Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О требованиях, предъявляемых к кандидатам на должность судьи (см. схему 14). 7 глава




Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ.

Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. N 567 "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью" (в ред. от 26 июня 2013 г.).

Приказ Генерального прокурора РФ от 16 января 2012 г. N 7 "Об организации работы органов прокуратуры по противодействию преступности".

Приказ Генерального прокурора РФ от 26 апреля 2012 г. N 181 "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе".

Приказ Генерального прокурора РФ от 25 декабря 2012 г. N 465 "Об участии прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства".

Приказ Генерального прокурора РФ от 25 мая 2012 г. N 223 "Об обеспечении участия прокуроров в арбитражном процессе".

Приказ Генерального прокурора РФ от 5 сентября 2011 г. N 277 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия".

Приказ Генерального прокурора РФ от 3 июня 2013 г. N 230 "Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации".

Приказ Генерального прокурора РФ от 31 мая 2011 г. N 153 "Об организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации".

 

Раздел V. ОРГАНЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

 

Глава 14. ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

ПРЕСТУПЛЕНИЙ

 

14.1. Понятие и система органов

предварительного расследования

 

Расследование совершенных или готовящихся преступлений - одно из направлений правоохранительной деятельности, относящейся к уголовному преследованию, которая осуществляется от имени государства в форме предварительного следствия и дознания. Это досудебная, предварительная стадия уголовного судопроизводства, на которой происходит раскрытие преступлений, изобличение виновных, пресечение их преступной деятельности, решение других задач уголовного процесса.

Система органов предварительного расследования - органы, осуществляющие от имени государства уголовное преследование в форме предварительного следствия и дознания, которыми непосредственно занимаются следователи или дознаватели (в зависимости от тяжести совершенного преступления).

Расследование преступления на досудебной стадии уголовного судопроизводства является предварительным, поскольку его результаты и выводы, сделанные следователем или дознавателем, не являются окончательными и не имеют для суда заранее обусловленной силы. Только суд наделен правом признать лицо виновным в совершении преступления на основе исследованных в судебном заседании доказательств, вынести окончательное решение по уголовному делу и назначить обвиняемому уголовное наказание.

Предварительное расследование - правоохранительная деятельность уполномоченных на то государственных органов (органов предварительного следствия и органов дознания) по раскрытию и пресечению совершенных или готовящихся преступлений, собиранию доказательств по изобличению лица (или лиц) в совершении преступления, привлечению виновных к уголовной ответственности, принятию мер по возмещению вреда, причиненного преступлением, установлению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, и принятию мер, направленных на предупреждение преступлений.

Органы, осуществляющие предварительное следствие и дознание, представляют систему органов предварительного расследования в Российской Федерации (схема 19).

 

Схема 19

 

Система органов предварительного расследования

(ст. ст. 40, 151 УПК РФ)

 

┌───────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Предварительное расследование производится │

└───────────────────────────────┬───────────────────────────┘

┌──────────────┴─────────────┐

V V

┌─────────────────────────────┐ ┌───────────────────────────┐

│ Органами предварительного │ │ Органами дознания │

│ следствия │ │ │

└─┬───────────────────────────┘ └─────────────┬─────────────┘

│ ┌─────────────────────────┐ V

├>│следователями │ ┌───────────────────────────┐

│ │Следственного комитета РФ│ │Дознаватели: │

│ └─────────────────────────┘ │- органов внутренних дел; │

│ ┌─────────────────────────┐ │- пограничных органов ФСБ; │

├>│следователями органов │ │- органов ФССП; │

│ │Федеральной службы │ │- органов Государственного │

│ │безопасности │ │пожарного надзора Федераль-│

│ └─────────────────────────┘ │ной противопожарной службы;│

│ ┌─────────────────────────┐ │- органов по контролю за │

├>│следователями ОВД РФ │ │оборотом наркотических │

│ └─────────────────────────┘ │средств; │

│ ┌─────────────────────────┐ │- воинских частей, соедине-│

│ │следователями органов по │ │ний, военных учреждений, │

└>│контролю за оборотом │ │гарнизонов │

│наркотических средств и │ └───────────────────────────┘

│следователями органов по │

│психотропных веществ │

└─────────────────────────┘

 

Цель предварительного расследования - обеспечить защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, и одновременно защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения и ограничения ее прав и свобод.

Задачи предварительного расследования - раскрытие преступления, то есть установление совершивших его лиц, сбор доказательств, подтверждающих виновность лица в его совершении, обоснованное привлечение лица в качестве обвиняемого (при этом не допустить привлечения к ответственности невиновного), обеспечение возмещения ущерба, причиненного преступлением.

От предварительного расследования следует отличать оперативно-розыскную деятельность, которая осуществляется на основании Закона РФ "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" органами дознания, располагающими оперативными службами. Эта деятельность осуществляется гласно и негласно путем проведения оперативно-розыскных мероприятий. Результаты этой деятельности могут быть использованы для подготовки и проведения следственных действий <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: раздел 14.4.

 

Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания (ст. 150 УПК РФ).

Предварительное следствие - основная форма предварительного расследования, которая обязательна по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ.

