Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономические системы: понятие,




УДК 338.2(075.8)

ББК 65.9(2)240

Г37

Рецензенты д-р эконом. наук, проф. Г. П. Г а г а р и н с к а я,

д-р эконом наук, проф. О. Г. М а к а р е н к о

Герасимов Б.Н.

Г37 ОСНОВЫ РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА: учеб. посо-
бие / Б.Н. Герасимов. – Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокосм.
ун-та, 2006. 518 с.

 

ISBN 5-7883-0383-4

 

Учебное пособие содержит теоретические основы управленческих процессов в деятельности организаций. Рассмотрены принципы, функции и элементы менеджмента. Дана характеристика основных объектов и процессов менеджмента организации. Определена необходимость технологизации управленческих процессов. Приведены технологии менеджмента, которые широко используются в современной управленческой деятельности.

Предназначено для использования в учебном процессе по курсам «Введение в специальность», «Основы менеджмента» и «Предпринимательство». Ориентировано на руководителей среднего и высшего звена, а также на резерв управленческого персонала.

 

Утверждено редакционно-издательским советом Самарского государственного аэрокосмического университета в качестве учебного пособия.

 

ISBN 5-7883-0383-4 © Б.Н. Герасимов, 2006

© Самарский государственный

аэрокосмический университет, 2006

 
 

ОглАвлеНИЕ


ВВЕДЕНИЕ............................................................................................... 5

Часть I

ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА................................................................... 8

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ,

ПОКАЗАТЕЛИ………………………………………………………………8

2. ОРГАНИЗАЦИЯ: ЭЛЕМЕНТЫ, ВНЕШНЯЯ СРЕДА, СТРУКТУРА,
СИСТЕМА…………………………………………………………………24

3. УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ

СРЕДАХ: ТИПЫ, СФЕРЫ, ВИДЫ ………………………………………40

4. ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИЙСКОГО МЕНТАЛИТЕТА…………….62

5. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА XX ВЕКА…...……………..72

6. МЕНЕДЖМЕНТ: ЗАКОНЫ, ПРИНЦИПЫ, ПОДХОДЫ………………85

7. МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ: ЭЛЕМЕНТЫ, СОДЕРЖАНИЕ,

СИСТЕМА………………………………………………………………...102

ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИ-

ЧЕСКИХ СРЕДАХ………………………………………………………..146

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ОРГАНИЗАЦИИ (ВИДЫ

МЕНЕДЖМЕНТА)……………………………………………………….167

10. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ:

СОДЕРЖАНИЕ, ПОСТРОЕНИЕ, РАЗВИТИЕ………………………..183

11. МЕТОДОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА............................................. 234

12. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ............................ 251

13. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ.............................................. 263

14. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ........... 277

Часть II

ТЕХНОЛОГИИ МЕНЕДЖМЕНТА................................................... 293

15. ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 293

16. КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ МЕНЕДЖМЕНТА............ 305

17. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ

МЕНЕДЖМЕНТА...........................................................................316

18. ТЕХНОЛОГИИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ. 338

19. ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РОЛЕЙ.. 350

20. ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ МЕНЕДЖМЕНТА 358

21. ТЕХНОЛОГИИ ВИДОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬ-
НОСТИ............................................................................................. 367

22. ТЕХНОЛОГИИ РЕШЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗАДАЧ......... 371

23. ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЧЕЛО-
ВЕКА................................................................................................ 388

24. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ

МЕНЕДЖМЕНТА.......................................................................... 400

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК................................................... 411

ПРИЛОЖЕНИЯ..................................................................................... 422


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В ХХ веке менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, науку, имеющую свой предмет, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научные основы этой дисциплины представлены в виде концепций, принципов, категорий и системного представления отдельных элементов. Особое внимание к теории менеджмента обусловлено ролью, которую он играет в жизни любого общества. П. Друкер сказал: «На 80% успехи любой страны зависят не от природных ресурсов, не от географического расположения, не от качества рабочей силы, а от качества управления» [45].

