Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Политическая власть




1.Сущность и структура политической власти.

2.Субъект и объект власти.

3.Политическая власть: виды, ресурсы.

4.Типы легитимности власти

 

1. Сущность и структура политической власти.

 

Власть – центральный элемент политической системы. Власть существует везде, где есть устойчивые соединения люде: в семье, производственных коллективах, в организациях, учреждениях, в государстве.

Роберт Даль писал: «а» имеет власть над «b» в той степени, насколько «b» не может заставить сделать «а».

Власть – способность навязать свою волю другим, путем угрозы, наказания, прекращения выдачи наград, льгот и т.п.

Источником власти служит неравенство, не только социальное (экономическое, имущественное, статусное, образовательное), но и естественное (физическое, интеллектуальное, половое).

М.Дюверже выделил три историческое формы власти:

1. анонимная власть, т.е. распыленная среди членов примитивного общества. Такая власть принадлежала роду и никому конкретно, индивид должен был строго соблюдать традиции и обычаи, отступление от них жестоко каралось, власть не имела политического характера, отношения определялись традициями.

2. индивидуализированная власть, возникающая с усложнением процессов разделения труда и появления новых видов деятельности. Общество усложнялось, власть дифференцировалась, становилась индивидуализированной, приобретала политический характер в руках вождей, военачальников.

3. институализированная власть, опирающаяся на деятельность специальных институтов, которые выполняют определенные функции. В развитых обществах с ярко выраженным социальным неравенством, с глубокими противоречиями, конфликтами, власть становится институционализированной, опирается на социальные институты, прежде всего государство.

Можно выделить следующие направления, которые делают акценты на том или ином аспекте власти.

Биологический подход – корни власти в биологической структуре, которая является общей для животного мира и мира людей. В рамках этого направления Г.Спенсер сводит закономерности развития человеческого общества к биологической эволюции, считая, что к обществу применимы принципы теории Дарвина о естественном отборе, борьбе за существование, выживание наиболее сильных индивидов и групп.

Бихевиористский подход – власть определяется как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, другие – подчиняются. Власть сводится к взаимодействию личностей, акцент делается на субъективной мотивации власти. Человек понимает, что за счет власти может улучшить свою жизнь, приобрести богатство, престиж, свободу, безопасность. К тому же власть ценна сама по себе, она доставляет человеку наслаждение.

Психологический подход (психоанализ) – власть есть психологическое явление, оно существует в сфере восприятия и переживания личности. Стремление к власти – это не что иное, как проявление подваленного либидо, влечение сексуального характера трансформируется в стремление обладать властью. Когда человек обладает властью, то ему компенсируется физическая или духовная неполноценность. Власть строится на взаимодействии двух вещей: одни стремятся к власти, другие готовы ей подчиняться, готовы на «добровольное рабство» (человек предпочитает рабство свободе, чтобы чувствовать себя защищенным, успокоенным).

Телеологический подход (с точки зрения цели) – власть это способность достижения определенных целей, для получения каких-то результатов.

Структуралистский подход – власть как свойство социальной организации, способ самоорганизации человеческой общности, основанной на целесообразности разделения функций управления и подчинения. Общество устроено иерархично, дифференцированы роли и позиции управления и исполнения. Власть связана с определенными должностями, которые могут воздействовать на людей санкциями, поощрениями, наказаниями.

Функционалистский подход – акцент на функциях власти. Так, Р.Арон выделяет по крайней мере три функции власти:

1) установление правил и законов, по которым одни лица вступают в отношения друг с другом;

2) принятие решений об отношениях с другими сообществами, поддержание мира;

3) принятие решений внутриполитического характера, обеспечение подчинения своей воле.

Системный подход идет в трактовке власти не от индивида, а от общества: власть производная не индивидуальных отношений, а социальной системы.

Реляционистский подход трактует власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на другого. Власть рассматривается как взаимодействие субъекта и объекта, при котором субъект при помощи определенных средств контролирует объект.

Наиболее обобщенный – философский подход:

власть есть способность и возможность субъекта (личности, класса, партии, государства) осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность людей с помощью авторитета, права, насилия и других средств.

Приведенные трактовки сущности власти не противоречат друг другу, они подчеркивают многоаспектность феномена власти.

 

2.Субъект и объект власти

 

Власть как доминирование субъекта (индивида, группы), может быть основана на уважении, признании, авторитете. Политическая власть – разновидность власти. Она выражается в руководстве обществом со стороны экономически господствующих классов, групп, слоев. Власть почти всегда осуществляется в связи с экономические господствующими группами.

Признаки политической власти – наличие специального слоя людей, профессионально занятых управленческой деятельностью. Руководство тех, кто осуществляет власть, проявляет себя, в конечном счете, как общеобязательное.

Компоненты власти: субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы.

Субъект и объект власти – это непосредственные ее носители, агенты. Субъект - это активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, партия, общность, мировое сообщество (ООН). При этом первичными акторами власти принято называть индивидов и социальные группы, вторичными – политические организации. А лидеров и политическую элиту называют субъектами наиболее высокого уровня.

Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал определенными качествами. У него, прежде всего должна быть воля к власти, которая проявляется в распоряжениях и приказах. Многие люди психологически не испытывают удовольствия от властвования, для них власть сама по себе не представляет особой ценности, однако власть почти всегда сопряжена с доступом к различного рода благам, она открывает широкие возможности, поэтому не смотря на то, что власть неразрывна с ответственностью, люди стремятся к ней из-за престижа, высокого дохода, выгодных связей и привилегий.

Итак, для властвования необходимо желание руководить и быть готовым брать на себя ответственность. Кроме этого, субъект должен быть компетентным, знать суть дела, состояние, настроение подчиненных, обладать авторитетом, уметь использовать ресурсы.

Субъект определяет содержание властного отношения через:

1) приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти;

2) подчинение как поведение частной воли под всеобщую волю власти;

3) наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли;

4) нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.

Власть субъекта не может существовать без подчинения объекта, если нет подчинения – то и нет власти.

Власть двустороннее, асимметричное взаимодействие субъекта и объекта. Власть зависима от покорности населения. Так объект может не подчиняться власти через акции гражданского неповиновения (широко используется в современном мире как средство ненасильственной борьбы – так Индия добилась своей независимости в 1950г.).

Какова природа подчинения? Подчинение может основываться на страхе перед санкциями, на привычке повиноваться, на убежденности в том, что необходимо подчиняться, на авторитете, вызываемом руководителем, на идентификации объекта и субъекта.

Объект подчиняется по разным мотивам. М.Вебер выделял такие типичные мотивы повиновения:

- интересы (целесообразные соображения повинующихся относительно преимуществ или невыгод выполнения приказа);

- традиции, привычка к повиновению;

- личная склонность подданных.

Качества объекта власти определяются политической культурой населения. Так, преобладание в обществе людей, привыкших беспрекословно подчиняться, жаждущих «твердой руки», является благоприятной питательной средой деспотических режимов.

Если власть основана на интересах, убежденности, авторитете, то она может перерасти в идентификацию подчиненного с руководителем. Тогда достигается максимальная сила власти, и субъект воспринимается объектом как свой представитель и защитник. Так, например, в демократических организациях, где люди выступают и субъектом власти – выбирают и контролируют руководство, и ее объектом, когда выполняют решения этой власти.

 

3.Виды и ресурсы власти

 

Отличительными чертами политической власти являются:

1) легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

2) верховенство, обязательность ее решений для всего общества, для других видов власти;

3) публичность, то есть всеобщность и безличность, обращение ко все гражданам от имени общества с помощью права, закона;

4) моноцентричность – наличие единого центра принятия решений;

5) многообразие ресурсов.

Политическая власть состоит из государственной и общественной. Первая обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламент, правительство, судебные органы), органами правопорядка (полиция, армия, прокуратура), юридической базой.

Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением.

Политическая власть может существовать в двух формах: официальной, легальной и неофициальной, неформальной, нелегализованной (это власть влиятельных групп, лиц, групп давления, лидеров кланов)

Важнейшими структурными элементами власти являются основания и ресурсы власти. Ресурсы власти (потенциал, технология) – это средства, при помощи которых субъект может влиять на объект власти. Они могут применяться для поощрения, наказания, убеждения. Основания власти (фундамент) – это база, источники, на которые власть опирается.

Значимость ресурсов как оснований власти подчеркивается в теории «социального обмена» П.Блау. Согласно этой теории, в основе власти лежит неравномерное распределение дефицитных ресурсов. Люди, не имеющие ресурсов, получают их в обмен на исполнение распоряжений их владельцев. Тем самым они попадают в зависимость от других, подчиняются им.

Экономические основания власти – характеризуется господствующей формой собственности, объемом валового национального продукта на душу населения, природными ресурсами, золотым запасом, степенью устойчивости национальной валюты, достижениями НТР.

Соответственно, экономические ресурсы – это активная инвестиционная, научно-техническая политика, налоговая, таможенная политика, внешнеэкономическая деятельность.

Социальные основания власти – социальные группы и слои, на которые власть опирается. Состав определяется общественным строем страны, ее политическими и культурно-историческими традициями, уровнем развития науки и техники. В любом государстве есть группы, которые подчиняются власти. Социальные ресурсы – мероприятия по изменению статуса социальных групп и слоев, действия, направленные на повышение (понижение) их общественной активности. Власть, которая хочет расширить свою социальную базу, должна обеспечивать общенациональные интересы, привлекать на свою сторону колеблющиеся слои, добиваться социального партнерства с группами и слоями.

Культурно-информационные основания власти – система организаций, сохраняющий культурный потенциал страны, СМИ, международные компьютерные сети. Культурно-информационные ресурсы – это духовные ценности, знания, информация, которые становятся приоритетными. В ходе общественного развития такие традиционные ресурсы власти, как сила и богатство, утрачивают свое виляние. Истинную власть приобретают знания и обладание информацией. К такому виду ресурсов относятся системы хранения и учета национального культурного достояния, методики сбора, обработки и стыковки различных видов стратегической информации, принципы и методы работы СМИ, которые гарантируют в обществе плюрализм мнений. Это также система гарантий, препятствующих доступу к СМИ террористам и экстремистам.

