Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Каковы важнейшие черты личности Савельича? (По роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)




Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» преподносит нам необычайного героя – старика Савельича, который был слугой Гринева. На первый взгляд, просто слугой. Но если задуматься…Савельич был сторонником всего русского и противником всего иностранного. Его очень беспокоило то, что учитель Гринева – француз, и ему не нравилось, что Петруша попал под влияние человека, слабого до женских юбок, откровенного пьяницу и к тому же недобросовестно относящегося к обязанностям. Занятия по фехтованию, по мнению Савельича, могли привести к плохим последствиям, и в этом своем мнении он утвердился в Белогорской крепости, когда Петра застал во время дуэли со Швабриным. Савельич был наделен необычайно сильным характером. Это человек с сильным, но добрым характером, способный в нужную минуту помочь, поддержать, дать совет, а также готовый пожертвовать собой ради любимого воспитанника. _______________

 

Как в лирике А.С. Пушкина развивается тема свободы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

Свобода является ведущим мотивом всей лирики Пушкина. Уже в лицейские годы поэзия поэта по художественному уровню ничуть не отличалась от произведений признанных мастеров поэзии, в частности Державина, Жуковского, Батюшкова. Подражательный характер ранней поэзии Александра Сергеевича характеризуется тем, что поэт ищет себя, свой стиль.

В 1818 году поэт пишет стихотворение "К Чаадаеву". Оно замечательно тем, что в нем удачно сливаются идеал свободы и идеал Родины. В своем стихотворении он выражает веру в свободу. Свобода видится поэту совсем не далекой "звездой пленительного счастья", а чем-то более близким, ярким, согревающим. Стихотворение написано в типичном декабристском духе. Пушкин уверенно пишет, что "Россия воспрянет ото сна", даже появляются "обломки самовластия", то есть самодержавия.

В 1823 году Александр Сергеевич пишет стихотворение "Свободы сеятель пустынный", в котором с сожалением рассказывает читателю о разочаровании, пессимистическом настроении, отчаянном стремлении описать человеческую свободу.

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

И именно это стихотворение начало одну из магистральных тем русской литературы и русской мысли. Это стих-размышление о человеческой истории, о склонности народов к стадной покорности.____________________

 

Как в баснях И.А. Крылова отражается народная мудрость? (На примере не менее двух басен по Вашему выбору.)

К басне Крылов пришел в зрелые годы, пройдя сложный путь творческих исканий в русле просветительской идеологии и пережив глубокий кризис ее на рубеже веков. Суть этого кризиса нашла отражение в его баснях «Сочинитель и Разбойник», «Водолазы», «Безбожники» и других.

В басне «Сочинитель и Разбойник» мы видим, как Сочинитель, который «тонкий разливал в своих твореньях яд», вселяя разврат и безверье в сердца людей, попадает вместе с Разбойником в ад. Виновных сажают в два чугунных котла и разводят под ними огонь. Проходят века. Костер под котлом Разбойника затухает, а под Сочинителем все сильнее и сильнее разгорается. В ответ на ропот Сочинителя является богиня мщения Мегера. В басне этой провозглашается ответственное отношение писателя к художественному слову - тема, проходящая через всю классическую литературу. Но, кроме общего, в басне Крылова есть еще и конкретно-исторический смысл. Современники баснописца без труда угадывали за образом Сочинителя реальный исторический прототип. В басне «Крестьянин и Лошадь» Крестьянин засевал овес, а Лошадь молодая удивлялась его глупости: «Зачем он рассорил овес свой по-пустому?… стравил бы он его мне иль гнедому». И как обобщение звучат слова:

Читатель! Верно, нет сомненья,

Что не одобришь ты конева рассужденья;

Но с самой древности, в наш даже век,

Не так ли дерзко человек

О воле судит Провиденья,

В безумной слепоте своей

Не ведая его ни целей, ни путей?__________________________________-

 

Роль женских образов в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Пусть в произведении и не много женских персонажей, но они, безусловно, достойны особого, пристального внимания и обсуждения. Анна Андреевна и Марья Антоновна, супруга и любимая дочь городничего, представляют собой комичные образы. Обе женщины избалованы и капризны. Хоть и проживают две дамы в отличном доме с хорошими условиями, мечтают они всё же о светской, столичной жизни, полной богатства и роскоши. Центральные героини комедии глубоко заблуждаются относительно своих огромных достоинств, возможностей и внешних данных. И мать, и дочь желают снисходительно посещать лишь восхитительные столичные балы, считая себя выше пресной и скучной жизни провинциального городка. Конечно, такое отношение к жизни и к самому себе делают образы женщин в “Ревизоре” только более комичными. Ведь читателю становится смешно от такого эгоистичного мировоззрения и хвастовства обеих дам.

Все недостатки женщин, как под лупой, видны в сценах их бесконечных, глупых и беспочвенных перепалок и недомолвок. Непонимание и той, и другой, глупые и нелепые, гадливые мотивы проявляются в каждом поступке героинь. Наверное, эта комедия и создана для того, чтобы читатель смог понять всю низость такого существования.

 

В чём своеобразие лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

В чем же секрет поэтического дара М.Ю.Лермонтова? Я думаю, что он заключается в постоянном одиночестве Лермонтова, преследовавшем его с детства, поэтому стихи пронизаны глубоким отчаянием, болью и скрытой силой. Это энциклопедия чувств и переживаний, лирический дневник, в котором запечатлены самые незаметные изменения состояния души. Здесь и любовь, и отчаяние, и гнев, и скорбь, и грусть.

В стихотворении “И скучно и грустно” поэт размышляет о смысле жизни, ее жестокости, быстротечности и непредсказуемости:

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды...

Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?

А годы проходят — все лучшие годы!

В душе лирического героя все рушится, он приходит к выводу о полной бессмысленности и ненужности жизни, бренности всего земного, ничтожности человека:

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,—

Такая пустая и глупая шутка...

Жизненная трагедия поэта, его внутреннее одиночество определили драматичность его творений и романтическое видение мира. Лирический герой Лермонтова очень похож на него самого. В молодости его сравнивали с Байроном, так как он начал с подражания ему. Поэт вовсе не отказывался от внутреннего родства с ним, но всегда хотел быть иным:

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.______________________________

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...