Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственный бюджет: понятие, функции




Оглавление

 

Введение. 3

Глава 1. Бюджет государства, его сущность, функции и структура. 5

1.1 Государственный бюджет: понятие, функции. 5

1.2 Структура государственного бюджета. 8

Вывод по 1 главе. 9

Глава 2. Роль государственного бюджета в финансовой системе. 11

2.1 Бюджетная характеристика государства. 11

2.2 Бюджетная политика государства. 12

Вывод по 2 главе. 14

Глава 3. Бюджетный дефицит. Бюджетный профицит. 15

3.1 Бюджетный дефицит: понятие, классификация, методы устранения. 15

3.2 Бюджетный профицит: понятие, методы устранения. 19

Вывод по 3 главе. 21

Глава 4. Основы бюджетной системы государства. Государственный долг. 22

4.1 Бюджетный механизм государства. 22

4.2 Государственный долг: способы регулирования. 23

Вывод по 4 главе. 27

Заключение. 29

Список использованной литературы.. 31

 

 

 

 


Введение

 

Выполнение государством предусмотренных законодательством функций и задач требует соответствующих финансовых ресурсов. Мобилизация этих ресурсов и их распределение связано с возникновением финансовых отношений между государством, налогоплательщиками и бюджетополучателями.

Характер организации этих взаимоотношений определяется проводимой государством финансово-бюджетной политикой. В условиях замедления темпов экономического роста в России, в конце 2012 г., возобновилась дискуссия о влиянии бюджетной политики как детерминанты экономического роста. Имеется в виду необходимость проведения стимулирующих контрциклических мер, позволяющих сгладить негативное воздействие конъюнктурных (краткосрочных) факторов, а также создания условий для устойчивого долгосрочного экономического роста. Меры по повышению эффективности государственных расходов актуальны практически во всех странах, не зависимо от того, исполняется ли их государственный бюджет с дефицитом или профицитом.

На необходимость оптимального расходования средств в условиях предельной ограниченности ресурсов указывалось в послании Президента. Данная оптимизационная задача не утратила своей актуальности, хотя страна в этот период имела уже бездефицитный бюджет. В основу бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов положены стратегические цели развития страны, сформулированные в указах Президента РФ от 7 мая 2012 года.

Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014–2016 годах.

Объектом исследования является баланс бюджетных средств.

Предметом исследования выступают формы и методы получения подобных средств.

Целью работы является характеристика государственного бюджета.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

- определить понятие государственного бюджета и рассмотреть его функции;

- проанализировать структуру государственного бюджета;

- рассмотреть бюджетную характеристику предприятия;

- прогнозировать бюджетную политику государства;

- определить понятие бюджетного дефицита и профицита;

- рассмотреть понятие государственного долга и рассмотреть методы управления им.

Методология исследования базируется на структурном и общесистемном подходе.

Теоретическую основу курсовой работы составили данные учебной и периодической литературы.

Структура работы представлена введением, четырьмя главами, заключением, списком использованной литературы.

 

 


Глава 1. Бюджет государства, его сущность, функции и структура

Государственный бюджет: понятие, функции

 

Государственный бюджет - это основной финансовый документ страны, определяющий формат развития экономики в целом, приоритеты промышленного развития, технологическую специализацию государства в системах региональной и мировой экономики, а также мобилизационные возможности социальной политики. Документы подобного рода выстраиваются по определенной стратегии в соответствии с экономической доктриной доминирующей партии, парламентской коалиции. В этом отношении очевидно, что, в зависимости от результатов выборов (в демократических странах), некоторые финансовые приоритеты, касающиеся налоговой политики, могут изменяться. Однако неизменными остаются стратегические, концептуальные положения экономического развития, зафиксированные в финансовых показателях. В противном случае речь должна идти об изменении политического курса страны, но не экономической политики, предлагаемой правительством или президентом.

Государственный бюджет является неотъемлемым условием работы любого государства, нуждающегося в денежных ресурсах для исполнения своих функций. Впервые сформировать единую смету расходов и доходов попытались в Англии в конце 17 века. На момент своего формирования государственный бюджет выражался в смете возможных доходов и расходов страны. Данное определение отвечало требованиям того времени. Его возникновение было обусловлено необходимостью создания объединенной совокупности разрозненных расчетов, связанных с доходами и расходами по самым важным мероприятиям общегосударственного характера. В процессе развития общества используемое определение стало устаревать. Таким образом, понятие государственный бюджет начинает приобретать характер главного финансового плана, определяя при этом движение основной массы финансовых запасов страны. Расширение государственных функций способствует увеличению количества источников расходов, доходов. Государственный бюджет, структура которого усложняется, при этом связан с прочими государственными планами.

В Российской Федерации финансовый план страны составляется на год. По окончании этого срока правительство отчитывается по его исполнению. Государственный бюджет является важным звеном в процессе перераспределения национального дохода, играя в общественном воспроизводстве особую роль. Так, через главный финансовый план осуществляется перераспределение порядка 50% от национального дохода, что во многих странах составляет около 3/4 всех денежных средств. В свою очередь, государству это дает возможность не только удовлетворять потребности общегосударственного значения, но и оказывать активное влияние на всю социальную жизнь, выполняя, таким образом, программы по социальному и экономическому развитию в государстве. Положение, которое отводится государственному бюджету, придает ему законную силу. Поэтому главный финансовый план утверждается высшими органами власти законодательной (парламентами). Выполнение плана является обязательным для всех участников финансового процесса.

Функции:

- распределение накопленных финансовых средств в соответствии с выбранными приоритетами развития. Наполняемость бюджета, а следовательно, и эффективность деятельности соответствующих государственных органов зависит в том числе и от того, как выстроена процедура сбора, контроля и перераспределения налогов, насколько качественно работают казначейство, таможня и налоговая служба;

- контроль над процессом сбора и практического использования поступивших финансовых средств. Иными словами, все зависит от того, насколько эффективно работает налоговая полиция и прокуратура (заинтересованы ли они в эффективной и объективной работе);

- институционализация социальных интересов. Государственный бюджет принимается парламентом, но при этом первоначальный проект договора вносится правительством. Соответственно, если проект утверждается, то это означает наличие парламентского большинства. Правительство получает вотум доверия проводимой экономической политике. В случае отклонения проекта бюджета возникает резонный вопрос об устойчивости работы правительственной коалиции (положения доминирующей партии). Не факт, что придется назначать новые выборы, но договариваться с оппозицией придется;

- социально-информационная функция. По тому, как выстраивается государственный бюджет, как перераспределяются фонды, можно проследить степень и уровень влияния различных лоббистских групп, профессиональных сообществ и даже социальных классов.

Бюджет страны имеет большое экономическое значение. В первую очередь, оно выражается в том, что финансовый план посредством системы доходов, направления и объема финансовых средств оказывает воздействие на социально-экономические процессы. Среди них следует отметить в частности, занятость, деловую активность, рынок потребительской продукции и оборудования и прочие.

Основными составляющими главного финансового плана являются расходная и доходная части. В доходной части отражаются источники финансов, в расходной – цели, на которые направлены аккумулированные средства [1, c. 255].

Государственный бюджет, функции которого включают распределение (перераспределение) и контроль, позволяет не только сконцентрировать финансы в руках государства, но и проконтролировать своевременность и полноту их поступлений в страну. Таким образом, главный финансовый план является отображением процессов, происходящих внутри экономической структуры.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...