Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ программ и учебников по предмету




Тема 3.

«Окружающий мир»

Вопросы для обсуждения на занятии.

1.Почему программы являются основным документом, в соответствии с которым учителю следует строить свою работу по предмету?

2. Из каких компонентов состоит любая программа?

3. Анализ структурных компонентов программы.

4. Соответствует ли программа стандарту по предмету «Окружающий мир».

5. Анализ учебников для разных классов. Выделите в учебниках элементы методического аппарата, проведите их анализ.

6. Принципы отбора содержания по предмету.

7. Структура и содержание знаний об окружающем мире.

8. Методика работы с учебником на уроках и во внеурочное время.

9. Отличительные особенности работы с учебником при реализации ФГОС второго поколения.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Изучите вариативные программы по предмету «Окружающий мир». Прочитайте внимательно пояснительные записки к ним и выделите специфические особенности каждой из программ.

На основе проделанной работы сделайте сравнительный анализ программ, выделив сходство и различия между ними по следующим признакам:

цели и задачи изучения предмета (образовательные, развивающие, воспитательные);

основное содержание по классам, принципы отбора и расположение по годам обучения;

методы и формы организации деятельности учащихся, рекомендуемые авторами для реализации заложенного в программе содержания.

4. Изучите учебники по «Окружающему миру» разных авторов. Выделите в учебниках элементы методического аппарата и проведите их сравнительный анализ.

5. Авторы предлагают учителю, который будет работать по их учебникам следующее: «Просмотрите учебники, выполните все задания, ответьте на все вопросы, запишите возникшие у вас вопросы, конспективно запишите ваши мысли по содержанию».

При подготовке к занятию разделитесь на микрогруппы и выполните это задание авторов, тогда вы хорошо будете знать содержание учебников.

6. Изучите методику работы с учебниками разных авторов, покажите ее вариативность.

7. Изучите пояснительную записку программы «Окружающий мир» авторов Е.В.Чудиновой и Е.Н.Букваревой и выделите особенности этого варианта.

8. Ознакомьтесь с учебником Е.В.Чудиновой И Е.Н.Букваревой «Окружающий мир». Чем они отличаются от других вариативных учебников? Как вы это можете объяснить?

9.Решите методические задачи, приведенные ниже.

10.Определите границы своих знаний, используя вопросы для этого.

 

Решите следующие методические задачи

1. В пояснительной записке к программе «Окружающий мир» авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков пишут, что «курс» «Мы и окружающий мир» разработан в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленной на достижение оптимального общего развития школьников (Л.В.Занкова).

Что вы под общим развитием школьников понимаете? Как это отражено в содержании программы? Приведите конкретные примеры.

2. Авторы программы «Мы и окружающий мир» Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков пишут, что одной из задач, которая должна решаться - это «формирование общеучебных умений: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, самостоятельно проводить предусмотренные программой опыты, наблюдения, практические работы, делать обобщения и выводы».

Внимательно изучите эти общеучебные умения и покажите, заложено ли это в содержание учебников или это задача учителя? Особое внимание обратите на такие умения, как умение воспринимать проблему, выдвигать гипотезу.

3. Н.Я.Дмитриева и А.Н.Казаков пишут, что «при разработке программы курса особое значение приобретает дидактический принцип «ведущая роль теоретических знаний». Этот принцип требует реализации в программе существенных связей между теоретическими и практическими знаниями».

Проиллюстрируйте это примерами из учебников этих авторов для разных классов (1-4).

4. В методических рекомендациях к курсу «Мы и окружающий мир» авторы пишут: «Содержание учебника развертывается от общего представления обо всех компонентах окружающего мира к более углубленному рассмотрению одного из компонентов (неживая природа; живая природа; человек, его труд и человеческое общество). Каждый компонент рассматривается во взаимосвязях со всеми остальными компонентами окружающего мира, с которыми уже ознакомился ученик. Происходит постоянная активизация ранее полученных знаний, создаются условия для возникновения новых связей, для более глубокого проникновения в суть материала».

Подтвердите все эти позиции примерами из учебников этих авторов. Все ли из этого авторам удалось реализовать в своих учебниках? Ответ аргументируйте.

