Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5.5. Анализ базовых условий обучения




5. 5. Анализ базовых условий обучения

 

Анализ базового учебного материала, определение способов актуализации базовых знаний и способов действий (табл. 5. 8).

 

Таблица 5. 8 - Анализ базового материала и способы актуализации базовых знаний

Перечень базовых понятий, законов, способов действий Название дисциплин и тем, в которых формируются базовые знания и действия Способы (методы, формы, способы) проверки уровня сформированности базовых знаний и способов действий Способы актуализации или пополнения базовых знаний и способов действий
Основные понятия по теме: пожары, взрывы, авария и т. д. Междисциплинарный курс: «Профилактика и ликвидация аварий на горных предприятиях» Тема «Общие понятия». Репродуктивный фронтальный устный опрос путем ответа на вопросы на протяжении 10 мин.: Правила ТБ при спуске; Правила ТБ в откаточных выработках; Правила ТБ при эксплуатации добычного оборудования. При актуализации и пополнении базовых знаний, применяются методы: 1. Повторения 2. Объяснения 3. Демонстраци

 

5. 6. Проектирование мотивационных технологий обучения на тему «Эффективные способы пожаротушения»

 

Таблица 5. 9 – Выбор методов мотивации учебной деятельности

Вид и методы мотивации Вступительная мотивация Поддерживающая (текущая) мотивация
Внешняя мотивация основана на поощрения, наказания и других видах стимуляции, которые или направляют, или тормозят поведение человека. В случае внешней мотивации факторы, которые регулируют поведение, не зависят от внутреннего «я» личности. Внутренняя мотивация способствует получению удовольствия от работы, вызывает интерес, радостное возбуждение, повышает самоуважение личности. Полученные знания помогут вам реализоваться как будущему специалисту. Мы рассмотрим такие вопросы: 1. Изучение основных способов пожаротушения и различных видов огнегасящих веществ. 2. Изучение назначения, устройства и принципа действия первичных средств тушения пожаров. 3. Изучение общих правил пожаротушения и оказания первой помощи при пожарах и ожогах. Поточная мотивация осуществляется путем: - рассказа и ориентации содержания темы «Эффективные способы пожаротушения» на конкретную профессиональную деятельность. Указанная тема поможет Вам в самореализации и самовыражению Вас как личности.

 

5. 7. Проектирование технологий формирования ООД

Проектирование технологий формирования ориентировочной основы деятельности (ООД) включает выбор типа учения, его структурных элементов, а также методов и приемов их реализации.

Известно три типа учения: среднее ООД (первый тип), полная ООД в конкретном виде (второй тип), полная ООД в общем виде (третий тип).

Элементами ООД являются: образ конечного продукта или представление о конечном результате (в теоретическом обучении это ответы к заданиям и задач, описание результатов, схемы, графики, а в практическом некоторые образцы, макеты, модели); объект изучения или материал для деятельности (в теоретическом обучении это условия задач, заданий, вопросы, сформирована проблема, а в практическом заготовки, материалы, площадка для монтажа, устройства, которые следует отремонтировать и т. д. ); средства деятельности (инструменты, инструкции и чертежи, карты, таблицы, алгоритмы и формулы рассчета, обоснования, теории, выводы); технология деятельности или представления о способах ее осуществления (состав приемов, последовательности их выполнения, представленная в форме карт, таблиц, учебных элементов, методики выбора, порядке решения и инструкций) [3].

Следует сказать, что выбор первого типа учения, как правило, осуществляется в том случае, когда есть резерв учебного времени, материал или может быть усвоен самостоятельно, или не имеет профессиональной значимости (т. е. не предусмотрен отработка конкретных навыков).

Второй тип учения весьма распространен в системе образования. В результате его студенты способны выполнять частные действия. Выбор этого типа учения целесообразен в том случае, когда в рамках некоторой темы изучается независимая от тех или иных ситуаций деятельность.

Третий тип учения используется преимущественно в высших учебных заведениях, когда выдаются общие алгоритмы, характеристики, которые обучаемые самостоятельно применяют под ситуации, сменяющие друг друга.

Определяем тип учения, устанавливаем содержание его компонентов и выбираем методы изложения нового материала (словесные методы и методы наглядности) [8].

 

Таблица 5. 10 - Выбор способов формирования ООД обучающихся по теме: «Эффективные способы пожаротушения»

Уровни усвоения учебного материала темы Формы Методы Средства
I репродуктивный фронтальная Рассказ, презентация. Раздаточный материал «Эффективные способы пожаротушения»
ІІ репродуктивно-алгоритмический фронтальная групповая индивидуальная Рассказ, демонстрация слайдов презентации, плакатов. Раздаточный материал «Эффективные способы пожаротушения»
III продуктивно-практический фронтальная групповая индивидуальная Рассказ, демонстрация слайдов презентации, плакатов. Раздаточный материал «Эффективные способы пожаротушения»

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...