Предварительное следствие производится следователями - должностными лицами, уполномоченными государством осуществлять предварительное следствие по уголовному делу (ст. 38 УПК РФ).

Дознание - предварительное расследование преступлений, производимое специально уполномоченными на то УПК РФ правоохранительными органами государства, которые в силу особенностей своей деятельности призваны обеспечивать охрану правопорядка и осуществлять борьбу с преступностью. Круг органов дознания определен в ст. 40 УПК РФ. Перечень уголовных дел, по которым производится дознание, установлен УПК РФ (ч. 3 ст. 150). Например, по делам о причинении тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ст. 118 УК РФ), заражении венерической болезнью (ст. 121 УК РФ), оставлении в опасности (ст. 125 УК РФ), краже (ч. 1 ст. 158 УК РФ).

 

14.2. Органы, осуществляющие предварительное следствие,

их компетенция

 

Предварительное следствие в соответствии с законом производится следователями следственных органов: Следственного комитета РФ, следственных органов Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.

Следственный комитет Российской Федерации - федеральный государственный орган, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства (ч. 1 ст. 1 ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации").

Это самый многочисленный по своему составу федеральный орган, осуществляющий уголовное преследование на досудебной стадии уголовного судопроизводства.

Следственный комитет сформирован в виде единой федеральной централизованной системы следственных органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета.

Следственные органы и учреждения Следственного комитета осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, иных органов и в соответствии с законодательством Российской Федерации, действуют гласно в той мере, в какой это не нарушает права и свободы человека и гражданина, не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, законодательства РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне.

Основные задачи Следственного комитета РФ (ч. 4 ст. 1 ФЗ "О Следственном комитете РФ"):

- оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной УПК РФ;

- обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производство предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;

- осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;

- организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств и ряд других;

- осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

- разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

- совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

- определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.

Правовая основа деятельности Следственного комитета - Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы и другие федеральные законы, Положение о Следственном комитете РФ, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Полномочия Следственного комитета <1>:

--------------------------------

<1> См.: также Положение о Следственном комитете РФ, утв. Указом Президента РФ от 14.01.2011 N 38.

 

- осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации проверку содержащихся в заявлениях и иных обращениях сообщений о преступлениях;

- производство предварительного расследования по уголовным делам;

- осуществляет процессуальный контроль, криминалистическую, судебно-экспертную и ревизионную деятельность, а также проверку деятельности следственных органов и учреждений Следственного комитета;

- обобщает практику применения законодательства и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает меры по ее совершенствованию;

- разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту РФ и в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, а также подготавливает другие документы, по которым требуется решение Президента РФ и Правительства РФ, по вопросам своего ведения;

- принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к сфере его деятельности; обеспечивает системе Следственного комитета собственную безопасность;

- обеспечивает физическую защиту сотрудников Следственного комитета, а также защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, и другие полномочия.

Система Следственного комитета: Главное следственное управление Следственного комитета, следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ и приравненные к ним специализированные следственные управления Следственного комитета, в том числе военные следственные управления Следственного комитета по военным округам, флотам, Ракетным войскам стратегического назначения и другие военные следственные управления Следственного комитета, приравненные к следственным управлениям Следственного комитета по субъектам РФ, а также следственные отделы Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним специализированные следственные отделы Следственного комитета, в том числе военные следственные отделы Следственного комитета по объединениям, соединениям, гарнизонам и другие военные следственные отделы Следственного комитета, приравненные к следственным отделам Следственного комитета по районам, городам (далее также - следственные органы Следственного комитета).

В центральный аппарат Следственного комитета входят главные управления, управления, отделы и отделения, учреждаются должности советников, старших помощников и помощников Председателя Следственного комитета, помощников первого заместителя и заместителей Председателя Следственного комитета, руководителей соответствующих структурных подразделений центрального аппарата Следственного комитета, их первых заместителей и заместителей, старших прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам, старших следователей и следователей, старших референтов и референтов, а также другие должности.

В центральном аппарате Следственного комитета на правах структурного подразделения образуется военное следственное управление Следственного комитета, которое возглавляет заместитель Председателя Следственного комитета - руководитель военного следственного управления.

В следственных управлениях Следственного комитета по субъектам РФ и приравненных к ним специализированных следственных управлениях Следственного комитета, в том числе военных следственных управлениях Следственного комитета по военным округам, флотам, Ракетным войскам стратегического назначения и других военных следственных управлениях Следственного комитета, приравненных к следственным управлениям Следственного комитета по субъектам Российской Федерации, создаются отделы и отделения, учреждаются должности руководителей указанных следственных органов, их первых заместителей и заместителей, старших помощников и помощников руководителей указанных следственных органов, руководителей соответствующих структурных подразделений этих органов и их заместителей, старших прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, следователей по особо важным делам, старших следователей и следователей, старших референтов и референтов, а также другие должности.