В полной мере можно убедиться в справедливости этой мысли на примере истории России. Именно поэтому среди множества важнейших задач по подъему экономики нашей страны и развитию российского общества к числу имеющих высший приоритет относится задача развития научных основ менеджмента. Именно стройная научно обоснованная теория менеджмента способна избавить нас от механического переноса зарубежных теорий и опыта в российскую управленческую деятельность и дать объективное толкование концепций, подходов и других атрибутов современной управленческой мысли.

Рыночная экономика предъявляет новые требования к профессионализму работников. Особенно высоки требования к специалистам в управленческой деятельности. Проблемы большинства современных управленцев в России обусловлены отсутствием опыта их деятельности в условиях рыночной экономики.

Несмотря на то, что основные составляющие управленческой деятельности в России и за рубежом, факторы внешней и внутренней среды организаций достаточно универсальны, особенности их формирования и проявления существенно отличаются как в проблемном, так и ситуационном плане. Известные зарубежные подходы и принципы в современной России оказываются деформированными в соответствии с совершенно иным национальным менталитетом.

Важнейшими компонентами российского менеджмента становятся ценностные ориентации и жизненные установки управленца-профессионала. Появляются новые образцы деятельности управленца, которые необходимо осваивать, в частности, управление инновациями. Часть образцов, которые используются регулярно, можно считать типовыми, стандартными.

В организациях страны работает еще много руководителей, которые не обладают достаточными знаниями и навыками деятельности в рыночных условиях. Необходимость обучения и переобучения управленцев различного уровня требует более стройной системы изложения знаний о менеджменте.

Отсутствие научной идентификации предметной области менеджмента привело к формированию в вузах различных методических подходов. Иногда различия таковы, что люди, окончившие разные школы, не могут понять друг друга. И хотя подходы каждой школы важны сами по себе, развитие взаимопонимания между ними важно как для них, так и для судьбы менеджмента в России в целом.

Переиздаются зарубежные учебники и книги по менеджменту, выполненные на скорую руку и сыгравшие свою положительную роль в 90-е гг. ХХ века. Однако они уже не могут удовлетворить ни студентов, ни тем более практиков, которые столкнулись с рыночной средой.

Наиболее фундаментальной работой, которая прокладывает путь к созданию нового поколения учебных материалов по менеджменту, является новое издание книги Э.М. Короткова «Концепция российского менеджмента». М.: ДеКа 2004. Очевидно, нужно развивать представления об элементах организации, процессах и элементах менеджмента, формировать содержание и особенности типов управления в экономических и социальных средах, исследовать специфику различных сфер управленческой деятельности, а также строить теорию в тесной взаимосвязи с методологией и технологией менеджмента.

Это позволит выполнить требования, предъявляемые системой управленческого образования, при условии наличия всех остальных компонентов управленческих процессов.

В настоящем учебном пособии делается акцент на деятельность экономических систем типа «организация», которые обладают определенными свойствами, важнейшими из которых являются способности находиться в постоянном контакте с окружением и обладание собственными философией и идеологией управленческой деятельности. Пособие состоит из двух частей. В части первой, предлагаемой Вашему вниманию, рассматриваются вопросы теории менеджмента, во второй – технологии менеджмента.

Автор выражает благодарность проф. Э.М. Короткову, проф.
О.Г. Макаренко, проф. В.В. Морозову, проф. В.С. Пудичу, доц. В.М. Цлафу за ценные замечания и предложения, сделанные в процессе подготовки рукописи к изданию.

 


Часть 1

 

ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: ПОНЯТИЕ,

СОДЕРЖАНИЕ, ПОКАЗАТЕЛИ

Термин «система» имеет древнее происхождение. И практически любое научное направление так или иначе его употребляет. Большей частью термин «система» употребляется там, где речь идет о чем-то собранном вместе, упорядоченном, организованном, но, как правило, не упоминается критерий, по которому компоненты собраны, упорядочены, организованы.

По определению кибернетики система – это любой комплекс динамически связанных элементов. Сформировалось несколько концепций общей теории систем, которые можно разделить на четыре группы [19].

В первую группу следует включить определения, где система рассматривается как материальный объект, представляющий единство, т. е. целостность, части которой взаимодействуют друг с другом. Вторая группа охватывает определения системы как материального объекта, представляющего целостность, состоящую из частей, взаимодействие которых оценивается посредством некоторых входов информации, вещества, энергии и выходов – преобразованной информации, вещества, энергии. В третьей группе система представляется как математическая модель. В четвёртой группе система рассматривается не как совокупность материальных объектов, а как совокупность действий.

