Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

50. Социально-психологичкие методы управления.




50. Социально-психологичкие методы управления.

Установлено, что результаты труда во многом зависят от целого рада психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отд-ых работников поможет рук-лю сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Зная особенности поведения, характера каждого отд-го чел-ка, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлении. Это связано с тем, что каждой группе свойствен свой психол-ий климат. Поэтому сущ-ным условием образования и развития трудовых коллективов явл-ся соблюдение принципа психофизиологической совместимости. чтобы воздействие на коллектив было наиболее результ-ным, необходимо не только знать моральные и психол-кие особенности отде-х исполнителей, соц-психоло-е характ-ки отд-х групп и коллективов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей применяются соц-психолог-е методы, кот представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на исп-нии моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет и т. д. ). Гл. цель применения этих методов - формирование в коллективе положит-го соц-психолог-го климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организац-е и экон-е задачи. Другими словами, поставленные перед коллективом цели могут быть достигнуты с помощью одного из важнейших критериев эффективности и качества работы - человеческого фактора. Умение учитывать это обстоятельство позволит руководителю целенаправленно воздействовать на коллектив, создавать благоприятные условия для труда и в конечном счете формировать коллектив с едиными целями и задачами.

Необходимость исп-ния в практике управления орг-цией соц-психолог-х методов рук-тва очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деят-ти и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптим-е управленч-е реш-я. Приемы и способы социально-психол-го воздействия во многом опред-ся подготовленностью рук-ля, его компетентностью, организаторскими спосо-ми и знаниями в области соц-й психологии. Соц-псих-е методы рук-тва требуют, чтобы во главе коллектива были люди достаточно гибкие, умеющие исп-ть разнообразные аспекты управления. Успех деят-ти рук-ля в этом направлении зависит от того, насколько правильно применяет он различные формы соц-псих-го воздействия, кот-е в конечном счете сформируют здоровые межличностные отношения. В качестве осн-х форм такого воздействия можно рекомендовать: планирование соц-го развития трудовых коллективов, убеждение как метод воспитания и формирования личности, экон-кое соревнование, критику и самокритику, постоянно действующие производственные совещания, которые выступают как метод управления и как форма участия трудящихся в управлении, различного рода ритуалы и обряды.

51. Самоправление.

Одна из важн-х задач в развитии орг-ции – созд-е наиб благопр-х усл-й для реализации возможностей чел-ка, кот-е появятся благодаря внедрению механизма, предусматр-щего широкие права самост-х хоз-ных звеньев и их трудовых коллективов в сочетании с высокой ответств-ью за конечные результаты работы и развитыми формами демокр-го упр-ия (самоупр-я). Самоупр-е трактуется нами как демокр-ция упр-ия, обеспеч-щая работникам возможность участвовать в процессе принятия реш-й, влиять на положение дел в орг-ции. Понятие " самоупр-е" выражает довольно устойчивый тип соц образования или обществ-ых отношений. Полностью самоупр-емой считается система, не имеющая над собой ни одного вышестоящего органа упр-я (например, частная фирма). самоупр-ие на любом уровне управления предст-тся как процесс превращения чел-ка, всего трудового коллектива из объекта управленч-й деят-ти в ее субъект. Самоуп-ие предусматривает не только выбор и самост-ое принятие коллективом тех или иных реше-й, но и их обязательное выполнение его членами. Кроме того, каждый член коллектива несет личную ответств-ть за выполнение реш-й. С одной стороны, оно предполагает опред-ую самост-ть орг-хозя-ных звеньев орг-ции по отношению к высшим органам упра-ия, т. е. наделение правами принимать самост-ные реш-я по ряду вопросов (в данном случае речь идет не о самоупр-нии, а об участии в упра-нии), а с другой - полную самост-ть (на базе слияния субъекта и объекта управления), обеспеч-щую объекту управления полноту власти, принимающему решение и по мере необходимости выполняющему его. Все зависит от уровня и форм произв-ной демократии. Основными формами такой демократии явл-ся: 1) соучастие в управлении - право работников на получение инф-ции о функционировании орг-ции, о планах адм-ции, на выражение своего мнения, на привлечение к упр-нию фирмой с правом совещательного голоса и на представительство в органах управления на условиях меньшинства; 2) соуправление - право на участие в принятии реш-й, наложение вето на отдельные постановления, принимаемые адм-цией, самост-ное реш-е некоторых вопросов произво-го и социального хар-ра, на равное представительство в органах управления фирмой; 3) внутренний (рабочий) контроль - право контроля за действиями администрации с правом вето без прямого привлечения работников к управлению делами орга-ции; 4) самоуправление - право как на прямое управление предпр-ием по главным направлениям на основе принципа " один человек - один голос", так и на косвенное (через избранных представителей) - по всем остальным (не главным). В этом случае высшим органом управления становится общее собрание всех работников фирмы; а исполнит-ая власть делегируется адм-цией.

Самоуп-е возможно только в таких эк-ких усл-х, в кот-х каждый работник и трудовые коллективы реализуют себя в качестве субъектов собственности. В усл-ях самоуп-я труд соед-ся с управлением через отношения собственности. Так как эконом-ой формой их реализации явл-ся полный хозрасчет, то более благоприятные усл-я для развития самоуп-я складываются на нижнем уровне, где хозрасчетные отношения проявляются наиболее значимо. Развитие и внедрение полного хозрасчета и самофинансирования подводит прочный эк-кий фундамент под процессы самоуп-ия и демократизации всей деят-ти коллектив

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...