5.Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков в методических пояснениях к курсу пишут: «Ко всем темам разработаны вопросы и задания, требующие от ребенка добывания знаний в процессе индивидуальной, групповой и коллективной работы. Характер задаваемых вопросов предполагает в большинстве случаев вариантность ответов. Они направлены на обсуждение разных версий, оценку разных точек зрения, т.е. на многоаспектность анализа». Подберите примеры из учебников для разных классов, подтверждающих это высказывание авторов. Удовлетворяют ли вас эти вопросы и задания или вам хотелось бы что-то еще добавить? Почему?

6.В своих методических рекомендациях к курсу Дмитриева Н.Я. и А.Н.Казаков пишут, что содержание учебника шире обязательного минимума, который предусмотрен стандартом. Это поможет учителю выбрать тот объем материала и тот уровень трудности работы с ним, который соответствует детям данного класса. Но в то же время при необходимости учебник может обогащаться дополнительным материалом и заданиями, активизирующими познавательную деятельность школьников.

Выберите любую тему из учебника 3 класса и подберите к ней дополнительный материал, который, на ваш взгляд, будет способствовать активизации познавательной деятельности учащихся.

7. В конце любой программы даются требования к уровню подготовки обучающихся к концу 4 класса. В программе Н.Я. Дмитриевой и А.Н.Казакова в этой части программы записано, что учащиеся должны владеть общеучебными умениями, в частности, уметь осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам. Как вы это понимаете? Как учебники этих авторов помогают формировать это общеучебное умение? Подтвердите это примерами из учебников этих авторов.

8.Н.Ф.Виноградова в пособии «Методика обучения. Окружающий мир 1-4 кл.». - М. «Вентана- Граф», 2002 пишет: «Окружающий мир» - предмет особый, многогранный. Его содержание включает сведения из разных областей знаний и является пропедевтикой изучения географии и истории, обществознания и биологии, анатомии и валеологии. Авторами курса были выделены следующие структурные элементы, которые важны для процесса усвоения знаний младшими школьниками: образ, факт, связь, деталь». Проанализируйте учебники разных авторов и установите, есть ли эти структурные элементы, подтвердите это конкретными примерами. А может ли оказаться так, что не все эти элементы будут отражены в содержании? Почему? Ответ аргументируйте.

9.В пояснительной записке к программе «Окружающий мир» Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварева пишут, что «в основе построения программы лежит принцип отбора знании, умений и навыков, наиболее актуальных для развития мышления и сознания ребенка этого возраста, а так же для успешного последующего обучения». Покажите, как это реализовано в учебниках - тетрадях этих авторов?

10.В программе по предмету «Окружающий мир» авторов Е.В.Чудиновой и Е.Н.Букваревой содержание для первого класса содержит такие разделы:

- Способы получения ответов на вопросы об окружающем мире: беседа, чтение, наблюдение;

- Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире. Анализ ощущений человека;

- Свойства (признаки) объекта наблюдения. Выделение и называние разных свойств объекта наблюдения. Планирование наблюдений;

- Сравнение объектов по выделенному свойству. Классификация объектов по выделенному свойству;

- Разные состояния объекта;

- Процесс как смена состояний объекта. Процессы вокруг нас.

Как вы можете объяснить такую последовательность содержания? Какие теоретические позиции реализовали авторы? Сравните с содержаниями других программ для первого класса, в чем принципиальная разница между ними? Почему? Ответ аргументируйте.

11.Как авторы программы для реализации системы Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова (Е,В.Чудинова, Е.Н.Букварева) осуществляют интеграцию естествознания и обществознания? Найдите это обоснование в пояснительной записке к программе и приведите его содержание.

12.Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварева в методических рекомендациях для учителя выделяют следующие приемы работы с текстами:

1) коротко сформулировать, о чем текст;

2) ответить на 1-2 содержательных вопроса по тексту;

3) придумать и записать название;

4) выделить маркером главные слова;

5) слушая или читая текст, нарисовать значок или картинку, которая потом поможет вспомнить его;

6) вспомнить и рассказать текст соседу по парте или классу по нарисованному значку, картинке или названию;

7) выделить маркером непонятные и незнакомые слова.

