Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В случае обсессивно-компульсивного расстройства.




Прежде всего, необходимо выявить причину стереотипного поведения. Если значительную роль играет стремление добиться внимания, следует игнорировать стереотипное поведение. Если можно отвлечь внимание собаки, то следует применять раздражитель, сначала для отвлечения внимания, а потом для его предотвращения. Возможно, имеет место дефицит внешних релизеров видотипичного поведения. В этом случае, собаке следует больше гулять. Возможно, наконец, что собака испытывает внутренний конфликт между различными мотивациями (например, одновременное проявление агрессии и испуга или дружелюбия и испуга по отношению к кому-либо). В этом случае следует приучать собаку к общению или, наоборот, избегать общения с тем, по отношению к кому собака проявляет выраженный конфликт.

Лекарственная терапия — амитриптилин 2–4 мг на кг, флуоксетин 1 мг на кг, имипрамин 1–3 мг на кг, гидроксизин 2 мг на кг, буспирон 2,5 — 10 мг на кг.

В соответствующем клиническом случае хозяин стал каждый вечер приезжать на дачу после работы вместе с дрессировщиком. Поначалу занятия по общему курсу послушания проводил один дрессировщик, хозяин же хвалил собаку по возвращении и никак не реагировал на бег по кругу. Через три недели хозяин стал выходить на занятия вместе с дрессировщиком, по-прежнему поощряя собаку за работу и не реагируя на нежелательное поведение. Еще через три недели состояние животного стабилизировалось, после чего хозяин перестал ездить на дачу каждый вечер, запланировав приезжать по выходным. Спустя неделю собака возобновила бег по кругу и отказалась от еды. Хозяева приняли решение отдать собаку заводчику. У заводчика, оказавшись в компании с другими собаками и при постоянном присутствии дома кого-то из хозяев, отклоняющееся поведение почти полностью прекратилось.

 

Расстройства настроения. В случае депрессии следует выяснить причину депрессивного состояния. Собаке следует уделять больше внимания. Из лекарственных средств используются амитриптилин и имипрамин.

В случае гиперактивности поведенческая терапия состоит в первую очередь в модификации поведения, направленной на формирование послушания. На то время, когда собака остается без присмотра, ее следует помещать в контейнер с игрушками и косточками. Следует увеличить физические нагрузки.

Бургардт (Burghardt W., 1994) полагает, что у истинно гиперактивных собак существует дефицит дофаминовых рецепторов Д2 и предлагает фармакологическое лечение селективными блокаторами обратного захвата серотонина (флуоксетин, амитриптилин).

 

Характерологические расстройства. Выбор метода лечения обусловлен низкой фрустрационной толерантностью. В качестве поведенческой терапии автор рекомендует использовать некоторые методы, используемые когнитивно-поведенческой терапией в человеческой психиатрии. К таким методам относятся:

— десенсибилизация,

— погашение (отказ в подкреплении, следующий за нежелательным поведением),

— удаление или изменение запускающего поведение стимула,

— постепенное погружение в травмирующую ситуацию в состоянии безопасности,

— позитивное подкрепление (награда за желательное поведение),

— игнорирование дезадаптивного поведения,

— реципрокная ингибиция (ответная реакция ослабляется в присутствии сильного несовместимого сигнала).

Лекарственная терапия. В случае расстройства параноического типа полезно давать препараты для подавления тревоги (анксиолитики, например диазепам).

В случае расстройства истерического типа могут быть показаны антидепрессанты (амитриптилин) и анксиолитики.

В случае расстройства возбудимого типа может оказаться полезным сонапакс, диазепам.

В случае расстройства ананкастного типа фармакотерапия схожа с таковой при обсессивно-компульсивных расстройствах.

