Ясин Е. Приживется ли демократия в России?
Т.И. Заславская. Динамика социально-групповой структуры (БРЭ). Главная функция социальной структуры в развитии и функционировании общества состоит в таком распределении статусов и ролей между разными группами и категориями граждан, которое способствует максимизации общего результата жизнедеятельности общества, создаёт предпосылки для расширенного воспроизводства его человеческого потенциала. Наиболее эффективна такая структура, которая обеспечивает: зависимость жизненных шансов граждан на самореализацию прежде всего от их личных способностей и усилий; распределение материальных и социальных благ, поощряющее более сложные, ответственные и значимые для общества формы деятельности; свободу выбора индивидуальных путей продвижения в социальном пространстве; интенсивную трудовую и социальную мобильность граждан с преобладанием её восходящего направления над нисходящим. Удовлетворение этих требований к социальной структуре предполагает: условия, обеспечивающие реальную конкурентность восходящей мобильности граждан в зависимости от эффективности их усилий; многомерность социально-стратификационного пространства, создающую широкий выбор путей социального продвижения; умеренную депривацию низших слоев общества, относительный характер бедности, которая не переходит в нищету; оптимальную дифференциацию социальных статусов, поддерживающую стремление к преуспеванию, но не создающую острой социальной напряжённости; минимальную зависимость социальных статусов от изначального неравенства жизненных шансов, связанного с унаследованными, а не обретёнными собственной активностью качествами граждан (полом, возрастом, местом рождения, национальностью, социальным происхождением и т. п.). Реформы 1990-х гг. были призваны способствовать улучшению социальной структуры именно в названных направлениях, но в действительности происшедшие в структуре общества сдвиги носили противоречивый характер.
К нач. 21 в. сов. модель социальной стратификации полностью разрушена, новая же её модель находится в стадии становления. Административные и сословные методы регулирования социально-иерархических отношений постепенно вытесняются рыночными. Соответственно кланово-сословный принцип структуризации общества постепенно сменяется классовым принципом, основанным на расхождении интересов наёмных работников и собственников, мелких и средних предпринимателей и собственников крупного капитала, работников низкой и средней квалификации и высоких профессионалов. Единый общероссийский рынок труда пока ещё только формируется. Поэтому в разных сегментах общества и разных регионах страны действуют более или менее независимые системы социальной стратификации. Существенно изменилась сравнительная значимость разных ресурсов в формировании социальных статусов. Если 15-20 лет назад в сфере формирования статусов решающую роль играли административно-должностные ресурсы, связанные с местом в управлении экономикой и обществом, то теперь их заметно потеснили экономические ресурсы. Главным фактором стратификации социальных групп и слоев стала дифференциация материального благосостояния - уровня доходов и масштабов собственности. В современной стратификации рос. общества определяющими показателями стали богатство и власть. Таким образом, стратификационное пространство изменилось, по при этом не стало более «объёмным» и многомерным. Постматериальные ценности, связанные с профессионализмом и духовным развитием личности, вытесняются первичными и более примитивными ценностями. По сравнению с собственностью, доходами и должностным положением социальные и особенно культурные ресурсы граждан (уровень образования, квалификация, личная одарённость, творческое отношение к труду) учитываются в формировании статусов индивидов и групп пока минимально. Тем не менее, как показывают исследования, в динамике намечается некоторая тенденция к повышению значения культурных ресурсов.
Изменилась общая стратификационная модель рос. общества, определяемая пропорциями распределения населения между верхними, средними и нижними слоями. В СССР она была близка к модели современных западных обществ: относительно небольшая верхушка (номенклатура и её окружение), массивный средний слой (интеллигенция, квалифицированные работники умственного и физического труда) и значительно меньший нижний слой (рабочие и крестьяне без квалификации). В ходе экономических реформ социальный статус меньшей части среднего слоя резко повысился, а большей его части снизился, в результате чего стратификационная модель в целом «осела» вниз. В реформирующемся рос. обществе нач. 21 в. просматриваются 6 иерархических слоев, или страт. Высший слой представлен господствующей и правящей элитами, численность которых составляет доли процента населения, в то время как находящиеся в их распоряжении ресурсы сравнимы с ресурсами остального общества. Второе место в социальной иерархии занимает субэлита, или верхний слой, состоящий из высших чиновников, генералитета силовых структур, собственников и менеджеров крупных предприятий, банков и фирм, наиболее преуспевающей части культурной элиты. Его составляют 5-6% населения и такая же доля россиян, занятых в экономике. Между верхними и нижними слоями располагается не очень массовый и социально гетерогенный средний слой, на долю которого приходится 10-12% россиян и 13-15% занятых в экономике. К современному среднему слою России причисляются: высшие и ере, офицеры, среднее звено гос. служащих, мелкие и средние предприниматели, директора небольших гос. предприятий, менеджеры частного сектора, высококвалифицированная и востребованная часть профессионалов (интеллектуалов). Эти социальные группы в целом отличаются инициативой, самостоятельностью и дееспособностью. Сравнительно высокий ресурсный потенциал позволяет представителям успешно адаптироваться к социально-экономической ситуации.
