряда других стран, в частности Италии. Согласно закону № 277 от 4 августа 1993 г. выборы в

25 T.S. Dahl, Woman's Law (Oslo, 1988), p. 157.

Квотирование является временной специальной мерой по установлению фактического равенства между мужчинами и женщинами и в соответствии со ст. 4 Конвенции ООН 1979 г. не считается дискриминационной.


нижнюю палату — Палату депутатов происходят в Италии по смешанной системе, то есть места распределяются между мажо-ритетной и пропорциональной частями. Однако списки кандидатов должны обязательно формироваться путем чередования мужчин и женщин. В каждом списке за фамилией кандидата одного пола должна обязательно следовать фамилия лица противоположного пола.26

Как уже отмечалось, рост представительства женщин в органах, принимающих политические решения, прежде всего в парламентах, находится в прямой зависимости от вида избирательной системы данной страны. Опыт подавляющего большинства развитых демократических государств свидетельствует, что наиболее благоприятной для реализации возможностей женщин участвовать на равных с мужчинами основаниях в принятии политических решений является пропорциональная избирательная система, когда все места в представительном органе распределяются пропорционально собранным различными партийными списками голосов. Наименее эффективна для женщин мажоритарная избирательная система, когда в каждом округе избирается по одному депутату.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...