Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды, формы и методы программирования учебно-воспитательного процесса




Рассматриваемая тема освещена в трудах многих ученых — спе­циалистов по теории и методике физического воспитания в ас­пекте планирования. Педагоги применяют множество документов планирования, различных по форме и содержанию. Чаще исполь­зуются три вида планирования (на год, четверть и поурочное), оформленные в документах 2 — 7 видов. Количество документов, устанавливающих систему решения образовательных, воспитатель­ных и оздоровительных задач в каждом классе в течение учебного года и на четверть, достигает 11 названий. К примеру, документ, в котором планируется работа на учебный год, в методических материалах имеет разные названия: план учебной работы для каж­дого класса на год, график учебно-воспитательной работы по фи-


зическому воспитанию, учебный план на четверть, тематический план, календарный план и т.д.

Как известно, разработка документов планирования — дело учителя физической культуры. Он имеет право дать документам планирования наименования, какие считает целесообразными. Та­кая же ситуация может быть и с их номенклатурой, количеством. Важно, чтобы учитель не только разрабатывал документы плани­рования учебно-воспитательного процесса по своей дисциплине, но и мог их реализовать на практике. Вместе с тем введение чрез­мерно большого количества документов планирования может дез­ориентировать учителя, формализовать его работу. Будущему учи­телю физической культуры нужно помочь в разработке этих мате­риалов и рекомендовать их разумную номенклатуру.

Целесообразно разрабатывать документы, в которых программ­ный материал планируется на учебный год, четверть, и план (или план-конспект) на каждый очередной урок. Многие учителя фи­зического воспитания разделяют данную точку зрения. Считаем нужным унифицировать как количество, так и названия докумен­тов планирования.

В практику работы учителей необходимо перспективное пла­нирование учебно-воспитательного процесса по физической куль­туре. Имеются в виду предвидение и предварительное осмыслива­ние учителем учебной работы по предмету в общих (основных) ее аспектах на учебный год в целом. Учитель представляет структуру и содержание предмета и проектирует его прохождение в малом макроцикле преподавания. Одновременно он представляет наибо­лее значимые фрагменты учебно-воспитательного процесса.

Перспективное программирование. Обычно учителя физической
культуры разрабатывают план работы на учебный год. Считаем,
что называться он должен «План-график изучения программного
материала по физической культуре для__ класса средней (ба­
зовой) школы____ города (села) на______ учебный год», так как

при его составлении используется графический способ изображе­ния разделов программы.

Назначение плана-графика:

1. Определение цели и ведущих педагогических задач на учеб­ный год для каждой параллели классов.

2. Установление рационального (в условиях данной школы) объема учебного времени для каждой параллели классов.

3. Выбор педагогически оправданной последовательности в изу­чении программного материала в течение учебного года по клас­сам.

К составлению плана на год предъявляются такие требова­ния, как реальность, конкретность, вариативность, преемствен­ность, содержательность, компактность, наглядность. Перспек­тивный годовой план должен быть составлен на основе глубоко-


го анализа результатов предыдущего учебного года, оценки ма­териально-технических и природно-климатических условий ме­ста расположения школы и учебных возможностей самих школь­ников и учителя.

Конкретность плана. Годовой план должен иметь четкую струк­туру, конкретизирующую содержание конкретных его частей: цель, основные задачи, основные средства их достижения в виде разде­лов программы (легкая атлетика, спортивные игры, гимнастика, плавание, лыжная подготовка, теоретические сведения и др.), пос­ледовательность их прохождения, четко ограниченные временные интервалы, их взаимосвязь.

Вариативность плана заключается в возможности внесения в него некоторых корректив в соответствии с изменениями усло­вий, в рамках которого будет функционировать учебно-воспита­тельный процесс (изменение последовательности изучения раз­делов, акцентов на формирование умений или на развитие двига­тельных качеств и др.).

Преемственность плана обеспечивается определением после­довательности обучения с учетом сходства структурных компо­нентов движений и распределением учебного материала по уро­кам с учетом развивающего и воспитывающего эффекта предыду­щих уроков.

