Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация технологий менеджмента




Часть II

ТЕХНОЛОГИИ Менеджмента

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ управленческой

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящее время вырабатываются новые подходы к менеджменту как управленческой деятельности. Одним из таких подходов является технологизация управленческих процессов. На современном этапе наиболее быстрым и эффективным представляется использование социальных технологий (в том числе и технологий менеджмента) в качестве средств и методов управления.

В 60 – 80-е гг. XX в. цивилизованный мир пережил информационную, управленческую и концептуальную революции. Именно на их основе произошел громадный скачок в развитии производства, бизнеса, науки, менеджмента. В основе этого скачка лежало освоение «человеческого ресурса», интеллектуальной собственности и управленческих «ноу-хау». Таким образом, бурное развитие технологий менеджмента связано с потребностью быстрого и крупномасштабного тиражирования новых видов деятельности, которые призваны заменить рутинные и обеспечить передачу информации на основе современных научных данных.

Возможности применения технологий менеджментав различных сферах общественной жизни, в т.ч. и в области освоения рыночного пространства, исключения деструктивных процессов безграничны. Однако используются они крайне плохо, нерационально. Сложилось реальное противоречие между огромным интеллектуальным потенциалом, накопившемся в науке и практике, и уровнем применения наукоемких технологий в различных сферах управления, в частности, в повышении эффективности управленческой деятельности.

Для российских управленцев технологизация организационных процессов наталкивается на некомпетентность субъектов управления, их неготовность обеспечить все циклы прохождения решений – от выработки до реализации. Кроме того, управленцам мешают сложившиеся стереотипы мышления, выражающиеся в недоверии к организационным сторонам управления, которые в условиях административно-командной системы нередко сводились к жестким некомпетентным регламентациям, инструкциям, многочисленным проверкам. Поэтому всякое управленческое действие, его организационные процедуры рассматриваются ими не более как бюрократические
акты.

Современная концепция управления организацией заключается в следующем: менеджмент настоятельно требует, с одной стороны, очищения от деформаций, бюрократических искажений системы управления, с другой – продвижения вперед и дальнейшего ее развития. Управленцы должны научиться профессионально создавать и использовать технологии менеджмента, опираясь на неисчерпаемый ресурс организации – ее персонал. Технологии менеджмента следует понимать не как жесткую регламентацию деятельности управленческого персонала, а как инновационное средство его мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию. Только на этом пути организации в России смогут вырваться из кризиса и показать свою жизнеспособность, конкурентоспособность и эффективность.

Технология – это продуманная система знаний и умений «как» и «каким образом» цель воплощается в конкретный вид продукции или ее составную часть. Технология – это человеческое знание в его продуктивном состоянии. Существует два типа технологий: материальные и духовные. В каких бы сферах человеческой жизнедеятельности технологии не использовались, они предстают как последовательность совокупности конкретных действий, осуществление которых сопряжено с получением намеченного результата.

Технологии менеджмента – это наука о практическом использовании средств и механизмов взаимодействия людей между собой для решения организационных задач. В этом случае объектом и предметом технологизации являются отношения в деятельности и поведении личности и групп людей.

Технологии менеджмента вбирают в себя процедуры воздействия на человека как на биовид, индивид и личность. Сложность характеристик человека вызывает потребность в многообразии используемых антропологических, социальных, психологических и других предметных знаний. Многоплановость объекта и огромный объем информации обусловливают ориентированность технологий менеджмента на достижение созидательных целей. Все это возможно благодаря родовому и видовому многообразию процедур, техник и средств, используемых специалистами в управленческой деятельности.

Таким образом, технологии менеджмента создают более благоприятные возможности для решения профессиональных задач, которые позволяют организациям в условиях современного рынка выживать или эффективно развиваться в современных условиях.

Технология (от греч. techne – искусство, мастерство, умение и … логия), совокупность методов обработки, изготовления, изменения, состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Задача технологии как науки – выявление физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов.

Такое прочтение термина, пришедшего из сферы матери­ального производства, изначально акцентирует внимание на ее преобразующем характере (в отличие от чисто познавательного). Но при этом из поля зрения ускользает тот факт, что объектом технологизации выступает не столько система инструментальных или технических средств, сколько сам человек, осуществляющий деятельность. В таком случае технология становится неотъемлемым элементом культуры управления и в известной степени мерой развития человека. Это можно объяснить тем, что технология выступает в виде стандартов-запретов, правил, норм, образцов, а также апробированных средств, способов и приемов целесообразной человеческой деятельности, позволяющих достигнуть заданных результатов.

