Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерии оценки результатов экзамена

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Челябинский государственный университет»

(ФГБОУ ВО «ЧелГУ»)

 

 

 

ПРОГРАММА

вступительных испытаний

для поступающих в магистратуру на нормативный срок обучения

 

по направлению 45.04.01 – филология (креативные технологии в словесном творчестве и журналистике)

 

 

Челябинск 2016

 


 

Программа составлена на базе программ высшего профессионального образования. Вступительный экзамен по направлению обеспечивает контроль знаний в рамках вузовского образования. В ходе ответа оценивается глубина теоретических знаний, логика и ясность изложения, умение практического анализа, навыки анализа литературы.

 

 

Составители: к.ф.н., доцент, зав. кафедрой теоретического и прикладного языкознания А.А. Селютин, к.ф.н, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций В.В. Федоров.

 

 

Программа одобрена на заседании кафедры теоретического и прикладного языкознания. Протокол № 10 от «27» мая 2016 г. и на заседании кафедры журналистики и массовых коммуникаций. Протокол № 10 от «05» мая 2016 г.

 

 

Зав. кафедрой теоретического

и прикладного языкознания Селютин А.А.

 

 

Зав. кафедрой журналистики

и массовых коммуникаций Симакова С.И.

 

 


Пояснительная записка

Программа вступительного испытания составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Филология».

Цель устного вступительного испытания (собеседования) – определить готовность и возможность поступающего освоить ООП магистратуры по направлению 45.04.01 «Филология» (креативные технологии в словесном творчестве и журналистике), выявить склонность к научно-исследовательской деятельности.

Поступающий в магистратуру должен:

Знать: современное состояние и перспективы развития филологии как отрасли научного знания.

Уметь: применять на практике полученные в ходе обучения в бакалавриате или специалитете знания.

Владеть: терминологическим аппаратом филологии.

На собеседовании поступающий в магистратуру должен продемонстрировать следующие компетенции, приобретенные в процессе обучения в бакалавриате или специалитете:

ОК-5 – способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;

ПК-1– способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности;

ПК-4 – владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материала собственных исследований;

ПК-8 – владение базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов.

 

Форма проведения и критерии оценивания вступительного испытания в магистратуру «Креативные технологии в словесном творчестве и журналистике»

 

Вступительные испытания для поступающих в магистратуру проводятся в форме собеседования по программе бакалавриата (специалитета) избранного направления подготовки. Вопросы для собеседования составляются на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавриата (специалитета) и позволяют оценить качество знаний, необходимых для освоения программы подготовки магистра по избранному направлению. Поступающему предлагается выбрать билет, содержащий один вопрос, по которому необходимо тезисно изложить основную информацию. В зависимости от результатов собеседования комиссия имеет право предлагать поступающему дополнительные вопросы. Также поступающий должен заблаговременно предоставить мотивационное письмо.

Содержание мотивационного письма поступающего

 

Мотивационное письмо предоставляется для обоснования осознанности профессионального выбора поступающего. Мотивационное письмо не оценивается баллами и не влияет на выраженный в баллах результат собеседования. Мотивационное письмо должно содержать аргументированное объяснение желания поступающего обучаться по избранной магистерской программе.

Мотивационное письмо должно содержать:

· объяснение причин выбора данной магистратуры;

· сведения об опыте профессиональной подготовки (если таковая имела место) или профессиональной деятельности поступающего, которая может быть полезна при обучении по избранной программе магистратуры (с указанием места обучения или работы, периода обучения или работы, характера профессиональной деятельности, профессиональных достижений, наличия поощрений за успехи в учебе и/или работе и т.п.);

· информацию о том, какие профессиональные перспективы надеется приобрести поступающий после окончания данной магистратуры.

Мотивационное письмо должно быть выполнено и предоставлено в электронной форме или в виде распечатанного текста, выполненного с использованием стандартных текстовых редакторов, объемом не более 4500 печатных знаков: шрифт - Times New Roman, кегль (размер) шрифта - 14, междустрочный интервал - полуторный.

Вопросы вступительного экзамена в магистратуру

I. Мотивационный блок

1. Сфера ваших увлечений.

2. Какое место занимает литература (словесное творчество) в вашей жизни и профессиональной деятельности?

3. Кто такой писатель в вашем представлении?

4. Что Вы знаете о работе журналиста и публициста?

5. Являетесь ли Вы автором опубликованных художественных произведений или журналистских материалов?

6. Какие качества характера необходимы писателю и журналисту для успешной профессиональной реализации?

7. Вы любите читать художественную литературу и публицистику?

8. Что такое профессиональный успех в вашем представлении?

9. Кто служит для вас ориентиром в писательском и журналистском труде?

10. Рассматриваете ли Вы творчество как основной вид дохода?

 

II. Профессиональный блок

1. Назовите основные художественные системы в европейском искусстве.

2. Античность как феномен культуры. Основные достижения античной литературы.

3. Своеобразие средневековой культуры. Основные литературные жанры.

4. Искусство эпохи Возрождения. Литературные факты эпохи Возрождения.

5. Литература эпохи барокко и классицизма в культурно-историческом контексте.

6. Эпоха Просвещения: литература и философия.

