Основные сословия средневекового общества
Средневековое общество состояло из сословий.
Сословие – группа людей, различаемая по правам и обязанностям, принадлежность к которой передаётся по наследству.
Духовенство – они были наиболее грамотными людьми своего времени, были учёными, поэтами, главная обязанность – молиться Богу
Рыцарство (дворянство) – их главная обязанность – защищать страну, досуг проводили в рыцарских турнирах, особо почиталась честность и кодекс чести
Третье сословие – это были крестьяне, торговцы, ремесленники (они должны были кормить два высших сословия)
- Католическая церковь в средние века
Христианство – одна из мировых религий, окончательно сформировавшаяся в III в. н.э., основными догматами (основные положения вероучения, которые является непреложной истине и не подвергаются критике) христианства считаются:
1. Единобожие (монотеизм) – Бог един в трёх лицах (Бог-отец, Бог-сын, Бог-Святой Дух).
2. Все люди рождаются грешными в силу первородного греха (которые совершили первые люди в раю – Адам и Ева).
3. Иисус Христос – вочеловечившийся Бог на кресте своими страданиями искупил первородный грех и все другие грехи человечества и воскресшего в третий день.
4. Для приобщения к христианской церкви необходимо провести таинство крещения (когда с помощью воды человек как бы смывает с себя первородный грех и все остальные грехи, сделанные им до крещения), причащение – вкушение плоти и крови Христа через чудесное перевоплощение хлеба и вина на литургии.
5. Главные источники о деяниях Христа и его учеников (апостолов) – Священное Писание (Библия), и Священное Предание.
6. Второе пришествие означает конец света, состоится страшный суд, где каждый ответит перед Богом за свои грехи и будет либо вечно мучится в аду, либо испытывать вечное блаженство в раю.
Историю развития христианства можно поделить на несколько этапов:
1-й этап: V – X вв. – эпоха Великого переселения народов, авторитет христианской церкви растёт, так как только эта организация заботится о обездоленных и всех пострадавших от завоеваний.
В 1054 г. христианская церковь раскалывается на две ветви – католичество (центр – г. Рим во главе с Папой Римским), православие (центр – Константинополь)
Католическая церковь была самой мощной и богатой организацией в средние века.
Признаки могущества католической церкви
- Власть Папы Римского стояла гораздо выше светской, королевской власти
Церковь выработала догмат, что спасение вне церкви невозможно (догмат – церковное правило, не подвергаемое сомнению) – поэтому папа Римский мог отлучить любого человека от церкви, которые были с ней не согласны, иногда от церкви отлучались целые районы и страны – тогда папа накладывал на них интердикт, при этом в этой местности прекращались Богослужения, прекращали отпевать умерших и крестить младенцев, что вызывало резкое недовольство народа.
Церковь была самой богатой организацией в средние века:
Огромные земельные богаства
Взимание церковной десятины
Плата за таинства
Продажа индульгенций (особая грамота, прощающая грехи)
- Средневековый город
Что такое натуральное хозяйство? Натуральное хозяйство — примитивный тип хозяйствования, при котором производство направлено только на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу).
До Х века основная масса населения жила в деревне и жила натуральным хозяйством – однако к Х – XI веку положение меняется, в деревне появляются всё больше и больше умельцев – знатоков того или другого ремесла, которые занимаются кузнечеством, плотняцким делом, гончарным и т.д.
Многие умельцы навсегда покидали родные селения и уходили туда, где был большой спрос на их изделия. Чтобы так поступить, деревенские ремесленники или за деньги отпрашивались у своего феодала, или просто убегали от него.
Такие поселения назывались городами.Город – это поселение ремесленников.
Где возникали города? Около крупных монастырей и замков, за стенами которых можно было спастись в случае опасности. На пересечении дорог, по которым передвигались богомольцы, караваны чужеземных купцов и рыцари, нуждавшиеся в услугах кузнецов и оружейников. Вблизи переправ через реки и около морских гаваней.
В XI—XII веках наиболее крупные города Европы: Венеция, Флоренция, Рим, Париж, Лондон, Кёльн, Киев и другие (подробнее см. самые большие города мира в истории).
КТО БЫЛ ОСНОВНЫМ НАСЕЛЕНИЕМ ГОРОДА?
