Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Иллюзионизм в изобразительном искусстве 2 глава




Таким образом, в творчестве всегда должна быть непредсказуемость.

Дальше Выготский пишет: «Поэтому мы имеем все основания утверждать, что с психологической точки зрения, нет принципиальной разницы между процессами народного творчества и личного творчества». По Выготскому, народное творчество тождественно личному творчеству. И он потом продолжает: «Следовательно Фрейд прав. Индивидуальная психология с самого начала является элементом социальной психологии». Согласно Фрейду, мы с детства погружаемся в определенные схемы, которые искусственны, которые присущи нашему обществу. Мы в эти игры начинаем играть, в этой оболочке живем и потом, если вдруг что-то не соответствует этим играм, этим стереотипам, этим привычкам, нам становится тяжело и возникают душевные конфликты. Согласно Фрейду, искусство тоже социально. Отсюда как бы ставится два вопроса: 1) либо изучалась психологию творца 2) либо психологию потребителя искусства. Но Выготский утверждает: «Не надо ни психологии творца изучать,… ни психологию потребителя» Выготский мудро ищет золотую серединку. Он выдвигает объективный аналитический метод: «Надо попытаться за основу взять не автора и не зрителя, а само произведение искусства». Какой гениальный ход! Не тот полюс, не этот. Правда такое исследование, само по себе, никак не является предметом психологии, так как психика как таковая в нем не дана. Поэтому психолог искусства напоминает историка, археолога, который восстанавливает прошлое, судит о прошлом по искусству Ведь археолог тоже в принципе ничего не видел такого, но на основании предмета может как-то научно говорить о том, что раньше было. Или следователь, на основании каких-то признаков может восстанавливать какую-то картину. Поэтому Выготский приводит следующий пример: «Мы изучаем ритмическое строение какого-нибудь словесного отрывка. Мы имеем дело все время с фактами, не психологическими. Однако анализируя этот различный строй речи как разнообразно направленный на то, чтобы вызвать соответствие функциональной реакции, мы через этот анализ, исходя из вполне объективных данных, воссоздаем некоторые черты эстетической реакции. Эта эстетическая реакция безлична и отражает индивидуальные психические процессы. Это только достоинство. Эстетическая реакция в чистом виде не смешанная со случайными индивидуальными процессами. Итак, вывод какой. От формы художественного произведения через функциональный анализ его элементов и структуры к воссозданию эстетической реакции и установлению ее общих законов.

Психология искусства - это наука, которая изучает психологию эстетического переживания, эстетической реакции, психологию чувств, которые вызываются произведением искусства. Мы же с вами изучаем психологию того, что привело к тому, что художник создает произведение искусства, те истоки, те глубины психологического переживания, приводящие к творчеству. Но, на примере Выгодского мы показали вам, что не существует такой четкой грани между психологией художественного творчества и психологией искусства. И действительно, Достоевский с одной стороны, будучи очень противоречивым автором, противоречивой личностью, прекрасно в своих произведениях это противоречие выразил. И благодаря двойственности чувств, которые заложены во всех произведениях Достоевского, эти произведения вызывают эстетическое наслаждение. Но при этом можно ли говорить о том, что Достоевский знал психологию искусства. Так уж совпало, что психология художественного творчества Достоевского оказалась соответствующей тем правилам психологии искусства, благодаря которым искусство является искусством.