Слой, расположенный ниже сред является самым массовым: к нему относятся 65-70% занятых в экономике и ок. 50% всех граждан. В его составе подавляющее большинство специалистов массовых профессий (инженеров, учителей, врачей и др.), служащих, индустриальных рабочих, фермеров, работников торговли и сферы обслуживания и др. В силу количественного преобладания этого слоя и представительства в нём многообразных видов деятельности его можно назвать базовым. Ещё ниже находится слой, к которым принадлежат менее квалифицированная часть рабочих и служащих, значительная часть крестьян, лица без профессий, хронические безработные, а также большинство пенсионеров и инвалидов, обладающих минимальными средствами к жизни. Этот слой охватывает ок. 30% населения, но только 12% занятых в экономике. Замыкает стратификационную шкалу России обширное социальное дно, в состав которого входит примерно 5% населения. Это люди, фактически исключенные из общества, - алкоголики, наркоманы, нищие, бомжи, бродяги, проститутки, беспризорные дети и подростки и пр. не имеющие формального статуса, постоянной работы, а часто и крыши над головой. Они живут по собственным правилам, во многом противоречащим как моральным, так и формально-правовым нормам. В результате институциональных реформ 1990-х гг. многократно увеличились социальные дистанции, разделяющие слои общества, углубилась экономическая и социальная поляризация общества. В нач. 1991 денежные доходы20% самых обеспеченных семей превышали доходы 20% наименее обеспеченных в 2,8 раза, а в 2001 этот разрыв составил 8 раз. Разрыв же в доходах массовых слоев и верхушки рос. общества увеличился до 30 раз. За годы реформ в стране успела сформироваться специфическая культура бедности, циклически замкнутая на собственное воспроизводство и не формирующая у молодых поколений достижительных установок и ценностей.
Углубление социальной дифференциации проходило на фоне падения реальных доходов населения. В 1992-95 средняя реальная заработная плата россиянина снизилась в 3 раза, а средний денежный доход - в 2 раза. Причём эти процессы сопровождались беспрецедентным ростом неплатежей по заработной плате, пенсиям и социальным пособиям. В 1996-97 наметилась некоторая тенденция к росту доходов, но финансово-экономический кризис 1998 её прервал. Последующие годы ознаменовались постепенным сглаживанием ситуации, но в дек. 2001 средний уровень реальной заработной платы россиян всё ещё составлял 41%, а реального душевого дохода - 52% от уровня дек. 1991. За период 2002-03 эти показатели возросли, хотя уровень 1991 ещё не достигнут. По данным Института социально-экономических проблем народонаселения (ИСЭПН РАН), в нач. 21 в. в России насчитывается 36 млн. граждан, живущих ниже черты бедности, причём сама эта черта проведена гораздо ниже уровня, принятого в 1991. Бедные составляют четверть населения России. В их составе появилась качественно новая группа, представленная семьями из двух работников с 1-2 детьми. Из общего количества детей в бедных семьях живёт половина. Есть в России и «регионы сплошной бедности», где к бедным относятся более 70% семей. Ключевую роль в распространении бедности сыграли снижение уровня занятости трудоспособного населения, значительный рост доли низкооплачиваемых работников, а также ограничение доступа бедных (с зарплатой ниже прожиточного минимума) к социальным трансфертам и бесплатным социальным услугам. Ускоренный процесс социальной дифференциации рос. общества связан со сменой механизмов распределения доходов - от планово-административного к частно-конкурентному. Формирование личных доходов граждан в 1990-х гг. проходило под влиянием многих независимо действующих факторов, в т.ч. механизмов становящихся рынков труда, капитала, услуг, инвестиций, меняющейся социальной политики государства, а также личных стратегий разных групп россиян в сферах труда и занятости. Экономическая дифференциация населения проявляется в резких различиях между доходами работодателей и наёмных работников, работников частных фирм и гос. предприятий, сырьевых и перерабатывающих отраслей экономики. Кроме того, усилилась поляризация уровней благосостояния жителей города и села, мегаполисов и малых городских поселений, а также разных регионов страны. Следствием этого стали мощные потоки миграции, направленные из северо-восточных районов страны в юго-западные. В связи со слабостью социальной политики государства в эти годы намного увеличилась зависимость доходов от таких качеств граждан, изменить которые они не могут (пол, возраст, национальность, социальное происхождение, здоровье). Сильнее других от реформ пострадали неполные семьи, дети-сироты, инвалиды, жители моно-отраслевых городов и сельской глубинки. Особенно важным фактором социальной дифференциации стал возраст: шансы молодёжи на социальное продвижение существенно выросли, а положение пожилых и престарелых граждан ухудшилось.