Основным населением города были ремесленники и купцы.
В каждом городе ремесленники одной специальности объединялись в союзы – цехи.
Цехи – объединение ремесленников одной специальности в средневековом городе.
Члены цехов назывались мастерами, они имели собственную мастерскую, обычно расположенную на первом этаже дома, где он жил вместе с семьёй, подмастерьями и учениками.
Всю основную работу по изготовлению изделий выполнял сам мастер, ему помогали мастера, уже изучившие ремесло, ученики выполняли подсобные работы.
Цеховые уставы преследовали две основные цели:
- добиться превосходного качества изделия – для этого на улицах, где жили представители того или иного цеха, устанавливался образец ремесленного изделия – шедевр, только тот человек, который самостоятельно мог изготовить его, мог стать мастером.
- Сохранение равенства среди мастеров – для этого работа мастеров жёстко регламентировалась – например, запрещалось работать после захода солнца, ограничивалось число подмастерьев, запрещали использовать новые орудия труда.
Рост городов способствовал развитию торговли, на место натурального хозяйства приходило товарное производство. Товарное производство – изготовление изделий на продажу.
Торговлей занимались купцы, торговля приносила большие доходы, но была довольно опасным делом – купцов грабили на суше рыцари, на море пираты, для того, чтобы обезопасить себя, купцы объединялись в особые союзы – гильдии.
В каждом королевстве или крупном феодальном владении чеканилась своя манета, купцам, торговавшим с разными странами, постоянно приходилось обменивать одни деньги на другие – так появились менялы.
Постепенно менялы богатели и создавали хранилища больших сумм денег, такое хранилище называлось банком, а его владелец банкиром. В средневековых городах банкриры брали деньги на хранение, давали деньги в долг (должнику приходилось отдавать в полтара – два раза дороже занятой суммы), переводили за особую плату деньги из одной страны в другую. Банкиры наряду с купцами были самыми богатыми жителями города.
Любой город располагался на какой-либо земле, которая была в собственности какого-либо феодала.
Однако по мере того, как города росли и богатели, они стали тяготится властью сеньоров.
В XII – XIII веках начались коммунальные революции – борьба городов с сеньорами.
Одни города обретали независимость за денежный выкуп, другие боролись за это военной силой.
Население коммун росло за счёт сбежавших от федалов крестьянин
Традиция о годе и одном дне.
Органы власти в городе.
- Крестовые походы.
Крестовые походы (1096 – 1270 гг.) — серия военных походов из Западной Европы, направленных против мусульман, язычников, православных государств и различных еретических движений
Христианство изначально сочетало мирные посылки: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.» (Лук.6:27-30)
В IV веке святитель Василий Великий своим 13-м правилом предлагает на три года отлучать от Причастия воинов, убивших на войне, а 55-е его правило отлучает от Причастия и тех, кто силой меча сопротивлялся разбойникам [2]. И даже в X веке константинопольский патриарх Полиевкт на 5 лет отлучал воинов, защищавших своё православное отечество от нашествия мусульман (турок) [3].
И ВСЁ ЖЕ Несмотря на такое миролюбие христиане стали брать в руки оружие, среди причин крестовых походов можно выделить две большие группы –
Внешние причины крестовых походов:
- арабские завоевания стали угрожать территории Западной Европы, одновременно земли святой земли стали принадлежать неверным с точки зрения христиан – мусульманам
Внутренние причины:
- стремление к подвигу На Западе к концу XI века целый ряд причин создал настроение и обстановку, благоприятные для призыва на борьбу с неверными, с каким обратился туда император Алексей I Комнин: чрезвычайно усилилось религиозное чувство и развилось аскетическое настроение, находившее себе выражение во всякого рода духовных подвигах, между прочим и во многочисленных паломничествах.
Утверждение в Палестине турок сделало паломничества христиан гораздо более трудными, дорогими и опасными: пилигримам гораздо чаще приходилось становиться жертвами мусульманского фанатизма. Рассказы возвращавшихся пилигримов развивали в религиозно настроенных массах западного христианства чувство скорби о печальной участи святых мест и сильное негодование против неверных.
- Утверждение феодального строя создавало в рыцарском классе значительный контингент лиц, не находивших на родине приложения своим силам (например, младшие члены баронских семей) и готовых идти туда, где была надежда найти что-нибудь лучшее.