В научной и методической литературе нет единого функционального понимания технологий менеджмента. Есть множество вариантов их определения. Назовем некоторые из них: метод достижения практических целей; совокупность способов, используемых для получения предметов, необходимых для существования человека; набор процедур и методов организации человеческой деятельности; средство, используемое для моделирования поведения людей в индивидуальном и групповом состоянии.

Под технологией понимается совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, а также сами процессы, при которых происходит качественное изменение обрабатываемого объекта. Технология – последовательность старых, знакомых образцов поведения, которая дает новый образец или образцы. Технология алгоритмизирует деятельность, поэтому может быть многократно использована, воспроизведена и тиражирована для
решения исходных задач. Создание технологии гарантирует заданные свойства продукта, обеспечивает рациональность процесса деятельности.

XXI век – время наиболее значительных успехов тех стран, в
которых будут интенсивно развиваться высокие технологии. Обладание данными технологиями является определяющим фактором преуспевающего экономического и социального совершенствования этих стран, обеспечения достойного уровня материального и духовного благосостояния их народов.

В деятельности современного управленца существуют приемы, подходы, средства. Однако при этом достаточно редко употребляют термин "технология". Чаще всего этот термин употребляется для изменения формы, состояния или содержания материальных объектов или процессов. Сочетание "технологии менеджмента" еще не вошло в обиход управленцев, преподавателей, консультантов. Учебники менеджмента также избегают употреблять соответствующую терминологию, а в монографической литературе есть по сути дела два
источника [3, 144], которые серьезно рассматривают это понятие, пытаются обсуждать формы и содержание технологий менеджмента.

Это значит, что появляются попытки формализовать практическую деятельность управленца. Рассуждения многих специалистов о менеджменте как о симбиозе науки и искусства не позволяют сформулировать и передать навыки и умения практической управленческой деятельности, повышать квалификацию специалистов, исследовать и развивать профессионализм управленцев.

Технология – это людское знание в его продуктивном состоянии. Существуют два типа технологий: материальные и духовные. В каких бы сфе­рах человеческой жизнедеятельности эти технологии не использовались, они предстают как жесткая логика конкретных действий, осуществление которых сопряжено с получением намеченного результата [3].

Управленческие знания и умения непосредственно ориентированы на социальное самоутверждение людей, на самореализацию их интеллектуальных качеств. Эффективность материаль­ных и духовных технологий определяется тем, насколько основательно оснащены менеджеры этими знаниями и умеют ими практически пользоваться.

В литературе по менеджменту часто встречается такое понятие, как «гибкость производства». Приоритетными критериями «гибкости производства» являются наукоемкость производства, внедряемость нововведений, организационная эластичность. Достижение управленческой технологичности, позволяющей таким образом приспосабливаться к переменам, происходящим на рынке, обусловлено наличием у менеджеров творческого менталитета.

Каждому управленцу желательно владеть тремя языками: род­ным языком, языком науки, языком технологии. Особо следует разобраться в таком интегративном типе технологий, в которых органически соединены компоненты как материальных, так и духовных технологий. Такими, по мнению автора работы [53], являются человековедческие технологии.

Человековедческие технологии – ресурсонасыщенные технологии. С их помощью можно активизировать деятельность персонала организации, знания, развивать его, предоставляя каждому из них личностный простор. Человековедческие технологии – это система социальной защиты людей, масштабного тиражирования определенных приемов и методов. Упражняясь в их изобретении и применении, они вовлекаются в человекотворчество. Выращивание собственного нового образа мысли для таких людей – цель профессионального самосовершенствования [144].

Ресурсонасыщенность человековедческих технологий, используемых в менеджменте, определяется тем, что их древо – управленческая антропология. В свою очередь, ветвями этого древа, подчеркивается в работе [144], являются десять фундаментальных информационных продуктов: идеология и философия управленческой деятельности, а также такие отраслевые направления управленческой антропологии как управленческая психология, педагогика, этика, социология, конфликтология, риторика, имиджелогия и ортобиотика.

XXI век науковеды уже называют веком биологии. Грядут фундаментальные открытия, относящиеся к живым организмам, в т.ч. к человеку. В ближайшем будущем весь ком­плекс дисциплин управленческой антропологии получит качественно новую информацию, на базе которой будет реальна разработка более совершенных технологий менеджмента, основательный пересмотр ранее освоенных и внедренных.

