Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция безопасности Д. Петерсона




В 80-е гг. XX в. приобрели популярность идеи Дана Петерсона, имеющие отношение к исследованию и профилактике несчастных случаев и аварий, которые были приняты к внедрению в гражданской авиации нашей страны. Концепция Д.Петерсона включает пять принципов.

1. Принцип отношения к предпосылкам аварий как к серьезным
событиям, источникам информации о возможных факторах происшествий. «Предпосылка к происшествию отличается от самого
происшествия лишь исходом, поэтому к ним следует относится
так же серьезно, как и к самим происшествиям». Например, два
самолета пролетели на расстоянии 500 м друг от друга, это очень
небольшое расстояние, в этих условиях весьма была вероятна катастрофа, но по счастью она не произошла, однако, анализировалась со всей серьезностью. Виновник ситуации — авиадиспетчер, имевший низкий уровень профессиональной подготовки.

2. Выявление цепи повторяющихся событий. Если рассматривать
каждый отдельный инцидент сам по себе, он может показаться
мелким и несущественным, но в совокупности эти инциденты
выстраиваются в цепочку, приводящую к катастрофе. Таким образом, задача состоит в том, чтобы выявить эти причины (события)
до того, как замкнется последнее звено цепи. Например, на железнодорожном транспорте поезда сходят с рельсов при накапливании просчетов в поддержании нужного состояния рельсового пути.

Так, специалисты-ремонтники 80-х гг. с трудом добивались у начальников дороги выделения «окон» в расписании движения поездов, а при обнаружении неудовлетворительного состояния части пути требовалось либо прекратить движение поездов, либо ограничить скорость их движения. Но некоторые начальники дороги стремились выполнить план (месячный, годовой) по тонно-километрам и запрещали введение такого рода ограничений. В результате неизбежно случались аварии — поезда сходили с рельсов.

3. Выявление причинных факторов происшествий. В гражданской
авиации при этом речь идет об анализе системы «человек-машина-среда», причем в 80 % случаев происшествий в авиации виновны не машины, а персонал, поэтому возрастает значение психологии, исследующей поведение персонала, его ошибки и их
возможные причины. Установив связи между ошибками в работе
и функциональным состоянием человека, регламентируют длительность непрерывной работы, режим труда и отдыха, уровень
подготовленности персонала и пр.

4. Принцип добровольного информирования. «Концепция безопас-
ности» Д.Петерсона предполагает, что руководители часто не видят реального положения дел и не принимают мер к устранению
дефектов организации, технологии, ведущих к авариям. В то же время рядовой персонал имеет доступ к такого рода информации, но их мнение часто не спрашивают. Существующие способы официального обязательного информирования ущербны, неполны.

Д.Петерсон предложил систему добровольных сообщений, которая была введена в гражданской авиации США. За 10 лет ее действия удалось предотвратить 12 авиакатастроф. Этот способ действенен в случае, если сбор и обработка информации производятся нейтральной стороной при условии обеспечения строгой конфиденциальности, в США этим занимается НАСА, в России — система добровольных сообщений ГОСНИИ гражданской авиации в Москве.

5. Принцип пропаганды безопасности состоит в том, что каждое происшествие на транспорте (не только в авиации, но и на железной дороге, на шоссе, на производстве) подробно описывается в СМИ, и это считается высокоэффективным способом предотвращения катастроф и аварий. Гласность в происшествиях повышает бдительность персонала, ответственного за безопасность движения, производства.

Сферой повышенной опасности является современный транспорт. На месте дорожно-транспортных происшествий гибнет много людей, находящихся внутри транспортных средств. Ремни безопасности и подголовники уменьшают вероятность гибели при столкновении в три раза, при опрокидывании - в пять раз. Водитель должен постоянно учитывать все возможные причины аварий: нарушение правил дорожного движения, превышение скорости, управление автомобилем в нетрезвом состоянии, дефекты дороги, неисправности автомобиля.

При неизбежности аварии следует соблюдать элементарные правила оптимального поведения:

1) до предела напрячь все мышцы;

2) не покидать машину до ее полной остановки;

3) сохранять самообладание и управлять машиной до последней возможности;

4) уйти, во что бы то ни стало от встречного удара; при отсутствии такой возможности перевести встречный удар в скользящий боковой;

5) упереться ногами в пол, защитить голову руками, пассажиру - завалиться на бок (наиболее опасно переднее сиденье);

6) после удара определить свое местоположение и двигаться к выходу (через дверь или окно), если двери не открываются - открыть или разбить окно; если машина упала в воду и находится на плаву - не открывать дверь и выходить только через окно;

7) при погружении машины на дно с закрытыми дверями и окнами включить фары, делать глубокие вдохи и выдохи, избавиться от лишней одежды, открыв окно, протиснуться наружу, взявшись за крышу автомобиля, и плыть вверх; если дверь и окно заклинило - разбить лобовое стекло (всегда имея в салоне то, чем можно это сделать).