- Тягостные социально-экономические условия увлекали в крестовые Походы множество людей из низших слоев общества. В некоторых странах Запада (например, во Франции, которая и давала наибольший контингент крестоносцев) в XI веке положение народных масс стало ещё более невыносимым вследствие целого ряда стихийных бедствий: наводнений, неурожаев, повальных болезней.
История крестовых походов:
В 1095 г. состоялся Клермонский собор, на котором папа Урбан II во французском городе Клермон провозглашает первый крестовый поход, обещав участникам крестового похода отпущение грехов, освобождение от долгов и т. п. Этот призыв лёг на благодатную почву, так как идеи крестового похода уже были популярны среди народа западноевропейских государств, и поход мог организоваться в любой момент. Речь папы лишь обозначила устремления большой группы католиков в западноевропейских государствах.
Краткая характеристика крестовых походов (который было всего восемь за всю историю средневековья)
- - за всю историю – восемь;
- сопровождались грабежом местного населения;
- привели к образованию государств крестоносцев в Палестине;
- были направлены не только против мусульман, но и православных;
Крестоносцы взяли и разграбили Констанинополь – христианский город (православный)
Причинами неудачи крестоносцев были следующие:
- отсутствие единства среди крестоносцев (В Европе в это время царила феодальная раздробленность, и эту раздробленность западные рыцари привнесли и на территорию Палестины, в то время как нужно было единство, чтобы отстоять завоёванные территории
- большое расстояние от Западной Европы -Далее, важное значение имело то обстоятельство, что владения крестоносцев занимали лишь узкую прибрежную полосу, слишком незначительную, чтобы они могли без посторонней поддержки успешно бороться с окружающим мусульманским миром. Поэтому главным источником сил и средств сирийских христиан была Западная Европа, а она лежала далеко и переселение оттуда в Сирию не было достаточно сильно, так как большинство крестоносцев, исполнив обет, возвращались домой
Последствия крестовых походов:
· закончились неудачно – крестоносцам не удалось закрепиться в Палестине
- расширение представлений о странах нового региона;
- заимствование новых растений (рис, гречиха, лимоны, абрикосы, арбузы), изобретений (ветряные мельницы), особенности быта (горячие бани)
Вернувшиеся из похода рыцари приобрели вкус к восточным товарам (пряностям, тонким тканям, оружию из высококачественной стали, коврам), это
- Позднее средневековье
XIV – XV вв. – В XIV веке в Европе начинается кризис, основными проявлениями которого являются:
Тяга феодалов к обогащению приводила к тому, что они стали требовать от своих крестьян оброка в денежной форме, что привело к обнищание многих крестьян.
В середине XIV в. в странах Европы вспыхнула эпидемия чумы, получившая название «чёрной смерти». Болезнь унесла сотни тысяч жизней, население многих стран сократилось почти на треть. В Европе оказалось слишком мало рабочих рук и слишком много невозделанных земель. Несмотря на обнищание крестьян, сеньоры требовали от них новых платежей.
Ситуация дополнилась неурожаями: в 1315 – 1317 гг. ненастная погода повлекла за собой гибель части посевов, рост цен, голод
Основными событиями позднего средневековья в Западной Европе были:
Столетняя война (1337—1453)
- Участники – Англия и Франция
- Цель – отобрать у Англии последние владения
Начало войны ознаменовалось поражениями французов.
В 1346 г. произошло поражение французов в битве близ селения Креси (север Франции), в 1356 г. – разгром французской армии при Пуатье. Несмотря на численное превосходство, французы были разбиты, их король попал в плен.
В 1360 г. был подписан мирный договор, по которому треть земель Франции переходила под управление Англичан.
Однако в 1369 г. военные действия возобновились. Одержав ряд побед на суше и на море, французы освободили значительную часть захваченных англичанами земель, но в 1415 г. при Азенкуре французская армия потрепела сокрушительное поражение и в 1420 г. по условиям унизительного для Франции мирного договора наследником французского престола был объявлен король Англии. Франция и Англия должны были стать едиными королевством. Однако вопреки договору после смерти короля Франции его сын бежал на юг страны и провозгосил себя королём Карлом VII (1422 – 1461 гг.)