Выготский, когда он писал работу “Психология искусства”, поставил задачу: а чем, собственно эстетическое чувство, возникающее при восприятии произведений искусства, отличается от иных чувств нашей жизни? Например, мы сегодня завтракали. И у вас было определенное чувство поесть. И допустим, у вас было определенное чувство, когда вы смотрели телевизор. По своей структуре, предвкушение творога, который у вас был на столе, отличаются от предвкушения развязки фильма? Выготский показал, что имеет место большое различие, но, одновременно и совпадение. Выготский очень использует такое понятие как аффект - единица эмоциональной реакции, единица чувства. Он задаётся вопросом: а что за аффекты вызывает в нас искусство? И что это за процесс такой? Может там ничего нет нового? Поэтому, с нашей точки зрения, Выготский, в плане анализа психологии искусства ограничен, потому что подобную задачу ставит себе и такая область, как магия. Мы уже говорили (или скажем позднее) что у магии главная задача вызвать определенные эмоции. По видимому, у Выготского не было иного пути, и он в конце концов, все редуцировал до проблемы чувствования, до проблемы эмоции. Хотя очевидно, что переживания в искусстве намного сложнее и не сводимы лишь к каким-то элементарным узким понятиям как аффект, чувство и т.д. Надо признать, что психология в то время не была развита. И тем не менее, Выготский набирается решительности каким-то образом вскрыть законы, которые присущи только искусству. Вскрыть нечто, что вызывает в нас это – переживание искусства. Он пишет, что, с одной стороны, есть один полюс в психологии искусства - это эстетика сверху, когда природа искусства открывается как социум культурного явления, как продукт общественного человека, как продукт социального человека. И в этом смысле, об индивидуальности, об уникальности сознания говорить не приходится. (И когда читаешь Выготского, по особому понимаешь насколько мы являемся жертвами средств массовой информации, различного рода книг, идеологий). Он показывает, что природа мышления, социальна. Он показывает эволюционное становление мышления.

А есть эстетика снизу, вот эта та самая индивидуальная психология. Психология искусства была представлена и сводилась очень часто к элементарным реакциям наслаждения.

Выготский поставил вопрос иначе. Ему эти два полюса (эстетики сверху и снизу) оказались не нужны, так как он искал середину. И он начал изучать искусство как некие знаки, как некий внешний объект, в котором заложены основы психологии и художника и основы психологии будущего восприятия и потребителя этого творчества. Он был уверен, что в объекте эстетического наслаждения есть какие-то структуры, которые имеют место в объективной реальности. Эти законы не в нас, но они так устроены, что вызывают в нас чувство эстетического наслаждения. Поэтому Выготский сравнивал себя со следователем или с археологом, который по каким-то предметам, но имея научно-объективный анализ, объективно-психологический анализ, восстанавливает живую психологию. Он пишет: «Закон эстетической реакции: эстетическая реакция - заключает в себе аффект, развивающийся в двух противоположных направлениях, которые в завершительной точке, как бы в коротком замыкании, находят свое уничтожение». Таким образом, эстетическое наслаждение - это предвкушение, это некое позитивное напряжение или стресс, который разряжается в конце. Это задержка наружного проявления эмоций.

Художник всегда формой преодолевает своё содержание. Басни, новеллы, трагедии – заключают в себе непременно аффективное противоречие, вызывают взаимно противоположные ряды чувств и приводят к их короткому и уничтожению – катарсису. В искусстве всегда имеет место конфликт целого и единичного, формы и содержания и т.д. В их борьбе заложен подход эстетики. Эстетика – это борьба. Этот закон работает не только в искусстве, но и в иных сферах (секс, трапеза и т.п)

Из любой вещи можно сделать ценность, если вы сталкиваете два аффекта и создаете подход преодоления, и в результате возникает наслаждение. А высшей формой наслаждения в искусстве, в эстетическом творчестве что является? Аристотель ввел такое понятие - катарсис. Катарсис - это самая высшая точка, в которой происходит разрядка этих двух противоположных друг другу аффектов. Сначала задержка, а потом катарсис.

Пример. В фильме Данелии «Мимино» главный герой грустный, а фильм комедийный. Наш герой ходит грустным и несчастным в течении всего фильма. Таким образом, у нас возникает противоположные чувства. Возникает конфликт между ними, который разрешается бессмыслицей и смехом – катарсисом.

Пример. Музыка содержит в себе элементы (целого и частного, формы и содержания), которые вызывают противоложные аффекты. В музыке имеет место конфликт целого (гармонии, мелодии) и частного (конкретного звука). Катарсис, в частности, проявляет себя как процесс предвкушения и узнавания звука в ряду всей мелодии. Это нас и радует.

Необходимо отметить, что закон эстетической реакции Выготского является проявлением принципа иллюзионизма, выдвинутого нами в монографии (Р.Р. Гарифуллин “Иллюзионизм личности”) (см. выше). Пальмировка заключается в том, что автор знает чем играть, какие противоположные чувства сталкивать. Пассировка – завязка, интрига, благодаря чему создаётся напряжение. Шанжировка – подмена одного чувства другим, разоблачение, катарсис.