В следственных отделах Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделах Следственного комитета, в том числе военных следственных отделах Следственного комитета по объединениям, соединениям, гарнизонам и других военных следственных отделах Следственного комитета, приравненных к следственным отделам Следственного комитета по районам, городам, создаются отделения, учреждаются должности руководителей указанных следственных органов, их первых заместителей и заместителей, старших помощников и помощников руководителей указанных следственных органов, руководителей соответствующих структурных подразделений этих органов и их заместителей, прокуроров-криминалистов, следователей по особо важным делам, старших следователей и следователей, старших референтов и референтов, а также другие должности. Отдельные должности в указанных следственных органах Следственного комитета могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими.

В Следственном комитете образуется коллегия в составе Председателя Следственного комитета (председатель коллегии), его первого заместителя и заместителей, входящих в нее по должности, а также других лиц.

Президент РФ осуществляет руководство деятельностью Следственного комитета, утверждает Положение о Следственном комитете Российской Федерации, устанавливает штатную численность Следственного комитета, назначает на должность и освобождает от должности лиц, для должностей которых предусмотрено присвоение высших специальных званий.

Председатель Следственного комитета назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ, возглавляет Следственный комитет и несет персональную ответственность за выполнение стоящих перед Следственным комитетом задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Председатель Следственного комитета имеет первого заместителя и заместителей, в том числе заместителя Председателя Следственного комитета РФ - руководителя Главного военно-следственного управления.

Следственный комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями и организациями: обобщает практику применения законодательства РФ, проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию деятельности следственных органов Следственного комитета; организует и осуществляет в соответствии с законодательством РФ производство предварительного следствия по уголовным делам и экспертно-криминалистическую деятельность, а также процессуальный контроль и проверку деятельности следственных органов Следственного комитета.

В зависимости от уровня следственного органа Следственного комитета предусмотрены должности следователя, старшего следователя, следователей по особо важных делам, старших следователей по особо важным делам.

Следователь является центральной фигурой предварительного следствия. Это должностное лицо, состоящее на федеральной государственной службе в системе Следственного комитета, в следственных органах Федеральной службы безопасности РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, уполномоченное в пределах компетенции, предусмотренной Уголовно-процессуальным кодексом РФ, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

Следователь - гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами, способный по состоянию здоровья исполнять возложенные на него служебные обязанности.

В исключительных случаях на должности следователей следственных отделов Следственного комитета РФ по району, городу и приравненных к ним следственных органов могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений.

Компетенция следователей не зависит от ведомственной принадлежности и определяется Уголовно-процессуальным кодексом РФ (ст. 38 УПК РФ).

Следователь уполномочен: возбуждать уголовное дело в порядке, установленном в законе; принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности; самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа; давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий; обжаловать с согласия руководителя следственного органа некоторые решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением (о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и др.).

Требования (запросы), поручения следователя, предъявленные (направленные) при проверке сообщения о преступлении, проведении предварительного расследования или осуществлении других полномочий, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными и иными лицами незамедлительно или в указанный в требовании (запросе, поручении) срок. Неисполнение законных требований следователя или уклонение от явки по его вызову влечет ответственность, установленную законом.

В соответствии с законом следователи Следственного комитета РФ производят предварительное следствие по уголовным делам в отношении: члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления; судьи Конституционного Суда РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия; Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ; Уполномоченного по правам человека в РФ; Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты РФ; прокурора; Председателя Следственного комитета РФ; руководителя следственного органа; следователя; адвоката; члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса; зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (ст. 447 УПК РФ).

При реализации указанных процессуальных полномочий сотрудник Следственного комитета вправе (ст. 7 ФЗ "О Следственном комитете РФ"):

1) беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, и иметь доступ к их документам и материалам в целях проверки находящегося у него в производстве сообщения о преступлении или расследовании уголовного дела;

2) входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки при пресечении совершения преступления, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление;

3) требовать от руководителей и других должностных лиц органов, предприятий, учреждений и организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших в ходе проверки сообщения о преступлении и проведения предварительного расследования вопросов; требовать от должностных лиц соответствующих органов, предприятий, учреждений и организаций производства в этих целях документальных проверок, ревизий, исследования документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов;

4) вызывать должностных и иных лиц для объяснений и производства следственных действий при осуществлении досудебного производства.

Неисполнение законных требований сотрудника Следственного комитета или уклонение от явки по его вызову влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Для сотрудников, проходящих службу в системе Следственного комитета, предусмотрены должности следователя, старшего следователя, следователей по особо важных делам, старших следователей по особо важным делам. Наименование должностного положения не отражается на содержании процессуальных прав и обязанностей следователя, реализуемых при производстве предварительного следствия. Закон (ч. 2 ст. 39 УПК РФ) наделяет руководителя следственного органа (управления, отдела) процессуальными полномочиями следователя, в частности правом возбудить уголовное дело, принять его к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме.

Служба в системе органов Следственного комитета является федеральной государственной службой. Сотрудники Следственного комитета - федеральные государственные служащие, исполняющие обязанности по замещаемой должности с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ "О Следственном комитете РФ", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На сотрудников и федеральных государственных служащих Следственного комитета распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральными законами "О противодействии коррупции", "О системе государственной службы Российской Федерации" и "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...