Содержательность плана, под которой мы понимаем соответ­ствие плана своему назначению и выполнение учителем постав­ленных в нем задач, его соответствие местным условиям.

Компактность плана — возможность восприятия и осознания содержания плана без излишних усилий, относительная простота составления, краткость, сжатость.

Наглядность плана. План должен быть красочно оформлен и вы­вешен на видном месте в школе, доступен для ознакомления с ним.

Приступая к составлению годового плана-графика прохожде­ния программного материала по физической культуре, педагог должен исходить из следующих условий:

1) требований программы и других нормативных документов органов управления образованием;

2) состояния здоровья школьников;

3) уровня физического развития и двигательной подготовлен­ности учащихся;

4) интересов учащихся;

5) климато-географических условий места расположения шко­лы;

6) материальной базы школы;

7) материала программы по физической культуре не только для данного класса, для которого планируется материал, но и предыдущего;

8) результатов анализа и оценки итогов предыдущего года;


9) возможностей самого учителя и пр.

Техника составления годового плана-графика предполагает определенный порядок действий:

- определяются и формулируются цель и задачи (оздоровитель­ные, образовательные и воспитательные);

- составляется сетка часов по программе и по условиям школы (если такие изменения предусмотрены программой), в которой указаны все разделы программы и количество отведенных на их изучение часов, сетка часов утверждается директором;

- составляется поурочная сетка учебного года по четвертям;

- графически указываются последовательность и продолжитель­ность прохождения каждого раздела программы.

Решение этой задачи требует от педагога творческого подхода к применению полученных им знаний на практике с учетом кон­кретных условий. Некоторые авторы понимают планирование толь­ко как распределение физических упражнений на то количество времени, которое указано в сетке часов. На самом деле, распреде­ляя упражнения, педагог планирует и задачи, и время, и средства (в виде этих же упражнений), и методы, и формы организации учебной деятельности на уроках. Ибо учитель, таким образом, пла­нирует учебный процесс на год, чтобы последовательно выпол­нить ведущие (для каждого класса) педагогические задачи. Рас­пределение видов упражнений по урокам одновременно с указа­нием типа урока (вводный, ознакомления, углубленного разучи­вания, повторения, совершенствования, учебный и т.д.) и его вида (изучение одного вида физических упражнений, комбини­рованный и др.). Тогда же педагог должен представить и различ­ные формы организации учебной деятельности на уроках в рам­ках своих возможностей.

Рассмотрим пример плана-графика (табл. 4).

ПЛАН-ГРАФИК

изучения программного материала по физической культуре в 4-х классах средней школы № 5 г. Махачкалы в 1992/93 учебном году Цель: завершить общее начальное физкультурное образование уча­щихся.

Задачи:

1) сформировать систему знаний о личной физической культуре млад­шего школьника;

2) привить умение использовать общеразвивающие физические уп­ражнения и основные жизненно важные двигательные действия в прак­тике физкультурной деятельности младшего школьника;

 

3) объединить элементы физкультурной деятельности учащихся в основные формы ее организации в режиме дня, недели;

4) обеспечить развитие двигательных качеств на уровне не ниже сред­них величин, характерных для данного региона или географической зоны города, высокогорья, предгорья, плоскости или равнины и т.д.;


 
 


5) подготовить учащихся к выполнению норм и требований программ мы;

6) содействовать развитию волевых и моральных качеств учащихся; продолжать работу по развитию интереса к физической культуре и спорту и формировать потребность заниматься ими.

С учетом возможностей и педагогической целесообразности приемлемо и комбинированное планирование, когда одновре­менно изучается материал из двух разделов программы, напри­мер гимнастика и спортивные игры, спортивные игры и легкая атлетика и др.

Комбинированное планирование повышает интерес детей к уро­кам физической культуры, позволяет предварительно подготовить их к усвоению материала, который несколько позднее будет изу­чаться на уроках (опережающее планирование развития двигатель­ных качеств, необходимых для формирования базовых основ пред­стоящего изучения двигательных действий). Данный вариант дает возможность перенести на период подготовительного этапа обу­чения двигательным действиям один из разделов программы, сде­лать это дополнительной задачей урока. В таком случае основной задачей урока будет формирование двигательного умения, навы­ка, его закрепление и т.д., но по двигательным действиям из дру­гого раздела программы, т.е. параллельно.

