Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностический комплект Семаго

Список диагностических комплексов и методик, используемых педагогом-психологом

Диагностические методики для детей дошкольного возраста.

   
Диагностируемые параметры   Рекомендуемые методики диагностические методы  
       
Диагностика уровня развития ребенка при приеме в школу.     1. Исследование развития восприятия: - методика «Разрезные картинки» (3-6 лет); - методика «Коробочка форм», «Доска Сегена» (2,5-6 лет); - методика Л.А.Венгера «Эталоны» (4-5,5 лет). 2. Исследование развития памяти: - методика «10 предметов» - анализ объема непосредственной образной памяти (3-5 лет); - тест «10 слов» - диагностика объема и скорости непосредственной вербальной памяти (с 4-4,5 лет); - тест «Пиктограмма» - для исследования опосредованной памяти (5-10 лет). 3. Исследование развития мышления: - тест «Нахождение недостающих деталей» (модификация теста Векслера) - исследование уровня развития образного мышления (4-7 лет); - тест «Перцептивное моделирование» (Л.А.Венгер) –исследование образного и схематического мышления (5-7 лет); - тест Равена – уровень интеллектуального развития (4-10 лет); - тест «Самое непохожее» (Л.А.Венгер) – познавательное развитие (4-5 лет); - тест «Невербальная классификация» - словесно-логическое мышление (5-7 лет); - тест «Последовательные картинки» (Бине) – словесно-логическое мышление (5-10 лет); - тест «Исключение четвертого» - словесно-логическое мышление (5-10 лет); - вербальные тесты «Выделение существенных признаков понятий» и «Словесные пропорции» - исследование степени сформированности мыслительных операций (7-10 лет). 4. Исследование креативности: - тест «Дорисовывание» (модификации для детей 4-10 лет); - тест «Назови картинку» - исследование вербальной креативности (4-6 лет).  
       
Исследование уровня готовности к школе   - тест «Мотивационная готовность» (А.Л.Венгер) – диагностика внутренней позиции школьника; - тест «Корректурная проба» - исследование уровня произвольной регуляции поведения, темпа деятельности; - «Тест Бендер» - исследование зрительно-моторной координации; - «Тест Керна-Йирасека» - зрительно-моторная координация; - любые методики, описанные в первом разделе (диагностика и уровень развития при приеме в школу) для диагностики интеллектуальной готовности («Пиктограмма», «Самое непохожее», «Последовательные картинки»  
       
Исследование межличностных отношений   - метод «Социометрия» (модификация «Маски») – исследования общения ребенка со сверстниками, определение статусного места в группе (с 5 лет); - тест «Два домика» - исследование общения детей со сверстниками, с членами семьи, выявление симпатий и антипатий (4-7 лет); - тест «Рисунок семьи».    
       
Исследование индивидуальных особенностей и качеств личности   - тест «Оцени себя» - исследование самооценки детей (7-10 лет); - тест «Несуществующее животное» - исследование личностных качеств (с 4,5 лет); - «Тест Розенцвейга» - исследование личности и общения с окружающими; - «Детский апперцептивный тест» - комплексная диагностика личности ребенка (4-10 лет).    
       
Исследование эмоциональной сферы   - графическая методика «Кактус» (М.А.Панфилова) – состояние эмоциональной сферы, наличие агрессивности, ее направление, интенсивность и т.д. (с 4 лет); - тест «Страхи в домиках» (модификация М.А.Панфиловой) – диагностика страхов (с 4 лет); - тест тревожности (Р,Тэммл, М.Дорки, В.Амен) (4-7 лет).  
       
Исследование семейных взаимоотношений (при трудностях в адаптации детей к детскому саду)     - анкета на выявление типичных способов воспитательного воздействия и опросник Басса-Дарки; - методика измерения родительских установок и реакций (PARY).    