Система –это упорядоченно-устойчивая самоуправляемая и управляемая целостность, или система – это целостность, которая поддерживает упорядоченно-устойчивое состояние своей и вышестоящей системы посредством самоуправления и управления [29].

Кратко рассмотрим основные понятия, помогающие уточнить представление о системе. Под элементом принято понимать простейшую неделимую часть системы. Примем следующее определение: элемент – это предел членения системы с точки зрения аспекта рассмотрения, решения конкретной задачи, поставленной цели.

Систему можно расчленять на элементы различными способами в зависимости от формулировки задачи, цели и ее уточнения в процессе проведения системного исследования. При необходимости можно изменять принцип расчленения, выделять другие элементы и получать с помощью нового расчленения более адекватное представление об анализируемом объекте или проблемной ситуации.

Иногда термин элемент используют в более широком смысле даже в тех случаях, когда система не может быть сразу разделена на составляющие, являющиеся пределом ее членения. Однако при многоуровневом расчленении системы лучше использовать другие термины, предусмотренные в теории систем: сложные системы принято вначале делить на подсистемы или на компоненты [19].

Понятие подсистема подразумевает, что выделяется относительно независимая часть системы, обладающая свойствами системы и, в частности, имеющая подцель, на достижение которой ориентирована подсистема, а также другие свойства – свойство целостности, коммуникативности и т.п., определяемые закономерностями систем, рассматриваемыми ниже.

Если же части системы не обладают такими свойствами, а представляют собой просто совокупности однородных элементов, то такие части принято называть компонентами [29].

Понятие связь входит в любое определение системы и обеспечивает возникновение и сохранение ее целостных свойств. Это понятие одновременно характеризует и строение (статику), и функционирование (динамику) системы.

Связь определяют как ограничение степени свободы элементов. Связи можно охарактеризовать направлением, силой, характером (или видом). По первому признаку связи делят на направленные и ненаправленные. По второму – на сильные и сл а бые. По характеру (виду) различают связи подчинения, связи порождения (или генетические), равноправные (или безразличные), связи управления. Связи в конкретных системах могут быть одновременно охарактеризованы несколькими из названных признаков.

Важную роль в моделировании систем играет понятие обратной связи. Обратная связь может быть положительной, сохраняющей тенденции происходящих в системе изменений того или иного выходного параметра, и отрицательной – противодействующей тенденциям изменения выходного параметра, т.е. направленной на сохранение, стабилизацию требуемого значения параметра. Обратная связь является основой саморегулирования, развития систем, приспособления их к изменяющимся условиям существования.

Понятие цель и связанные с ним понятия целеполагания лежат в основе развития системы. Изучению этого понятия большое внимание уделяется в философии, психологии, кибернетике.

Система может быть представлена простым перечислением элементов или «черным ящиком» (моделью «вход – выход»). Однако чаще всего при исследовании объекта только такого представления недостаточно, так как требуется выяснить, что собой представляет объект, что в нем обеспечивает выполнение поставленной цели, получение требуемых результатов. В этих случаях систему отображают путем расчленения на подсистемы, компоненты, элементы с взаимосвязями, которые могут носить различный характер, и вводят понятие структуры.

Структура (от латинского «structure», означающего строение, расположение, порядок) отражает определенные взаимосвязи, взаиморасположение составных частей системы, ее устройство (строение). При этом в сложных системах структура включает не все элементы и связи между ними, а лишь наиболее существенные компоненты и связи, которые мало меняются при текущем функционировании системы и обеспечивают существование системы и ее основных свойств. Иными словами, структура характеризует организованность системы, устойчивую упорядоченность элементов и связей. Структурные связи обладают относительной независимостью от элементов и могут выступать как инвариант при переходе от одной системы к другой, перенося закономерности, выявленные и отраженные в структуре одной из них, на другие.

Одна и та же система может быть представлена разными структурами в зависимости от стадии познания объектов или процессов, от аспекта их рассмотрения, цели создания. При этом по мере развития исследований или в ходе проектирования структура системы может изменяться.