ДОПОЛНЕНИЯ И ЗАМЕЧАНИЯ

1. Пирамиды в Египте оказывают психотерапевтическое воздействие. Люди исцеляются находясь внутри пирамиды, исцеляются за счет энергии вызванной напряжением, которое является основой эстетического наслаждения, вызванного работой закона Выготского, то есть столкновением двух чувств, аффектов. Первый аффект – аффект (от внешнего восприятия) от пирамиды в целом; Второй аффект – аффект (от восприятия внутренности пирамиды) от осознания того, что ты внутри пирамиды определённой внешней формы. Это вызывает лечебный эффект. Необходимо развивать психотерапию эстетическим наслаждением.

2. Закон эстетической реакции Выготского есть полное проявление принципа иллюзионизма, сформулированного нами (Р.Р. Гарифуллин, Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция, 1997) Пальмировка – это этап, на котором автор оценивает на каких чувствах зрителя и читателя (воспринимающего произведение искусства) можно будет играть и манипулировать, какие противоположные чувства сталкивать. Пассировка – это завязка, интрига, благодаря которой автор держит напряжение читателя и зрителя. Это по сути дела похоже на фокус, при котором зритель ждет и томится, когда же этот фокус будет разоблачен. И, наконец, шанжировка – это подмена одного чувства другим, разоблачение. Воспринимающий, при восприятии искусства, надеялся получить одно чувство, но получил иное. И, наконец, развязка фокуса – катарсис. Без подхода преодоления, описанного Р. Шакуровым (Р.Х. Шакуров, Эмоция. Личность. Деятельность, 2001), на стадии пассировки катарсиса бы не было.

3. Попробуем применить закон эстетической реакции Выготского на процессы самообмана? И, действительно, мы сами же себя обманываем, манипулируем (пальмируем). Заигрываем и раззадорим себя (пассировка). Если бы Голодный знал, что не получит Еды, то он не эстетствовал бы (эстетической реакции не было бы). Закон эстетической реакции - это закон предвкушения. Благодаря принципу иллюзионизма воспринимающий знает, что его обманут, и, тем не менее, идет на этот обман. То же самое в законе эстетической реакции Выготского. Воспринимающий ждет разрешения аффекта. Если бы он не ждал, то эстетического наслаждения не было бы.

4. Иллюзионизм в музыке в чем заключается? Воспринимающий узнает ноту в системе всей мелодии на этапе разоблачений иллюзий. Он предвкушает мелодию на этапе пассировки. И вдруг, затем слышит всю мелодию, оглянувшись назад, к отдельным звукам. Только затем возникает эстетическое наслаждение. Это и есть сюрприз, который бы заготовлен на этапе пальмировки.

5. По Выготскому в новое произведении искусства всегда вкраплены старые элементы, но они скомпанованы по новому. Часто этот процесс протекает бессознательно. То есть, на подсознательном уровне формируются элементы, которые когда-то были восприняты, но теперь они уже формируются в другом контексте и компановке. Вспомните Шеленберга из кинофильма «Семнадцать мгновений весны» (по Ю. Симёнову), который забывал советы Штирлица, но затем выдавал их ему как свои, но немного позднее.

6. Диалектико-материалистический подход в творчестве и искусстве характерен тем что: а) Причиной психической активности являются противоречия между составляющими психики: эмоций, мышления, поведения. Какая либо из этих составляющих вырывается вперед и начинается внутренний конфликт и несоответствие с другими составляющими психики. Например, мышление опережает в развитии эмоции, и поэтому, возникает конфликт, который снимается доразвитием эмоций до уровня мышления. Здесь нет связи с прошлым (это не фрейдовский конфликт сознания и подсознания, это более общий конфликт). Здесь все связано с настоящим и развивается посредством диалектики и противоречия составляющих всей психики (а не только сознания и подсознания, хотя психоаналитический конфликт является частным случаем диалектического). б)Художник – всегда является продуктом общества, субъектом социума, субъектом социальных отношений, а не Бога. Он диалектически отражает внешний мир в своём творчестве (Принцип отражения). в) Раз человек живой, как биологическое существо, то не нужна фрейдовская психическая мотивация, стержнем которой является конфликт детства. В диалектико-материалистическом подходе, человек является продуктом диалектики. Он является причиной себя, он сам внутри себя, имея различные психические составляющие, расположенные иерархично, генерирует причину и конфликты, которые и становятся мотивацией. Поэтому, необходимо различать конфликт, имеющий место в диалектико-материалистическом подходе и конфликт, имеющий место в психоаналитическом подходе, где рассматривается конфликт между сознанием и подсознанием.