Таким образом, перспективное программирование ориентиру­ет педагога на достижение цели и задач предмета «Физическая


культура» в относительно законченных (завершенных) годичных

циклах.

Оперативное программирование, нацеленное на достижение промежуточных результатов путем последовательной реализации цели, задач перспективных планов с учетом конкретно складыва­ющейся обстановки. В отличие от оперативного планирования, применяемого в социально-экономическом прогнозировании, где «не ожидается существенных изменений объекта исследования, ни качественных, ни количественных»1, в педагогической прак­тике оперативные планы нацелены на достижение запланирован­ных для данного отрезка времени (четверти, месяца) уровня зна­ний, умений и навыков, норм, видов физкультурной деятельно­сти. Ибо одно из важных условий улучшения планирования — ориентация на конечные результаты, которые помогают выстро­ить систему целей и задач, разных по масштабам и срокам их выполнения и обусловливающих дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса.

Временной интервал функционирования учебно-воспитатель­ного процесса по физической культуре по оперативному плану в практике общеобразовательной школы — учебная четверть, опре­деленный этап, логически взаимосвязанный с предыдущими и последующими этапами микроцикла (учебного года). Обнаружи­вается сходство между циклами спортивной тренировки и учеб­ного процесса по физической культуре, которая имеет много об­щего со спортивной тренировкой (и по части развития двигатель­ных качеств, двигательных умений и навыков, и воспитания мо­рально-волевых качеств и др.).

Поэтому считаем возможным приблизить содержание опера­тивного, четвертного плана к содержанию циклов учебно-воспи­тательного процесса по предмету «Физическая культура», подчи­нив их закономерностям обучения по данной дисциплине. Имеет­ся в виду специфика формирования знаний, двигательных навы­ков, качеств; умения школьников использовать знания и навыки в процессе самостоятельных занятий физическими упражнения­ми в зависимости от особенностей морфофункционального раз­вития.

Документ оперативного программирования, как уже отмеча­лось, имеет много различных названий. Однако считаем, что наи­более соответствует его назначению и содержанию План учебной

работы по физической культуре для___ класса________ школы

на_____ четверть_____ учебного года.

Составляется он на основе плана-графика изучения программ­ного материала в учебном году и учебного материала программы. Целевое назначение четвертного плана — это дальнейшая кон-

1 Рабочая книга по прогнозированию. — М., 1982. — С. 12.


кретизация цели и педагогических задач и учебного материала. Если в плане на год учитель определил последовательность изучения отдельных разделов программы, то здесь он устанавливает после­довательность изучения учебного материала из каждого раздела программы.

Например, в годовом плане предусмотрено изучение в первой четверти упражнений из разделов «Легкая атлетика, подвижные игры и баскетбол». Составляя план на четверть, необходимо опре­делить круг физических упражнений из этих разделов для изуче­ния, закрепления, совершенствования именно в этой четверти; нормативные требования, которые должны быть выполнены уча­щимися именно в этот период учебного года, и т.д. Способ со­ставления плана на четверть достаточно прост и доступен. Пере­чень физических упражнений по разделам записывается столби­ком во второй графе плана, и условными знаками обозначается количество уроков, на протяжении которых данные упражнения будут предметом обучения.

