Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общее понятие о способностях




 

Интерес к проблеме способностей проявляли еще выдающиеся педагоги прошлого. Так Ян Амос Коменский в "Великой дидактике" не раз выступает против того, что школа подводит всех учеников под один шаблон и тем обезличивает их.

На исключительную важность учета индивидуальных особенностей человека, его способностей при выборе профессии указывали многие выдающиеся педагоги, отмечая, что индивидуальные особенности человека играют огромную роль в том труде, которым он занят. Одно и то же дело люди выполняют по разному, исходя из своих природных или приобретенных в течении жизни индивидуальных качеств (А.И. Герцен, 1842; К.Д. Ушинский, 1950 и др.).

Под способностями понимается совокупность относительно стойких, хотя и изменяющихся под влиянием воспитания черт личности, образующих такую динамическую структуру, которая на основе компенсации одних качеств личности другими определяет успешность обучения определенной трудовой (спортивной) деятельности, ее выполнение и совершенствование в ней (К.К. Платонов, 1965).

Большинство специалистов сходится в мнении о том, что способности - это индивидуально-психологические свойства личности, от состояния которых зависит легкость приобретения знаний, умений и навыков в избранном виде деятельности (С.Л. Рубинштейн, 1946; К.К. Платонов, 1970, 1972; Б.М. Ананьев, 1962).

Различают общие и специальные способности, а также общие творческие и специальные творческие способности личности. Возникает вопрос, как соотносятся между собой данные понятия?

В широком историческом контексте сложились две теории: теория врожденных способностей (Френсис Гальтон, конец 19 в.) и теория формируемых способностей. Согласно последней, способности не даны от рождения, они развиваются в процессе жизни человека. Вместе с тем теория формирования способностей не отрицает опосредованного влияния наследственного фактора. Это влияние на развитие способностей осуществляется в процессе обучения и деятельности.

Таким образом, теория формируемых способностей рассматривается как методологическое основание для организации учебно-воспитательного процесса.

Психическое развитие ребенка также связывают со становлением его способностей (А.В. Запорожец, 1986 и др.). При этом способности понимаются как складывающиеся при жизни опосредствованные системы способов ориентировки в действительности. Выделяя тенденцию интерпретации познавательных способностей, Л.А. Венгер подчеркивал, что последние не только являются результатом культурно-исторического развития человека, но и позволяют ребенку самостоятельно взаимодействовать с культурой.

Термин "способность" имеет в русском языке несколько смыслов.

По толковому словарю Д.Н. Ушакова:

) природное дарование,

) возможность, умение что-нибудь делать. Прилагательное "способный" обычно понимается в первом словарном значении (например, "способная ученица", "способный молодой ученый").

В философском словаре "способности - в широком смысле - психические свойства индивида, регулирующие его поведение и служащие условием его жизнедеятельности", и далее: под способностями в специальном смысле понимают комплекс психических свойств человека, делающий его пригодным к определенной деятельности (Лебедева Л.Д., 1994).

По определению Н.С. Лейтеса (2000), способности - это свойства личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности.

Говоря о психологических способностях, можно отметить, что ведущим в раскрытии содержания и структуры способностей является анализ психологических требований, предъявляемых человеку различными видами деятельности. Иными словами, следует определить, без каких свойств (качеств, особенностей) личности невозможно выполнение данного (или любого) вида деятельности. Следовательно, нужен анализ деятельности вообще или конкретного ее вида (в данном случае - изобразительной деятельности) в частности. Выполнение любого вида деятельности предполагает определенную систему знаний, умений, навыков. Поэтому при определении содержания способностей на первый план выступает вопрос об их соотношении со знаниями, умениями, навыками (Григорьева Г.Г., 1999)

Знания, умения, навыки рассматриваются как один из компонентов способности, но не главный. Ядром является качество процессов, которые регулируют совокупность применения знаний, умений, навыков (Рубинштейн С.Л., 1946).