Для социально активной части россиян 1-я пол. 1990-х гг. ознаменовалась существенным ростом восходящей мобильности. Возросла роль образования как средства повышения социального статуса. Значительно увеличился спрос на квалифицированные образовательные услуги, обучение в лучших, пользующихся престижем университетах. Поднялась готовность россиян платить за собственное образование и образование детей. Однако повышение социального статуса меньшинства произошло на фоне нисходящей мобильности большинства, связанной с упадком мн. городов, районов и отраслей хозяйства, усилением конкуренции за рабочие места, появлением явной безработицы. К тому же со 2-й пол. 1990-х гг. элита и верхний слой стали всё более «закрываться», восходящая социальная мобильность из нижних и средних слоев заметно уменьшилась. Тем не менее, большинство россиян адаптировались к новым условиям. По данным ВЦИОМ, с 1999 по 2003 доля тех, кто в осн. приспособились к переменам, увеличилась с 61 до 72%. Стало значительно меньше тех, кто считают своё материальное положение плохим, определённо недовольны жизнью, испытывают напряжение, страх или тоску. Если в 1999 они составляли примерно 60% опрошенных, то в 2002 - около 40%. Однако более чем в половине случаев адаптация россиян носит вынужденный, а не добровольный характер и сочетается с сужением, а не расширением сферы индивидуальной свободы. Иными словами, люди привыкают к худшим условиям и постепенно с ними смиряются. Не так мало и тех, кто считают, что никогда не смогут приспособиться к новым условиям, их насчитывается 25%. При этом недовольство россиян своим положением носит преимущественно пассивный характер и редко проявляется в открытом социальном протесте, поскольку большинство из них пока ощущают себя не столько свободными гражданами, сколько зависимыми подданными государства. Общий итог изменения социальной. структуры России под влиянием ституциональных реформ противоречив. С одной стороны, рыночные реформы активизировали общество, повысили экономическую самостоятельность граждан их ответственность за собственную судьбу. Интенсифицировалась образовательная активность части молодёжи, расширились её жизненные шансы. С другой стороны, способность социальной структуры интегрировать разные элементы общества и стимулировать конструктивную активность большинства граждан скорее снижается, чем повышается. Увеличение разрыва между элитой и массовыми слоями общества способствует росту социальной и политической инертности россиян, подрывает способность к мобилизации общества для решения общих задач. Динамика человеческого потенциала. Демографический компонент человеческого потенциала России в 1991-2001 изменился в неблагоприятную сторону. Прежде всего намного усилился процесс естественной убыли населения; в сложном положении находится институт семьи; заметно ухудшились условия жизни, влияющие на здоровье населения. За последние 10-15 лет демографическая основа роста человеческого потенциала России оказалась серьёзно подорванной и находится под угрозой. Социально-экономический компонент этого потенциала имеет две составляющие - трудовую и потребительскую. Применительно к первой в России в рассматриваемый период наблюдалось сокращение экономически активного населения (на 4,5%), уменьшение численности занятых в народном хозяйстве (на 9,2%), а также нарушение возрастного соотношения работников, когда в одних отраслях возник «дефицит смены поколений», а в других - избыток трудоспособной молодёжи. Интенсивное сокращение количества рабочих мест привело к