Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерии организации и тенденции развития академической мобильности молодежи в финских вузах




Как уже говорилось ранее, академическая мобильность является непосредственной составляющей Болонского процесса. Именно она способствует личностному росту молодых людей, развитию международного сотрудничества, кроме того, практическая ценность академической мобильности складывается из повышения качества высшего образования и научных исследований. От академической мобильности зависят интернационализация образования, развитие и поддержание демократической культуры общества, снятие культурных и языковых барьеров, а также ослабление предрассудков.

Академическая мобильность в Финляндии обстоятельно изучена отечественным исследователем, кандидатом педагогических наук, Мариной Александровной Ставрук. Уделим внимание критериям организации и тенденциям развития академической мобильности в финских вузах.

М. А. Ставрук выделяет 9 критериев, на основе которых организуется академическая мобильность молодежи в Финляндии:

1. целостность (видение современного мира взаимозависимым);

2. динамичность (создание эффективной практики свободного перемещения студентов в европейском образовательном пространстве, включая признание зарубежной научно-исследовательской практики и периодов обучения за рубежом);

3. интегративность (ориентация на глобальное образование и согласование целей и задач воспитания в рамках единого образовательного пространства);

4. научность (усиление научной составляющей академической мобильности и привлечение иностранных студентов к исследованиям международного уровня);

5. гуманизация (осознание ценности и неповторимости человеческой жизни в личностном и социальном выражении, включая общечеловеческий и национально-культурный аспекты);

6. культуросообразность (обучение и воспитание студентов в контексте мировой, региональной и национальной культур);

7. непрерывность (взаимосвязь всех циклов обучения, маневренности и согласованности образовательных программ вузов);

8. свобода выбора учебных курсов, содержащих новую и значимую информацию, с использованием современных методов и средств обучения;

9. функциональность (согласованность управленческих функций на всех уровнях организации академической мобильности студентов)[16].

Выделенные критерии позволяют увидеть, что организация академической мобильности – сложный, но четко отлаженный механизм, который включает в себя не только образовательные, но и общекультурные параметры. Это значит, что академическая мобильность представляет собой процесс, предполагающий соответствие современным мировым перспективам развития общественной жизни, и образования, в частности.

Также Ставрук выделены основные тенденции организации академической мобильности студентов Финляндии:

· увеличение потоков межстрановых перемещений студентов вследствие глобализации образования;

· развитие транснационального образования, реализующегося посредством создания трансграничных вузов с выдачей двойных дипломов;

· расширение международного сотрудничества вузов, как одного из важнейших стимулов для развития взаимных обменов преподавателями, исследователями и студентами;

· европеизация высшего образования в странах – участницах Болонского процесса;

· повышение качества образовательного процесса в вузах Финляндии, ориентированного на обучение и воспитание мобильных студентов, способных действовать в условиях изменяющейся международной среды;

· обеспечение равного доступа финских и зарубежных студентов для участия в программах академической мобильности;

· полилингвизм и межкультурное образование – улучшение языковой подготовки студентов, предоставление им возможности знакомства с культурой страны пребывания и общения на иностранном языке; создание педагогических условий для развития академической мобильности студентов финских вузов;

· ориентация на совершенствование и самореализацию личности;

· создание индивидуального образовательного маршрута студента;

· изменение характера преподавания, обучения и создание гибких образовательных программ для реализации академической мобильности студентов в вузах[17].

Таким образом, академическая мобильность в Финляндии имеет большие перспективы развития на уровне государства, конкретного вуза и отдельно взятого студента.

В качестве примера организации академической мобильности рассмотрим Хельсинский университет и Сайменский университет прикладных наук. На официальных сайтах, представленных на финском, английском и шведском языках, описывается следующая ситуация, касающаяся международного сотрудничества.

Хельсинкский университет имеет более сотни международных соглашений о сотрудничестве с университетами по всему миру. Университет взаимодействует со странами Европы по программам:

· Erasmus (программа Европейского союза по обмену студентами и преподавателями между вузами стран-членов Евросоюза, а также Исландии, Лихтенштейна, Македонии, Норвегии, Турции)[18],

· NORDPLUS (программы обмена с университетами северных стран);

· AEN (Утрехт-австралийская европейская сеть);

· MAUI (программа обмена с Университетом срединной Америки);

· North2North (программа обмена Университета Арктики);

· Erasmus Mundus (главное отличие от Erasmus – возможность участия в программе студентов и преподавателей из всех стран мира).

Университет всяческим образом поощряет международные обмены, потому что сотрудничество в сфере образования будет реализовываться при помощи разработанных систематических мероприятий по обмену опытом. Хельсинский университет одобряет студентов и сотрудников, которые являются участниками академической мобильности, и ценит персонал с международным опытом.

Вузы-партнеры выбираются исключительно на основе качества предоставляемого образования. Но также особое внимание обращено на языковое и культурное разнообразие партнерских отношений. Вуз тщательно следит за сохранением уровня качества обучения студентов с исходящей академической мобильностью, а принимающие университеты поддерживают высокую планку, заданную финнами[19].

Сайменский университет прикладных наук (Saimaa University of Applied Sciences) расположен в Юго-Восточной Финляндии в городах Лаппеенранта и Иматра. В вузе обучается около 3000 студентов, 200 из которых - иностранные. В области международного сотрудничества университет уделяет особое внимание Скандинавским странам, странам Западной Европы, новым членам Европейского Союза, России, а также Китаю и Малайзии.

Благодаря сотрудничеству с зарубежными университетами, студенты Сайменского Университета Прикладных Наук имеют возможность дополнить свое образование практикой или учебой в одном из наших зарубежных партнеров. Вуз благоприятно настроен к иностранным студентам, приезжающим на обучение, поскольку они обогащают международную атмосферу университета и содействуют освоению навыков, необходимых в работе с представителями разных культур. Также приоритетной задачей является направление сил и энергии на международные научно-исследовательские проекты.

Непосредственно участниками академической мобильности ежегодно являются около 150 студентов, как отправляющихся на обучение в другие вузы, так и прибывающие в Сайменский университет прикладных наук. Студенты участвуют в таких программах обмена как Nordplus, Erasmus и FIRST (российско-финская программа студенческих обменов)[20].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...