Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Темы контрольных работ по курсу «Теория литературы»

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Литература как искусство. Эстетическая эмоция и эстетическое отношение.
  2. Образ и знак в художественном произведении. Типы знаков. Знаковые системы.
  3. Слово как материал художественного произведения. Литературоведческая и лингвистическая стилистики.
  4. «Готовый» поэтический образ. Тропы, фигуры, топосы, эмблемы.
  5. Образ в прозе и в поэзии.
  6. Художественный мир произведения («мир героя»): художественное время и пространство, их формы (в фольклоре и литературе).
  7. Категория события. Сюжет и фабула.
  8. Развитие сюжета: ситуация и конфликт. Элементы сюжета.
  9. Понятие мотива (А.Н.Веселовский, В.Пропп, О.Фрейденберг, Б.Томашевский, Б.Гаспаров). Мотив и сюжет. Типы сюжетных схем.
  10. Структура текста. Компонент, композиция, точка зрения.
  11. Нарратология. Понятие повествования.
  12. Типы повествований. Повествователь и рассказчик.
  13. Границы художественного мира: автор и герой. Автор и образ автора.
  14. Герой художественного произведения (бахтинская типология). Герой, персонаж, характер, тип.
  15. Тип литературного произведения. Категория рода.
  16. Эпос как род литературы. Эпический текст.
  17. Эпический мир. Тип события и сюжет.
  18. Эпический герой.
  19. Драма как род литературы. Теории драмы.
  20. Драматическое событие. Катастрофа и катарсис.
  21. Драматический сюжет: свобода и необходимость.
  22. Художественный мир драмы. Природа драматического конфликта.
  23. Драматический текст. Эпизод и композиция.
  24. Функции слова в драме и эпосе.
  25. Лирика как род литературы. Теории лирики.
  26. Лирическое событие и лирический сюжет.
  27. Лирическая речь.
  28. Жанр как устойчивая формально-содержательная целостность. «Внутренняя мера» жанра и жанровый канон.
  29. Эпические жанры: большие и средние формы.
  30. Классическая и неклассическая драма.
  31. Лирические жанры.
  32. Стиль литературного произведения.
  33. «Чужое слово»: стилизация, подражание, пародия, вариация.
  34. Функционирование литературного произведения: классический канон, беллетристика, массовая литература.

 

Темы контрольных работ по курсу «Теория литературы»

(изложение сути исследовательского подхода и методологических принципов школы, а также согласующийся с ними самостоятельный анализ выбранного студентом произведения. Оценка полученных результатов).

 

1. Основные историко-типологические и функциональные разновидности литературного сознания: нормативная поэтика, литературная критика, литературоведение, литературоведение.

2. Литературоведение как гуманитарная наука. Время и основные предпосылки возникновения гуманитарных наук. Внутренняя логика развития литературоведения и его отношение к литературному процессу.

3. Литературоведение и другие гуманитарные науки. Соотношение и функциональные различия между литературоведением и литературной критикой. Критика как объект литературоведческого анализа.

4. Литературоведение в XIX веке: взаимодействие с другими гуманитарными дисциплинами и естествознанием. Литературный процесс как объект литературоведения.

5. Духовно-историческая школа в отечественном литературоведении. Концепция “внутренней формы” слова А.А. Потебни.

6. Стравнительно-историческая школа А.Н. Веселовского.

7. Мифологическая (ритуально-мифологическая, неомифологическая) школа в отечественном и западноевропейском литературоведении.

8. Гуманитарные науки в ХХв. Роль философских концепций в выработке методологических принципов гуманитарных наук. Проблема отношения гуманитарного знания к естественно-научному. Новые направления в гуманитарных науках ХХ века.

9. Русская “формальная школа”. Теоретические концепции Московского лингвистического кружка и ОПОЯЗа.

10. Ю.Н. Тынянов и его концепция “литературного факта”.

11. Лингвопоэтика Р.О. Якобсона.

12. Диалогическая теория искусства М.М. Бахтина.

13. Литературный структурализм и лингвистика, семиотика, антропология. 14.Принципы и основные категории структурного анализа. Французский структурализм.

14. Постструктурализм и “межтекстовое” направление. Текст и произведение. “Письмо” как знаковое воплощение групповых “идеологий”. Р.Барт. Деконструктивизм Деррида.

15. Тартуско-московская школа. Структуральная поэтика Ю.М.Лотмана.

16. Рецептивная эстетика. Проблема превращения произведения в факт внутреннего опыта интерпретатора. “Горизонт ожидания” и “пустые места” текста. Диалектика вживания в текст и исторической дистанции по отношению к нему.

