Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примеры двигательных заданий




1. Преодоление дистанции 400 м с произвольной скоростью за 76 с, те. в заданное время. После прохождения дистанции занимающиеся называют время, которое, по их ощущению затрачено.

2. Преодоление дистанции 400м за 76 с, с равномерной

скоростью, преодолевая каждые 200 м за 38 с. После прохожде­ния дистанции ученик должен назвать время, затраченное на прохождение каждых 200 м.

3. Преодоление дистанции 400 м за 76 с, С разной скоростью: первые 200 м - за 40 с, вторые 200 м - за 36с. После прохождения дистанции занимающиеся должны дать сравнительную оценку времени, фактически затраченному на прохождение первого и второго отрезка.

4 Преодоление дистанции 400 м за время, которое будет на несколько секунд меньше или больше 76 с. Затем самооценка времени прохождения дистанции сопоставляется с фактически­ми данными.

Приемы оценки и анализа времени

Суммарная

Оценка

Времени

Дифференци­рованная оценка времени

Сравнительная

Оценка

Времени

Сравнительная

Оценка

Времени

Лекция II Координационные способности и методика их развития

Большое значение при формировании "чувства времени" в последнее время при­дается использованию в физическом воспитании и спорте различных технических и тренажерных устройств (метрономов, звуколидеров, приборов срочной инфор­мации и др.), позволяющих воспринимать, корректировать моделировать и програм­мировать длительность, темп, ритм и другие временные характеристики движения.

К примеру, в спортивной ходьбе используется миниатюрное контрольно-инфор­мационное устройство (тензометрические стельки, электронные передающие и сиг­нальные элементы), закрепляемое на спортсмене, которое при нарушении двухо-порной фазы мгновенно начинает подавать световые или звуковые сигналы.

"Чувство пространства" связано с восприятием, оценкой и регулированием про­странственных параметров движений: расстояния до какого-либо объекта (цели), размеров площадки или препятствий, амплитуды, направления, формы движения и т.п. Это, например, расстояние между боксерами во время поединка, расстояние между игроками и корзиной в баскетболе, направление, траектория полета волей­больного мяча, расстояние между ОЦТ и планкой при прыжках в высоту с разбега. В процессе целенаправленного совершенствования точности пространственных ощу­щений в том или ином виде деятельности мы тем самым совершенствуем и "чув­ство пространства", которое приобретает глубоко специализированный характер. Это находит свое выражение в "чувстве дистанции", "чувстве планки", "чувстве ба­рьера" и в других тонко специализированных пространственных восприятиях. Точ­ность активного воспроизведения угловых смещений в локтевом суставе, наиболее заметно развивается у детей в возрасте от 4 до 10 лет. К 13-14 годам зрительно-моторные функции, обеспечивающие точность многих двигательных действий (по­падание, метание в цель и т.д.) достигают высокого уровня развития, приближаясь к показателям взрослого человека.

Роль сенсорных систем в формировании способности к ориентации в простран­стве у детей по данным некоторых авторов различна. Ряд исследователей отмеча­ют, что пространственная ориентация у детей 2-7 лет опирается на зрительную, за­тем вестибулярную и, наконец, слуховую афферентацию. Кинестетические сигна­лы при этом не имеют большого значения. Иной точки зрения на участие кинесте­зии в пространственной ориентации придерживается B.C. Фарфель. Он утверждает, что важную роль при двигательной ориентировке детей в пространстве, наоборот, играет кинестетический контроль.

При развитии "чувства пространства" применяются следующие типы заданий:

• На точность воспроизведения эталонных пространственных характеристик в стандартных условиях. Например, точно воспроизвести определенное положение тела, форму, амплитуду и направление движений при многократном выполнении какого-либо гимнастического упражнения, в соответствии с принятым эталоном спортивно-технического мастерства.

• На точность варьирования каких-либо параметров в серии попыток в строго заданных пространственных границах. Можно выделить четыре варианта этих за­даний:

1) С постепенным увеличением величины различий в пространственных харак­теристиках. Например, выполнение передачи мяча в футболе с 25, 30, 45 и 50 м.