7. При рассмотрении диалектико-материалистического подхода считается, что художественное творчество определяется обществом (формирует эссенцию, как универсальную психическую составляющую психик людей, независимо от уникальности психического бытия). В действительности, имеет место сохранение индивидуального, сохранение индивидуальных чувств художника. Кроме того, есть уникальность пространства и времени в котором был помещен художник. Это всё формирует уникальную психическую составляющую души - экзистенцию.

8. Эстетическое наслаждение возникает тогда когда в форма становится содержание или наоборот.

9. Диалектико-материалистический подход заключается в том, что композитор Григ взял кое-что от Рахманинова, но взял на новой основе.

10. Диалектико-материалистический подход заключается в законе отрицания отрицания, то есть берется тоже самое, но на новой основе.

11. Дети учат взрослых от природы, а взрослые учат детей от общества.

12. При рассмотрении постмодернистского подхода могут сталкиваться формы и содержания разных времен и эпох. Например: спектакль «Евгений Онегин» может играть современный молодой человек, который разводит пальцами, как современные мафиозники. В действительности содержание может быть современным, а форма старинной. Всё это больше относится к диалектико-материалистическому подходу. Противоречие между формой и содержанием есть и в диалектике, и в постмодернизме. В творчестве мы всегда что-то повторяем, но всегда что-то и добавляем, потому творчестве работает закон отрицания отрицания.

13. Что подсказывает диалектико-материалистический подход художнику? Брать старое, но на новой основе.

14. В чём сходство диалектико-материалистического и психоаналитического подхода? В катарсисе. При психоаналитическом подходе имеет место избавление – катарсис, который происходит в выражении своих чувств. И в диалектико-материалистическом подходе тоже имеет место катарсис, по Выготкому. В чем же разница? В конфликте, который имеет место в диалектико-материалистическом подходе и в психоаналитическом подходе. Психоаналитический подход – это прежде всего конфликт сознания – подсознания, конфликт настоящего и прошлого. В диалектико-материалистическом подходе этот конфликт возможен даже в настоящем между настоящими структурами, которые происходят в настоящем.

15. Диалектико-материалистический подход в художественном творчестве основывается на том, что идет постоянный антогонизм между эмоциями и поведением, эмоциями и ощущениями, между эмоциями, поведением и ощущениями. Что-то из составляющих психики, всегда вырывается вперед, начинает противоречить изначальному и благодаря этому происходит развитие, а не кто-то из фрейдовского прошлого толкает развитие. То есть, человек является причиной себя, потому что в нем всегда есть антогонизм, есть нечто, что опережает в своем психическом развитии и таким образом вызывает подтягивание других психических структур.

16. Творчество можно рассматривать как деятельность (праксиологический подход к творчеству): а) По Леонтьеву (см. теорию деятельности). б) Теория Выготского о знаках, как об орудиях. в)Почему живое сознание? Потому что идёт вечная работа психики над созданием динамического образа динамичного мира (постмодерновая составляющая психики).

17. И вновь возвращаясь к вопросу о том, почему в психике имеет место живость души? В силу того, что человек уже рождается живым, то нет необходимости выдумывать некие психические мотивации, заводящие эту психическую живость, дескать они возникают при взаимодействии человека с социумом? Организм живой и он рождает в себе живую информационную биопанель – сознание, психику, душу? Достаточно того, что в нем есть все время диалектика, обусловленная противоречием между мышлением, ощущением, поведением? Благодаря тому, что человек уже живой, он является источником движения в творчестве. Поэтому не нужна для этого фрейдовская мотивация, та пружинка конфликтов, психодрам, которые были в детстве. Человек живой и процессы, его внутренней диалектики, его внутреннее движение, которое в нем заложено творит его самого, что и выражается в его внешнем творчестве?