Речь идет не только о полезности введения биологических знаний в профессиональную компетентность менеджера. Как в свое время отмечал известный антрополог А. Редклифф-Браун, «познание методологии естественных наук является одним из важных требований к науке о человеческом обществе». Соблюдение подобного требования относится и к управленческой антропологии. Основатель американского дизайна Р. Лоуи говорил, что необходимо в программу подготов­ки инженеров включать определенный объем знаний по дизай­ну, чтобы они лучше понимали эстетику и имели хороший худо­жественный вкус. Это подтверждает полезность насыще­ния любой технократической, а тем более управленческой, деятельно­сти разнообразными гуманитарными знаниями.

По мере расширения прикладных функций научного знания появляется возможность технологизировать те виды деятельности, которые прежде были этому недоступны. Объектом технологизации могут стать самые разные сферы человеческой деятельности: экономическая, социально-политическая, духовная и т.п. В целом можно сказать, что сколько существует управляемых социальных объектов, их разновидностей, столько и технологий, которые направлены на оптимизацию процессов их функционирования и развития. Остановимся несколько подробнее на социальных процессах в управленческой деятельности. Таким образом, социальные аспекты управленческой деятельности являются весьма важными, но вопрос взаимоотношения социальных процессов и технологий менеджмента в настоящий момент является открытым.

В работе [3] утверждается, что одной из разновидностей социальных технологий являются технологии управления, а в практике управления организациями – технологии менеджмента. Менеджмент – это достижение целей организации с помощью определенных методов и средств воздействия на людей, направленных на получение конечного результата.

Между социальными и управленческими технологиями существует взаимная входимость. Социальные технологии – это технологии менеджмента, ориентированные на решение общих, конкретных и специфических задач различных социальных структур и людских состояний.

Социальная технология по работе [3]:

специально организованная область знания о способах и приемах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости и обновления общественных процессов;

способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств и методов их выполнения;

метод управления социальными процессами, обеспечивающий систему их воспроизводства в определенных параметрах – качества, свойства системы, целостность деятельности и т.п.

Социальная технология – важнейший элемент механизма управления, средство перевода абстрактного языка науки на конкретный язык практики управления. Этому служит формализация социального явления и его расчленение на составляющие элементы с помощью операций и процедур. Процедура – набор действий, с помощью которых осуществляется управление процессом. Операция – непосредственное действие, путь решения определенной социальной задачи в рамках данной процедуры.

Сущность социальных технологий может быть понята как инновационная система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы, получения оптимального социального результата при наименьших управленческих издержках. Из многочисленных определений отечественных и зарубежных ученых можно выделить основные особенности социальных технологий.

Социальная технология – это определенный способ достижения общественных целей. Содержание этого способа состоит в пооперационном осуществлении деятельности. При разработке операций учитывается специфика области, в которой осуществляется деятельность. Социальная технология выступает в двух формах: как проект, содержащий процедуры и операции, и как сама деятельность, построенная в соответствии с этим проектом.

Социальная технология – это, наконец, элемент человеческой культуры.

Термин «технология» широко используется в практике менеджмента. Здесь технологию часто связывают с методами управленческого воздействия. Это – приемы, способы, последовательность выполнения работ в управлении, т.е. очередность управленческих функций, а также непосредственно процессы управления, при которых руководитель влияет на подчиненных, поощряя их деятельность на благо организации, побуждает их к полному проявлению потенциальных возможностей, предоставляет им поле деятельности и свободу.

Технологии менеджмента должны обладать свойствами:

– привлекательность цели;

– простота ее обоснования;

– гибкость взаимодействия процедур и операций;

– надежность теоретического и методического обеспечения, профессиональная грамотность и практический опыт;

– экономичность достижения цели воспроизводства;

– непротиворечивость между процедурами и операциями конкретных технологий менеджмента; между уровнями качества их воспроизводства; объектом и субъектом технологизации и т.д.

В словаре «Социальные технологии», изданном Центром социальных технологий в 1995 г., управленческая технология определяется как «осуществляемая системой управления последовательность действий по выбору целесообразных процедур и выполнению входящих в них информационных преобразований и организационных воздействий, соотнесенных со свойственными такому классу технологическими ситуациями». Выполнение этих процедур и воздействий обеспечивает преобразование, перевод социальной системы в желаемое состояние. Существуют следующие методы решения проблемной ситуации средствами управленческой технологии: реагирование на ситуацию; поиск аналоговых состояний; исследование состояний; выбор процедур преобразования в данной ситуации.

Все имеет свои пределы, даже демократизация общественной жизни, которая при определенных условиях может привести к анархии и неуправляемости. Опыт показывает, что любая социальная инновация может быть доведена до абсурда, если процесс ее разработки и внедрения осуществляется в условиях низкой управленческой культуры, стагнации развития организации и господства догматического стиля мышления.

