Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Художественная культура XVII века




Новый период в развитии культуры на пороге Нового времени. Изменение традиционного мировоззрения, перемены в историко-культурном процессе.

 

Факторы, влияющие на формирование культуры:

  1. Иностранная интервенция.
  2. Крестьянские войны и восстания.
  3. Сложение абсолютизма, завершившего централизацию государства.
  4. Юридическое закрепощение крестьян и посадского люда (1649).
  5. Образование всероссийского рынка, разрушавшего патриархальный уклад.
  6. Возрастание государственной регламентации общественной жизни.
  7. Никонианская реформа и раскол церкви.
  8. Расширение связей со странами Западной Европы.
  9. Завершение истории древнерусской культуры, пронизанной церковным мировоззрением. Обмирщение культуры.

 

Основные достижения:

  1. В науке - изучение и обобщение опыта с целью применения его к жизни.
  2. В литературе - формирование светского направления.
  3. В архитектуре - сближение облика культовых и гражданских построек.
  4. В живописи - разрушение иконографических канонов и появление реалистических тендеций.

 

1613 - утверждение династии Романовых. Первый царь - Михаил Федорович Романов.

 

Обучение грамоте в семье. Пособия по домашнему воспитанию и обучению.

1633 - букварь Бурцева, грамматика Смотрицкого

к. XVII в. - букварь К. Истомина, таблица умножения

 

Появляются средние школы, которые остаются духовными, средневековыми по своему типу:

  • лютеранская в Немецкой слободе
  • частная школа боярина Ртищева для молодых дворян.
  • школа в Кремлевском Чудовом монастыре на средства патриаршего двора
  • 1665 - школа при Спасском монастыре, которую возглавил Симеон Полоцкий
  • 1687 - В Донском монастыре открыта Славяно-греко-латинская академия патриархом Макарием, где преподавали братья Лихуды. Ее окончили математик Магницкий, Ломоносов, митрополит Платон.

Развитие научных знаний. Сохраняется практический, прикладной характер научных знаний:

  • в медицине - народное целительство, знания передавались по наследству, обобщали вековой опыт. Закладываются основы государственной медицины, открываются первые аптеки, больницы. Открыта «Школа русских лекарей», первые научные труды.
  • н. XVII в. - «Старый чертеж» - карта России не сохранилась.
  • 1627 - «Новый чертеж».
  • Географические сведения содержались в «поверстных книгах», которые изготавливались в Ямском приказе для ямщиков.
  • «Сибирский приказ» собирал сведения о Сибири и Дальнем Востоке. Русские землепроходцы: Ерофей Хабаров - Дальний Восток, С. Дежнев и В. Поярков - Сибирь.
  • конец XVII в. - С. Ремезов составил «Чертежную книгу Сибири».

 

Исторические сочинения нового типа:

  • С. Медведев «Созерцание краткое лет»
  • «Синопсис» Гизеля - обзор русской истории, единственный учебник по русской истории оставался долгое время.
  • время заката древней формы исторических произведений - летописей. Появляются последние сочинения этого жанра: «Раскольничья летопись2, «Летопись о многих мятежах», «Сибирские летописи».

 

Литература

  • Изменение социального состава читателей привело к новым требованиям в литературе. Новые жанры: светские повести, сказания, сборники научного содержания, сатирические повести («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»), драма, стихи (основоположником рифмованной поэзии был Симеон Полоцкий, продолжили Карион Истомин и Сильвестр Медведев). «Повесть о Горе-Злосчастии».
  • Анонимные публицистические жанры - «подметные письма».
  • Жития святых - «Житие Аввакума» - автобиография
  • Фольклор - сказки волшебные, бытовые, героические, былины, исторические песни о Ермаке и Стеньке Разине
  • Симеон Полоцкий (вторая пол. XVII в.) - публицист, был монахом, учитель царских детей, сторонник неограниченной монархии. Сочинял стихи и проповеди, публицистика во славу самодержавия, рисовал идеальный облик мудрого монарха. Автор первых поэтических сборников «Вертоград многоцветный», «Рифмологион».

 

Реформа и раскол в церкви в 1653-1656 гг. провели патриарх Никон и царь Алексей Михайлович.

  • Идеологи - Аввакум и Никон.
  • Никон - исправление ошибок в церковных книгах и обычаях. Ввел крещение тремя перстами, обычай - в вербное воскресенье патриарх въезжает на ослике в Кремль, а царь ведет ослика.
  • Картина В. Сурикова «Боярыня Морозова» посвящена расколу. Она отстаивала старую веру, подняла руку вверх с двумя перстами.