Можете ли вы к этим приемам что-то добавить? Есть ли различия в приемах работы с текстами у разных авторов учебников? Подтвердите это конкретными примерами.

 

Определите границы своих знаний

I.Почему учитель должен знать программу по предмету?

2.Из каких компонентов состоит любая программа?

З.Что должно входить в содержание пояснительной записки к программе? Почему?

4.В чем сходство и различия вариативных программ.

5.Чем от всех программ отличается программа Е.В.Чудиновой, Е.Н.Букваревой. предназначенной для реализации системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова?

6.Дидактические функции учебника?

7.Почему учебник является важнейшим средством обучения?

8. Принципы отбора содержания учебников. Структура знаний об окружающем мире. Содержание знаний об окружающем мире.

9.Чем представлен методический аппарат школьных учебников?

10. Какие виды текстов в учебниках разных авторов по жанру, объему, содержанию? Приведите примеры.

11..Иллюстративный аппарат учебника. Виды иллюстраций. Соотношение между текстами и иллюстрациями в учебниках для разных классов.

12.Аппарат организации усвоения. Типы заданий и вопросов.

Приведите примеры для разных учебников.

13.Аппарат ориентировки, назначение, видовое разнообразие. Приведите примеры из разных учебников.

14. Методика работы с учебником. Вариативность этой работы.

 

Литература:

1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А.Методика преподавания естествознания в начальной школе.- М.: Владос, 2008.

2. Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» в начальной школе.- М.Академия: 1998, с.40-46.

3 Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1-4 классы. Методика обучения.- М.:Вента-Граф. 2002.

5. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. «Мы и окружающий мир»: Учебники для 1,2,3,4 кл. - Самара; Корпорация «Федоров», 2008 и последующие годы.

6. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир» 1-2.3-4 классы.- Самара: Корпорация «Федоров», 2008 и последующие годы.

7. Зуев Д.Д. Школьный учебник.- М.:Педагогика, 1983.

8. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. - М,2002. С.293-324.

9. Чудинова Е.В., Букварева Е.Н. Окружающий мир. 1,2,3,4 классы: - М.: Вита-Пресс, 2008 и последующие годы.

10. Чудинова Е.В., Букварева Е.Н. Окружающий мир. 1,2,3,4 классы. Методическое пособие для учителя.- М.: Вита-Пресс, 2008 и
последующие годы.

 

Методический комментарий

 

Программа – это тот документ, в соответствии с которым учитель составляет календарно-тематическое планирование на год.

Любая программа состоит из пояснительной записки, содержания, перечня знаний и умений.

В пояснительной записке авторы обозначают основные цели и задачи изучения данного курса, принципы отбора содержания (общие и специфические), ведущие методы, позволяющие реализовать предлагаемое содержание и организовать процесс изучения предмета, нетрадиционные формы организации обучения.

Во второй части программы дается содержание предмета, которое разбито на классы, разделы с обозначением времени и последовательности их изучения и по этому содержанию учитель составляет календарно-тематическое планирование на год.

Третья часть программы посвящена основным требованиям к уровню подготовки выпускника начальной школы, где перечислено, что ученик должен уметь различать, кратко характеризовать, приводить примеры, применять знания практической деятельности.

Программа – это нормативный документ, не только направляющий деятельность учителя и учащихся, но и определяющий деятельность создателей учебников. Учебник должен быть написан в соответствии с программой, поэтому автор учебника должен быть и автором программы. Его содержание раскрывает вопросы программы, а структура отражает последовательность тем в изучении материала, предусмотренного программой.

 

Принципы отбора содержания

 

1. Принцип интеграции. В 1998-1999 учебном году две образовательные области, естествознание и обществознание, на уровне начального звена объединены в один образовательный компонент «Окружающий мир». Содержание данного компонента гораздо шире природоведения. Основу его составляют три группы знаний: человек, природа, общество.

Какие возможности представляет интегрированное построение предмета «Окружающий мир»?

