Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика этапов развития в XIX веке




Тема 6: Развитие психологии в 19 веке

 

 

 

В качестве естественно-научных предпосылок, обусловивших В середине XIX в. становление психологии как самостоятельной науки, можно выделить следующие направления и особенности развития науки в тот период

 

1. Постепенное отделение психологии от философии явилось одной из важных предпосылок ее становления как самостоятельной науки. Это объясняется тем, что для психологии назрела необходимость разделения предметов и методов, в частности ориентация на эмпирические способы познания, тогда как философия, будучи больше теоретической наукой, нежели практической, не могла дать психологии необходимые инструменты.

2. Внедрение в психологию новых методов исследования. Исходя из исторической необходимости обрести свой, отличный от философского метод познания, в середине XIX в. в психологию вводится заимствованный из естествознания метод эксперимента, а также математические методы подсчетов результатов опытов. Именно благодаря эксперименту и математике психология получила возможность по-новому взглянуть на уже известные, но только с теоретической точки зрения, явления и феномены, осмыслить и изменить их общепринятое понимание.

3. Активное развитие физиологии в начале XIX столетия. В этот период развитие психологических знаний стимулировалось открытиями не в области механики, что было свойственно человеку Просвещения, а в области физиологии, которая, обладая конкретным предметом исследования — человеческим телом — и изучая строение его органов, ставила психические функции человека в зависимость от особенностей его анатомии.

4. Активное опытное изучение организма человека в русле естествознания, в частности физиологии, стимулирующее огромное количество открытий, по-новому объясняющих причины и механизмы его функционирования. Более того, благодаря опытному изучению механизмов работы человеческого тела физиология сумела объяснить казавшиеся фантастическими в эпоху Просвещения идеи, которые объясняли причины человеческого поведения не как следствия влияния и особой организации души, являющейся некоей бестелесной и божественной субстанцией, но целиком и полностью зависящие от особенностей анатомии и физиологии человека. Методологическое значение произведенных в этот период открытий заключается в том, что не на уровне теоретических изысканий, а непосредственно в опыте была доказана зависимость некоторых аспектов поведения человека от физиологических, т. е. материальных, факторов работы организма. Более того, первые в этой области эмпирические открытия дали повод к более глубокому изучению строения головного мозга человека. К тому же в русле самого естествознания были накоплены некоторые сугубо психологические факты, открытия, теории. Приведем примеры таких открытий.

• В XIX в. врачам и натуралистам: чеху И. Прахазке, францу­зу Ф. Мажанди и англичанину Ч. Беллу — удалось опытным путем через обнаружение различий между чувствительными (сенсор­ными) и двигательными (моторными) нервными путями, веду­щими в спинной мозг, доказать и объяснить суть рефлекторной схемы, открытой Рене Декартом.

• В другом исследовании изучались механизмы влияния стимулов внешней среды на органы чувств. Результатом этого открытия явилось утверждение о том, что независимо от качеств и силы воздействующих на нервы стимулов эффект (но его сущность, а не сила) будет одинаковым, например любое раздражение зрительного нерва вызывает у субъекта ощущение вспышек света. Более того, такая зависимость между объективными физическими стимулами и производимыми ими психическими эффектами была математически исчисляема.

• На основе этого исследования был сформулирован закон «специфической энергии органов чувств», который определял энергию, известную в физике как основополагающую в формировании нервной ткани.

• Австрийский анатом Ф. Галь, изучавший зависимость ощущений от нервного субстрата, опроверг принятое положение о локализации мышления в мозговых желудочках. Он утверждал, что извилины коры больших полушарий головного мозга являются местом локализации психической энергии и ума.

5. Возникновение эволюционного подхода к пониманию приро­ды человека, в частности теория эволюционного развития Ч. Дарвина и эволюционный ассоцианизм Г. Спенсера. Именно влияние внешней среды и естественного отбора на развитие у вида необходимых для выживания функций обусловили изме­нение взглядов на понимание психики человека и вытекающие отсюда задачи психологии.

Такое положение дел в науке не могло не сказаться и на осно­вополагающих для психологии взглядах и идеях, в частности на принятом представлении о душе как субстанции, управляющей телом или, по крайней мере, имеющей некую нетленную сущ­ность. Открытия физиологии ставили душу, психику в зависи­мость от тела, и это полностью переворачивало представления о человеке, господствующие до указанного периода. Названные предпосылки сыграли решающую роль в превращении психоло­гии в самостоятельную экспериментальную науку

 

В начале XIX в. ассоциативная психология оставалась единст­венной психологической школой, предмет которой - сознание - был признан всеми без исключения учеными. В классических тео­риях ассоцианизма, появившихся в начале XIX в., содержание сознания рассматривалось как комплекс ощущений и представле­ний, соединенных по законам ассоциаций.

Ассоцианизм в XIX в. развивался под сильным влиянием естествознания, физики, химии и биологии, а также имел тесную связь с философией позитивизма.

В своем развитии ассоцианистическая психология прошла три этапа.

Первый этап — начало ХГХ в. — характеризуется как этап расцвета ассоцианизма, когда были созданы классические тео­рии и разработаны основные положения этой концепции. Глав­ными представителями данного периода являются Т. Браун и Дж. Ст. Милль.

