Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Квалификация «Бакалавр» (очно-заочное отделение)




Тема лекции Всего аудит. часов Лекции Семинары Самост. работа
1. Причины актуализации этнопсихологических воззрений в современной науке        
2. История возникновения и становления этнопсихологии        
3. Этнопсихология как междисциплинарное поле на стыке социологии, социально-культурной антропологии (этнографии) и психологии.          
4. Культура и психология.        
5. Культурная психология и этнопсихология.        
6. Психологическое направление в американской социально-культурной антропологии. Культура и личность. .        
7. Основные направления этнопсихологических исследований 2,5 0,5    
  Психологическая антропология и культурно-сравнительная психология.   0,5 0,5    
  Этнопсихология и психология.   0,5 0,5    
  Личность в этнокультурах          
  Понятия "национальный характер"и "ментальность".   2,5 0,5    
  Проблема нормы и патологии в культуре          
  ИТОГО:        

 

 


Учебно-тематический план и распределение часов по курсу «ЭТНОПСИХОЛОГИЯ»

Квалификация «Бакалавр» (заочное отделение)

Тема лекции Всего аудит. часов Лекции Семинары Самост. работа
1. Причины актуализации этнопсихологических воззрений в современной науке 0,5 0,5    
2. История возникновения и становления этнопсихологии        
3. Этнопсихология как междисциплинарное поле на стыке социологии, социально-культурной антропологии (этнографии) и психологии.   0,5 0,5    
4. Культура и психология.        
5. Культурная психология и этнопсихология.        
6. Психологическое направление в американской социально-культурной антропологии. Культура и личность. . 1,5 0,5    
7. Основные направления этнопсихологических исследований 1,5   0,5  
  Психологическая антропология и культурно-сравнительная психология.   0,5 0,5    
  Этнопсихология и психология.          
  Личность в этнокультурах          
  Понятия "национальный характер"и "ментальность".   1,5   0,5  
  Проблема нормы и патологии в культуре          
  ИТОГО:        

 


 

Содержание тем лекционных занятий

1. Причины актуализации этнопсихологических воззрений в современной науке.

Повсеместный рост этнического (национального) самосознания и политизация этнического фактора в современном мире: межэтнические конфликты, сепаратистские движения. Противоречие политизации этнического фактора и представлений о сближении культур в эпоху глобализации. Ориентация этнопсихологии на обнаружение психологических причин, определивших этнизацию политики в современном мире.

 

История возникновения и становления этнопсихологии.

Этнопсихология в истории и философии. Античный мир (Гиппократ, Геродот). Французские просветители XVIII века (Монтескье). "Народный дух" в немецкой философии и истории XVIII в. (И.Г. Гердер). Возникновение этнопсихологии как самостоятельной дисциплины (XIX в.) (М. Лациус, Г. Штейнталь). "Психология народов" В.Вундта (XX в.). Этнопсихологические идеи в России (Н.Н. Надеждин, К.Д. Кавелин, И.М. Сеченов), в русской философии (Чаадаев, Сорокин, Хомяков, Данилевский, Бердяев, Чернышевский, Ключевский, Соловьев). Этнопсихология и лингвистика (А.А. Потебня). Этническая психология Г.Г. Шпета.

 

Этнопсихология как междисциплинарное поле на стыке социологии, социально-культурной антропологии (этнографии) и психологии.

Психологическая интерпретация этнических феноменов обусловлена выбором исследователем парадигмы, в рамках которой анализируется "этническое". В этом смысле в социологии и социально-культурной антропологии выделяются следующие подходы:

- примордиалистский (Л. Гумилев, Ю. Бромлей)

- инструметалистский

- конструктивистский (Н. Гиренко, В. Тишков)

-

Культура и психология.

Понятие "этническое" во многом сопрягаетсяс "культурой" ("Этнокультурой"). Понятие же "культура" имеет множество смыслов. Можно выделить:

- оценочно-бытовой подход

- "культура" - это то, что не есть "природа" (М. Херсковиц)

- "природа" - "общество" - "культура" (Н.Гиренко).

- "субъективная культура" (Г. Триаднис).

- "культура как ткань значений" (К.Гирц).

- этнические культуры как сконструированные миры (Р.Шведер).

-

Культурная психология и этнопсихология.

Российская культурно-историческая школа (Выготский, Лурия). Культурная психология М. Коула как развитие идей Выготского и Лурия.

Психологическое направление в американской социально-культурной антропологии. Культура и личность.

Концепция "Конфигурации культур" (Р. Бенедикт, 1932), предложившая типологию культур (аполлоническая, дионисическая, параноидальная). Развитие данной теории пошло по пути выяснения механизмов взаимодействия культуры и личности. Базовая и модальная личность (А. Кардинер, Р. Линтон).

Основные направления этнопсихологических исследований.

Выделяется три основных направления:

Релятивизм. Подчеркивание различий между культурами. Исследования проводятся в рамках концепции конфигурации культур (Р. Бенедикт), лингвистической относительности (Сепир-Уорф), концепции Л. Леви-Брюля, противопоставившей первобытное мышление логическому мышлению европейцев. Главный методологический принцип релятивистов сформулирован Ф. Боасом: "Все культуры равные, но разные"

Абсолютизм. Абсолютизация сходства между культурами. В сравнительных исследованиях используются стандартные методики, сконструированные в западных культурах. Интеллект рассматривается как одинаковый во всех культурах. Главный методологический принцип "Все культуры одинаковые, но неравные". "Абсолютизм наоборот" (М. Коул) рассматривает культуры "как равные и одинаковые", а наличие различий объясняет неспособностью существующих методик выявить их внутреннее сходство.

Универсализм. Считается, что базовые психологические процессы являются общими для человеческих существ повсюду на земле, но на их проявления серьезное влияние оказывает культура. "Культура играет разные вариации на общую тему". Главный вопрос: в какой степени, и какими способами культура влияет на внутренний психологический мир человека. К. Леви-Строс об универсальности структур мышления.

Психологическая антропология и культурно-сравнительная психология.

Психологическая антропология раскрывает связь между психологическими переменными, т.е. внутренним миром человека, и этнокультурными переменными на уровне этнической общности. Эмический (emic) подход как базовый для психологической антропологии.

Сравнительно-культурная психология ориентирована на сопоставление культур и изучение в них сходства и различий психологических переменных. Сравнительно-культурная психология использует в исследованиях прежде всего этический (etic) подход.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...