возникновению многочисленных очагов застойной безработицы, ведущей к социальной деградации населения. Безработица выросла с 5% экономически активного населения в 1992 до 13,3% в 1998 и сократилась до 8% в 2003. При этом многим специалистам и рабочим пришлось сменить высококвалифицированные занятия и профессии на менее квалифицированные. Таким образом, существенная часть трудового потенциала общества в новых условиях оказалась невостребованной. Что касается потребительской составляющей социально-экономического потенциала россиян, то её динамика ясна из описанных выше тенденций изменения социальной структуры - снижения уровня жизни, распространения бедности. Ясин Е. Приживется ли демократия в России? Бедность и неравенство
Существует, пожалуй, общее убеждение, что демократия — удел достаточно богатых стран. По нынешним условиям надо иметь душевой ВВП примерно на уровне 15 тыс. долларов в год. В России сейчас, по паритету покупательной способности (ППС), — 8,0-8,5 тыс. долларов. Ф. Закария считает, что демократия становится жизнеспособной, начиная со среднегодового дохода в 6000 долларов (Закария 2004:64). Конечно, это условная цифра, «средняя температура по больнице». Устойчиво демократических стран с меньшим доходом очень мало (например Индия). Главная же проблема — бедность и неравенство. Если доля бедных в общей численности населения высока и велика дифференциация по доходам и материальной обеспеченности, то, конечно, возможности укоренения демократических ценностей будут ограниченны. Повседневные материальные заботы будут превалировать над оценкой свободы, равенство и социальная справедливость будут иметь приоритет перед политическими правами и свободами, включая право частной собственности. Тем более это верно, учитывая охарактеризованный выше менталитет россиян. Явное или завуалированное пренебрежение интересами большинства населения, а иногда и прямое их подавление, неизбежны для поддержания порядка и спокойствия в обществе. Но если игнорируется воля большинства, о какой демократии может идти речь? Мера и профиль бедности. Казалось бы, если признать справедливость этих утверждений, о демократии в России говорить рано. Но, во-первых, зависимость между материальным достатком и масштабами неравенства, с одной стороны, и готовностью разделять демократические ценности — с другой, далеко не так прямолинейна, как можно было бы подумать. Пример Индии говорит о многом, хотя значительная часть населения из общественной жизни там просто исключена (эксклюзия очень высока). Во-вторых, надо объективно оценить меру бедности и неравенства в современной России. Как только вопрос ставится таким образом, по крайней мере относительно бедности, мы сразу обнаруживаем, что есть ряд показателей для ее оценки. Они весьма различаются по значениям, и мы либо должны посчитать их все и как-то взвесить, либо выбрать какой-то один с учетом наших вкусов и мировоззрения. Так, в 2000 году, по официальным данным, в России доля бедных в общей численности населения составляла 28,9% или 41,9 млн. человек, но по методике, рекомендованной Всемирным банком (Всемирный банк 20046:122),те же показатели были равны соответственно 35,9% и 52,1 млн. человека. Если брать за основу принятые международные критерии оценки бедности, то показатели будут такие (пересчет по ППС): Таблица 12.3. БЕДНОСТЬ В РОССИИ ПО РАЗЛИЧНЫМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНКИ, 2000
(Уровень бедности — отношение численности имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума ко всему населению).