Структуры, особенно иерархические, могут помочь в раскрытии неопределенности сложных систем. Иными словами, структурные представления систем могут являться средством их исследования.

Процессы, происходящие в сложных системах, как правило, сразу не удается представить в виде математических соотношений или хотя бы алгоритмов. Поэтому для того чтобы охарактеризовать стабильную ситуацию или ее изменения, используются специальные термины, заимствованные теорией систем из кибернетики, биологии, философии. Рассмотрим основные термины.

Понятием состояние обычно характеризуют мгновенную фотографию, «срез» системы, остановку в ее развитии. Его определяют либо через входные воздействия и выходные результаты, либо через макросвойства системы [16].

Если система способна переходить из одного состояния в другое, то она обладает поведением. Этим понятием пользуются, когда неизвестны закономерности перехода из одного состояния в другое.

Понятие равновесие определяют как способность системы в отсутствии внешних возмущающих воздействий (или при постоянных воздействиях) сохранять свое состояние сколь угодно долго.

В ряде работ [19, 52] определены общие свойства систем. Приведем эти свойства:

целостность –единство управляющей и управляемых частей системы, обеспечиваемое информационными, энергетическими, транспортными связями, необходимое для реализации ее главной и функциональной целей;

упорядоченность – структура (строение, организованность, целесообразное размещение частей системы и их качественное своеобразие);

устойчивость – стабильность, динамическое равновесие в статистическом смысле (в определенных пределах), сопротивляемость, живучесть;

коммуникативность – свойство, из которого следует, что система не изолирована от других систем, она связана множеством коммуникаций со средой, представляющей собой, в свою очередь, сложное и неоднородное образование, содержащее подсистему (систему более высокого порядка, задающую требования и ограничения исследуемой системе), подсистемы (нижележащие, подведомственные системы) и системы одного уровня с рассматриваемой;

эквифинальность – способность, в отличие от состояния равновесия в закрытых системах, полностью детерминированных начальными условиями, достигать не зависящего от времени состояния, которое определяется не ее начальными условиями, а исключительно параметрами системы;

самоуправление – взаимодействие частей системы, направленное на достижение главной цели системы – самосохранение;

управление – взаимодействие системы как подсистемы и вышестоящей системы в направлении достижения цели – сохранения вышестоящей системы.

Системы разделяют на классы по различным признакам, и в зависимости от решаемой задачи можно выбирать разные принципы классификации. Цель любой классификации – ограничить выбор подходов к отображению системы, сопоставить выделенным классам приемы и методы системного анализа и дать рекомендации по выбору методов для соответствующего класса систем. При этом система может быть одновременно охарактеризована несколькими признаками, т.е. ей может быть найдено место одновременно в разных классификациях, каждая из которых может оказаться полезной при ее моделировании.

Основные отличительные черты открытых систем – способность обмениваться со средой массой, энергией и информацией. В отличие от них закрытые или замкнутые системы являются полностью лишенными этой способности, т. е. изолированными от среды. В отличие от закрытых в открытых системах возможен «ввод энтропии», ее снижение; «подобные системы могут сохранять свой высокий уровень и даже развиваться в сторону увеличения порядка сложности» [16], т.е. в них проявляется рассматриваемая закономерность самоорганизации.

Существует несколько подходов к разделению систем по сложности. Одни авторы связывают сложность с размерами системы, другие с характером поведения системы. Есть точка зрения, что большие (по величине, количеству элементов) и сложные (по количеству связей, алгоритмов поведения) системы – это разные классы систем.

Классификация систем по степени организованности разделяет их на хорошо структуризованные, плохо структуризованные и неструктуризованные.

Позднее к этим классам был добавлен еще класс самоорганизующихся систем, который включает рассматриваемые иногда в литературе классы саморегулирующихся, самообучающихся, самонастраивающихся и т.п. систем. Выделенные классы практически можно рассматривать как подходы к отображению объекта (процесса), которые могут выбираться в зависимости от стадии познания объекта и возможности получения информации о нем.