Второй этап, относящийся к середине XIX в., стал перелом­ным для ассоцианистической психологии, так как в этот период наблюдается пересмотр основных взглядов классического ассо­цианизма на предмет и методы исследования, что способствова­ло началу его кризиса. Указанные тенденции отчетливо прояви­лись в теории Дж. Ст. Милля, а впоследствии, у А. Бена.

В середине XIX в. в науках о жизни произошли революци­онные изменения. Средствами точной науки было доказано, что одни и те же молекулярные процессы объединяют организм и окружающую среду. Не последнюю роль в формировании столь революционных взглядов на природу человека сыграло учение Чарльза Дарвина (1809—1882), ознаменовавшее крутой поворот от механодетерминизма к биодетерминизму в понима­нии человекам, в частности, его психики.

Рассмотрим основные положения его эволюционного учения.

1. Главным фактором выживания организмов в постоянно угрожающей их существованию внешней среде является естественный отбор, который вынуждает особь приспосабливаться и одновременно с этим безжалостно истребляет все, чему не удалось справиться с трудностями среды.

2. Задача организма, стремящегося выжить, — пустить в ход все свои ресурсы, в том числе и психические.

3. В ходе эволюции выживают те, кто смог наиболее эффективно приспособиться; при этом выжившие в борьбе за существование передают свои свойства потомству,

4. Поскольку естественный отбор отсекает вес ненужное для жизни, то он истребляет и психические функции, не способствующие приспособлению. Таким образом, психика в учении Дарвина рассматривается как элемент адаптации организма к внешней среде.

5. Факторами эволюции всех живых организмов являются наследственность, изменчивость, отбор.

Чарльз Дарвин в своей теории эволюционного развития разрабатывает и психологические идеи, в частности он пытался объяснить феномены эмоциональной сферы с точки зрения биологической обусловленности, и им выдвигаются следующие положения:

1) инстинкты не являются разумными, т. е. их источником не является разум;

2) инстинкт есть наследственное образование, уходящее своими корнями в историю вида и являющееся фактором выживания организма в среде;

3) инстинкты тесно связаны с эмоциями и могут проявляться на физиологическом уровне через выразительные движения, имея, таким образом, практический смысл;

4) эмоции и чувства индивида, являясь психическими феноменами, тем не менее не являются элементами сознания, а первичны по отношению к нему.

Таковы основные положения дарвиновского учения об эво­люции всего живого на Земле.

Какое влияние на развитие психологии оказал эволюционный подход Чарльза Дарвина?

Теория Дарвина оказала сильнейшее влияние на развитие пси­хологии и явилась одной из предпосылок становления психологии как самостоятельной науки. Более того, идеи Чарльза Дарвина по­служили основой для развития некоторых отраслей психологии, например зоопсихологии, дифференциальной и возрастной пси­хологии. Рассмотрим подробнее то влияние, которое оказала эво­люционная теория Ч. Дарвина на развитие психологии.

1. Изменение предмета психологии. Благодаря введению в психологию принципа соотношения «организм — среда» происходит изменение и ее предмета с изучения сознания индивида на изучение его поведения во внешней среде, которая является фактором, детерминирующим его психическую жизнь. Таким образом, новый предмет изучения психологии — поведение индивида.

2. Введение фактора изменчивости организма под действием внешней среды. Благодаря учению Дарвина происходит поворот в понимании организма от пассивной неизменной машины со сформированными физическими и психологическими функциями к повышению его активности и возможности развиваться под действием внешней среды. Таким образом, организм отныне рассматривается как активная, постоянно меняющаяся под действием внешних факторов сущность.

3. Возникновение зоопсихологии. Дарвинизм, указывая на происхождение человека от животного, стимулировал изучение различий психики человека и животного и возникновение еще од­ного нового для психологии направления — зоопсихологии. В ее русле возникает два противоположных направления—антропоморфизм и механистическое направление.

Антропоморфизм изучает психику человека и животных больше с точки зрения их сходств, чем различий, говоря о том, что все различия имеют скорее количественный, чем качественный характер. Более того, установление у животных наличия некоторых «социальных» качеств, таких, например, как взаимовыручка, ставит их на более высокую по сравнению с человеком ступень. При этом были сделаны попытки объяснения поведения и психики животных с точки зрения действия механизмов более низкого, чем у человека, уровня, например механизма научения с помощью метода «проб и ошибок». Тем не менее антропоморфизм приписывает животным наличие сознания.

Механистическое направление отрицает наличие у животных любого вида психики и определяет их поведение как результат воздействия внешних стимулов. Все изменения в реакциях обусловлены не психическим, а физиологическим состоянием животного. У животных есть способность к научениюоднако она формируется по другим принципам — не через осознавание, а через механическое запоминание. Результаты исследований в этом направлении обусловили возникновение в дальнейшем бихевиоризма.