Заметим, что первый критерий применяется для наименее развитых стран в жарком климате. Для наших климатических условий более приемлем второй критерий. На 2002 год по оценке Всемирного банка черта бедности по ППС в России составила 3,54 доллара в день. Ей соответствуют показатели уровня бедности и количества бедных, приведенные в таблице 12.4. Таблица 12.4. БЕДНОСТЬ В РОССИИ ПО ОЦЕНКАМ ВСЕМИРНОГО БАНКА И ОФИЦИАЛЬНЫМ ОЦЕНКАМ, 1997-2002 годах
Приведенных цифр мы и будем придерживаться. Но надо иметь в виду, что, по данным Л. Овчаровой, оценка уровня бедности, сделанная на основе бюджетных обследований по показателю доходов в 2000 году, составила 49,3%. Если отталкиваться от объема располагаемых ресурсов (здесь к денежным доходам добавляются натуральные поступления от личных подсобных хозяйств, дотации и льготы), оценка снизится до 40% (Овчарова 2002:5). О. Шкаратан принимает международную черту бедности — 4 доллара в день, и, по его подсчетам, уровень бедности для России в 2002 году повышается до 80-85% (Шкаратан 2004:8). Л. Овчарова также приводит рассчитанные по данным Russian Longitudinal Monitoring Survey (RLMS) за 2000 год уровни постоянной бедности в течение пяти лет — 10-13% и в течение восьми лет — 5-7%. Это очень важные показатели. Они характеризуют масштабы социальной эксклюзии. Эксклюзия означает «привыкание значительной части наших соотечественников к бедности, включение их в культуру бедности... Чувство безнадежности, апатии, суженное воспроизводство потребностей — типичные качества этого социального дна... Сама возможность развития общества с неуклонно растущим слоем социально исключенных весьма сомнительна. Увеличивающаяся масса таких людей делает общество социально разобщенным» (Там же, 8-9). Н. Тихонова также отмечает важность этого явления: «Если человек из положения сирого и убогого за пять-семь лет не выкарабкался, то к нему теряется всякий интерес. Меняется структура социальных контактов. Иначе говоря, человек становится изгоем. Таких изгоев в России — 12 миллионов (что примерно совпадает с оценкой Л. Овчаровой (Овчарова 2004:39) — Е.Я.). Это не бомжи. Это нормальные люди, которые пытаются свести концы с концами. Наиболее типичные представители этого слоя — беженцы. Их шансы на полноценное включение в общество практически равны нулю... Это реальная проблема катастрофического характера, которой никто не занимается» (Новая газета. 2004. 29 апреля). Для демократии нынешнее поколение социально исключенных потеряно: оно обычно не участвует в общественной жизни и не представляет угрозы для стабильности, так как политически пассивно. Но у этих семей есть дети, которые зачастую бросают школу, становятся беспризорниками, а через 5-10 лет образуют массу «неквалифицированных, но амбициозных и озлобленных молодых людей» (Там же, 8). Они либо опустятся на дно вслед за родителями, либо будут пополнять криминальную сферу. В России профиль бедности включает также сельскую местность и города с населением до 20 тыс. человек. Село дает показатель уровня бедности 30,4% против 19,6% в среднем; в малых городах бедных около 25%. В селах живут 45% всех российских бедных, еще 12% — в малых городах (Всемирный банк 20046:61). По возрастным группам наиболее бедными в России, как ни странно на первый взгляд, являются дети младше 16 лет: уровень бедности — 26,7% против 18,8% у работающих и 15,1 % у пожилых. Наибольшую долю в числе бедных составляют члены работающих семей с низкой зарплатой, главным образом занятые в бюджетной сфере. Это видно из таблицы 12.5. Таблица 12.5. РАБОТНИКИ С МЕСЯЧНОЙ ЗАРПЛАТОЙ НИЖЕ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА, %
Мы видим, что наихудшее положение сложилось в здравоохранении, образовании и культуре. В науке дело несколько поправилось к 2002 году, но все равно недостаточно. Для России характерно, что значительная доля населения относится к категории «почти бедных» (их доходы не намного выше прожиточного минимума) — 9,3%. С другой стороны, глубина бедности (отклонение средней величины дохода бедных от прожиточного минимума) тоже сравнительно невелика — 5,1%. Надо также учесть теневые доходы. Официально признано, что они составляют не менее 25% формально начисленной зарплаты (Овчарова 2004:28). Другая оценка: в 1999 году официальная зарплата составляла 36,3% доходов домохозяйств, а с учетом ее скрытой части — 65% (Там же, 21). Но мы не знаем, как распределяются теневые доходы — в пользу бедных или богатых. Доходы и расходы
Таблица 12.6. СООТНОШЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ, 2000, % от числа обследованных семей
