Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как переносится стресс и чем он опасен?




Как переносится стресс и чем он опасен?

Насколько серьёзными окажутся стресс и его последствия для здоровья человека − зависит от мощности, длительности стресса и от психологических и генетических особенностей человека. Не все люди, пережившие стресс, страдают от него одинаково.

Стрессы большой силы или длительный хронический стресс могут способствовать развитию и прогрессированию телесных и психических заболеваний.

Стресс обычно способствует «выходу из строя» наиболее ослабленных систем организма.

Как уберечься от стресса?

В современном обществе бегство от стресса — занятие сложное, но не безнадёжное. Стресс можно преодолеть. Помочь в этом могут занятия релаксацией, йогой и регулярный отдых, желательно на природе.

Основные современные теории кризиса базируются на исследованиях различных реакций на жизненные кризисы в малой психиатрии Л. Линдеманна (1944), психологических и психофизиологических исследованиях стресса, стадий развития дистресса Г. Селье (1956), концепции восьми жизненных циклов и соответствующих им психосоциальных кризисов Э. Эриксона (1959), концепциях помощи в кризисных ситуациях (Д. Канлан, 1962; П. Левин, 1972).

Причинами развития кризисных состояний могут быть такие психотравмирующие ситуации как [4, стр. 47]:

• смерть близкого человека;

• расставание с родителями, с семьей;

• резкая смена профессии или уход на пенсию;

• тяжелые соматические заболевания;

• понижение или повышение социального статуса;

• замужество, рождение детей;

• переживание ситуации насилия и другие.

Терапия кризисов, как правило, фокусируется на чувствах, которые человек испытывает в настоящий момент, и на событиях ближайшего прошлого. Уже в процессе проработки проблемы актуализируются настоящие события и перспектива будущего.

Цель эффективной кризисной терапии, как и других видов психологической помощи — установление таких взаимоотношений с помощью которых абонент мог бы высказать свои мысли и чувства и, благодаря этому, прийти к принятию решения.

Анализируя кризисные ситуации, отметим, что причины, их вызывающие, можно сгруппировать вокруг четырех факторов:

1. Наличие стрессовых факторов.

2. Ограниченное или искаженное восприятие ситуации.

3. Отказ адаптационных механизмов.

4. Отсутствие или отказ систем поддержки.

Знать эти факторы консультанту необходимо для определения последствий, тяжести психологического состояния и способов работы с абонентами.

1. Наличие стрессовых факторов.

Действующие стрессоры (стрессогенные факторы) могут быть разделены на два типа: потери и блокады. Когда речь идет о потерях, имеются в виду интегральные (органически присущие) в прошлом части личности — ныне утраченные. Приведем следующие примеры потерь: утрата любимого (любимой); утрата социального статуса или высокой самооценки, утрата идентичности, чувства безопасности или внешней поддержки. Под блокадами подразумеваются препятствия на пути достижения целей. Примеры блокад: невозможность достичь намеченную цель; невозможность установить желаемые отношения или соответствовать ожиданиям — своим или окружающих; невозможность достичь независимости и автономии.

2. Ограниченное или искаженное восприятие проблемной ситуации.

Примеры ограниченного восприятия: восприятие нового окружения (например, новой страны иммигрантами) как опасного для себя и своих близких; потерянный возлюбленный воспринимается как лучший в мире, с которым никто и никогда сравниться не сможет. По мнению Ронни Янова-Пульмана искаженное восприятие обычно имеет более тяжелые последствия. Вот его примеры: чувство вины в отсутствии реальных оснований, ощущение безысходности и т. д.

3. Отказ адаптационных механизмов.

Одной из характерных особенностей кризисной ситуации является отказ адаптивных механизмов человека, который в нее вовлечен. Причем предполагается, что обычно эти механизмы находятся в его распоряжении. Анализируя специфику кризисных ситуаций, следует выяснить, к каким из приемов адаптации к окружению и решения проблем прибегал ранее абонент и, почему они оказались бесполезными в данной ситуации.

4. Отсутствие или отказ систем внешней поддержки.

Отсутствие или отказ систем (внешней) поддержки — одна из основных причин кризиса и один из ключевых моментов, определяющих выздоровление. Для людей, находящихся в кризисной ситуации, можно считать типичным чувство одиночества и изоляции. Не следует забывать, что отсутствие систем поддержки может быть как действительным, так и воображаемым, что связано с искаженным восприятием. Таким образом, этот вопрос требует специального, осторожного исследования в процесс разговора с клиентом.

Значение внешней (социальной) поддержки вновь и вновь подчеркивается в исследованиях выхода человека из стрессовых ситуаций и преодоления последствий психологических травм. Наличие рядом человека, в лояльности или внимании которого клиент уверен, — едва ли не самое существенное условие выхода из кризиса без особого ущерба для личности [5].

Любая кризисная ситуация в жизни человека влияет на психофизическое состояние человека которая отражается в таких сферах личности как:

1. Эмоциональная сфера (тревога, агрессия, депрессивные состояния, апатия, чувство вины, одиночества, стыда, растерянности, повышенная раздражительность, постоянное напряжение, низкая самооценка).

2. Сфера поведения — повышается процент травматизма, развитие зависимого поведения самых различных видов – химическая и психологическая зависимость, эмоциональные срывы, нарушения пищевого поведения, нарушения сна, нарушения речи, импульсивное поведение, внезапные приступы тремора всего тела и пр.

3. Соматическая сфера. Может развиться целый ряд психосоматических заболеваний, которые в зависимости от вида и тяжести кризисного состояния могут носить лавинообразный характер развития, например, бронхиальная астма язвенная болезнь желудка, гипертония, на физиологическом уровне. может повыситься артериальное давление, появиться сухость во рту, возникнуть усиленное потоотделение, приступы жара и озноба.