1) Реализовать психологические особенности взаимодействия ребенка младшего возраста с окружающим миром. Важная психологическая особенность – это целостное восприятие мира. Построить учебный процесс необходимо таким образом, чтобы он постепенно переходил к расчлененному (предметно-дифференцированному) изучению мира;

2) При изучении интегрированного предмета младшие школьники устанавливают более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, понимают взаимозависимости в системе «человек-природа-общество»;

3) Осознает необходимость выполнения правил поведения; получает начальные навыки экологической культуры;

4) Подготавливается к изучению базовых дисциплин в основной школе;

5) Н.Я.Дмитриева, А.Казаков пишут, что интегрированный курс представит детям широкую целостную картину мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знания – о природе, человеке, обществе в их историческом развитии. Таким образом, реализуя принцип интеграции, у школьников сформируется целостная картина мира и, наряду с этим, предупредит перегрузку, вызванную множеством изучаемых предметов.

2. Необходим учет дидактических принципов, которые позволяют трансформировать научное знание в учебный предмет.

Один из важнейших принципов – это научность отбора материала. Даже самое минимальное содержание учебного предмета должно быть необходимым и достаточным для того, чтобы в нем нашли отражение целостное содержание и структура какой-то теории.

3. В основе содержания лежит деятельностный подход. Этот принцип реализуется, прежде всего, в том, что содержание отбирается с учетом усвоения его учащимися в ходе непосредственной практической деятельности (наблюдение, распознавание признаков, моделирование, эксперимент), создающий запас конкретных представлений и первоначальных понятий. Наиболее доступным местом организации практической деятельности является окружающий ребенка мир.

4. Важный принцип отбора содержания – краеведческий, т.к. он дает возможность формировать знания о природе на основе непосредственных восприятий окружающей среды.

5. Экологическая направленность содержания. В учебниках должно быть такое содержание, которое обеспечит экоадекватное образование младших школьников.

 

Группы знаний, содержащихся в учебниках

Знания об окружающем мире чрезвычайно разнообразны и касаются всех его сторон: природы, предметной области, человека, общества, сфер деятельности и познания. Поэтому в содержании предмета выделяют такие группы знаний:

1) Природоведческие и экологические представления:

· это элементарные знания об объектах и явлениях живой и неживой природы (особенности внешнего вида, условий жизни и развития, приспособленность к среде обитания);

· представления об экологических связях и зависимостях всего живого на Земле;

· элементарные сведения о Земле как планете Солнечной системы (в начальной школе астрономические представления не выделены в особую группу, хотя подготовка к изучению этого содержания закладывается в начальной школе);

· изучение физических явлений: воздух, движение, электричество и др.

· представления о человеке как биологическом существе и части природы.

Наиболее крупные разделы, темы, позволяющие формировать природоведческие и экологические представления:

а) изучение сезонных изменений в природе;

б) изучение природных сообществ;

в) изучение воды, воздуха, температуры как компонентов неживой природы и значение их для жизнедеятельности растений, животных, человека.

2) Географические представления.

География интегрирует практически все изучаемые в школе науки: астрономию, экологию, историю, физику и др.

В начальной школе преподается география, изучающая географическую оболочку Земли (верхнюю часть литосферы, гидросферу, нижнюю часть атмосферы), где существует жизнь.

Отбор содержания предмета осуществлялся на основе сравнительно-географического метода, заключающегося в сочетании мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, а краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, приближая его к опыту детей.

Особенно выделяется материал о карте. Карта – это образно-знаковая модель действительности. Она несет в себе информацию обобщенную и абстрактную, отраженную в графической форме. Обучение картографической грамотности, писал Л.В.Занков, имеет важное значение для развития детей, т.к. она учит их восприятию пространственных отношений, знакомит с особым интеллектуальным искусством передачи человеческих знаний в графической форме. К тому же графический язык карты интернационален, он имеет единую форму выражения у всех народов.

Главное в этот период – пробуждение интереса к учебному предмету.

В настоящее время наиболее полно географическое содержание представлено в учебниках Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова (до 2001 года в системе Л.В. Занкова предмет географии был отдельным) и в учебниках А.А. Вахрушева (2 класс).

3) Социальные представления.