Представление объекта или процесса принятия решения в виде хорошо структурированной системы возможно в тех случаях, когда исследователю удается определить все элементы системы и их взаимосвязи между собой и с целями системы в виде детерминированных (аналитических, графических) зависимостей. На представлении этим классом систем основано большинство моделей физических процессов и технических систем.

Система характеризуется некоторым набором макропараметров и закономерностями, которые выявляются на основе исследования не всего объекта или класса явлений, а путем изучения определенной с помощью некоторых правил достаточно представительной выборки компонентов, характеризующих исследуемый объект или процесс. На основе такого выборочного исследования получают характеристики или закономерности (статистические, экономические и т.п.) и распространяют эти закономерности на поведение системы в целом.

Отображение объектов в виде самоорганизующихся систем позволяет исследовать наименее изученные объекты и процессы с большой неопределенностью. Класс самоорганизующихся или развивающихся систем характеризуется рядом признаков, особенностей, приближающих их к реальным развивающимся объектам. Эти особенности, как правило, обусловлены наличием в системе активных элементов и носят двойственный характер: они являются новыми свойствами, полезными для существования системы, приспосабливаемости ее к изменяющимся условиям среды, но в то же время вызывают неопределенность, затрудняют управление системой. К таким особенностям относятся:

нестационарность (изменчивость, нестабильность) отдельных параметров и стохастичность их поведения;

уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях, но в то же время наличие предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами и характерными для них структурными связями;

способность адаптироваться к изменяющимся условиям среды и помехам, причем как к внешним, так и к внутренним;

способность противостоять энтропийным (разрушающим) тенденциям, обусловленная наличием активных элементов, стимулирующих обмен материальными, энергетическими и информационными продуктами со средой и проявляющих собственные инициативы;

способность вырабатывать варианты поведения и изменять свою структуру (при необходимости), сохраняя при этом целостность и основные свойства;

способность и стремление к целеобразованию: в отличие от закрытых (технических) систем, которым цели задаются извне, в системах с активными элементами цели формируются внутри системы.

Рассматриваемый класс систем можно разбить на подклассы, выделив адаптивные или самоприспосабливающиеся системы, самообучающиеся системы, самовосстанавливающиеся, самовоспроизводящиеся и т.п. классы, в которых в различной степени реализуются рассмотренные выше и еще не изученные особенности.

По мере продвижения общественного сознания во времени возникали и развивались различного рода системы. Можно прогнозировать и дальнейшее появление новых типов систем и усложнение уже существующих, так как это необходимо для жизнеобеспечения общества и составляет, видимо, его насущную потребность в процессах восприятия и организации окружающего мира для своей (общества, а не природы) деятельности. Следовательно все системы искусственны, а их разновидности в материальном мире могут быть различимы по признакам осознания человеком природы (мира) и его сознательной деятельностью в природе, то есть делятся на подклассы природных и производственных (произведенных человеком) систем.

Различные представления систем и их многообразие определяются совокупностью их базисных множеств (частей, элементов, компонентов), которые взаимосвязаны рядом отношений, удовлетворяющим тем или иным правилам сочетания как элементов множеств, так и самих отношений.

Важным в выделении базисных множеств системы, по мнению В.П. Тихомирова, О.С. Разумова, является то, что оно осуществляется человеком, т.е. субъектом управления. Следовательно, понятие системы всегда субъективно [123].

Наиболее продвинутой следует считать классификацию В.С. Пудича (рис. 1). Одним из доводов в ее пользу является появление класса экономических систем [98].

Несмотря на большое количество и отличия систем, отнесение их к тому или иному классу условно, так как оно выполняется по доминантному признаку. Завершенность любой системы всегда относительна, так как ее можно совершенствовать бесконечно. Но атрибуты организации имеются, контролируются обществом и существуют для разных форм собственности (лицензия, регистрация, устав и т.д.).


Рис. 1. Классификация систем

Существуют экономические системы различных видов: организация (предприятие, фирма), корпорация, ассоциация, регион, историческая об­ласть (совокупность регионов), государство, совокупность государств. Очевидно, известной предельной экономической системой следует считать планету Земля в целом.