7. Обзор литературы эпохи романтизма.

8. Реализм в европейской и русской литературе: основные принципы и ключевые имена.

9. Эстетика литературы рубежа веков (рубеж XIX – XX вв.).

  1. Модернизм в зарубежной литературе.

11. Литература постмодернизма: теории и художественные практики

12. Литература как искусство слова. Словесный художественный образ.

13. Литературные роды: эпос, лирика, драма.

14. Жанры литературы как «завершающая форма».

15. Лексические ресурсы языка в художественной речи.

16. Тропы как специальные средства предметной изобразительности и как принципы построения художественного мира.

17. Поэтический синтаксис, основные синтаксические фигуры.

18. Литературный герой. Персонаж и структура его образа.

19. Теории повествования и типы речи.

20. Художественное время и пространство в произведении.

21. Фабула и сюжет, мотив: проблема дифференциации.

22. Основные категории содержания литературного произведения.

23. Основные категории стиховедения (метрика и ритмика, ритмообразующие элементы).

24. Системы стихосложения.

25. Понятие о литературном процессе. Основные законы литературного процесса.

26. Ценностный подход к литературе. Литература («высокая литература»), беллетристика, паралитература.

27. Система журналистских жанров.

28. Система СМИ.

29. Журналистика как социальный институт.

30. Функции журналистики.

Критерии оценки результатов экзамена

 

Оценка «отлично» ставится при соблюдении следующих условий:

· грамотное и правильное использование в ответах лингвистической и общенаучной терминологии;

· безошибочное владение категориальным аппаратом филологической науки;

· умение обозначить основные проблемы сформулированных в билетах вопросов;

· логичность, связность ответа.

Оценка «хорошо» ставится при соблюдении следующих условий:

· грамотное и правильное использование в ответах филологической и общенаучной терминологии;

· проблемное изложение сформулированных в билетах вопросов;

· неполнота изложения историографических сведений в рамках вопросов билета;

· логичность, связность ответа.

Оценка «удовлетворительно» ставится за:

· недостаточное использование в ответах филологической и общенаучной терминологии;

· недостаточное владение категориальным аппаратом лингвистической науки;

· умение обозначить только одну из проблем, сформулированных в билетах вопросов;

· поверхностные историографические знания в рамках вопросов билета.

Оценка «неудовлетворительно» ставится за:

· отсутствие в ответах необходимой филологической и общенаучной терминологии;

· описательное изложение сформулированных в билетах вопросов, неумение обозначить и изложить проблемы;

· грубые ошибки при изложении фактологического материала;

· незнание историографии вопросов билета;

· нарушение логичности, связности ответа.

 

Список рекомендуемой литературы

Основная

1. Абрамов Ю. А. Сто великих книг. М., 2007.

2. Актуальные проблемы современной лингвистики / Сост. Чурилина Л.Н. М. 2009.

3. Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. М., 1976.

4. Барт Р. Избранные работы: Семиотика и поэтика. М., 1994.

5. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975.

6. Введение в литературоведение: литературное произведение: основные понятия и термины / под ред. Л. В. Чернец. М., 2010.

7. Всеобщая история искусств: В 6 т. М., 1956.

8. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., 1983.

9. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2010.

10. Зарубежная лингвистика. «Новое в лингвистике». Избранное в трех томах. М.,1999.

11. Звегинцев В. А. История языкознания XIX—XX вв. в очерках и извлечениях, ч. 1. М., 1964.

12. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

13. История всемирной литературы: В 9 т. М., 1982 – 1990.

14. История русской литературы: в 4 т. М.; Л., 1980 – 1983.

15. Кирьянова Н. В. История мировой литературы и искусства: учеб. пособие. М., 2007.

16. Корконосенко С. Г. Основы журналистики. М., 2006.

17. Культура эпохи Просвещения. М., 1993.

18. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

19. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970.

20. Модернизм в зарубежной литературе: учеб. пособие. М., 2001.

21. Общее языкознание: Формы существования, функции, история языка / Отв. ред. Б. А. Серебренников. М., 1970.

22. Песоцкий В.А. Художественная литература как социальное явление: учеб. пособие. М., 2010.

23. Прохоров В.Е. Введение в теорию журналистики: чебное пособие. М., 2011.

24. Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. М., 2001.

25. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М.,1975.

26. Хализев В. Е. Теория литературы: учебник. М., 2007.

27. Хейзенга И. Осень средневековья. М., 1988.

28. Холшевников В. Е. Основы стиховедения. М., 2004.

Дополнительная

1. Кравченко А.В. Язык и восприятие. Когнитивные аспекты языковой категоризации. Иркутск, 2004.

2. Мечковская Н.Б. Структурная и социальная типология языков. Минск, 2000.

3. Васильев Л.М. Теоретические проблемы общей лингвистики, славистики, русистики. Уфа, 2006.

4. Левицкий Ю.А. Проблемы лингвистической семантики. Пермь, 2008.

5. Теория литературы: учебное пособие. В 2 т. Т. 1. Теоретическая поэтика. Теория художественного дискурса. Т. 2. Историческая поэтика / под ред. Н. Д. Тамарченко; В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман. М., 2010.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...