Л.А. Венгер (1973) выдвигал гипотезу, суть которой - понимание способностей как ориентировочных действий. В качестве доказательства он приводил следующие рассуждения:

в каждом виде деятельности есть ориентировочная и исполнительская части и соответственно ориентировочные и исполнительские действия; ориентировочные действия - это оценка возникшей задачи, исследование условий ее решения, соотнесение со своими возможностями, с известными способами решения, выбор способа выполнения; исполнительские действия - выполнение действий и достижение результата;

-знания, умения и навыки относятся к исполнительской части деятельности, будь то деятельность практическая или познавательная;

задачи ориентировочных действий не самостоятельны, а они подчинены решению более общих познавательных или практических задач. Когда исполнительские действия сформированы, ориентировочные - свернуты. Когда надо освоить новые действия, то быстрота и качество освоения зависят от характера ориентировки в задании.

Таким образом, ориентировочные действия лишь косвенно включены в усвоение или реализацию знаний, умений, навыков, но обусловливают успешность их освоения. Это согласуется с мнением большинства ученых о способностях как качествах, обеспечивающих легкость освоения знаний, умений. Это объясняет, почему способности - "побочный эффект" обучения.

Так, Л.А. Венгер (1973), понимая под способностями ориентировочные действия, отделял их от знаний, умений и навыков, относя последние к рабочей, исполнительской части деятельности.

В психологии установлено, что способности формируются на основе врожденных задатков. В качестве задатков могут выступать:

. Типологические свойства нервной системы (характеризующие работу разных анализаторов, разных областей коры больших полушарий), от которых зависят скорость образования временных нервных связей, их прочность, легкость и т.п.

. Соотношение I и II сигнальных систем, взаимодействие и специализация полушарий головного мозга.

. Индивидуальные особенности строения анализаторов.

Задатки являются предпосылками возможного развития способностей. Сами способности формируются в процессе деятельности при взаимодействии ребенка с другими людьми, в наиболее концентрированной форме такого взаимодействия - обучении (Григорьева Г.Г., 1999).

Функциональный и операционный компоненты способностей, отмечает В.И. Шадриков (1996), формируются прижизненно в условиях общения и деятельности. В качестве базисной основы общих способностей выступают их функциональные механизмы.

К общим способностям он относит психические функции (процессы): способности ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, психомоторную способность. Он считает, что специальные способности - это варианты проявления общих способностей, "оперативная" форма общих способностей.

Таким образом, функциональный компонент способностей относительно стабилен, а операционный - изменчив, вариативен, т.е. он различен в конкретных видах деятельности. Поэтому, говоря о соотношении общих и специальных способностей, В.И. Шадриков (1996) отмечает, что человек от природы наделен общими способностями, на них строятся все виды деятельности. "Специальные" способности есть общие способности, приобретшие черты оперативности под влиянием требований деятельности. Каждая способность в ансамбле с другими в том или ином виде деятельности приобретает новые черты.

Для практического решения проблемы способностей (в плане анализа и формирования) важно замечание В.И. Шадрикова (1996) о том, что в реальном проявлении каждая психическая функция (процесс) неотделима от других, включает их в себя. Различна только иерархия, она определяется тем, какая психическая функция выбрана в качестве исходной. Например, способность эстетического восприятия предмета немыслима без опоры на память, воображение (ассоциативное видение) и т.д. В.И. Шадриков все эти рассуждения относит к познавательным способностям как отдельным свойствам общей отражательной способности - психике.

 

Творческие способности

 

В 1959 году американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия творческих способностей (креативности): "Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта" (по Слуцкому В.М., 1991). Таким образом, следуя этой формулировке, критерием творчества является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность. Учитывая результаты многократных наблюдений, можно заявить, что это определение творчества применимо и в отношении детей дошкольного возраста. Составители учебных программ единодушно подчеркивают, что сам процесс участия ребенка в экспериментировании гораздо более важен для развития детских творческих способностей, нежели получаемый конечный результат их деятельности.

Дошкольное обучение призвано обеспечить детям речевую, социальную и прочую подготовку. Суждение об успехах, достигнутых дошкольниками, выносится на основании сравнения этих достижений с предыдущими результатами. Некоторые педагоги, вместе с тем, считают, что творческие способности являются врожденным свойством, причем природа награждает ими далеко не всех. Подобная точка зрения основывается на суждениях о сравнительных качествах конечных продуктов деятельности. Этот критерий вполне применим для выявления "более" творческих индивидуумов из какой-то группы населения, но мало полезен для стимулирования творческой активности детей. Если педагоги сводят свое определение творчества к относительному качеству конечных продуктов деятельности, то предпосылки, ведущие к созданию этих продуктов, остаются вне зоны их внимания.