На этом содержании у детей формируют понимание места человека в обществе и среди людей, знакомят с правилами поведения в общественных местах, с нормами взаимоотношений между людьми. Дети знакомятся с различными социальными понятиями: «родина», «страна», «город», «село», «национальность», «закон», «право», «обязанность», «президент», «правительство» и многими другими, которые дают элементарное представление об экономике, политике, устройстве нашего государства, о достопримечательностях и значении родного края.

4) Исторические представления.

Этот раздел предусматривает ознакомление учащихся с историей Отечества и родного края. На ярком и доступном детям материале формируются образные представления о наиболее важных событиях и фактах из истории Российского государства.

Все эти области знаний окружающего мира существуют не изолированно друг от друга, а в тесном единстве, взаимодействии, взаимовлиянии. По мере изучения происходит не только обогащение общих представлений об окружающем мире, но осознание связей и отношений между различными группами знаний.

 

Структурные единицы содержания:

1. Первой структурной единицей знаний об окружающем мире является образ.

Образ - есть представление, выраженное посредством ощущений и чувств. Образ содержит знания о внешних особенностях предмета и является и включает как осуществленные, так и несущественные его признаки.

Ребенку младшего школьного возраста наиболее важно воспринимать образную картину мира. Такое восприятие является основой логического способа познания действительности, так как этот способ мышления развивается на основе наглядно-действенного и наглядно-образного типов мышления.

Отсюда так важно организовать наблюдение окружающего мира на экскурсиях, прогулках, индивидуальные самостоятельные наблюдения.

2. Второй структурной единицей знаний об окружающем мире являются факты.

Всякое знание вбирает в себя множество фактов, сгруппированных в определенной системе.

Содержание учебного предмета «Окружающий мир» насыщено актуальными для характеристики того или иного явления фактами. Для младших школьников отбираются только доступные, интересные и особенно динамичные факты и их общее число не так велико. По мере развития детей, формирования умения логически мыслить, число фактов о предметах и явлениях окружающего мира увеличивается.

3. Следующей структурной единицей знаний об окружающем мире является связь.

Процесс обучения детей не останавливается на передаче только фактологической стороны явлений окружающего мира. В него входят также осознание связей, объединяющих предметы и явления в разные области (природа, общество, предметный мир).

Группы связей, которые изучаются в начальной школе:

- причинно-следственные;

-временные;

-последовательные.

1) Причинно – следственные связи очень разнообразные:

- связи, характеризующие взаимообусловленность существования и развития живой и неживой природы

Например: «Почему птицы улетают на юг?»; «Приспособления растений пустыни к условиям произрастания»;

- связи, раскрывающие процессы взаимодействия в природе живых организмов. Например, пищевые связи;

- связи, показывающие зависимость существования человека от природных и социальной среды;

- связи, характеризующие взаимоотношения людей.

2) Временные связи обсуждаются при изучении раздела, посвященного историческим событиям.

3) Последовательные связи. Они дают возможность систематизировать знания учащихся. Примеры: «В какой последовательности улетают птицы осенью?», «Откуда в наш дом пришла вода и куда она уходит?»

 

Общие особенности построения учебников.

Современный школьный учебник – это массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные школьной программой для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных или иных особенностей.

Дидактические функции учебника многообразны: информационная, систематизирующая, закрепления и контроля, интегрирующая, координирующая, развивающе-воспитательная и др.

Эти функции учебника не являются рядоположенными, а составляют систему, которая должна выступать в каждом учебнике в органическом единстве, в комплексе.

 

Структура школьного учебника.

Учебник – это целостная система, состоящая из структурных элементов, между которыми обязательна устойчивая связь элементов. Выпадение одного элемента системы должно обязательно сказаться на единстве целого. Каждый из структурных элементов несет определенную функциональную нагрузку в решении учебно-воспитательных задач.

 

Текст – это основная словесная (вербальная) система общей модели учебника. Это носитель основной информации, определяет сущность и объем содержания образования, предназначенной для усвоения школьниками.

Внетекстовые компоненты служат тексту, организуют его усвоение, облегчают его понимание и практическое использование.

Основной текст (главный) содержит учебный материал дидактически и методически обработанный и систематизированный автором (авторами) в соответствие с программой. Он служит главным источником учебной информации, обязательной для изучения и усвоения учащимися. Ядро основного текста составляют знания об основных понятиях, законах, теориях и способах деятельности.

Основные тексты делят на две группы (описание дано в книге «Школьный учебник», автор которой Д.Зуев):

- теоретико-познавательные,

- инструментально-практические.

Теоретико-познавательные тексты, доминирующая функция которой информационная, включают следующие элементы:

1)основные термины и язык конкретной области научного познания;

2)сквозные (ключевые) понятия и их определения;

3)основные факты (явления, объекты, процессы, события);

4)характеристики основных законов, закономерностей;

5)выводы.

Инструментально-практические, доминирующая функция которых преобразовательная, трансформационная (применение знаний), включает:

1)характеристики основных способов деятельности, необходимых для усвоения учебного материала и самостоятельного добывания знаний;

2)характеристики принципов и правил применения знаний;

3)описание задач, упражнений, опытов, экспериментов;

4)специальные разделы, способствующие систематизации, обобщению, повторению.

По жанру основные тексты относят к научно-популярным.

Дополнительные тексты содержат учебный материал, который служит для подкрепления и углубления положений основного текста. Этот материал может иногда выходить за рамки школьной программы. Они призваны усилить научную доказательность и эмоциональную нагрузку учебника, способствует реализации индивидуального подхода к учащимся и дифференциации обучения. Учебник нельзя считать зеркальным отражением содержания учебной программы, поэтому он должен предоставить учащимся возможность углубить, дополнить, уточнить свои знания при работе с учебником.

В учебниках разных авторов дополнительные тексты выделяются по-разному, в частности «Для самых любознательных», «Это интересно знать», использование художественных текстов и др.

Пояснительные тексты являются средством организации и осуществления самостоятельной учебной деятельности школьников.

К внетекстовым компонентам относится аппарат организации усвоения, иллюстративный аппарат, аппарат ориентировки.

Аппарат организации усвоения – это вопросы и задания, систематизирующие и обобщающие таблицы. Все это призвано стимулировать и направлять познавательную деятельность учащихся в процессе усвоения ими содержания учебника, способствуя тем самым развитию их познавательных интересов и способностей, формированию специальных учебных умений и навыков.

З.А. Клепинина систематизирует вопросы и задания, включаемые в школьные учебники, выделяя при этом следующие группы:

- вопросы и задания, направленные на воспроизведение знаний. Эта группа способствует выявлению и закреплению знаний. Они часто помещены в рубрике «Проверь себя».

-вопросы и задания, требующие логического осмысления знаний: на анализ (выявите существенное свойство (признак) изученного объекта), на сравнение (выделите различия и сходство), установление причинно-следственных связей, обобщение. Часто они помещаются в рубрике «Подумай».

-вопросы и задания на исследование объектов с помощью опытов и наблюдений;

-вопросы и задания, требующие практического применения полученных знаний;

-особое место занимают задания для проведения самостоятельных наблюдений в природе (особенно много таких заданий в учебниках З.А.Клепининой). Выполнение таких заданий будет способствовать формированию правильных и четких представлений об объектах окружающего мира, особенно природы.

-творческие задания, которых особенно много в учебниках Н.Ф.Виноградовой.

Иллюстративный аппарат призван усилить познавательное, эмоциональное воздействие на учащегося учебного материала.

К иллюстративному материалу относятся: иллюстрации (художественно-образные – сюжетные и предметные; документальные, технические; фотоиллюстрации), чертежи, схемы, планы, диаграммы, графики, карты и др.

Аппарат ориентировки обеспечивает целенаправленную ориентацию школьника в содержании и структуре учебника, создавая необходимые условия для успешной самостоятельной работы с ним. К нему относятся: предисловие, оглавление, рубрикация, шрифтовые и цветовые выделения, сигналы-символы, предметные и именные указатели, библиография, колонтитул (колонтитул (нем.) – надпись, помещаемая в книге на каждой странице над текстом, включает в себя: фамилию автора, заглавие книги, или главы, название параграфа). Хорошо это представлено в новом издании учебников З.А.Клепининой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...