4. Возрастная психология. Дарвиновское учение обусловило понимание развития ребенка с точки зрения законов общей эволюции человечества. Одной из ведущих теорий развития ребенка стала разработанная Ст, Холлом (1844—1924) и Дж. Бол­дуином (1861 — 1934) теория рекапитуляции, основанная на биогенетическом законе Геккеля и выдвигающая положение о том, что развитие ребенка происходит в строгом соответ­ствии с определенными стадиями, которые, в свою очередь, соответствуют стадиям общей эволюции человечества. Даль­нейшее развитие этого направления привело к возникнове­нию «теории двух факторов» В. Штерна, которая объясняет особенности развития ребенка с точки зрения взаимовлияния на него двух факторов: внутренних, передающихся генетичес­ким путем, г. е. наследственных, и внешних, исходящих от ок­ружающей его природной и общественной среды. При этом для наиболее продуктивного развития способностей ребенка необходимо знание так называемых сензитивных периодов в формировании каждой функции психики, и внешнее воз­действие па нее именно в этот период обеспечивает наиболее высокую степень развития.

5. Возникновение дифференциальной психологии. Понятие об индивидуальных вариациях является составной частью эволю­ционной теории Ч. Дарвина. Стало быть, к ним относятся и ва- риаиии в сфере психики. Это придало импульс разработке но­вого направления в психологии, предметом которого стало изуче­ние индивидуальных различий между людьми. В качестве факторов, обусловливающих эти различия, рассматриваются, во-первых, внутренние факторы, т. е. законы наследственно­сти, и, во-вторых, внешние факторы, а именно: влияние усло­вий окружающей среды.

 

На третьем этапе, относящемся к концу XIX в., наблюдается кризис классического ассоцианизма, обусловленный произо­шедшими на предыдущем этапе изменениями во взглядах, а так­же в область психологического исследования вводится метод экс­перимента. Представителями этого периода считаются Г. Эббингауз, Т. Циген, а также Г. Э, Спенсер, являющийся одним из идеологов философии позитивизма и создавший теорию эво­люционного ассоцианизма.

Величайшая заслуга ассоцианистов — введение в область пси­хологического знания и дальнейшее развитие и закрепление та­ких важных понятий и идей, как опытное, прижизненное фор­мирование содержаний сознания, что стимулировало развитие педагогики и формирование многих законов обучения и разви­тия, понятия и теории ассоциации, которые также оказали сущест­венное влияние на изучение законов приобретения знаний и научения. Ассоцианисты «узаконили» новые методы исследова­ния в психологии — самонаблюдение и эксперимент — как един­ственно верные. Эти методы в соединении с концепцией ассоци­ации нашли свое прикладное значение в качестве (ассоциативно­го эксперимента) и в клинической психологии, медицине, психиатрии, в частности в исследованиях 3. Фрейда, К. Г. Юнга и других психиатров. В исследованиях — исследования психоло­гических феноменов.

Однако есть и некоторые недостатки и заблуждения этой кон­цепции, ее однобокость по некоторым вопросам. Например, при­знание только опытных, прижизненно сформированных феноме­нов и содержаний сознания, выведение их из чувств и ощущений, отрицание врожденных особенностей человека как имеющих дос­таточное влияние на его развитие, описательность самой концеп­ции, т. е. отсутствие средств для объяснения процессов и явлений душевной жизни, отказ от изучения мышления, способностей, особенностей поведения личности без привязывания их к фено­мену ассоциации или области чувств и ощущений.

В создании основ, на которых строилась психология как нау­ка, велика роль Германа Гельмгольца (1821 — 1894). Его работы внесли огромный вклад в развитие собственно физиологии, а также в психологию восприятия и ощущения. Гениальному мыслителю принадлежат многие открытия, в том числе о приро де психического. Им были открыты: скорость прохождения им­пульса по нерву, закон сохранения энергии. В ходе своих опытов Гельмгольц создал теорию восприятия и бессознательных умо­заключений, суть которой заключается в следующем:

1) восприятие подчинено закону соединения и в дальнейшем сопоставления конкретного стимула, т. е. внешнего объекта, вызывающего то или иное ощущение в настоящем, с определенным опытом в прошлом, когда в ходе бессознательных умозаключений делается вывод о соответствии или несоответствии первого и второго;

2) бессознательные умозаключения имеют ряд отличительных особенностей:

• возникают бессознательно, т. е. без участия сознания и мышления, и соответственно не управляются ими;

• имеют опытное происхождение через многократное повторение;

• возникают из сенсомоторных связей между зрительным ощущением и ощущением от движений глаза в процессе восприятия.

Созданная Гельмгольцем теория восприятия повлияла на выде­ление психологии в самостоятельную науку тем, что разделила психику и сознание, доказав, что образ в сознании индивида возникает через воздействие на него внешнего объекта, не зависящего от са­мого субъекта и его сознания и вообще лежащего вне организма.

В целом ассоцианизм оказал серьезное влияние на психологию XX столетия: многие идеи ассоцианистов Локка, Беркли, Гартли, Юма, их последователей Милля, Гербарта,Спенсера и других на­шли свое отражение в современных концепциях, например в пси­хоанализе, гештальтпеихологии, а потом и гештальттерапии, гума­нистической психологии и теории потребностей А. Маслоу и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...