18. В качестве примера диалектико-материалистического подхода можно привести фильм «Влюбленные», который был снят в 1960 году, и который был снят в 2004 году под названием «Влюбленные-2». (В главной роли Сагдулаев, Нахапетов). Казалось бы те же герои, только постаревшие, но все на новой современной основе. Проигрываются те же сцены – сцены любви (те же мелодии), те же ситуации. Где идёт сопоставление старых сцен с новыми (постмодернизм). Идет монтаж. Актеры состарились и опять сыграли себя.

19. В художественном творчестве диалектико-материалистичекий подход проявляется также, как и в праксиологии. В зрителе идёт борьба противоположностей или конфликта, который является причиной развития. Теория деятельности, так же как теория отражения хорошо описывают психологические процессы восприятия искусства. Художник творит в конфликте не только сознания с подсознанием, но и конфликтов в самом сознании, конфликтов между структурами психики: ощущения, поведение, эмоции, мышление. Он творит, как продукт общества, творит, отражая реальность, творит на основании старого, поднимая её на новом витке.

20. Духовно-смысловой подход эстетического наслаждения, можно рассматривать как процесс очищения человека, в силу его желания «отмыться», очиститься. Здесь работает принцип смысла. В нём заложена психология восприятия искусства. В художественном творчестве работает механизм преодоления, как главное условие генерации ценностей (см. восточные теософии). Художник творит, познавая свою экзистенцию. Только в творчестве, как особой пограничной ситуации (в отличие от настоящей, которая между жизнью и смертью) человек может ощутить свою экзистенцию. Творчество, может быть последним смыслом жизни человека. В этом случае, если человек теряет возможность творить, то теряет интерес ко всему остальному, и теряет смысл жизни.

21. При эмпирическом подходе, искусство радует, как некий опыт, как познание, как некий урок, радость от восприятия искусства, как некий эксперимент для человека. Человеку может, не нравится, но он терпит и смотрит, а потом что-то происходит, и возникает эстетическое наслаждение. Эмпирический подход в творчестве – это импровизация, экспериментирование, метод проб и ошибок, как способ диалога музыкантов.

22. Диалектическая эстетика уже была заложена рок-группой «Машиной времени» (рук. Андрей Макаревич). Они имели на первый взгляд такой прозаический вид - были одеты в трико, в кедах, но при этом исполняли музыку высокого класса. И это противоречие между простым имиджем и высокой музыкой вызывало эстетическое наслаждение. Увы! Бывает наоборот, человек-актер, артист, называется «народным артистом», одет на высоком уровне «при бабочке и во фраке», но исполнение его оказывается недостойным его внешнего вида. И эстетики не возникает, а возникает разочарование.

23. Все мы живем в общем доме. Мы в него не приходили, и мы из него не выйдем, мы в нем всегда были, и до рождения, и после смерти. Этот дом – наше коллективное подсознательное, построенное из кирпичиков, называемых архетипами. Вот она вечная эссенция. Вот оно – бессмертие души. Но та ли эта душа, которая в нас? Это только часть души, а нечто уходжит безвозвратно в небытие. Впрочем бытие небытия, уже бытие.

24. Книга С. Эйзенштейна «Психологические вопросы искусства» прекрасный образец диалектико-материалистического подхода в искусстве.

25. Художественный руководитель Московского Экспериментального театра, Вячеслав Спесивцев: «Высоцкого родило время, а не Высоцкий родил время». Он был продукто общества. Это диалектико-материалистический подход художественного творчества.

26. Многие женщины выжили, просмотрев фильм «Москва слезам не верит» В.Меньшова. Искусство влияет на жизнь, дает смысл жизни. Тяжело было лимитчицам, но благодаря этому фильму многие лимитчицы выживали.

27. Законы эстетического наслаждения (диалектики) проявляют себя в эстетике лица. Например: у девушки одновременно в лице и ребенок, и женщина. Это противоречие ребенка и взрослой женщины вызывает эстетику её лица.

28. В современном искусстве все больше и больше катарсического. То есть без начального предвкушения, т.е. напряжения, как стремления к разрядке и очищению, нет эстетики. Эстетика состоит из катарсисов.