В клиническом случае, демонстрирующем ананкастный тип расстройства, хозяева изменили режим прогулок и стали выводить собаку в наморднике, как только кто-то приходил с работы. Хозяин или хозяйка брали собаку и шли встречать того, кто еще не пришел. Собака, радуясь встрече, не реагировала на прохожих. По пути домой хозяева играли с собакой. В случае агрессивной вспышки, хозяева давали команду «Рядом!», в остальном никак не реагируя на поведение собаки. Спустя два месяца проявления агрессии со стороны собаки значительно сократились (до 1 проявления раз в 8–10 дней с 1 проявления раз в 1–2 дня).

 

Эндогенные расстройства. В тех случаях, когда автор сталкивался с расстройствами этого типа, эффект в лечении достигался только благодаря фармакотерапии нейролептиками и антидепрессантами. Животные получали сонапакс, неулептил, тиоридазин в соответствии с инструкцией к препаратам сначала из расчета детской дозы, в сочетании с амитриптилином из расчета 2 мг на кг веса животного.

 

Прогноз. Как правило, прогноз бывает достаточно благоприятным в случае лечения депрессий и неврозов (за исключением фобий) при условии, что удается установить причины возникновения расстройства.

Гиперактивность у животных, как правило, становится менее выраженной с возрастом (с 5–6 лет). До этого возраста владельцам приходится постоянно принимать меры коррекции.

Характерологические расстройства у животных, так же как и у людей, как правило, обостряются в пубертатном и инволюционном возрасте. Если хозяевам удается адаптировать животное, главным образом, благодаря поведенческой терапии, то прогноз достаточно благоприятный, хотя нельзя говорить о полном излечении.

Эндогенные расстройства. К сожалению, прогноз неблагоприятный. Улучшения достигаются только благодаря регулярному применению нейролептиков. При отмене препаратов болезненные проявления возобновляются в течение 1–30 дней.

Заключение

Вопрос о взаимодействии генетики и воспитания по-прежнему не решен однозначно. Мы знаем, что условия, в которых росло животное, влияют на его поведение. Но нам неизвестно, в какой степени реакции взрослого животного определяются его генетикой. Закономерности развития нарушений поведения до сих пор не изучены досконально. А знание таких закономерностей крайне важно при решении вопроса о том, как и когда следует вмешиваться на каждом этапе формирования индивидуальности животного.

В данной работе сделана попытка установить эти закономерности по аналогии с механизмами аномального развития у детей.

Учитывая, что как в нашей стране, так и за рубежом проблемами КПМ занимаются либо ветеринарные врачи, которые опираются на основы патофизиологии и фармакотерапию, либо дрессировщики, которые работают на базе этологических принципов, до сих пор не были классифицированы типы отклоняющегося поведения и не было предложено каких-либо способов их дифференциальной диагностики.

Используя методы зоопсихологии и клинической психологии, мы сделали попытку на основе выявленных закономерностей классифицировать и систематизировать встречающиеся у животных варианты отклоняющегося поведения. Безусловно, эта классификация не является полной. Например, в данной работе не рассматривался вопрос о психосоматических расстройствах у животных, которые имеют место и описаны в литературе (Strombeck D. R., 2004), не описаны животные с проявлениями старческого слабоумия и т. д. Мы считаем, что применение клинико-психологического подхода возможно и к расстройствам поведения и психики, которые не были описаны в предложенном варианте.

На базе методик клинической психологии и психиатрии детского возраста нами были разработаны методы обследования и предложены возможные критерии дифференциальной диагностики.

С целью определения уровня развития животного, разработан метод количественной оценки развития щенков, который может оказаться полезным не только для ветеринарных врачей и дрессировщиков, но и для владельцев собак.

В целом, мы считаем, что предложенный нами клинико-психологический подход к проблеме девиантного поведения оправдал себя, что подтверждается случаями успешного излечения.

Учитывая возрастающую актуальность проблемы девиантного поведения собак, особенно в крупных городах, мы думаем, что данная работа окажется востребованной среди широкого круга специалистов — зоопсихологов, ветеринарных врачей, дрессировщиков, а также среди владельцев животных.

Приложение 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...