Требования к плану на четверть:

1) конкретность педагогических целей и задач;

2) строгое соответствие логике развертывания учебно-воспи­тательного процесса в микроцикле (учебном году), т.е. плану-гра­фику изучения программного материала;

3) наглядность (компактность);

4) доступность для восприятия без излишних интеллектуаль­ных усилий;

5) всесторонность воздействия каждого урока на учащихся;

6) системность уроков, посвященных темам, педагогическим задачам (формированию двигательных навыков: инструктивных умений, знаний, развитию двигательных качеств и т.д.);

7) вариативность;

8) эмоциональность воздействия каждого урока на учащихся (имеется в виду положительное эмоциональное воздействие);

9) логичность динамики объема и интенсивности физической нагрузки;

10) взаимосвязь обучения, воспитания и развития.
Содержание оперативного плана:

- цель на данный период (четверть);

- конкретные задачи по обучению движениям (техническая под­готовка), развитию двигательных качеств (способностей), форми­рованию теоретических сведений, подготовке к выполнению норм и требований, оздоровлению, морально-волевому воспитанию;

- учебный материал каждого урока данного мезоцикла с обо­значением времени на его изучение;

- общий объем физической нагрузки в основных циклических (разновидности бега), ациклических (прыжки, подтягивания, отя­гощения) движениях, играх, единоборствах и др.


Для обозначения продолжительности времени, в течение ко­торого изучается тот или иной материал программы (учебный материал), могут быть использованы различные знаки (знак «плюс»). Возможна и иная символика, в частности буквенная, со­ответствующая начальным буквам названий этапов процесса обу­чения.

Приводим один из возможных вариантов оперативного плана — плана учебной работы на четверть (табл. 5).

ПЛАН УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Цель — подготовить учащихся к государственной аттестации по за­вершению общего начального физкультурного образования. Задачи:

1) сформировать умение определить объем физической нагрузки в режиме дня младшего школьника;

2) привить навыки организации и проведения командных подвиж­ных игр в быту, на местах отдыха, учебной и производственной прак­тики;

3) научить элементарным навыкам самоконтроля по частоте сердеч­ных сокращений на самостоятельных занятиях медленным бегом и дру­гими физическими упражнениями, используемыми для развития силы, быстроты, выносливости и т.д.;

4) продолжать работу по развитию общей выносливости, силы мышц верхних и нижних конечностей и туловища;

5) обеспечить готовность учащихся к сдаче требований и норм по легкоатлетическим физическим упражнениям; и др.

В данном случае мы взяли условную школу. При соблюдении общих требований к составлению этого документа он может иметь различные формы содержания.

Графическая запись процесса обучения двигательным действи­ям и развития двигательных качеств позволяет наглядно просле­дить, достаточное ли количество уроков запланировано на реше­ние поставленных задач и общей цели учебной четверти на обуче­ние конкретному длительному действию, с одной стороны (это видно по горизонтали), и, с другой — контролировать общий объем нагрузки на каждый урок (по вертикали).

Наличие всех этих моментов в плане учебной работы на чет­верть позволяет считать, что это документ оперативного плани­рования и связующее звено между планом на год и поурочным планом.

Текущее программирование — составление плана на каждый очередной урок. Это конечный документ планирования, кульми­национный момент подготовки учителя к уроку. В общеобразова­тельных школах составляют план урока и план-конспект урока. Целесообразность того или иного документа определяется уров­нем методической подготовленности самого учителя. Педагогу, имеющему достаточный опыт работы, видимо, нет необходимо-

8 Железняк 209




 


 




сти составлять подробный план-конспект урока. А молодых учи­телей не всегда может удовлетворить поурочный план в виде не­большой схемы.

Многие учителя ограничиваются составлением примитивной схемы, где указаны физическое упражнение (а иногда и вид спорта), части урока и методы обучения двигательным действиям. Анализ уроков, проведенных по таким планам, в абсолютном боль­шинстве подтвердил их низкое качество. Главный недостаток по­урочных планов — отсутствие конкретных педагогических целей и задач. А ведь конкретные образовательные, воспитательные и оз­доровительные задачи определяют содержание урока физической культуры, методы его проведения.

Другой недостаток — это когда в качестве содержания указы­вают его части и описание физических упражнений. Не формаль­ные три части (вводная, основная, заключительная) определяют структуру урока, как это считают некоторые учителя, а конкрет­ные элементы урока (организация учащихся, подготовка их орга­низма к предстоящей основной работе по усвоению учебного ма­териала, подготовка места занятий, задание на дом и т.д.), из которых состоят упомянутые части.