29. Некоторые пишут стихи в настоящее время, не хуже, чем Пушкин. Но это пишется уже в другое время, когда другие требования, другое дыхание эпохи. Сейчас нужны другие «пушкины». Если проанализировать уровень некоторых современных поэтов - он высок, но почему эти поэты безызвестны. Они родились поздно. Нужно было им в 18 веке родиться. А может быть, их бы и не было, если бы не было Пушкина?

30. Много хороших примеров диалектико-материалистического подхода в книге Александра Червинского «Как хорошо продать хороший сценарий». (стр. 90)

31. При рассмотрении диалектико-материалистического подхода, необходимо почитать тексты из сборника В.И. Петрушина «Музыкальная психология» (стр.198 стр.204 и 206). Там хорошо сказано о языке музыки. Но этот язык мы распространили на кинематограф. 1. Повтор и сопоставление. 2. Варьирование и чередование. 3. Продвижение. 4. Прогрессирующее сжатие (такой прием есть в кинематографе).5.Компенсация стр.204-205

32. Клод Мане страдал катарактой (помутнением хрусталика). Он видел в красном цвете. Это сказалось на его картинах. Потом была операция, он хотел выкинуть эти неадекватные картины, (это грубый психофизический подход художественного творчества и психофизика художественного творчества). Вот если бы была операция зрительного восприятия, вызванная воспитанием - это психология, здесь связь с психологией и душой, а у Клода Мане сработала психофизика, то есть физика работы глаза. И это сказалось на его творчестве. Это не психология художественного творчества, а его психофизика.

33. В кинофильме «Влюбленные» мать подростка говорит, дескать, я ухожу и некому меня удержать. Эта фраза прозвучала в фильме, где снимался Родион Нахапетов. Потом эта реплика появилась еще в одном сценарии, автор забыл, что это увидел или услышал и преподнес как свое. Это не закон отрицания отрицания, то есть диалектико-материалистический подход художественного творчества. Это возражение к старому, но в основе вопрос - это не так, потому что старое забыто.

34. Примеры диалектической эстетики в кинофильме «Влюбленные» (мелодрама):Пример 1. Родион - главный герой-спасатель тушит пожар, звучит напряженная музыка, на нее накладываются спокойные слова Родиона, при котором он в письме общается со своей подругой.Пример 2. Родион узнает (по фото), что его женщина (Вертинская) встречается с другим. Приходит она (не знает о том, что он знает об измене) Но любовные игры и общение продолжаются. Зритель знает, что знает Родион. Подруга не знает о том, что знает Родион. У зрителя возникает эстетическое напряжение. Зрители наблюдают за этим общением, но на другой основе.

35. Диалектико-материалистический подход творчества проявляется в интонациях речи, музыки речи, которые подслушиваются композитором. (Принцип отражения)

36. Таблица подслушанных звуков. Речь, интонация. Скрип двери, шум моря, пение птиц, шорох леса, ворчание желудка. Мир звуков разнообразен. Отражение это всегда проявление диалектико-материалистического подхода.

37. Эстетика (диалектике - материалистическая) может строится на высоте отдельных слов (на их ноте). Это все имеет место к речи, то есть когда мы говорим обыкновенную речь и меняем высоту на словах, звуках. то эстетика может проявится благодаря тому что мы на разной высоте, произносим разные слоги, разные слова, разные смысловые группы.

38. Социалистический реализм в искусстве — это магическое искусство (возбуждает полезные эмоции коммунизма).