4. Когнитивно-мнестическая сфера. Человек неспособен принимать решения, сосредоточиться, отмечается выраженное ухудшение памяти, чрезмерная чувствительность к критике, умственная заторможенность и пр.

Любой абонент, обратившийся за помощью на ТД, может быть в кризисной ситуации, поэтому каждый консультант должен уметь узнавать признаки кризиса. Следует перечислить те признаки кризиса, которые необходимо безошибочно определять при общении с абонентом:

1. в эмоциональной сфере: депрессивное настроение, тревога, страх, потерянность, злость;

2. в когнитивной сфере: неспособность сконцентрироваться на общении, забывчивость хаотичность мыслительной деятельности, неспособность решать ранее вполне очевидные и простые задачи;

3. в сфере межличностных отношений: трудности в общении с окружающими, неспособность адекватно рассказать, что с ним сейчас происходит, раздражительность, выраженная эмоциональная лабильность или реактивность и другие.

Все эти признаки могут указывать на наличие у абонента кризисного состояния. Консультант должен быть внимателен к проблеме абонента, возможно даже погрузить себя в ту кризисную ситуацию, в которой находится абонент, и помогать ему как бы изнутри. Но, для того, чтобы это не привело к ситуации эмоционального выгорания консультанта, необходимо осознавать цели данного вида работы и контролировать собственные эмоции.

Тревога — главная составляющая и универсальное чувство, переживаемое человеком в кризисе. Тревога помогает в мобилизации против угрозы, следовательно, вполне нормальна. Однако сильная тревога создает замешательство, искаженные, негативные суждения, сомнительные решения и пораженческое поведение. Поскольку в кризисных состояниях всегда выражена сильная тревога, и она появляется первой, консультант должен выяснить ее связь с другими чувствами.

Другое чувство — это беспомощность. Когда почва уходит из-под ног, происходящие внешние события и множество незнакомых эмоций, продуцируют чувство беспомощности [2, стр. 73]. Она напрямую связана с тревогой и ее интенсивностью.

Печаль обычно отмечается как результат переживания утраты. Это часть общей реакции горя.

Часто встречается чувство стыда. Человек в кризисе чувствует себя некомпетентным и зависимым от других. Это и может порождать переживание стыда.

Гнев обычно является компонентом тех состояний, которые могут быть адресованы другим людям, событиям или же себе. Однако гнев часто спрятан за другими сильными эмоциями (например, страхом, зависимостью). Часто бывает необходимо вслушаться, чтобы уловить гнев и дать возможность снять, облегчить его.

Человек в кризисе может испытывать амбивалентные чувства. Это вызвано борьбой противоположных устремлений: зависимости и независимости, уверенности в своих силах и ощущением бессилия со стремлением переложить ответственность на других, эмоционального контроля с его потерей. Все эти чувства могут вызывать в человеке снижение самооценки, и жизнь человека в кризисном состоянии особенно уязвима. Человек находит ранее упорядоченную для него, вполне понятную и тщательно сконструированную окружающую действительность шаткой и уязвимой. Он теряет доверие к собственным суждениям. Нормальная человеческая способность подражать меняется. Развивается человек или нет, улучшает свои способности или нет, во многом зависит от того, к кому он обратился.

Все эти знания помогут консультанту не только знать о состоянии абонента на данный момент, выяснив все причины, стадию, на которой он сейчас находится, но и правильно подобрать тот метод работы, который будет наиболее эффективен в консультации.

Можно сделать вывод о том, что кризисы в жизни человека протекают по-разному. Кто-то сталкивается ними чаще, кто-то реже. Но, как бы ни складывалась динамика кризиса у человека, он неизменно вызывает изменения в его жизни. Задача консультанта сгладить все «острые углы» прохождения кризиса и сделать его максимально нормативно.

10 советов для тех, кто хочет научиться самостоятельно преодолевать стресс:

• Старайтесь замедлить темп Вашей жизни. Заранее планируйте день; чередуйте работу и отдых.

• Высыпайтесь! Взрослому человеку в среднем необходимо 7–8 часов сна в сутки.

• Не ешьте на ходу: завтрак, обед и ужин должны стать временем отдыха.

• Не пытайтесь снять стресс с помощью табака или алкоголя. Проблемы никуда не денутся, а здоровье пострадает.

• Снять эмоциональное напряжение поможет физическая нагрузка, особенно связанная с водой: займитесь плаванием или аквааэробикой.

• Ежедневно отводите немного времени для релаксации: сядьте в удобное кресло, включите приятную музыку, закройте глаза и представьте, что сидите на берегу моря.

• Старайтесь отвлечься: ходите на концерты, прогулки, читайте.

• Сосредоточьтесь на позитивном: обстоятельства Вашей жизни зачастую лучше, чем Вам кажется, когда Вы расстроены.

• Следите за своим настроением, как за внешним видом, относитесь к своей раздражительности и вспыльчивости как к источнику болезней.

Факты о стрессе:

• По данным страховых компаний, треть работников хотя бы раз думали об увольнении исключительно из-за стрессов, связанных с работой.

• Стресс является пятым по важности фактором, предрасполагающим к возникновению сахарного диабета.

• Чем выше уровень стресса в обществе, тем чаще и больше люди покупают и едят шоколад.

• Алкоголь и табак не спасают от стресса, а только усиливают его.

• Горький шоколад, орехи, бананы и имбирь повышают настроение и помогают бороться со стрессом.

• Лёгкий стресс естественная часть жизни человека. Лучший способ профилактики последствий стресса здоровый образ жизни!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...