Что отличает поурочный план по физической культуре от опе­ративного? В первую очередь уровень детализации его цели, педа-„ гогических задач и содержания. Здесь необходимо конкретизиро­вать ведущие дидактические задачи данной дисциплины и затем задачи по развитию двигательных и воспитанию морально-воле­вых качеств, решение которых обеспечивается в тесной связи с укреплением здоровья и морфофункциональным развитием школь­ников.

Кроме оперативного плана основанием для конкретизации пе­дагогических задач урока служат результаты анализа и оценки са­мим учителем итогов предыдущего урока, особенности коллекти­ва конкретного класса, его готовности к решению намеченных на очередном, предстоящем уроке педагогических задач, условия, где будет проведен урок, и др.

 

В практике работы учителей и в методической литературе ис­пользуются разные формы планов и планов-конспектов уроков физической культуры. Все они приемлемы. Здесь приводится целе­сообразная, на наш взгляд, форма плана.


Записи в плане могут быть краткими, с использованием при­нятой формы сокращений (например, исходное положение — и.п.) в языке, на котором ведется обучение в школе, и принятой в научно-методической литературе терминологии.

В первой графе записываются названия частей урока, и жела­тельно указывать их ориентировочную продолжительность. Во вто­рой — содержание урока по его элементам, о которых уже гово­рилось, и видам деятельности, из которых они состоят. Физиче­ские упражнения записываются в соответствии с очередностью их выполнения, начиная с построения, деятельность учителя и учащихся — в виде определенных действий.

В третью графу входит все, что связано с дозировкой содержа­ния урока, особенно физических упражнений. Указываются про­должительность выполнения физических упражнений (ходьбы, бега, прыжков, общеразвивающих упражнений, игр, единоборств и т.д.); количество повторов двигательных действий (количество раз); расстояние (м, км) отягощения (кг и количество повторов).

Назначение данной графы в том, чтобы, во-первых, указать очередность вида деятельности, основываясь на показателях вто­рой графы; во-вторых, помочь учителю управлять объемом и ин­тенсивностью физической нагрузки и их динамикой на уроке.

Четвертая графа требует особого внимания педагога, так как сюда записывается все то, что представляет определенную цен­ность для него самого: способы построений, перестроений, раз­мещения, порядок перемещений, возможные затруднения и ошибки учащихся при обучении технике двигательных действий, меры по их профилактике и исправлению, способы использо­вания средств наглядности, словесных воздействий. Словом, де­ятельность педагога по управлению уроком раскрывается имен­но в этой графе. Желательно, чтобы после урока учитель на ос­нове самоанализа записывал в конце каждого поурочного пла­на критические замечания, выводы и рекомендации к очеред­ному уроку.


В практике работы специалистов физического воспитания встре­чаются планы-конспекты и конспекты уроков физической куль­туры.

План-конспект составляется по приведенной форме. Он в отли­чие от плана урока более детально отражает содержание урока. Сюда записываются все физические упражнения (и общеразвива-ющие, и подготовительные, и подводящие, и основные) в той последовательности, в которой они будут представлены в содер­жании и структуре урока. Специалисты (например А.Н.Хан) счи­тают, что план-конспект позволяет лучше ориентироваться в по­строении урока, а следовательно, быстрее выявлять его достоин­ства и недостатки. Планом-конспектом пользуются студенты-прак­тиканты, молодые учителя (работающие первые три—пять лет) и педагоги, дающие открытые и показательные уроки.

Конспект урока физической культуры — это полное воспроиз­ведение его содержания. Здесь должны быть записи, отражающие деятельность педагога и ожидаемую деятельность учащихся на уро­ке, от приветствия, с которого учитель начинает его, до заклю­чительных слов. Конспект используют только студенты-практи­канты на своих первых пробных уроках.

Контрольные вопросы и задания

1. Какое место занимает программирование в технологии учебно-вос­питательного процесса по физической культуре?

2. Что подлежит программированию?

3. В чем сущность программирования?

4. Назовите и охарактеризуйте виды программирования в технологии учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура».

5. Назовите основные компоненты содержания подготовки учителя к уроку.


ГЛАВА 14

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...