Исследования (Wallace and Kogan, 1965) показали, что проявления креативности (их усиление или ослабление) подвержены влиянию многих внешних условий. Например, в условиях, характеризующихся отсутствием критики, оценок или стресса, дети намного лучше справлялись с творческими и интеллектуальными задачами.

Когда мы говорим о воспитании креативности, мы имеем в виду развитие способности и предрасположенности к таким занятиям, в результате которых будет получен творческий продукт. Исследования творческих способностей детей-дошкольников должны быть сконцентрированы на выявлении таких элементов поведения и деятельности детей в дошкольном учреждении, при помощи которых они находят новые пути освоения окружающей действительности (Слуцкий В.М., 1991).

В.И. Шадриков (1996), говоря о творческих способностях использует термин "одаренность", отмечая, что одаренность всегда связана с духовными способностями.

"Одаренность" - индивидуально-своеобразное сочетание взаимодействующих и дополняющих друг друга способностей, как системное проявление способностей в функциональной системе деятельности".

Духовные способности - это способности к самопознанию, к самосознанию, самопереживанию, к соотнесению себя с миром, с другими людьми. Эти способности обеспечивают создание духовных творений. Духовные способности связываются не только с понятием "деятельность", но и с понятием "поведение", органично включающим в себя отношение к моральным нормам.

Очевидно, в духовных способностях проявляется личность. Они являются и результатом и условием ее развития. Процесс их развития - это, по существу, процесс развития личности.

В.И. Шадриков (1996) отмечает соотношение духовных способностей с познавательными: в духовных способностях проявляются все умственные способности в их единстве, но направленные духовными ценностями. Духовные способности проявляются в стремлении к духовному прогрессу, умственному, нравственному. Другими словами, автор формирует идею о целостном развитии всех сфер личности.

При анализе специальных способностей к изобразительной деятельности важны все эти положения. В их контексте способности к изобразительной деятельности следует понимать как общие способности, но со специфической операционной частью.

На определенных этапах изобразительной деятельности доминируют определенные способности (восприятие, воображение, сенсомоторика), но при этом проявляются все другие способности, только занимают они различное место в иерархии способностей, выступают как операционные механизмы в структуре доминирующей способности.

Очевидно, и каждая из способностей в контексте деятельности в зависимости от конкретной задачи проявляется по-разному, трансформируясь при этом своей операционной части. Например, восприятие предмета перед его изображением и в процессе изображения (рисования с натуры) различно; восприятие и представление предметов для рисования по представлению, по памяти и с натуры, подчиняясь разным задачам, также отличается друг от друга.

Педагоги и психологи говорят о возможности формирования творческой деятельности у детей. Рассматривая вопросы взаимосвязи воспроизведения и творчества в деятельности ученика, П.И. Пидкасистый (1972) называет в качестве признаков творчества новизну и социальную значимость деятельности и ее продукта. При этом, он предлагает различать субъективную и объективную новизну деятельности и ее продукта. По мнению ученого, для характеристики деятельности ребенка как подлинно творческой вполне достаточна субъективная (значимая не для общества, а для субъекта, в данном случае учащегося) новизна.

Творческая деятельность ученика, как правило, и может характеризоваться только субъективной новизной, и должка рассматриваться в дидактике как подлинно творческая, психологически эквивалентная социально значимой деятельности взрослых, характеризующейся объективной новизной. Ценность такой творческой деятельности заключается в умственном развитии личности, в формировании ее активности.

А.Т. Шумилин (1969) пишет, что творчество - антипод подражанию, копированию, деятельности по готовому образцу.

Анализируя постановку вопроса о творчестве детей, его возникновении и развитии, можно выделить разные направления в их решении. В одном случае источник творчества видится во внутренних самозарождающихся силах ребенка, т.е. творческие способности рассматриваются как возникшие спонтанно, а следовательно, они неуправляемы, педагогически направленное формирование их невозможно.

Сторонники другого направления считали источником развития детского творчества окружающую жизнь, искусство. В связи с этим для развития детского художественного творчества необходимо создание соответствующих условий, усвоение детьми художественного опыта, обучение приемам творческой работы (Комарова Т.С., 1984).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...