39. Проявление принципов диамата в искусстве хорошо видно на примере телевизионного художественного сериала "Две судьбы". Вышел он на телеэкраны вовремя - накануне предвыборной кампании в Государственную думу. Согласно моему собственному анализу, а также оценкам коллег демонстрация фильма была запланирована именно на эти дни как эффективный способ скрытой политической манипуляции электоратом. И это вполне объяснимо. Ведь, согласно последним социологическим и психологическим исследованиям, эффективность традиционных клипово-плакатных и обещательно-болтательных форм манипуляции резко упала. Значит, будут набирать обороты методы скрытой манипуляции, замаскированные в художественных сериалах, казалось бы, поднимающих животрепещущие проблемы. А что? Сценаристы у нас талантливые. Тем более архетипы, созданные идеологической машиной времен застоя, еще не умерли. И картина "Две судьбы" оказалась первой ласточкой в этой серьезной идеологической работе сейчас. Фильм поднимает на глубинно-психологическом уровне многие проблемы: и супружеские измены, и алкоголизм с наркоманией. Но самое главное, впервые в кинематографе представлена в "раздетом" психологическом и физическом виде натура большого коммунистического чиновника. Представлена иначе, чем прежде. Теперь коммунист вызывает не "антисталинскую" агрессию, а сочувствие у телезрителей. Его раскаяние видят все. Это гениальный манипуляционный ход, ориентирующий электорат в нужном направлении. Перед нами собирательный образ - Михаил Юсупов. Он юрист, специалист по агентурной работе, контролирующий работу "наших" за рубежом. Эти "наши" за рубежом воруют или, являясь отпрысками коммунистических чиновников, делают себе карьеру во Франции и в других странах. А Юсупов проходит и Афганистан, и другие испытания. Фамилия Юсупов взята также не случайно, так как немалая часть российского электората - нерусская. По моим оценкам, многие татары были солидарны с героем только благодаря тому, что он носит татарскую фамилию. Это подкупает, а уж по сепаратизму в России бьет точно - эффективно. В фильме досталось всем. И не только коммунистам, но и бизнесменам-мафиозникам, алкоголикам и наркоманам и иным представителям общества, не идущим в ногу с современной российской идеологией. Замечательно! Направленность общественного сознания всегда лучше, чем неопределенность и раздвоенность, приводящая к социальной шизофрении.

40. Закон Гайдая. Не смеяться в кадре, чтобы смеялся зритель.

41. Нина Рота, композитор – он как наш композитор Петров, но это итальянский композитор для фильмов Феллини, Коппола «Крестный отец». Он улавливал интонации эпохи. Это диалектико-материалистический подход, как отражение реальности, подражание природе.

42. Если мы с помощью диалектико-материалестического подхода отражаем живость (живой диалог), то в нем уже содержатся другие подходы художественного творчества.

43. По-видимому, всё-таки нет полностью народных сказок, песен. У них были свои авторы. Просто их не зафиксировала история, они не умели писать, были безграмотными. В постмодернизме тоже имеет место смерть авторов. Всё это диалектическое возвращение к эпохи отсутствия авторов.

44. Есть развитие вещей внешнее…растет дерево, растет ребенок, стареет машина и т.д. они меняются и производят на нас разное впечатление. Но есть внутреннее развитие, приводящее к иллюзии того что вещи развиваются. Так например, в процессе преодоления и динамики многие вещи, которые не меняются, кажутся нам более ценными, не теряя своей красоты. В первом случае развитие природное, во втором искусственное (внутреннее или субъективное).

45. Выготский называет искусство социальной техникой чувств. Это согласуется с нашей концепцией. Мы, наоборот, от техники искусства переходим к технике чувств.

46. Желание видеть страдания другого – (деструктивная эстетика) это психологическая ловушка – это способность радоваться страданию Другого. Это способность чувствовать позитивный стресс от того, что тебе хорошо, а Другому плохо. Ценность возникает на сравнении, на контрасте (а не на духовном единении – соперереживании – чувствовании боли Другого как Свою). Это и есть основа садизма - рефлексивного садизма. Фрейдовский садизм как сексуальный инстинкт – это другой подход. Фрейдовский либидозный садизм - работа на сексуальном инстинкте - на энергии либидо. Рефлексивный садизм – это садизм на адреналине на стрессе, вызванном рефлексией. Рефлексивный садизм - это работа извращенного разума. Деструктивная эстетика - продукт извращения разума вызывающего рефлексивное страдание другого в контексте не страдания себя, которые приводят к стрессу как позитивному переживанию. Борьба двух противоположных аффектов вызывает напряжение, как основу эстетики. Эта эстетика желает смерти гладиаторов. Это деструктивная эстетика. Но есть, фильмы где добро побеждает зло. Катарсисы эти различаются или нет? Катарсисы как смерть или как победа – одинаковы? Лишь бы они уничтожали напряжение. Напряжение уходит как при плохом так и при хорошем конце?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...