2) С постепенным уменьшением величины различий заданных параметров дви­жений. Скажем, броски баскетбольного мяча в корзину сначала с самой дальней дистанции, а затем - уменьшение от попытки к попытке расстояния до щита.

3) С чередованием резко контрастных упражнений, т.е. таких, которые характе­ризуются "грубым" и "тонким" дифференцированием пространственных парамет­ров движений. К примеру, броски мяча в корзину с дальней дистанции и из-под щита.

147 Теория и методика физической культуры

4) С постепенным сближением величины грубых и тонких дифференцировок в оценке пространственных восприятий.

Как доказал рядом научных изысканий В. С. Фарфель, методика "сближаемых заданий" гораздо эффективнее, чем простое многократное повторение упражне­ния. Для успешного выполнения заданий используются различные методические приемы. В частности, моделирование заданных положений и перемещений тела на специальных макетах и муляжах; направленное прочувствование пространственных параметров движений на тренажерах, или с физической помощью преподавателя (партнера); введение в обстановку действия дополнительных предметных и симво­лических ориентиров, указывающих направление, амплитуду и форму траектории движений, длину шагов, место отталкивания и приземления; мячей на подвесках; флажков, мишеней, щитов с разметкой, разграничительных линий в зале или на от­крытой площадке; экстренная сигнализация о величинах допущенных ошибок с по­мощью приборов срочной информации.

Важную роль в развитии "чувства пространства" играет направленное воздей­ствие в процессе физического воспитания на функции анализаторов (зрительного, вестибулярного и др.). Точность различения силовых параметров движений свиде­тельствует об эффективности их управления. Для каждого возрастного этапа ха­рактерна своя специфика в развитии различных видов силовой точности. К приме­ру, наиболее интенсивно способность оценивать вес предметов возрастает от 8 до 10 лет. А способность воспроизводить заданную величину мышечного напряжения в изометрических условиях почти не меняется от 5 до 10 лет, лишь после 11 лет она начинает повышаться вплоть до 16 лет. По сравнению с детьми младшего школьно­го возраста у подростков точность дифференцирования мышечных усилий улучша­ется примерно в два раза.

Способность управления мышечными напряжениями. Средствами развития точности силовых параметров движений являются упражнения с отягощениями, при выполнении которых вес предметов дозируется определенным образом. Вместе с этим используются прыжки в высоту и в длину, метания снарядов различного веса, а также упражнения на тренажерах, позволяющих задавать ту или иную величину мышечного усилия.

Работа над повышением точности силовых параметров движений приводит к фор­мированию «чувства мышечных усилий». Это чувство, которое в различных двига­тельных действиях приобретает довольно специфический характер. Методика раз­вития способности к управлению силовыми параметрами движений основывается на сличении субъективной оценки развиваемого усилия с объективными результа­тами. Установлено, что в достаточно короткие сроки повысить уровень развития этой способности можно с помощью методов срочной объективной информации.

Совершенствование способности сохранять равновесие. Равновесие как компонент координационных способностей, - это сохранение устойчивого положе­ния тела в условиях разнообразных движений и поз. Различают статическое и дина­мическое равновесие. Они мало коррелируют между собой.

Сохранение равновесия как в статике, так и в динамике, - одно из важнейших условий активного взаимодействия человека с внешней средой. Успех в професси­ональной деятельности (например, строителей, монтажников, моряков) и в некото­рых видах спорта (фигурном катании на коньках, гимнастике, акробатике, горно­лыжном и парашютном спорте и т.п.) значительно определяется уровнем развития функции равновесия. Низкий уровень статокинетической устойчивости сопровож­дается ухудшением общего самочувствия, головокружением, тошнотой, рвотой и даже обморочными состояниями. Недостаточное развитие статокинетической ус-

тойчивости препятствует освоению техники движений, снижает степень проявле­ния других физических способностей. У детей эта способность достигает уровня, характерного для взрослых, не занимающихся спортом, к 13-14 годам у мальчиков, и к 10-12 годам -удевочек.