Совместная деятельность и поведение людей находятся под сильным влиянием ценностей, которые формируются образованием, опытом и социально-экономическим фоном. Естественно, что люди свои собственные ценности переносят на ценности организаций, которыми руководят или образуют. У. Гут и Р. Тагири установили шесть ценностных ориентаций, которые оказывают воздействие на людей, особенно на выбор целей и средств их достижения [159]. Это теоретические, экономические, политические, социальные, эстетические, религиозные ценности. Любая организация вырабатывает и соблюдает определенные ценности и естественно, что экономические системы отдают приоритет таким экономическим ценностным категориям как практичность, полезность, накопление богатства. Отсюда возникают типы предпочитаемых целей: рост, прибыльность, результаты.

Как показала практика, большинство экономических систем отдает приоритет экономическим ценностям, таким как доход, прибыль, расходы. В качестве обоснования этого подхода декларируется необходимость не только успешного функционирования, но и важность организационного развития. Причем многие экономические системы об этом смело заявляют в своих программных документах.

Для организаций, их совокупностей или частей можно с достаточной точностью и своевременно определить многие количественные показатели этих ценностей практически в любом временном интервале в прошлом, настоящем, а иногда и в будущем. Чем больше размерность экономической системы, тем более размыты ее состав и границы, а поэтому суммарные экономические ценности этой системы становятся другими. Например, для отдельных стран или их больших регионов важную роль играет качество жизни, выражаемое в доходе на душу населения, ВВП или объем бюджета.

Для экономических систем на уровне региона (района, области, края, республики), которые включают совокупность систем меньшего порядка, характерна тесная связь между экономическими объектами региона. Это, с одной стороны, позволяет иметь синергетический эффект, чаще всего в экономической области, однако, с другой стороны, измерить его достаточно сложно ввиду разновременности его проявления. Кроме того, экономические ценности меняются, появляются качественные показатели, например возможность потерять работу, количественно измерить их становится сложнее, а иногда и невозможно.

Современные тенденции в менеджменте определяют приоритет человека в экономической системе. Они исходят из интересов большинства людей. Определяющим в выборе этих приоритетов являются усилия, затрачиваемые обществом на воспроизводство человека (более ¾ ВВП). Поэтому идеалом общества становится та предметная область (экономика), которая идеальным образом соответствует интересам общества не по названию, а по сущности.

В работе [98] отмечается, что сегодня нет четких различий между науками экономики и менеджмента. Поэтому неясно, где кончается экономика, а где начинается управление ее процессами. В этой же работе, при прогнозировании развития экономической науки предполагаются варианты взаимодействия экономики и менеджмента
(рис. 2). Проблема взаимодействия наук экономики и менеджмента ввиду своей сложности может быть решена эволюционным путем на основе увязки их взаимодействия в единую систему функционирования наук.

 
 

Рис. 2. Схема взаимодействия экономики и менеджмента

 

Поскольку экономика и право (организация) всепроникающие науки (отношения), представленные в связи с этим как среды функционирования субъектов экономики, то, следовательно, и управление, т.е. менеджмент, как наука занимает аналогичное место в системе наук, так как они неразрывно функционально связаны и обусловлены.

Верховный приоритет в этой совокупности наук занимает управление, так как блага, которые накапливаются в духовной и материальной среде, нуждаются в управлении, проявляются в результате управления и необходимы для дальнейшего управления.

Рассмотрим понятие «экономическое пространство», которое введено Н.П. Иващенко и представляется как информационный конструкт, состоящий из определенного набора компонент, измеряемых в порядковых шкалах, предназначенных для отражения взаимодействия производственно-экономических систем (рис. 3) [54].

В результате исследования О.Д. Головина выдвинуто мнение о том, что экономическое пространство является трехмерным и характеризуется тремя ведущими параметрами: производительность труда, эффективность (производительность), результативность производства (продуктивность) [37]. Другие параметры выступают как частные, в т.ч. энергоемкость, фондоотдача, рентабельность, материалоемкость, интенсивность труда.

Для систем с ярко выраженной экономической направленностью существуют механизмы влияния на показатели их деятельности, причем не только экономические, но и управленческие, социальные, правовые, информационные, психологические.

Чем четче выражены показатели экономической системы и есть возможность их вовремя измерить, тем больше шансов найти и использовать рычаги управляющего воздействия на них.