Военные действия возобновились, англичане осадили город Орлеан (1428 г.)
1429 г. оказался переломным в ходе Столетней войны. Ко двору Карла VII явилась юная крестьянка Жанна д Арк. Она утверждала, что ей предназначено Богом освободить Орлеан и изгнать англичан из Франции. Жанна убедила Карла VII предоставить ей военный отряд, во главе которого она прибыла в Орлеан. Через девять дней англичане вынуждены были снять осаду с этого города
Слух об Орлеанской деве, посланной Богом для освобождения Франции, распространился по стране: в армию стали стекаться горожане и крестьяне, вооружившиеся на свои средства. Королевская армия двинулась вглубь территории, занятой англичанами. Города открывали ворота без боя.
Судьба Жанны оказалась трагичной – она попала в плен и была сожжена
1453 г. – окончание Столетней войны, англичане покидают Францию
Столетняя война вызвала обнищание народных масс, что вызвало народные восстания
В Англии наиболее мощным было восстание Уота Тайлера, во Франции – Жакерия.
В 1381 г. в юго-восточной Англии вспыхнуло восстание крестьян. Поводом к нему послужил новый налог, введённый для продолжения войны с Францией. Повстанцы перебили сброщиков налогов. Добыв оружие, восставшие двинулись на Лондон. Их руководителем стал Уот Тайлер. Боевым лозунгом восставших была поговорка: «Когда Адам пахал, а Ева пряла – кто тогда был дворянином?». Бедняки Лондона открыли повстанцам ворота города, крестьяне разгромили дома королевских приближённых, наиболее ненавистных убили. Гибли ни в чём не повинные люди – всех, носивших на поясе перо и чернильницу, принмали за судей, которых повстанцы считали продажными и безжалостно убивали.
Король Ричард II вынужден был встретится с восставшими, которые предъявили к нему следующие требования: отменить личную зависимость и барщину («никто не должен никому служить иначе, как по своей воле»); за пользование землёй следует давать владельцу только небольшую денежную плату. Король обещал выполнить требования и простить участников мятежа. Большинство восставших покинуло Лондон. Но некотрые из них во главе с Уотом Тайлером остались. Во время переговоров с королём Уот Тайлер был предательски убит. Лишившись предводителя, крестьяне растерялись. Отрядам рыцарей и богатых горожан удалось учинить жестокую расправу над восставшими по всей стране.
Во Франции после битвы при Пуатье отряды воинов – как своих, так и чужих, разбрелись по стране. Они грабили крестьян, убивали тех, кто оказывал сопротивление, жгли дома. Поражение в войне и связанные с ними бедствия изменили отношение французских крестьян к рыцарям. Была подорвана вера в то, что рыцари в соответствии с Божьей волей защищает родную страну и земледельцев. Крестьяне говорили, что «дворяне, которые должны их охранять, решили совершенно отнять у них всё имущество» и потому «будет великим благом уничтожить всех дворян».
В 1358 г. вспыхнуло восстание, охватившее значительную часть Северной Франции. В нём приняло участие до 100 тысяч человек. Вождём восставших был избран крестьянин Гильом Каль, знакомый с военным делом. Восставшие разгромили и сожгли десятки рыцарских замков. Они убивали всех подряд – самих рыцарей, их жён и малолетних детей. При этом восставшие, уничтожая рыцарей, заявляли о своей преданности королю и помещали на своих знамёнах королевский герб. К Крестьянам присоединялись городские бедняки, многие города открывали дорогу восставшим. Восстание получило название Жакерия. Оно произошло от распространённого в народе имени Жак (Яков), которое дворяне употребляли как презрительную кличку крестьянина – Жак-простак. Французские дворяне объединились. В их войске были и отряды англичан, готовых помочь в войне с «Жаками». Перед сражением дворяне вызвали для переговоров Гильома Каля, обещав ему безопасность. Поверив рыцарскому слову, тот явился во враждебный лагерь, но был схвачен и казнён. Оставшиеся без предводителя повстанцы были разгромлены. После поражения восставших дворяне перебили десятки тысяч крестьян.
- Итоги восстаний:
- Потерпели поражение
Но:
- положение крестьян улучшается;
- они освобождаются от личной зависимости
- отмена барщины
Воспользуйтесь поиском по сайту: