Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изложение материала статьи

Кива Джуринский, к.т.н.

Как написать научную статью?

Советы начинающему автору

Этому вопросу посвящено немало книг и статей, поэтому автор не стре­мился «изобретать велосипед», а только хотел, используя свой многолет­ний опыт, помочь исследователю в работе над научной статьей.

 

Виды статей

В современных журналах можно встретить следующие виды публикаций:

1.Статьи, посвященные экспериментальным исследованиям и описанию производст­венного опыта. В них рассматриваются ме­тоды и результаты исследований, и дается их физическое объяснение.

2.Обзорные статьи по тем или иным техно­логическим процессам, компонентам, обо­рудованию. Эти статьи часто выполняют функцию справочных материалов для тех­нологов и разработчиков.

3.Статьи, рекламирующие продукцию ка­ких-либо фирм.

4.Краткие сообщения, письма в редакцию.

5.Научно-популярные статьи.

Все последующие рассуждения относятся только к первым двум видам статей.

Когда писать статью?

Естественный ответ на этот вопрос: тог­да, когда автором получены новые резуль­таты, представляющие интерес для научной общественности. Это могут быть результа­ты собственных экспериментальных иссле­дований, обобщения производственного опыта, а также аналитический обзор инфор­мации в рассматриваемой области. Публи­куя статью, автор преследует две основные цели:

1.Завершить этап выполняемых им исследо­ваний и «застолбить» свой приоритет.

2.Продемонстрировать свою компетентность и квалификацию в рассматриваемой обла­сти, получить признание научной общест­венности.

Прежде чем приступить к написанию ста­тьи автор должен ответить на два вопроса:

1.Не являются ли полученные им результа­ты предметом изобретения? Возможно, что автору следует вместо статьи поработать над оформлением заявки на изобретение.

2.Нет ли в полученных результатах элемен­тов секретности? Публикация статьи с та­кими элементами в открытой печати не­возможна.

Общий план построения статьи

Трудно добиться цельности и ясности из­ложения, если автор не продумает общий план построения статьи. Автор, подобно ар­хитектору, проектирующему здание, дол­жен детально разработать такой план. Без этого получается, что автор думает не до того, как начать писать, а в то время, когда пишет. Такое неорганизованное писание без четкого плана ему могут и не простить.

Название статьи

Поиску удачного названия всегда следует посвятить время, хотя речь идет всего лишь об одной фразе. Название должно отражать содержание статьи и в то же время быть при­влекательным, броским. Это особенно важ­но сейчас — в связи с огромным потоком ин­формации. Из-за неточного названия важная и нужная статья может оказаться незамечен­ной. Вот классический пример неудачного на­звания: А. С. Попов свое первое сообщение об открытии способа радиосвязи назвал «Об отношении металлических порошков к эле­ктрическим колебаниям». Правильнее было бы сказать: о передаче сообщений без прово­дов [1].

В то же время за внешне красивым названи­ем можно не увидеть, о чем же эта статья. При­меры: «Использование ADXRS150/ADXRS300 в режиме постоянной самопроверки» (журнал «Электронные компоненты», № 11 '2005, с. 91), «БМК компании UnicquelCs. Экономическая целесообразность и технические характери­стики» («Электроника: НТВ», № 6 '2005, с. 66), «1РС@СН1Р, или Маленькие ядра для боль­шой артиллерии-2» («Компоненты и техно­логии», № 6 '2005, с. 178). Такие названия по­нятны только специалистам узкого профиля.

Составные части статьи

Статья состоит из аннотации, вводной ча­сти (введения), основной части (методики ис­следования, полученных результатов и их фи­зического объяснения), выводов (заключе­ния) и списка литературы (литература).

Аннотация

Она выполняет функцию расширенного названия статьи и повествует о содержании работы. Аннотация показывает, что, по мне­нию автора, наиболее ценно и применимо в выполненной им работе. Плохо написан­ная аннотация может испортить впечатление от хорошей статьи. В одном из уже упомяну­тых журналов помещена интересная и полез­ная статья «Бесконтактные оптические вы­ключатели». В ней подробно рассмотрены конструкции и принципы действия выклю­чателей разных типов. А вот аннотация этой статьи: «На современном технологическом оборудовании широко используются вы­ключатели, предназначенные для контроля взаимного положения механизмов и дета­лей. Наибольшее расстояние срабатывания на объект имеют оптические выключатели». Согласитесь, вряд ли это можно назвать ан­нотацией.

Введение

В последнее время этот раздел статьи ав­торы нередко опускают и сразу же переходят к изложению полученных результатов. Вряд ли это оправданно. Читателю хочется понять, в чем состояла необходимость постановки работы, и какое место она занимает среди ана­логичных отечественных и зарубежных раз­работок.

Во введении наиболее уместен обзор най­денных автором литературных источников (статей, патентов, отчетов, информации из Интернета). Что бы полезного ни сделал ав­тор, у его исследований всегда есть предше­ственники. Поэтому необходимо найти сле­ды этих предшественников и критически проанализировать их работы. Ведь нередко незнание этих материалов приводит к нео­правданным затратам средств, времени и сил. Добросовестный автор должен рассмотреть не только источники, подтверждающие пра­вильность его выводов, но и работы, их оп­ровергающие. Отношение к работам пред­шественников должно быть уважительным: ведь автор может позволить себе их крити­ку, а они не имеют возможности возразить в ответ.

Основная часть

От самостоятельного исследователя требу­ется умение:

1.Выбрать задачу для исследования.

2.Пользоваться имеющимися средствами для проведения исследования или создавать свои, новые средства.

3.Разобраться в полученных результатах и понять, что нового и полезного дало ис­следование [1].

В статье, посвященной эксперименталь­ным исследованиям, автор обязан описать методику экспериментов, оценить точность и воспроизводимость полученных результа­тов. Если это не сделано, то достоверность представленных результатов сомнительна. Чтение такой статьи становится бессмыслен­ной тратой времени.

Важнейшим элементом работы над стать­ей является представление результатов рабо­ты и их физическое объяснение. Необходимо представить результаты в наглядной форме: в виде таблиц, графиков, диаграмм. Еще Кант заявлял, что во всяком знании столько исти­ны, сколько математики. Однако примене­ние математики для объяснения полученных результатов должно быть минимально необ­ходимым. Нередко авторы вводят в статьи значительные дозы математических формул и думают, что этим придают своей работе на­учную солидность. Они пользуются матема­тикой, как некоей приправой, добавляемой для аромата и остроты. Часто громоздкие ма­тематические формулы только затуманива­ют понимание физической сущности. Нелиш­не вспомнить, что многие основные физиче­ские закономерности предельно просты: F = та, Е = тс и т. д.

Большинство авторов избегают упоминать об экспериментах с отрицательным резуль­татом. Между тем, такие эксперименты, осо­бенно в области технологии, иногда поучи­тельнее экспериментов с положительным ис­ходом. Технология — это наука, в которой, в отличие от математики, бывает так, что ми­нус плюс минус дают плюс. Например, тех­нологический процесс имеет два существен­ных недостатка, но, тем не менее, обеспечи­вает необходимое качество продукции. Если устранить только один недостаток, то, как правило, процесс даст сбой и возникнет брак в производстве.

В статье о каком-либо технологическом процессе автору следует рассмотреть виды брака и методы его устранения. Технолог вы­растает в специалиста высокой квалифика­ции, если он исследует причины возникно­вения брака в производстве и разрабатывает методы его устранения.

Выводы

Их нельзя отождествлять с аннотацией, у них разные функции. Выводы должны показывать, что получено, а аннотациячто сделано. Выводы не могут быть слишком мно­гочисленными. Достаточно трех-пяти ценных для науки и производства выводов, по­лученных в итоге нескольких лет работы над темой. Выводы должны иметь характер тези­сов. К каждому из них автор мог бы добавить слова «Я утверждаю, что...».

Литература

Важно правильно оформить ссылку на ис­точник в списке литературы. Разные изда­тельства предъявляют неодинаковые требо­вания к его оформлению. Но в любом случае следует указать фамилии авторов, журнал, год издания, том (выпуск), номер, страницы. Интересующийся читатель должен иметь воз­можность найти указанный литературный источник. Бывают случаи, когда по указан­ному адресу источник не удается обнаружить. Столкнувшись с этим, теряешь доверие и к автору, и к его работе.

Изложение материала статьи

Необходимо представлять своего читате­ля и заранее знать, кому адресована статья. Автор должен так написать о том, что неиз­вестно другим, чтобы это неизвестное стало ясным читателю в такой же степени, как и ему самому. Автору оригинальной работы сле­дует разъяснить читателю ее наиболее труд­ные места. Если же она является развитием уже известных работ (и не только самого ав­тора), то нет смысла затруднять читателя их пересказом, а лучше адресовать его к перво­источникам. Важно показать авторское отно­шение к публикуемому материалу, особен­но сейчас, в связи широким использованием Интернета. Некоторые авторы напоминают «юных натуралистов»: наловили сачком ба­бочек, наклеили их на лист картона, а что с ними делать дальше — не знают. Поэтому необходимы анализ и обобщение, а также критическое отношение автора к имеющим­ся в его распоряжении материалам.

Главным в изложении, как отмечал еще А. С. Пушкин, являются точность и крат­кость. «Словам должно быть тесно, а мыслям просторно» (Н. А. Некрасов). Важны строй­ность изложения и отсутствие логических разрывов. Красной линией статьи должен стать общий ход мыслей автора. Текст полез­но разбить на отдельные рубрики. Это облег­чит читателю нахождение требуемого мате­риала. Однако рубрики не должны быть из­лишне мелкими.

Терминология

Автор должен стремиться быть однознач­но понятым. Для этого ему необходимо сле­довать определенным правилам:

• употреблять только самые ясные и недву­смысленные термины;

• не употреблять слово, имеющее два значе­ния, не определив, в каком из них оно бу­дет применено;

• не применять одного слова в двух значе­ниях и разных слов в одном значении [ 1 ].

Не следует злоупотреблять иноязычными терминами. Как правило, они не являются синонимами родных слов, между ними обыч­но имеются смысловые оттенки. Придумы­вать новые термины следует лишь в тех слу­чаях, когда речь идет о новых, ранее неизве­стных явлениях. Так, как в свое время это сделал М. В. Ломоносов, введя в русский лек­сикон термины «кислота», «маятник», «пре­ломление» и ряд других.

Язык изложения

По нашему мнению, научная статья долж­на быть написана живым, образным языком, что всегда отличает научные работы от не от­носящихся к таковым. Автор этого материа­ла до сих пор помнит, как его научный руко­водитель обводил карандашом некоторые страницы его диссертационной работы и де­лал пометку «скучно». Только со временем стала понятна справедливость этого требо­вания.

Многие серьезные научные труды написа­ны так интересно, что читаются, как хороший детективный роман. Например, книга извест­ного голландского физика Де Бура «Динами­ческий характер адсорбции» выдержана в стро­гом научном тоне, содержит необходимый ма­тематический аппарат. При этом, описывая взаимодействие потока молекул с поверхнос­тью твердого тела, Де Бур сравнил этот поток с роем пчел, что позволяет наглядно предста­вить себе сложнейший процесс адсорбции.

Необходимо безжалостно истреблять в тек­сте лишние слова: «в целях» вместо «для», «ре­дакция просит читателей присылать свои за­мечания» (слово «свои» — лишнее), «весь тех­нологический процесс в целом» и т. д. Следует также устранять всякие «загадочные» терми­ны. Примеры: «это свойство материала вы­звано определенным изменением no внутрен­него строения» (то есть каким-то изменени­ем, а значит, неопределенным), «технология напыления усовершенствована некоторым известным способом».

Следует также избегать ненужной возврат­ной формы глаголов. Ее нужно применять, только когда речь идет о самопроизвольно протекающих процессах. Например, нужно сказать: «применяют метод вакуумного на­пыления», а не «применяется метод вакуум­ного напыления». Это позволяет различать «деталь нагревается» от «деталь нагревают», что устраняет неясности.

Внимание опытного читателя отвлекают всякие неправильности. Известно [1],что Л. Н. Толстому не простили фразу: «Он об­локотил на руку свою голову». Часто пишут, не замечая шероховатости, «См. надпись под рисунком». Зачем писать: «Нанесение паяль­ной пасты производят путем метода трафа­ретной печати», если проще: «Паяльную па­сту наносят трафаретной печатью». Или: «Окончательную отделку платы производят путем лакирования». Ведь смысл этой фра­зы — «плату лакируют».

В то же время, в технической литературе вполне уместны слова-вставки: «действитель­но», «конечно», «в самом деле», «с другой сто­роны» и т. д., используемые для логических переходов в тексте. Такие слова, хотя и не ук­рашают текст, но являются «дорожными зна­ками», предупреждающими о поворотах мыс­ли автора [1]. Особенно полезно применение этих слов в математическом тексте для пока­за логических связей.

Автор технической статьи должен рабо­тать над текстом до тех пор, пока не устра­нит все неясности (это не поэзия, в которой допустим «тайный» смысл стихов). Когда ав­тор пишет: «Пленку меди на подложку на­носят термическим и катодным напылени­ем», то неясно, применяют оба вида напыле­ния одновременно или какой-то из них. Иногда в аннотациях статей встречается фра­за «цель настоящей статьи дать читателю ми­нимум сведений по изучаемому вопросу» [1]. Она имеет ложный смысл: ведь не хотел же автор дать читателю поменьше сведений.

Большое значение имеет интуиция автора. Так, если при повторном чтении написанной статьи у него возникает какое-то неудобство от фразы, то можно использовать следую­щий прием. Представьте, что этой фразы нет. Изменилось ли при этом что-нибудь в ста­тье: потерялась логика изложения, пропал смысл? Если нет, смело вычеркивайте эту фразу, какой бы красивой она не была.

Как писать?

Любой автор, опубликовавший два десят­ка статей, достигает определенного уровня в изложении мыслей. Для него достаточно двух-трех переделок первоначально написан­ной статьи. Начинающему автору необходи­мо свыкнуться с мыслью, что подлинная ра­бота над статьей начинается сразу после на­писания первого варианта. Надо безжалостно вычеркивать все лишнее, подбирать правиль­ные выражения мыслей, убирать все непо­нятное и имеющее двойной смысл. Но и трех-четырех переделок текста может оказаться мало.

Многие авторы придерживаются следую­щего способа написания научной статьи. Сна­чала нужно записать все, что приходит в го­лову в данный момент. Пусть это будет напи­сано плохо, здесь важнее свежесть впечатления. После этого черновик кладут в стол и на не­которое время забывают о нем. И только за­тем начинается авторское редактирование: пе­ределывание, вычеркивание, вставление но­вого материала. И так несколько раз. Эта работа заканчивается не тогда, когда в статью уже нечего добавить, а когда из нее уже нель­зя ничего выбросить. «С маху» не пишет ни один серьезный исследователь. Все испыты­вают трудности при изложении. Даже класси­ки — Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, Г. Флобер и многие другие — трудно и мучительно ра­ботали над текстом.

Общение с редактором

Исследование только тогда можно считать законченным, когда оно лежит перед авто­ром в напечатанном виде. Даже когда статья написана и отдана в издательство, работа ав­тора еще не закончена: еще предстоит обще­ние с редактором. Слово «редактор» ведет на­чало от латинского redactus (приводить в по­рядок) [1]. Однако автор не должен уповать на то, что редактор устранит беспорядок в ру­кописи. Редактор вообще не обязан выпол­нять какие-то дополнительные функции, от которых свободен автор. Редактор лишь должен проследить, как автор справился со своими функциями, обратить его внимание на оставшиеся незамеченными недостатки и помочь их исправить.

Надо понимать, что редактор, как прави­ло, не является специалистом в данной обла­сти в той же степени, что и автор. Поэтому редактор может потребовать у автора разъ­яснений, более точных формулировок, уст­ранения неясностей. Нередки случаи, когда редактор в стремлении улучшить статью вно­сит в нее такие свои соображения, которые искажают смысл работы. Поэтому надо вни­мательно отнестись к редакторским правкам. Самые большие споры возникают, когда редактор предлагает автору сократить объем статьи, убрать все второстепенное. В боль­шинстве случаев редактор прав: от сокраще­ний статья только выигрывает.

Но как бы ни проводилось редактирова­ние, только автор отвечает за свой материал.

Заключение

Хорошо сделанная статья является логи­ческим завершением выполненной работы. Поэтому, наряду с совершенствованием в ис­следовательской работе, необходимо посто­янно учиться писать статьи. Подведем итог. Так как же работать над статьей?

1.Определитесь, готовы ли вы приступить к написанию статьи и можно ли ее публи­ковать в открытой печати.

2.Составьте подробный план построения ста­тьи.

3.Разыщите всю необходимую информацию (статьи, книги, патенты и др.) и проанали­зируйте ее.

4.Напишите введение, в котором сформули­руйте необходимость проведения работы и ее основные направления.

5.Поработайте над названием статьи.

6.В основной части статьи опишите методи­ку экспериментов, полученные результа­ты и дайте их физическое объяснение.

7.Составьте список литературы.

8.Сделайте выводы.

9.Напишите аннотацию.

 

10.Проведите авторское редактирование. Сократите все, что не несет полезной ин­формации, вычеркните лишние слова, непонятные термины, неясности.

11.Отправьте статью в редакцию. Прислу­шайтесь к редакторским замечаниям, но не допустите искажения статьи при ре­дактировании.

Эти рекомендации — не догма, а только информация к размышлению!

Литература

1. Регирер Е. И. Развитие способностей исследова­теля. М.: Наука. 1969.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...