При аварии железнодорожных и автомобильных цистерн,а такжепри авариях на химических производствах в воздух выбрасываются опасные для здоровья и жизни людей ядовитые вещества. В этих ситуациях необходимо: 1) прикрыть нос и рот влажным носовым платком или полотенцем; 2) быстро покинуть место аварии, избегая проходов через туннели и низины; 3) промыть в безопасном месте водой глаза и открытые участки тела; 4) выпить как можно больше жидкости, исключить физические нагрузки. Контрольный тест по курсу «Промышленная психология» (правильные ответы выделены красным цветом) 1. Психология труда изучает: а) человека, как субъекта труда; б) человека как индивида; в) человека как личность; г) все ответы верны; д) все ответы не верны 2. Во сколько степеней родства с психологией труда можно сгруппировать конкретные науки: а) 2; б) 4; в)3; г) все ответы верны; д) все ответы верны 3. Человек как субъект труда это: а) «приемщик» воздействия; б) деятель, инициатор активности; в) содеятель г) все ответы верны; д) все ответы не верны 4. Выбор профессии осуществляется на стадии: а) оптации; г) все ответы верны; б) адепта; д) все ответы не верны в) адаптации; 5. Система, включающая взаимодействие человека и машины обозначается, как: а) эргатическая; б) трудовая; в) производственная г) все ответы верны; д) все ответы не верны 6. Индивидуальная характеристика соответствия требованиям профессии это -; а) профессионализм; б) компетентность; в) компетенция; г) все ответы верны; д) все ответы не верны 7. Существует мотивационная и операциональная сфера; а) профессионализма; б) компетентности; в) компетенции; г) все ответы верны; д) все ответы не верны 8. Владение собственно-профессиональной деятельностью – это компетентность; а) специальная; б) профессиональная; в) социальная; г) все ответы верны; д) все ответы не верны 9. Нормативные критерии профессионализма включают: а) стремится ли человек индивидуализировать свой труд; б) усвоил ли человек правила, эталоны профессии; в) достиг ли человек сегодня достаточно высокого уровня профессионализма; г) все ответы верны; д) все ответы не верны 10. Критерии наличного уровня рассматривается совместно с критерием: а) прогностическим; б) творческим; в) процессуальным; г) все ответы верны; д) все ответы не верны 11. Внутри какого уровня выделяют этапы адаптации человека к профессии: а) допрофессионализма; б) профессионализма; в) псевдопровесионализма г) все ответы верны; д) все ответы не верны 12. Внутри какого уровня выделяют этап свободного владения профессии в форме творчества: а) профессионализма;б) суперпрофессионализма; в) послепрофессионализма; г) все ответы верны; д) все ответы не верны 13. Внешнее выражение мотивационной сферы это профессиональные; а) интересы; б) ожидания; в) притязания г) все ответы верны; д) все ответы не верны 14. Области знания и практики, имеющие первую степень родства с психологией труда и производственной психологией: а) техническая эстетика, художественное консультирование; б) семиотика, логическое генерирование; в) философия, социология труда. 15. Система индивидуальных своеобразных приемов, обеспечивающих успешное выполнение человеком определенной деятельности: а) профессиональное самосознание; б) профессиональная ориентация; в) индивидуальный стиль деятельности. 16. Всестороннее описание профессии, включающее в себя социально-экономические, производственно – технические, санитарно – гигиенические, физиологические и психологические характеристики трудовой деятельности человека: а) трудограмма; б) психограмма; в) профессиограмма 17. Стресс это: а) давление; б) напряжение; в) негативное состояние;г) повреждение 18. Учитель химии в средней школе это: а) профессия; б) специальность;в) трудовой пост; г) должность 19. Из перечисленных умений к интеллектуальным не относятся: а) мнемические; б) аттенционные;в) мыслительные; г) имажинитивные 20. Из перечисленных пунктов исключите те, которые не влияют на подверженность утомлению: а) возраст; б) интерес и мотивация; в) волевые черты характера; г) физическое развитие; д) уровень интеллекта 21. Под понятием “субъект труда” в современной психологии труда понимается: а) работник;б) совокупность свойств индивида и личности; в) личность; г) поведенческие реакции. 22. Мотивационная сфера профессионализма это не: а) профессиональные ценности; б) работоспособность; в) профессиональные притязании; г) профессиональные цели. 23. Что не относится к профессионально-важным качествам (ПВК): а) способности; б) поведение;в) мотивы; г) направленность личности. 24. К типу профессий с абсолютной профпригодностью относят следующие: а) летчик;б) преподаватель; в) инженер; г) продавец.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...