 
 

 


Рис. 3. Концептуальная системно-логическая модель производственно-экономической системы в социально-экономическом пространстве

 

Чем большую размерность имеет система, тем сложнее ею управлять. Однако и для больших экономических систем существуют механизмы регионального, межрегионального, отраслевого и государственного управления, которые позволяют воздействовать на соответствующие показатели (уровень жизни населения, например). Тем не менее, главным является уровень деятельности экономических систем предпринимательского направления, так как именно они создают экономический потенциал региона, отрасли и государства в целом. Недаром существуют так называемые градообразующие предприятия, которые не только обеспечивают занятость большинства населения, но и вносят львиную долю в местный бюджет.

Для реализации ценностей экономическая система должна иметь не только соответствующую философию, но и технологию своей деятельности. Эта технология может быть представлена следующим образом. Нужно полностью самостоятельно реагировать на спрос или заказ и обеспечить его удовлетворение, что неизбежно вызывает следующую цепь взаимозависимых процедур – понять содержание спроса, построить проект деятельности, соответствующий продуктовой характеристике спроса, войти в финансовый рынок и осуществить первую часть обмена, заем, и использовать его в снабженческом рынке, купив все необходимое для реализации проекта деятельности, осуществить становление производства, войти в реализационный рынок для продажи продукции, осуществить инвентаризацию и членение полученных денежных масс, осуществить вторую часть обмена на финансовом рынке, отдав компенсацию за заем с оговоренными процентами, выделить часть денег для стабилизации цикла предпринимательства и подсчитать прибыль.

Управленческое звено при этом представлено проектированием деятельности в рамках понятого спроса и становлением производства [91]. Приобретение того, что необходимо для деятельности, включая исполнителей, а также процессы реализации продукции являются не совсем обычными. Они подчинены не управленческим отношениям и не технологическим функциям, а законам рынка. Рынок основан на согласовательных процессах, где основанием согласия выступает и индивидуальный интерес, и давление той системы деятельности участника рынка, которая выходит на рынок. В рыночном обществе экономическая система выживает не только за счет новой технологии или квалифицированного персонала, но и многих типов согласовательных процедур, но, главное – понимания прибыльности или бесприбыльности того или иного действия.

В любом государстве кроме экономической системы существуют еще несколько систем: политическая, правовая, правоохранительная, государственная служба, информационная, духовная. Для этих систем главными являются другие ценности, которые определяют роль, место, а иногда и смысл существования организации. Например, социокультурные и образовательные учреждения. Однако реализация их ценностей также связана с экономическими ценностями, необходимыми для их существования и выживания. Так или иначе, все они для поддержания своей жизнедеятельности должны иметь финансовые средства. Это можно сделать самостоятельно либо через бюджет какого-либо уровня, либо пользоваться тем и другим источниками.

Каждая сфера общественной жизни представляет собой сложную иерархию систем. Например, экономика – это промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, строительство, корпорации, финансово-промышленные группы, фирмы, предприятия (малые, средние, крупные), цехи, участки, бригады.

Для реализации целей в организации должна быть создана экономическая организованность с учетом интересов исполнителей, сотрудников, партнеров.

Экономическая организованность – это совокупность приемов взаимодействия в области финансового менеджмента, управления маркетингом, операционного и других видов менеджмента. Этими областями экономическая организованность и ограничивается. Она может реализовываться на макроэкономическом уровне как в виде государственного управления экономическими процессами, так и через денежный механизм организованности. Экономическая организованность хозяйства страны, региона, фирмы, рассматривается чаще всего как экономическая система либо как экономический механизм, либо как организационный комплекс экономики. Экономическая система рассматривается как логическая детерминированная форма взаимодействия между различными экономическими явлениями [91].

Экономическая организованность может реализовываться в виде взаимодействия экономических объектов на основе систем ценообразования, финансирования, стимулирования, нормативов, хозрасчета, налогообложения, рынка ценных бумаг; инвестирования и т.д.

Экономический механизм – это совокупность средств и связей, приводящих в действие различные экономические явления. Экономическая система может функционировать в режимах экономического либерализма, индикативного планирования и дирижизма.