Юридические основания власти – материальная база юриспруденции, совокупность законов, на которых власть сформирована и опирается в практической деятельности. Юридические ресурсы – инструкции и мероприятия по уточнению, разъяснению законодательства, постановления, указы, не охваченные действующим законодательством (указы президента, постановления правительства, постановления судебных и исполнительных органов). Законодательство инерционно, и когда в обществе наступает радикальное изменение в политической сфере, то роль юридических ресурсов возрастает.

Административно-силовые основания власти – совокупность властных учреждений, которые обеспечивают функции жизнедеятельности государства, его внешнюю и внутреннюю безопасность. Это структуры исполнительной и законодательной власти, органы безопасности, внутренних дел, разведки. Ресурсами такой власти являются: оружие, институты физического принуждения, специально подготовленные для этого люди, а также система подбора кадров, назначения профессионалов, оснащение таких учреждений техникой по мировым стандартам, профилактика коррупции. Этими ресурсами посредством органов принуждения и насилия (полиция, прокуратура, служба безопасности) можно оказать наиболее сильное воздействие на индивида.

 

Ресурсы власти применяются комплексно. Государство обладает в той или иной мере всеми видами ресурсов.

Специфический ресурс власти – сам человек: демографический ресурс. Именно люди производят другие ресурсы, человек создает материальные блага (экономические ресурсы), он солдат и член партии (силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы). Человек ресурс власти в том случае, когда используется как средство реализации чужой воли. В целом же, человек не ресурс, а субъект и объект власти.

В соответствии с ресурсами власть делят на экономическую, социальную, культурно-информационную, принудительную.

Государство распределяет полномочия между носителями власти – принцип разделения властей характерен для демократического общества, где власть делится по функциям на

законодательную – формируется в результате выборов, вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики, утверждает госбюджет, принимает законы, контролирует их исполнение;

исполнительную – президент, премьер-министр, организует выполнение решений законодателей, может и сама издавать нормативные акты, выступать с законодательной инициативой. В России – это правительство, состоящее из председателя, замов и министров;

судебную – стоит на страже конституционного устройства, законности и порядка прав и свобод граждан. Это конституционные суды, и судебные органы, административные суды (разрешают конфликты между гражданами и органами правительства). Это гарант защиты демократической системы от притязаний на власть со стороны других ветвей.

Идея разделения власти появилась в Новое время, а впервые юридически оформилась в конституции США.

Преимущества принципа разделения властей:

- четко определяются функции, компетенция, ответственность, взаимный контроль, достигается единство действий в госуправлении, позволяет достичь динамического равновесия в обществе;

- можно предотвратить злоупотребления властью, установление диктатуры, тоталитаризма;

- гармонично соединяются такие аспекты жизни, как власть и свобода, закон и право, государство и общество.

В тоталитарных государствах эти ветви власти сливаются.

По вертикали разделение власти происходит между различными уровнями: центральным, региональным, местным.

 

4.Типы легитимности власти

 

Сущностная характеристика власти – ее легитимность. В научный обиход понятие ввел М.Вебер. Любая власть нуждается в самооправдании, признании, поддержке. Вебер выдели три типа легитимного господства:

1. традиционный тип: основывается на вере в законность, священность унаследованной власти – патриархальное господство.

Обычай или привычка повиноваться власти, вера в непоколебимость и священность существующих порядков – в основе данного типа легитимности. Пример такого господства - монархии.

2. харизматической (аффективный) тип: личность обладает качествами, которые заставляют следовать за кем-то, лидер, субъект власти «наделяется» магической силой, силой духа и слова.

Этот тип основан на личном отношении господина и подчиненных, он авторитарен и недолговечен. Харизматический авторитет не связан с нормами и правилами. Часто такой тип легитимности наблюдается в периоды революционных изменений, когда новая власть не может опереться на авторитет традиций, и на волю большинства как при демократии. Эта легитимность базируется на вере, на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы.

3. легитимное господство (рационально-бюрократическое или рационально-правовое) – современный тип. Источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства. Основывается на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения. При такой власти подчиняются не личности, а законам, подчиняются все и управляющие, и управляемые.

В аппарате управления работают чиновники согласно определенным формальным рациональным правилам. Бюрократия является идеальным типом, который обладает чертами: четкое разделение труда, четкая фиксация статусов, деперсонализация.

Такая легитимность характерна для демократических государств. Чаще она строится на доверии граждан к институтам государства, к его устройству, а не на доверии к личностям (персональная легитимность). Хотя в молодых демократиях часто можно встретить последний тип: легитимность основывается на авторитет персоны руководителя государства.

Данные три типа легитимности можно считать классическими. Кроме них, можно выделить еще такие типы легитимности, как идеологическую легитимность.

Это оправдание власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Идеология обосновывает соответствие власти интересам народа, нации, класса. В зависимости от того, к кому идеология апеллирует, она может классовой или националистической.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...