Для развития статокинетической устойчивости применяются так называемые «уп­ражнения на равновесие», при выполнении которых затруднено достижение устой­чивости позы тела. В качестве таковых используются упражнения связанные:

• с балансированием в позах, отличающихся биомеханически невыгодным для их устойчивости взаиморасположением звеньев тела (например, в стойке на руках»);

•с сохранением позы тела в статических положениях и в сочетании с перемеще­нием человека на повышенной, на уменьшенной подвижной наклонной опоре, зат­рудняющей сохранение равновесия (передвижение по гимнастическому бревну или по рейке гимнастической скамейки на носках с различным положением рук; ходьба по горизонтально подвешенному канату и т.д.);

• с сохранением статической и динамической устойчивости в условиях дополни­тельных помех (прохождение по гимнастической скамейке после выполнения се­рии кувырков или с закрытыми глазами и т.п.).

Известно, что при сохранении той или иной позы, тело человека не остается аб­солютно неподвижным, оно все время колеблется. Человек как бы теряет на мгно­вение равновесие и вновь его восстанавливает. Сохранить устойчивость помогает такая регулировка равновесия, при которой при колебаниях тела проекция егоОЦТ (отвесная линия, опущенная из ОЦТ на опору) не выходила за пределы площади опоры.

Чем совершеннее функция равновесия у человека, тем быстрее он восстанавли­вает позу тела. По. мере улучшения равновесия происходит уменьшение амплиту­ды (размаха) колебаний тела и увеличение их частоты.

С целью повышения статокинетической устойчивости, особенно с детьми школь­ного возраста, следует применять разнообразные подвижные и элементарно-спортивные игры. Скажем, такие как: "Совушка", "Бой петухов" и др.

Кроме этого, важное место при развитии равновесия занимают упражнения, из­бирательно направленные на совершенствование функций вестибуляторного ап­парата, которые выполняются на различного рода вспомогательных устройствах и специальных тренажерах - подвесные качели, мопеды, циклопеды и лопинги, цент­рифуги и др.

В настоящее время применяется активный, пассивный и комбинированный (сме­шанный) методы тренировки статокинетической устойчивости. При активном ме­тоде занимающиеся многократно выполняют специальные упражнения, направлен­ные на адекватное раздражение вестибулярного аппарата (различные повороты, наклоны и круговые движения головой и туловищем, кувырки и др.). Пассивный метод дает значительный эффект при применении специальных приспособлений (кресло Барани, двухштанговые и четырехштанговые качели, лопинги, центрифуги и т.п.). Недостатком пассивного метода является то, что в процессе занятий может возникнуть перераздражение вестибулярного аппарата, особенно у лиц обладаю­щих повышенной возбудимостью. Как следствие этого, - велика вероятность появ­ления у них отрицательных эмоций и нежелания заниматься на снарядах.

Эффективным методом развития равновесия является комбинированный метод. Для стимулирования процесса совершенствования способности поддерживать рав­новесие целесообразно использовать соответствующие методические приемы (Табл. 11.2.).

Необходимо отметить, что упражнение на равновесие следует включать во вс

части урока. Их целесообразно чередовать другими упражнениями, чтобы разви­тие статокинетической устойчивости осуществлялось наряду с развитием всех ос­тальных способностей.

Таблица 11.2.

Методические приемы, используемые при совершенствовании способности поддерживать равновесие (По Л. П. Матвееву)

Способы повышения требований к способ­ности поддерживать равновесие Примеры реализации приема в действиях
Удлинение времени сохранения неустойчивой позы Продление фазы неподвижной фиксации тела в позе "ласточка", в положении горизонтального наклона туловища назад в стойке на одной ноге, в стойке на руках и т.д.
Временное исключение или ограничение зритель­ного самоконтроля Статические упражнения и повороты на гимнастичес­ком бревне или парные и групповые акробатические упражнения с повязкой на глазах.
Уменьшение площади опоры Статические и динамические упражнения на рейке гимнастической скамейки или на зауженном бревне, подскоки и другие перемещения на одной ноге.
Увеличение высоты опорной поверхности или расстояния от центра тяжести тела до опоры Передвижение и фиксация поз на ходулях; выполне­ние упражнений на гимнастическом бревне или брусьях увеличенной высоты
Введение неустойчивой опоры Упражнения на качающемся бревне, горизонтально подвешенном канате, скользящей на роликах площадке.
Включение предвари­тельных и сопутствующих движений, затрудняющих сохранение равновесия Упражнения на качающемся бревне, горизонтально подвешенном канате, скользящей на роликах площадке.
Введение сбивающего противодействия партне­ра Перетягивание партнера в относительно неустойчи­вой стойке, приемы единоборства с задачей сохра­нить устойчивость позы.
Использование условий внешней среды, усложня­ющих поддержание равновесия при переме­щениях Бег, передвижение на лыжах, езда на велосипеде по сильнопересеченной местности, при различном состоянии трассы, в затрудняющих погодных условиях.

Совершенствование ритмических способностей. Важным фактором, харак-150

_________________ -Лекция 11 Координационные способности и методика их развития

теризующим двигательную деятельность человека, является способность выпол­нять ритмические движения. Ритмичность, как сенсорномоторная способность че­ловека, характеризуется строгим чередованием наиболее акцентированных и наи­менее акцентированных моментов движений в пространстве и времени. Ритм в дви­жениях является объединяющим моментом, способствующим органической увяз­ке различных элементов в единое целое. Умение правильно определить необходимый ритм движений также важно для преподавателя, как и умение оцени­вать скорость, темп передвижения, амплитуду (размах) и другие характеристики. Как только улавливается целесообразный ритм движений, резко улучшается спортивный результат. У занимающихся возникает ощущение неожиданной легкос­ти, он понимает, что нашел нечто весьма важное, потому, что прилагая меньше уси­лий, чем раньше, достигает большего эффекта. Люди существенно различаются в способности улавливать и воспроизводить заданный ритм. Ритмичность выступает в качестве одного из показателей моторной одаренности. Эти способности опре­деляются обычно двумя способами:

1. Когда человек выполняет ритмические движения в такт звуковым или другим сигналам (световым, тактильным), следующие друг за другом в определенной пос­ледовательности и через соответствующие интервалы времени.

2. Когда испытуемый воспроизводит заданный ритм в том или ином движении после прослушивания этих сигналов (т.е. по памяти). К примеру, путем его выстуки­вания палочками на румба-шариках, на барабане и т.п.

Показателем успешности в этих случаях является степень отклонения каких-либо параметров движений (пространственных, временных, силовых) от заданного рит­мического эталона.

Доказано, что при оценке ритмических способностей детей целесообразно ис­пользовать не абсолютную ошибку воспроизведения заданного ритма, а трансфор­мированную, учитывающую личный темп движения каждого ребенка в соответству­ющем тесте. Факторный анализ ритмических способностей детей 9-10 лет позво­лил выделить различные формы их проявления, в основе которых лежит точность восприятия и воспроизведения детьми интервалов между отдельными движения­ми и их соотношения. Обнаружено наличие двух относительно независимых ритми­ческих способностей. Первые, главным образом, проявляются при равномерном, а вторые - при неравномерном совершении ритмических движений.

Ритмические способности тренируемы. Одним из важных условий их развития является направленное совершенствование у занимающихся музыкально-двига­тельного чувства, точности восприятия и отражения в движении тела длительности музыкальных звуков и их соотношений, точности восприятия и отражения метри­ческих акцентов, способностей соразмерять усилия во времени и в пространстве, способностью согласовывать темп движений с темпом музыки, а также с темпом движений партнера (группы).

Средствами развития ритмичности могут быть:

• упражнения на месте, включающие в себя выполнение движений руками, нога­ми, головой и туловищем под счет, под музыкальный аккомпанемент, в соединении с чтением стихов;

• упражнения в движении - ходьба с хлопками в ладоши, ходьба и бег в постоян­ном темпе, с изменением темпа и направления движения под музыку - под команды преподавателя;

• танцевальные упражнения;

• импровизированные упражнения - двигательная импровизация по музыкаль­ному и ритмическому образцу, свободный танец под современную музыку.

151 Теория и методика физической культуры

Совершенствование способности к произвольному расслаблению мыши.

Координационные способности в значительной мере определяются способностью к произвольному расслаблению мышц. Эта способность у большинства людей, не имеющих специальной подготовки, выражена недостаточно. У людей, занимающих­ся спортом, она выше, чем у не спортсменов. Причем у женщин-спортсменок про­цесс расслабления мышц протекает активнее, чем у мужчин и это позволяет им вы­полнять мышечную работу более экономично.

При плохой способности произвольно управлять расслаблением различных мышечных групп ухудшается кровоснабжение мышц и возрастают энерготраты, снижается быстрота движений и величина развиваемых усилий, ухудшается техни­ка движений и пр. Существует мнение, что в скоростно-силовых упражнениях, ха­рактеризующихся однократным мощным усилием совершенствования данной спо­собности существенно не влияет на спортивные достижения. Однако в циклических упражнениях более совершенный механизм расслабления мышц уже в начале сис­тематической тренировки обуславливает повышение спортивных результатов.

Выделяют две формы расслабления мышц.

Первая форма характеризует общую способность человека к расслаблению и выражается в умении не напрягать мышечные группы, не участвующие в работе. Например, любые излишние напряжения мышц плечевого пояса во время сприн­терского бега (легкая атлетика, конькобежный спорт) уменьшают эффективность работы мышц нижних конечностей в той большей степени, в какой выше скорость и сильнее напряжение мышц.

Вторая форма характеризует скорость расслабления мышц сразу же после их рабочего напряжения. Здесь возможны два случая последующей активности мышц - переключение активности на другие мышечные группы (например, выполнение подседа после завершения тяги при рывке и толчке штанги характеризуется мгно­венным переключение мышц - разгибателей тела от предельного напряжения в со­стояние полного расслабления) или повторное включение в работу тех же групп мышц (скажем, в беге, плавании, гребле и других циклических локомоциях имеет место чередование интенсивного напряжения и расслабления одних и тех же мы­шечных групп).

В последнем случае скорость расслабления мышц является важным фактором, определяющим и лимитирующим спортивные достижения, особенно на этапе выс­шего спортивного мастерства.

Для развития способности к произвольному расслаблению мышц применяются специальные упражнения, включающие различные формы чередования и сочета­ния напряжения и расслабления соответствующих мышечных групп. Выделяют три группы:

I. Упражнения, в которых занимающиеся овладевают умением ощущать переход от мышц напряженного состояния к расслабленному. Методика их выполнения зак­лючается в следующем. Группа мышц предварительно усиленно напрягается, что­бы лучше почувствовать эффект последующего расслабления, которое осуществ­ляется несколькими путями:

• Степень напряжения мышц уменьшается до ощущения тяжести удерживаемо­го звена тела и последующее расслабление сочетается с его "падением".

• Под действием постепенного расслабления мышц звено тела перемещается из одного положения в другое.

• Быстрый, четкий переход от напряжения мышц к их расслаблению. К этой же группе относятся упражнения, в которых переход от напряженного состояния к рас­слабленному осуществляется путем последовательного расслабления отдельных

II. Упражнения, направленные на развитие способности расслаблять одни мыш­цы с одновременным напряжением других. К ним относятся также упражнения, в которых движение расслабленной части тела осуществляется по инерции за счет движения другими частями тела.

III. Упражнения общеразвивающего характера, при которых главное внимание уделяется четкому расслаблению мышц в фазах отдыха в каждом цикле движений. При выполнении упражнений на расслабление полезно сочетать фазы движений с фазами дыхания: при напряжении - вдох или задержка дыхания, при расслаблении - выдох.

Важную роль в совершенствовании способности к произвольному расслабле­нию мышц играют такие методические приемы: предварительное мысленное вос­произведение двигательного действия с особой концентрацией внимания на фазе расслабления; контроль за мимической мускулатурой лица, которая, как правило, хорошо отражает общую координационную напряженность; концентрация внима­ния на сочетании фазы расслабления с форсированным выдохом, способствующим расслаблению по механизму моторно-висцеральных рефлексов; использование звуко-, свето- и ритмолидеров или музыкального сопровождения; применение от-влекающе-раскрепощающих заданий; переключение зрительного контроля процес­са движения на обстановку; решение арифметической задачи по ходу упражнения, например, подсчитать число шагов за время преодоления дистанции и т.п.; исполь­зование аутогенной тренировки, массажа, сауны.

153 Теория и методика физической культуры

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...