Система индикаторов (критериев) и характеристик в совокупности отражает результативность экономических систем. В работе [167] автор разделил результативность на семь подсистем, элементы которых отражают различные, но не обязательно взаимно исключающие критерии результативности: действенность, экономичность, качество, прибыльность, производительность, качество трудовой жизни, внедрение новшеств. Эти характеристики как критерии высококачественного менеджмента выделяет и П. Друкер [46].

На экономические результаты деятельности организации влияют политические, рыночные, технологические, экономические и другие факторы. Некоторые экономические факторы влияют непосредственно: темпы инфляции или дефляции, уровень занятости, стабильность денежной единицы, налоговые ставки. Предпочитаемые цели выражаются в экономических показателях. Например, прибыльность характеризуется уровнем прибылей, прибылью на основные фонды, инвестиции, от акций, от продаж, ее ежегодным приростом.

Задача согласования ограниченных ресурсов и операционных мощностей с неограниченными потребностями людей стоит перед каждым обществом, но решается различными экономическими системами по разному. В рыночной экономике это согласование осуществляется ценовым механизмом на основе равновесия платежеспособного спроса и предложения.

Необходимо согласовывать интересы малых групп, которые выступают под различными ярлыками: энтузиасты, команды, рабочие группы, профессионалы, «ударные» бригады, кружки качества. Все эти группы имеют одну общую черту, они представляют собой основные «строительные» блоки образцовых организаций, определяющие в основном эффективность их функционирования.

В работе [91] эффективность организации определяется как степень, с какой организация реализует свои цели. Она связана с показателями, определяемыми как уровнем организаций, так и уровнем ее подразделений. Важнейшим является показатель экономичности.

Экономичность – это отношение количества ресурсов, фактически используемых для выпуска единицы продукции, к запланированному. Если организация способна достичь данного уровня производительности с меньшим количеством ресурсов, чем другие организации, она считается более экономичной.

Иногда экономичность приводит к эффективности. В других организациях эффективность и экономичность оказываются связаны друг с другом. Существует несколько ситуационных подходов к измерению эффективности. Традиционные подходы включают в себя целевой, ресурсный и внутренний процессы. Они вполне работоспособны, но каждый из них раскрывает только одну сторону дела.

Новый подход заинтересованных сторон основан на утверждении о том, что для каждой организации существует много групп по своему заинтересованных в результатах ее деятельности.

В подходе акционеров показателем эффективности считается удовлетворенность всех заинтересованных групп. С ростом понимания того, что эффективность – это сложная многомерная концепция, не поддающаяся односторонней оценке, такой подход становится более популярным.

Рассмотрение усилий общества, направленных на познание ею жизнедеятельности, обусловило необходимость определения структуры жизненного цикла экономической системы (рис. 4) [98]. Адаптация экономических систем в среде жизнедеятельности динамична, она происходит на протяжении всего жизненного цикла этих систем в сочетании подъемов и спадов активностей субъектов адаптации. В работе [98] представлены следующие ориентиры изменения концепции управления экономическими системами: от управления трудоемкостью к управлению деятельностью; от управления деятельностью к управлению производительностью труда; от управления производительностью труда к управлению организационной культурой для достижения высокой производительности труда.

 

 
 

 

 


Рис. 4. Структура жизненного цикла экономической системы

 

Все экономические системы имеют социальные характеристики. Развитие экономических систем разного уровня требует новых подходов и методов их реформирования для повышения эффективности их деятельности с целью выполнения заявленных ориентиров и ценностей. Наиболее эффективным направлением реформирования экономических систем типа «организация» является развитие их функциональной структуры на основе реинжиниринга, методология которой изложена в работах [24, 29].

Для реформирования современной экономики России значение имеет осознание и правильный выбор направлений трансформации самой внешней среды с тем, чтобы она в наибольшей степени благоприятствовала как целям развития отечественной экономики, так и интересам развития отдельных хозяйствующих субъектов, т.е. организаций.

Вопросы для повторения и обсуждения

 

1. Что понимается под системой?

2. Каковы основные признаки разделения и классификации современных систем?

3. Экономические ценности систем: их сущность и содержание.

4. Каково содержание и показатели экономического механизма в системах?

5. Какова сущность и структура жизненного цикла экономических систем?


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...