Источник: Овчарова 2004:28 (по данным RLMS). Монотонность, с которой убывает превышение расходов над доходами по мере роста состоятельности семей, наводит на мысль о том, что, чем люди беднее, тем выше у них доля теневых доходов. Точно так же с ростом состоятельности растут сбережения. Однако не исключено, что богатые больше, чем бедные, скрывают и доходы, и расходы. В то же время в докладе Всемирного банка приводятся результаты обследования домохозяйств в Пакистане: богатые занижают доходы на 50%, тогда как среднее занижение доходов составляет 25% (World Bank 2004:41). Возможно, это различия в культуре. За 1999-2002 годы в России произошло резкое сокращение основных показателей бедности — примерно вдвое. Теперь поставлена задача сократить бедность еще вдвое за последующие три года. Задача очень непростая. Но даже если она будет решена за более продолжительный срок, то уже при уровне в 12-15% бедность перестанет быть препятствием для демократизации России. Неравенство У нас считается общепризнанным, что в России уровень неравенства очень высок, в 3-4 раза выше, чем в Европе. Выводы доклада Всемирного банка иные: «В сравнении с другими развивающимися странами со средним уровнем доходов уровень неравенства в России является умеренным» (Всемирный банк 20046:72). Чтобы подтвердить это, в таблице 12.7 мы приводим данные о коэффициенте Джини (степени отклонения фактического распределения доходов от абсолютно равного их распределения между жителями страны), которым обычно измеряют неравенство и распределение доходов, и доле доходов по 20-процентным группам в ряде стран. На самом деле проблема заключается в резком переломе в распределении доходов, который произошел в 90-х годах. В 1992 году, по официальным данным, коэффициент Джини у нас составлял 26%, а в 2002 году — 40%. По данным RLMS он подскочил с 37% в 1992 году до 46% в 1994-м и к 2002 году снизился до 42%. А по расчетам Всемирного банка с поправкой на различия в ценах по регионам в 2002 году он снизился даже до 35%. Другой показатель — коэффициент фондов (децильный коэффициент дифференциации доходов — показатель отношения доходов 10% самых богатых к доходам 10% самых бедных) — до реформ составлял 4,9, сейчас уже несколько лет, по официальным данным, составляет 14-14,5 (уровень США), а по расчетам, основанным на данных RLMS, — до 20 (Овчарова 2004:19). Другие исследователи дают еще более высокие цифры, но обычно используют менее представительные выборки. Таблица 12.7. СТЕПЕНЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАССЛОЕНИЯ. %
Источник: Овчарова, 2004: 20.
Так или иначе, проблема социального неравенства как препятствия к демократизации России представляется преувеличенной. Конечно, переход от социалистической уравниловки к ранне-капиталистическому разрыву между уровнями благосостояния богатых и бедных вызвал у многих шок, однако в какой-то степени именно он составляет необходимое условие сильной мотивации трудовой и хозяйственной активности. По мнению уже цитированной выше Н. Тихоновой, среди населения нет явно выраженного неприятия богатых. Отрицательная реакция населения даже по отношению к ЮКОСу и Ходорковскому доминировала прежде всего у самой неквалифицированной и отсталой части общества: «инициаторы этого дела просто сыграли на темных инстинктах», как уже не раз это делали подобные им политики перед выборами (Новая газета. 2004.29 апреля. № 30. С. 8). Что делать? Мой общий вывод таков. В России, конечно, слишком много бедных и слишком велико социальное расслоение, чтобы создать благоприятные условия для доверия и сплоченности в обществе — тех условий, которые являются предпосылками для устойчивой демократии. Но эти проблемы не столь драматичны, чтобы считать их непреодолимым препятствием. Достаточно понятно и то, как их следует решать. Прежде всего, ясно, чего не следует делать — отнимать и делить. Снижение бедности и неравенства в масштабах, совместимых с условиями открытой рыночной экономики, защитой прав собственности и вместе с тем необходимых для демократизации, достижимо в конечном итоге только за счет роста производства и повышения его эффективности на основе частной инициативы. Совершенствование механизмов распределения, как показывают мои собственные исследования (Ясин 20046:245-331), целесообразно в следующих направлениях: • существенное повышение оплаты труда в бюджетном секторе — не менее чем в 1,5-2 раза — при повышении эффективности его деятельности; • существенное повышение пенсий и пособий по инвалидности — до уровня, превышающего прожиточный минимум — при повышении пенсионного возраста до 63-65 лет; • повышение жилищных субсидий при ужесточении доступа к ним. При этом они должны составлять не более 10-15% от иных денежных доходов семей, чтобы не прерывать мотиваций к труду; • существенное повышение пособий на детей (до прожиточного минимума), также с ужесточением условий доступа к ним; • реформа образования с увеличением расходов на образование не менее чем до 5% ВВП; • реформа здравоохранения с переходом на финансирование медицинских учреждений из бюджета через систему обязательного медицинского страхования не менее чем на 