 

Архитектура

Об архитектуре этого времени говорят: «деревянные сказки и каменные песни». Отход от канонов, сближение культового и гражданского строительства. Главная черта - «дивное узорочье».

  • Строительство Нового Иерусалима - детище Никона
  • 1667-1668 - деревянный дворец в Коломенском - вершина деревянного зодчества, «российский Вифлеем» для Алексея Михайловича. Называли «восьмым чудом света». Зодчие Семен Петров и Иван Михайлов. В Коломенском родился Петр I.
  • Усадьба Измайлово - другая царская вотчина, хозяйство нового типа: механизация, стекольный завод, сад-лабиринт, зверинец, театр
  • Ростовский Кремль построен в XVII веке.

 

Шатровые церкви и соборы. Типы композиций разнообразны: шатровые - восьмерик на четверике; ярусные - нарастание уменьшающихся четвериков или восьмериков, многоглавые - Кижи.

  • Архангельский собор в Нижнем Новгороде
  • Церковь Покрова в Медведкове - имение князя Пожарского
  • Успенская "Дивная" церковь в Угличе
  • Теремной дворец в Кремле - Бажен Огурцов, Ларион Ушаков, Антипа Константинов, Шатурин.
  • Церковь Ильи Пророка в Ярославле
  • Шатер над Спасской башней в Кремле - Бажен Огурцов

 

Новый стиль - московское или нарышкинское барокко в 90-е гг XVII в.

  • Церковь Троицы в Никитниках
  • Церковь Рождества в Путинках в Москве
  • Вознесенская в Великом Устюге
  • Церковь Покрова в Филях по заказу дяди Петра I Льва Нарышкина в его усадьбе.

 

О тличительные черты:

кокошники, многоярусность, симметрия и равновесие масс, основной композиционные прием: четверик в основании, на нем - восьмерик, выше - второй, завершает барабан с главой. Эффект движения вверх по вертикали. Красный и белый кирпич для отделки, декоративность и нарядность, окна обрамлялись колонками, над карнизами - так называемые «петушиные гребешки» - полосы резных декоративных элементов. Росписи внутри покрывают все поверхности, создают впечатления райского сада.

 

Гражданская архитектура - дома думного дьяка Аверкия Кириллова, Голицына, Троекурова в Москве, Коробова в Калуге.

 

Монастырские комплексы: Иосифо-Волоколамский, Спасо-Евфимиев, Новодевичий, Новоиерусалимский, Троице-Сергиева лавра.

 

Живопись

В развитии проходит 2 этапа: первая и вторая половина века.

В первой половине века борьба двух школ:

  • «Годуновская школа» - название происходит потому, что иконы выполнены по заказу Б. Годунова или его родственников. Поддерживают старые монументальные традиции, неукоснительное следование канонам. Икона «Достойно есть».
  • «Строгановская школа» - усиление эстетического начала: тонкий рисунок, проработка деталей, орнаментация, усиление колорита. Прокопий Чирин, Никифор Савин, Емельян Московитин.

 

Второй этап - отход от традиций. Становление нового эстетического идеала, освоение гуманистических принципов западного искусства. Стремление к реалистическому воплощению художественного образа. Появляются трактаты по теории искусства.

Представители: Симон Ушаков (1626-1686) и Иосиф Владимиров - царские изографы.

Главное условие живописи - соответствие правде жизни. Живопись - зеркало, отражающее мир. «Троица» С. Ушакова, икона «Владимирская Богоматерь» или «Насаждение древа Государства Российского», «Спас Нерукотворный» написан с использованием светотеней, с учетом анатомического строения лица.

 

Вторая половина XVII в. - в живописи интерес к портрету. Нарастание реализма. Появляется первый светский жанр, предшественник портрета - парсуна от искаж. «персона» («Скопин-Шуйский»).

 

Монументальная живопись переживает последний взлет:

росписи ц. Троицы в Никитниках - С. Ушаков и Владимиров

ц. Ильи Пророка в Ярославле - Гурий Никитин, Сила Савин со дружиною

 

Оружейная палата - контроль за деятельностью художников. Художественный центр страны. Мастерская по производству предметов декоративно-прикладного искусства для царского двора:

  • «Большой наряд» для царя Михаила Федоровича - венец, скипетр, держава.

Театр

1672 - Иоганн Готфрид Грегори по поручению царя Алексея Михайловича собрал труппу актеров для постановки пьесы на немецком и русском языках на библейские сюжеты. Инициатор создания театра - боярин А. Матвеев. После смерти царя театр закрыли.

 

Симеон Полоцкий -основоположник русской драматургии.

1673 - «Балет об Орфее и Эвридике» - рождение русского балета.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...