Диагностический комплект Семаго

Название методики Описание Возраст
Цветные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена (ЦПМ) включают 36 заданий, составляющих три серии: А, Ав, В (по 12 матриц в каждой серии). Шкала создана таким образом, чтобы обеспечить надежную оценку способности испытуемого ясно мыслить, когда созданы условия для спокойной работы в обычном для него скоростном режиме, без перерывов. Задания теста апеллируют к трем основным психическим процессам — произвольному вниманию, целостному восприятию и «понятливости» как основной характеристике познавательной деятельности. дети в возрасте от 4 до 11-ти лет.
Методика Выготского – Сахарова предназначена для оценки и исследования уровня и особенностей понятийного развития ребенка – особенностей уровня сформированности абстрактных обобщений и классификации признаков абстрактных объектов. Выявляется возможность объединения наглядно представленных абстрактных объектов на основе выделения одного или нескольких ведущих признаков, являющимися актуальными для обобщающих операций ребенка. В Комплекте представленавторский вариант анализа процедуры и результатов выполнения с использованием классического стимульного варианта. Материалом методики являются 25 объемных деревянных фигур, отличающихся между собой различными признаками: цвет, форма, величина, высота. деревянные цветные фигурки - начиная с 2,5–3-летнего возраста. Наглядно-образный вариант методики - начиная с 3,5–4-х лет.
«Предметная классификация» Основной целью использования методики «Предметная классификация» является исследование процессов обобщения и абстрагирования, оценка их специфики, уровня сформированности, актуального уровня развития понятийного мышления ребенка в целом. Предметная классификация состоит из трех серий, ориентированных на работу с детьми разного возраста: 1-я серия: для детей 3 – 5 лет; 2-я серия: для детей 5 – 8 лет; 3-я серия для детей начиная с 8,5–9-летнего возраста. Соответственно стимульные материалы составляют 25 цветных изображения (1 серия); 32 цветных изображения (2 серия); 70 цветных и черно-белых изображения (3 серия). 1-я серия: для детей 3 – 5 лет; 2-я серия: для детей 5 – 8 лет; 3-я серия для детей начиная с 8,5–9-летнего возраста
Методика опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву) Целью Методика опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву)Исследование возможности использования внешнего средства для задач запоминания, объема материала, запоминаемого опосредованно. Исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка. Для работы с детьми наиболее используемой является так называемая 4–я серия методики из числа апробированных А.Н. Леонтьевым. для детей от 4,5 до 8-летнего возраста.
Методика В.М. Когана Используется для выявления параметров внимания: удержания внимания, его распределения по одному, двум или трем признакам одновременно, переключения внимания. Также методика позволяет выявить особенности работоспособности, другие динамические характеристики психической деятельности. При качественном анализе и оценке результатов выполнения методики возможна оценка мотивационных характеристик, удержания инструкции, возможности программирования порядка действий, наличия фактора инертности деятельности и пресыщаемости. В целом можно отметить, что методика В.М. Когана является одной из наиболее многоаспектных и интересных в плане возможностей психологической интерпретации результатов. В Диагностическом Комплекте используется вариант 5х5. В стимульные материалы входит набор карточек (25 штук) с разноцветными плоскостными изображениями геометрических фигур (5 цветов, 5 простых правильных геометрических форм), таблица с расчерченными клетками, где слева по вертикали нанесены 5 цветных зигзагов, а по горизонтали — 5 соответствующих форм. с детьми в возрасте от 4,5 до 8,5–9-ти лет.
Исключение предметов (4-й лишний) Основной целью методики Исключение предметов (4-й лишний) является исследование уровня сформированности обобщения, понятийного развития и возможности вычленения существенных, смыслообразующих признаков, выявление особенностей когнитивного стиля. Получаемые данные позволяют судить об уровне процессов обобщения и отвлечения, о способности (или соответственно невозможности) выделять существенные признаки предметов или явлений. Использование методики предъявляет высокие требования к логической обоснованности, правильности обобщений, к строгости и четкости формулировок. для детей с 3–3,5 до 13–14-летнего возраста.
Кубики Коса Основной целью методики Кубики Коса является определения уровня сформированности конструктивного пространственного мышления, возможностей пространственного анализа и синтеза, конструктивного праксиса. Использование этой методики позволяет выявить проблемы формирования пространственных представлений. Методикаявляется своего рода ключевой в исследовании когнитивного компонента познавательной деятельности. 3,5 - 9-10-летний возраст.
«Установление последовательности событий» Ориентирована на исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка, возможность установления причинно-следственных и пространственно-временных связей, анализ речевого развития ребенка. Методика представляет набор из четырех оригинальных, ранее не использовавшихся в диагностической практике сюжетных последовательностей. от 3,5–4 до 7–8-летнего возраста.
Тест Рука Является проективной методика исследования личности. В отличие от классического анализа результатов теста, полученных для подростков и взрослых, в комплекте представлен анализ результатов по категориям, характерным для детей до 12-летнего возраста. Методика стоит в одном ряду с тестом Роршаха и ТАТ. Она занимает промежуточное положение по степени неопределенности стимульного материала (изображения рук являются менее неопределенными стимулами, чем пятна Роршаха, так как его рука является объектом, который существует в реальном мире. 4 — 4,5 до 11–12-летнего возраста.
Контурный C.A.T.–Н. Целью использования авторской методики Контурный C.A.T.–Н. является помощь в понимании существующих отношений между ребенком и окружающими его людьми в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. методика может быть полезна для определения динамических факторов, обуславливающих реакции ребенка в группе, в школе или детском саду, дома. ПОдобная проективная техника может способствовать проведению продолжительных (лонгитюдных) «следящих» исследований, касающихся развития ребенка. При определенной периодичности, можно получить важные сведения о развитии и способе решения ребенком отдельных психологических проблем. 3–3,5 до 11–12-летнего возраста.
«Эмоциональные лица» Ее использование дает возможность оценки адекватности опознания эмоционального состояния, точность и качество этого опознания (тонкие эмоциональные дифференцировки), возможность соотнесения с личными переживаниями ребенка. Косвенным образом при работе с методикой возможна оценка межличностных взаимоотношений, в том числе выявление контрастных эмоциональных «зон» в общении с детьми или взрослыми. В качестве стимульного материала используются две серии изображений эмоциональной лицевой экспрессии: контурные лица (1-я серия - 3 изображения), изображения реальных эмоциональных выражений детских лиц (2-я серия: 14 изображений мальчиков и девочек) с 3-х до 11-12-летнего возраста.
Методика «СОМОР» является авторской модификацией Н.Я. Семаго методики Р. Жиля. С ее помощью можно оценить субъективные представления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе значимых для ребенка социальных взаимодействий. Методика может быть использована для оценки эффективности групповой психокоррекционной работы с детьми с коммуникативными проблемами и особенностями аффективно-эмоционального развития. Стимульный материал методики состоит из 8 схематических изображений, выполненных на текстурированном или однотонном картоне бледно–зеленого цвета и примерного перечня вопросов. от 4 до 10–11-летнего возраста.
Цветовой тест отношений (ЦТО) Тест является диагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям, в том числе и к самому себе и отражающим как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни этих отношений. с 4,5–5-летнего возраста. Верхняя граница не определена.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...