 

 

ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ:

 

Учебники и пособия

  1. Введение в литературоведение: Учебник для студентов: 3-е изд. – М., 1988.
  2. Материалы по курсу теории литературы. Вып 1. – Тарту, 1970.
  3. Теория литературы том 4. Литературный процесс. – М., 2001
  4. Хализев В.Е. Теория литературы: Учебно-методическое пособие. – М., 1991, 2000.
  5. Чернов И. Из лекций по теоретическому литературоведению. – Тарту, 1976.

 

Хрестоматии и антологии

1. Баршт К.А. Русское литературоведение ХХ века. В 2-х т. – С-Пб, 1997

2. Русская словесность от теории словесности к структуре текста. – М., 1997.

3. Образцы изучения текста художественного произведения в трудах отечественных литературоведов. Вып 1. Эпическое произведение. – Ижевск, 1995.

 

Теория литературы: предмет и метод изучения

  1. Кандель Б.Л. Федюшкина Л.М. Бенина М.А. Русская художественная литература и литературоведение. (Конец ХVIII-1974г.) – М.,1976
  2. Литературный энциклопедический словарь. – М.,1987.
  3. Академические школы в русском литературоведении. – М.,1975.
  4. Балухатый С.Д. Вопросы поэтики. – Л.,1990.
  5. Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. – М.,1964.
  6. Веллек Р., Варрен О. Теория литературы. – М.,1980.
  7. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. – М.,1961.
  8. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. – М., 1980.
  9. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – Л.,1977.
  10. Жирмунский В.М., Сакулин П.Н. Филология и культурология. – М.,1990
  11. Жирмунский В.М. Теория стиха. – Л.,1975.
  12. Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности. – М., 1996.
  13. Маркович Г. Основные проблемы науки о литературе. Пер. с польск. – М., 1980.
  14. Реизов Б.Г. История и теория литературы. – Л., 1986.
  15. Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей. – М.,1972.
  16. Фарыно Е. Введение в литературоведение: в 3-х ч. – Катовице, 1978.

 

Методика анализа

  1. Григорян А.П. Анализ структуры художественного произведения. – Ереван. 1984.
  2. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. – М.,1972.
  3. Методология анализа литературного произведения: сб. статей. – М.,1988
  4. Методология анализа литературного процесса. – М.,1989.
  5. Художественный текст: Онтология и интерпретация: сб. статей. – Саратов, 1992.
  6. Проблемы деривации. Семантика и поэтика. – Пермь, 1991.

 

Современные литературоведческие школы

1. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. – М., 1987

2. Ильин И. Поструктурализм. Деконтруктивизм. Постмодернизм. – М., 1996.

3. Литература и искусство в системе культуры: сб статей. – М.,1988.

4. Нефедов Н.Т. История зарубежной критики и литературоведения. –М., 1988

5. Современное зарубежное литературоведение энциклопедический справочник. – М.,1996., 2000.

6.Теоретические направления и конфронтации. 1920-1980. – М., 1988.

  1. Эпштейн М. Парадоксы новизны. О литературном развитии XIX-XX вв. – М., 1988.

 

Систематизация видов искусства

Каган М.С. Морфология искусства. – М., 1972.

Шпет Г.Г. Литература // Труды по знаковым системам, 15. – Тарту, 1982.

 

Современная компаративистика

Дима А. Принципы сравнительного литературоведения. – М., 1977.

Дюрюшин Д. Теория сравнительного изучения литературы. – М., 1979.

Современные концепции компаративистики и сравнительного изучения литератур. – М., 1987.

 

Задания для спецвопросов

  1. Основные направления в литературоведении XIX в., их различия, связь и взаимодействие. “Биографический метод”
  2. Основные направления в литературоведении XIX в., их различия, связь и взаимодействие. Мифологическая школа.
  3. Историко-психологическая школа Д.Н. Овсянико-Куликовского.
  4. Социологические школы в литературоведении.
  5. Психоанализ в литературоведении. Основные категории Аналитического аппарата Фрейда и перенос их в область искусства и литературы. Фрейдизм и психоанализ в отечественном литературоведении.

6. “Новая критика” в Англии и США.Исторически-устойчивые литературные формы как объект изучения “новой критики”. Основные неокритические принципы (Сверхличные и надэпохальные аспекты литературы, “органическая форма”, “автономия” литературного произведения, техника и цель “тщательного прочтения”, проблема внутритекстовой семантики, проблема символики литературного произведения)

7. Экзистенциализм в литературоведении. Трактовка поэзии как способа “вслушивания в бытие” Проблема социальной функции литературы у Сартра. Методологический смысл понятия “коммуникация”.

8. Тартуско-московская школа. Структуральная поэтика Ю.М.Лотмана.

 

СЕМИНАР

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...