80-90%; развитие дополнительного медицинского страхования; • разработка и реализация политики регулирования миграции, включая поддержку беженцев и вынужденных переселенцев, а также иммиграцию квалифицированных работников; • отмена всех остальных льгот и удешевленных услуг для населения; повышение заработной платы и пенсий должно компенсировать как минимум 80% суммы отменяемых льгот, а для 20% наименее состоятельных домохозяйств — все 100%. Нынешние проблемы с монетизацией льгот, действительно необходимой, возникли потому, что изначально уровень компенсаций был занижен, и это наложилось на относительное снижение пенсий: в 2004 году коэффициент замещения зарплаты пенсией составил 28,6% против 37% в 2000 году; • направление доходов государства от повышения внутренних цен на газ, дополнительных поступлений от налогообложения нефтяной промышленности и других добывающих отраслей на покрытие возросших социальных расходов. Кроме того, на эти цели следует направить средства от прекращения дотирования ЖКХ. Бедность и неравенство будут уменьшаться при условии роста экономики через повышение зарплаты бюджетников и пенсий, которое затронет наиболее уязвимые социальные слои. Жилищные субсидии и пособия на детей должны ликвидировать наиболее глубокие ниши бедности, образуемые многодетными и неполными семьями. Реформы образования и здравоохранения, предусматривающие более высокое и эффективное государственное финансирование этих услуг в сочетании с растущими расходами населения, позволят сделать образование и медицину доступнее для менее состоятельных слоев населения. Всю эту программу можно было бы осуществить за 5-6 лет. И больше ничего не надо. Средние классы Необходимым условием демократии и стабильности повсеместно признается наличие в обществе среднего класса (или средних классов), которому есть что терять и который невосприимчив к призывам радикалов. Между тем многие утверждают, что в России среднего класса нет. Как подсчитал О. Шкаратан, у нас семьи, которые можно было бы отнести к среднему классу, составляют всего 2,1% населения (Шкаратан 2004:34-35). Отсюда вывод: «В современной России среднего класса как несущей опорной конструкции общества нет и быть не может» (Там же). Если прибавить к этому оценку уровня бедности в России,сделанную тем же автором (80-85%), становится ясно, что демократии у нас тоже быть не может. Я твердо знаю, что мой друг О. Шкаратан — настоящий сторонник демократии. Просто он, как и многие российские интеллигенты, придерживается третьей позиции из тех, что были упомянуты в начале этой главы. Он ищет подтверждения своему мнению о том, что неправильное проведение реформ надолго погубило демократическую перспективу России. Посмотрим, насколько российская действительность соответствует подобным заключениям. Начнем с попытки уточнить, что имеется в виду под понятием «класс». В свое время К. Маркс предложил концепцию классового общества, разделяя классы по признаку основного источника доходов и средств существования. Буржуазия существует за счет капитала; наемные работники — за счет продажи своего труда, единственного товара, которым они располагают; землевладельцы, остатки сословия феодалов — за счет ренты от земельной собственности; мелкая буржуазия и крестьянство — за счет продажи продуктов собственного труда с привлечением в ограниченных размерах наемной рабочей силы. Простая и ясная схема! Потом эта ясность показала свою теневую сторону. Мне кажется, что идея среднего класса, а также теории более сложной социальной стратификации появилась как реакция на марксистскую схему, чтобы подчеркнуть, что не все так просто. Общество изменилось, классовые перегородки в нем утрачивают значение, и классовая борьба теряет смысл. Да, пролетариату нечего было терять, кроме своих цепей. Но сейчас большинство в обществе составляет средний класс, которому есть что терять, и он является опорой социальной стабильности. В таком понимании средний класс (или средние классы) оказывается весьма расплывчатым понятием. Его чаще всего и определяют, перечисляя различные категории граждан, выделяемых по разным признакам: уровень и источники доходов, характер потребления, профессии, уровень образования, тип социального поведения и другое. Три подхода к определению Поскольку нам нужны количественные оценки, я могу представить три подхода к определению среднего класса. Первая — по уровню доходов. Условимся, например, что домохозяйства с доходами менее 4,3 доллара в день образуют слой бедных (бедные по высшему критерию Всемирного банка, включая «почти бедных»). В 2000 году это составило 46,5% населения. Богатые — не более 3-3,5% населения. Тогда 50% населения между этими группами — средние слои. Назвать их средними классами я не решаюсь. Но все же, по российским меркам, это большинство населения. Конечно, это определ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|