Критериями эффективности технологий менеджмента являются:

– простота (она не должна быть излишне усложненной, содержать промежуточные процедуры или операции);

– гибкость (адаптация к изменяющейся обстановке);

– надежность (наличие некоторого запаса прочности, дублирующего механизма);

– экономичность (технология может быть эффективной, но не экономичной);

– удобство эксплуатации (прекрасно разработанная технология окажется бесполезной, если она неудобна для людей, которым придется с ней работать).

Основная функция технологии менеджмента состоит в обеспечении научной и функциональной взаимосвязи процесса управления с конкретными функциями организации, управленческими задачами, способствующими реализации таких функций, как производство, качество, инновация, маркетинг, персонал и др. В связи с этим важно фор­мирование нового типа мыследеятельности управленцев, ориентация их на упреждающую аналитическую и инновационную деятельность.

В работе [3] предлагается набор технологий менеджмента, следование которым может позволить руководителям организаций кардинально изменить ситуацию и обеспечить переход на качественно новый уровень организации менеджмента. Для этого предлагаются такие аспекты управленческой деятельности, которые называются стратегиями: основательных решений; риска; идей менеджмента; действенности; эффективных сотрудников-профессионалов; упрощения; качества; лояльности и преданности; сотрудничества. Для реализации данных стратегий предлагаются алгоритмы их реализации, или технологии.

Приведем пример технологии стратегии основательных решений:

определение социальной ответственности своей организации перед обществом;

определение наиболее эффективных способов использования ресурсов каждого работника;

использование стратегического управления для определения целей на перспективу;

применение принципа синергизма;

инвестирование основных исследований, разработок, производства новых товаров на конкретные сроки выполнения;

оценка людей за достаточно длительный промежуток времени;

использование вознаграждений, отделенных по времени;

определение двух или трех ключевых моментов, наиважнейших для долгосрочного успеха коллектива, и вознаграждение людей за содействие этим моментам;

вознаграждение премиями и одобрениями тех, кто предлагает умные и перспективные решения;

значительная часть общего вознаграждения каждого служащего должна зависеть от процветания организации. Это заставляет каждого работать более продуктивно.

Однако это скорее концепции и принципы технологической деятельности по реализации той или иной организационной стратегии. В этой «технологии» отсутствуют конкретные операции и процедуры, охватывающие некоторый процесс от начала и до конца.

Таким образом, технологизация управленческих процессов в инновационной среде позволяет решать конструктивные задачи, в т.ч.:

фиксация перечня оптимально необходимых операций, обеспечивающих регулирование социального процесса;

обеспечение стандартизации процесса управления за счет сокращения числа операций, снижения издержек на подготовку персонала;

нахождение оптимальных форм объединения действий заказчиков и исполнителей;

сокращение времени на выполнение задач и т.п.;

определение границ действия каждого исполнителя, использование механизмов стимулирования и ответственности, сокращение число спонтанных и ошибочных действий;

создание информационных потоков с выводом их на ЭВМ;

наращивание сложности и развития решаемых задач с помощью технологий задач;

измерение и определение алгоритма действий, создающего устойчивость социальным процессам;

повышение уровня социологической культуры, создание объективных условий вовлечения людей в управление.

Наряду с позитивными последствиями непродуманная практика использования технологий менеджмента может вызвать негативные тенденции, в т.ч. увеличение консерватизма мышления, укрепление стереотипов в поведении, снижение восприимчивости к новым творческим идеям, решениям.

Отсюда необходимость постоянного обновления процедур, что позволяет концентрировать в них накапливаемый опыт, новые идеи и современные достижения научной мысли.

Поэтому необходимо понимать технологии менеджмента не столько как жесткую регламентацию в организации и развитие организационного поведения, сколько как средство стимулирования ее к саморазвитию и самосовершенствованию. Главной особенностью процесса технологизации является совместное взаимодействие индивидов, кото­рые создают в результате этого соответствующие социальные общности, в т.ч. управленческие команды.

Как совместная управленческая деятельность выступает под видом общественной жизни и существует в ряду, во взаимопроникновении экономической, политической и духовной сфер жизни. Поэтому непосредственные «рамки» процесса управленческой технологизации – это социальные отношения, совокупность которых создает сферу общества, где, в основном, и проходят процессы социальной технологизации, получая ту или иную организационную направленность.

Среди основных непосредственных условий процессов управленческой технологизации в работе [3] выделяется предметность, которая, в свою очередь, делится также на телесную (биосоциальную), вещественную, институционную и знаковую. Они и составляют главный предметный мир человека. В частности, телесная форма предметности как материальный носитель существенных сил человека обусловливает саму возможность процесса технологизации, речевая – выступает как громадное море потребительских стоимостей для производственного и непроизводственного потребления. Институционная форма предметности, включая в себя организованные группы людей, дифференцирует, закрепляет и регулирует ход процессов социальной технологизации. И, наконец, знаковая форма предметности исполняет функцию сбережения и передачи инфор-мации.

Однако характеристика процессов управленческой технологизации не исчерпывается лишь коллективными формами жизнедеятельности людей, необходимо считаться с теми особенностями, какие проявляют себя слабо или имеют скрытый социальный характер, например, непосредственная (натуральная) и собственная (личная) жизнь человека. Люди, живущие в пределах управленческого пространства, одновременно живут и своей непосредственной жизнью, истратив на процессы социальной технологизации собственную энергию, нервы, здоровье. Поскольку данный процесс, как известно, бывает двух родов (производство средств жизни и производство самого человека, продолжение рода), то процесс социальной технологизации подчиняется в конечном результате законам не только первого, но и второго рода.

Процессы социальной технологизации являются общими в жизнедеятельности людей, которая предполагает их взаимную зависимость и потребность одного в другом, что обеспечивает сбережение и развитие социального организма. Это жизнь людей непосредственно в коллективе, социальной группе, где совершается деятельность, общение, обмен услугами, пользование общими вещами и ценностями, рождаются соответствующие стереотипы поведения, дисциплинарные нормы.

Основными формами процессов управленческой технологизации выступают труд, потребление, деятельность во время досуга, обще­ние, личная жизнь, социализация (обучение и воспитание) молодых поколе­ний. Через изменение этих событий проявляются динамика и ритмика процессов социальной технологизации. Поскольку в реальности в процессах социальной технологизации переплетаются массовые и индивидуаль­ные явления и процессы, в них отличают индивидуальный (социальная жизнь индивида личности) и массовый (процесс социальной технологизации общества, класса, группы) уровни жизнедеятельности. В первом случае социология выявляет широкий спектр их индивидуальных особенностей, что составляет повседневную жизнь лю­дей, в других – она воспроизводит картину жизни общества, что позволяет выявлять общие закономерности процессов социальной технологизации, наиболее стойкие способы их организации и реализации.

В целом технологии менеджмента выступают в двух формах: как структурный элемент любой системы, технологически оформленный программный продукт и как управленческая деятельность, связанная с реализацией этого проекта, программированного продукта.

Технологии менеджмента возникают эволюционно или создаются искусственно. Технологии, в которых упор делается на прошлый опыт, интуицию и приверженность традициям старых способов организации, называются рутинными.

В них используются методы воздействия на социальные процессы, отличающиеся малой наукоемкостью и отражающие вчерашний день социального воздействия, не мотивирующие систему на перемены. Технологии, с помощью которых создаются прогрессивные элементы, можно назвать инновационными.

Однако этим не исчерпывается роль социальной технологизации в управленческой деятельности.

 

Вопросы для повторения и обсуждения

1. Что подразумевается под процессом технологизации?

2. Какие виды технологий существуют?

3. Охарактеризуйте социальные технологии.

4. Что является объектом технологизации?

5. Основные области использования технологий менеджмента.


КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ МЕНЕДЖМЕНТА

 

В настоящее время практически не существует сколь-нибудь удовлетворительных классификаций технологий менеджмента. Существует огромный разброс в понятийном пространстве разных технологий, объектом которых является человек. Например, имеются многочисленные исследования по социальным технологиям.

В работе [144] представлена человековедческая классификация технологий менеджмента.

Наиболее часто встречаются и используются технологии поиска стратегии управления, социальное моделирование и прогнозирование, информационные, внедренческие, обучающие, технологии прошлого опыта. По характеру решаемых задач бывают частные и универсальные технологии.

Особое место в оптимизации организационного менеджмента принадлежит универсальной технологии стратегии управления, инновационной деятельности и технологизации прошлого опыта, разработка и внедрение которых в наибольшей мере связаны с активизацией интеллектуальной, теоретической деятельности и не требует детальной технологизации в отличие от частных технологий менеджмента.

Одна из сложных проблем научного и методического обеспечения разработки технологий менеджмента – противоречие между необходимостью и возможностью в уровне соотношения динамики и статики, мере перемен и стабильности объектов технологизации. Степень эффективности разрешения данного противоречия может выступать также в качестве степени эффективности познания природы исследуемого явления, прогнозирования тенденции его существования и развития. В теории разработки технологий менеджмента сложными являются: проблема измерения качества, система разработки и использования показателей, процесс изменения технологии и его познание.

Объекты технологизации – социальные процессы, а также система логических, психологических и инструментальных технических средств.

В работе [144] обозначено три рода технологий менеджмента:

социально-ориентированные;

личностно-ориентированные;

комбинированные, сочетающие в себе оба предыдущих подхода.

К первым, например, относятся технологии конструирования различных социумов, проведения выборных кампаний, ко вторым – технологии предметного воздействия на личность. Например, педагогические и психотерапевтические технологии. Комбинированные человековедческие технологии – наиболее распространенные. Их используют в таких сферах общественной жизни как экономической и политической, широк спектр их применения в различных видах деятельности – образовательной, медицинской, экологической и т.д.

В этой связи в работе [138] дано их видовое представление: фундаментальные и футурологические (базовые), ситуативные и стандартные (пакетные) технологии.

К фундаментальным управленческим технологиям следует отнести технологии людской жизнедеятельности [144]. Применение этих технологий поможет определить менеджеру основные направления приложения личных усилий для разумного использования временного периода земной жизни. Поэтому они и являются фундаментальными, т.е. призваны обеспечивать настоящую и будущую жизнедеятельность людей. Кратко рассмотрим каждую из технологий.

К фундаментальным человековедческим технологиям автор работы [144] относит технологии людской жизнедеятельности (рис. 35).

Технология целеполагания ориентирована на осознание человеком необходимости постоянно выстраивать цели как содержательные ориентиры своего поведения, реализации своих амбиций, удовлетворения своих интересов. Глобальные цели – это цели-идеалы. Рубежные цели – цели конкретных дистанций продвижения к целям-идеалам. Текущие цели – это цели прохождения конкретных дистанций по достижению рубежных целей.

Технология этического соотнесения ориентирована на нрав­ственно прочувствованное и осмысленное отношение к природе, людям, самому себе. Чем лучше освоена данная технология, тем спокойнее душа человека. Другими словами, создается устойчивая уверенность его в нравственной оправданности своих поступков.

Технология активной самореализации сама по себе является стимулирующим фактором в жизнедеятельности человека. Благодаря ее освоению и постоянному совершенствованию можно добиться значительных достижений прежде всего в семье и труде.

Рис. 35. Технологии человеческой жизнедеятельности

 

Технология личного увековечения для россиян своего рода «ноу-хау», ибо при нашей национальной скромности и благодушии многие из нас не задумываются серьезно о том, как к нам будут относиться потомки. Кстати, в меценатстве русских предпринимателей прошлого отчетливо просматривалось их желание задержаться в памяти людей после своей смерти.

Таким образом, технологии жизнедеятельности составляют матрицу выстраивания реальной жизнедеятельности людей. В связи с этим следует внимательно отнестись и к такому виду человековедческих технологий как футурологические.

Любой отказ от прогнозирования равносилен отказу от «выживания». Футурологические технологии менеджмента воспроизводят синоптическую карту, представляющую экономические, социальные, культурные, психологические и демографические аспекты возможных вариантов будущего. С помощью этих технологий проигрываются гипотетические модели состояния общества, региона, трудового коллектива. Однако следует критически отнестись к классификации автора работы [144], так как она не является универсальной.

Ситуативные технологии менеджмента, как правило, разрабатываются и применяются по необходимости. Назовем некоторые из них: управление поведением людей в экстремальных ситуациях, при угрозах забастовок, массовых увольнениях. По этим технологиям проводятся специальные тренинги – профессиональная учеба соответствующих работников. Весьма часто моделью их разработок являются реальные и виртуальные ситуации, используемые в управленческой конфликтологии.

К стандартным технологиям менеджмента относятся технологии профессионального обучения, стимулирования труда, проведения деловых коммуникаций. Такие технологии постоянно используются управленцами, что нередко порождает стереотипное отношение к ним, а потому при их применении часто допускаются психологические и этические просчеты, недооценка работы над своим личным имиджем.

С утверждением демократического образа жизни возрастет потребность в расширении арсенала специализированных технологий менеджмента. Например, поиск талантливых людей и создание им условий, способствующих проявлению их дарований, является предметом специализированных технологий менеджмента. Талант – это уникальность, и для каждого нужна особая технология его сбережения и саморазвития. В деловой структуре, в которой менеджеры постоянно поднимают интеллектуальную планку при работе с персоналом, создаются предпочтительные условия для деловой конкуренции.

В настоящее время человековедческие технологии, по мнению автора работы [144], еще не ощущают должного внимания как по размерам ассигнуемых на них средств, так и по подготовке соответствующих профессиональных кадров. Все возрастающие инвестиции в отбор и подготовку кадров организаций, перемещение в рыночной конкуренции центра тяжести на интеллектуальное соперничество среди менеджеров актуализируют теоретический и прагматический интерес к технологиям менеджмента.

Чтобы познать методологию создания технологий менеджмента, необходимо четко определиться в основных понятиях, принципах и логике всего того, что относится к их проектированию и внедрению. Перспективы развития общества во многом зависят от уровня разработки и мастерства освоения технических, экономических и организационных технологий самого высокого уровня.

Эти технологии вбирают в себя все технологии, ориентированные на человека как самого высокоорганизованного живого существа, на личность, на его общности. Сложность характеристик их объекта обусловливает потребность в огромном объеме используемых антропологических и других знаний. Многоплановость объекта и огромный объем информации обусловливают ориентированность этих технологий на достижение разнообразных созидательных целей. Естественно, что это возможно благодаря родовому и видовому многообразию технологий, используемых в управленческой деятельности.

Развитие технологий менеджмента во многом зависит от решения такой проблемы как технологизация антропологического и гуманитарного знаний. При всех достижениях, которые сегодня известны по применению компьютеров, в разработке информационных технологий, есть немало темных пятен в создании «формализованного языка» для широкого спектра управленческой информации.

Дело в том, что не всякое знание технологично, в чем нетрудно убедиться, например, обращаясь к гуманитарному знанию. Во-первых, гуманитарные знания, как правило, характеризуются познавательной направленностью. Во-вторых, им свойственны абстрактность, отвлеченность от конкретных условий, возможность произвольного толкования некоторых понятий. В-третьих, им присуще богатство художественного языка; символическое разнообразие, подтекстовая колоритность.

Попытки придать гуманитарной информации знаковые обозначения, перевести ее на язык формул пока малоэффективны. Полученные результаты весьма условны и не гарантируют точность заложенных в них сведений. Все это подтверждает, что гуманитарная информация трудоемка для технологической обработки как по содержанию, так и по форме, фундаментально данную проблему можно решить при создании специальных научно-исследовательских подразделений. Их целью должна стать разработка формализованного языка для создания технологий менеджмента.

Для пояснения сложности решения этой проблемы сошлемся на два факта. В психологии (общей и социальной) существует около 70 точек зрения по поводу понимания психологической структуры личности. Многие из них убедительны. В педагогической, этической, социологической и социально-психологической литературе зафиксировано более 40 понятий трудового коллектива. Каждое из них также обоснованно.

Подобное можно сказать о многих основных понятиях технологий менеджмента, в овладении которыми заинте­ресованы менеджеры. Многие из них внимательно следят за соответствующей литературой, способны ее гносеологически оценивать. Существует немало специалистов, которые имеют свою точку зрения по таким понятиям, как «психологическая структура личности» и «трудовой коллектив». При отсутствии унифицированного толкования данных понятий, знакомясь с «технологической карточкой» по индивидуальной работе с персоналом или «конструированию» трудового коллектива, они могут оказаться в затруднительном положении. Не исключено, что они могут или отвергнуть все притязания ученых на истину, или пользоваться своим пониманием явлений или процессов.

Можно утверждать: чем духовно возвышеннее будет «толпа», тем естественнее будет происходить выдвижение талантливых и достойных руководителей. Не удивительно, что управленец с современным менталитетом все больше проникается пониманием важности технологий менеджмента, которые ориентированы на продуктивную работу с людьми.

Сделаем еще важное замечание, касающееся объекта технологии. Объект и замысел диктуют необходимость соответствующего информационного обеспечения, материальных условий, финансовых средств, управленческих способов воздействия на людей для соблюдения гуманности обращения с людьми при реализации замысла. В качестве объекта технологий менеджмента выступают «поле жизнедеятельности» отдельной личности, различных социальных общностей, взаимодействие человека и природы.

Сложность и, как правило, неповторимость объекта, этичность замысла, повышенные требования к выбору условий, средств и способов его реализации – все это ставит технологии менеджмента в ряд технологий наибольшей профессиональной трудоемкости.

Технологии менеджмента – это самые наукоемкие технологии. Разработка каждой такой технологии требует переработки огромного объема информации, специальной ее селекции, обращения к результатам новейших научных открытий. Они не могут быть «пробными», что на практике избежать трудно, поэтому надо на теоретическом уровне свести к минимуму ошибки, в результате которых воз­можно нанесение ущерба здоровью или личному достоинству людей. Для этого при их разработке необходимо многократное логическое осмысление по схеме «концепция – гипотеза – версия – вариант». Лучше десять раз взвесить все «за» и «против», чем один раз поступить безответственно.

Технологии менеджмента весьма трудно алгоритмизировать. Принцип пооперационности универсален для многих технологий. В технологиях менеджмента его применение крайне ограничено. Процесс реализации замысла часто невозможно разбить на последовательный ряд операций или алгоритмов.

У технологий менеджмента низкий коэффициент гарантированности достижения замысла. К этому должен быть психологически готов каждый. Негарантированность «конечного» результата технологий менеджмента обусловлена противоречивостью и уникальностью их объекта. По словам И. Гете «под каждой надгробной плитой покоится непознанное мироздание». С этой проблемой постоянно сталкиваются многие из тех, кто обращается к названным технологиям. Объект, с которым они работают, подвержен воздействию такого массива внутренних и внешних детерминант, что четко определиться в них зачастую не представляется возможным.

Технологии менеджмента – особый вид профессиональной деятельности. Овладение ими доступно людям, обладающим незаурядными личностными и профессиональными качествами, имеющим большой жизненный опыт и прошедшим специальную подготовку.

Без технологий менеджмента сам менеджмент неэффективен. По мере осознания этого будет расширяться круг людей, обращающихся к ним по деловым соображениям. Это, несмотря на то что к дискредитации технологий менеджмента может привести неудачное их применение или, еще хуже, использование в целях преднамеренного насаждения духовного тоталитаризма по отношению к личности.

Нужно признать, что технологии менеджмента может применять только тот, кто обладает незаурядным интеллектом, обостренной потребностью общения с людьми, развитой интуицией, коммуникабельностью и эмпатией. Желательно, чтобы они прошли специальную подготовку по полному курсу управленческой антропологии и привлекались к периодической переподготовке по их овладению.

Освоение технологий менеджмента повышает требования к профессиональному отбору и подготовке управленцев. Их успех может стать значительным, если они отнесутся с должной заинтересованностью к созданию в организациях и фирмах служб по работе с персоналом, обеспечат необходимые условия для привлечения к их работе талантливых антроповедов. Затраченные средства оправдают себя, а руководители получат возможность ярко проявить свои деловые дарования и личностную незаурядность.

Классификацию технологий менеджмента можно произвести по различным признакам. Тот факт, что отсутствует научно обоснованная система, регулирующая область технологий менеджмента, позволяет варьировать критерии классификации в широком диапазоне. По работе [3] приведем в качестве примера несколько классификаций:

по масштабу применения – макротехнологии и микротехнологии;

по длительности реализации – долгосрочные технологии (свыше 1 месяца) и краткосрочные (до 1 месяца);

по уровню иерархии может быть выделено столько технологий, сколько имеется уровней вложения, т.е. набор определенных технологий составляет отдельную технологию более высокого порядка;

по результату применения – корректирующие и вещественные;

по цели создания технологии – обучающие, задающие параметр, интенсифицирующие, ограничивающие.

Технологии менеджмента в организации могут быть разделены на две категории: по подготовке управленческих решений (технологии диагностики) и технологии их реализации. В первом случае речь идет о создании алгоритмизированного диагностического средства, позволяющего определить, насколько состояние объекта соответствует требуемому уровню, который устанавливается при помощи концептуальных схем или эталонных образцов. Технология же реализации – алгоритмизированная система средств, обеспечивающая доведение объекта до этого эталонного состояния.

Совершенно очевидно, что особое управленческое действие
начинается с познания сути происходящих процессов, выдвиже­ния новых идей, установок, что характеризует, прежде всего, со­держание управления, уровень управленческого мышления. Без умения выдвинуть инновационные цели и задачи управления, а затем найти адекватные методы их решения не может быть эффективного управления. Поэтому проблема повышения эффективности управления напрямую связана с эффективностью технологий менеджмента.

По мнению автора [111] управленческие технологии имеют двухъярусную структуру: технологии целевого управления (ТЦУ) определяют набор технологий процессорного управления (ТПУ). Руководитель должен сначала определиться с выбором конкретной технологии целевого управления, а затем в качестве инструментария использовать соответствующий ей набор процессорных технологий. ТЦУ – это технологии, основанные на приоритете целей над ситуациями. ТЦУ ориентирует управленческую деятельность на достижение цели: решение должно быть направлено на изменение ситуации, а не на устранение возмущающих воздействий. В состав ТЦУ входят: инициативно-целевая, программно-целевая и регламентная технологии.

Ниже приводится таблица эффективного применения ТЦУ в зависимости от типа организации, правовой формы и численности ее персонала (табл. 13).

 

Таблица 13

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...