Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие этнопсихологии в нашей стране

 

В России в начале ХХ в. проблемами этнопсихологии занимались Г. Г. Шпет, В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. Большое внимание уделялось вопросам предмета и методов этнопсихологии.

Значительный вклад в развитие этнической психологии внес выдающийся российский философ Г. Г. Шпет, который в 1920 г. организовал в Московском университете кабинет этнической психологии, а в 1927 г. издал работу «Ввдение в этническую психологию», в которой выступил с резкой критикой В. Вундта и генетического подхода (Штейнталь, Лацарус и др.) и пытался обосновать свое понимание этнопсихологии с позиций феноменологии Э. Гуссерля. Он считал, что этнопсихология должна быть описательной, а не объяснительной наукой. Этому талантливому исследователю так и не удалось развить свои идеи до конца из-за политических преследований и гибели в 1937 г.

В. М. Бехтерев считал, что каждая нация имеет свой темперамент и свои национальные черты характера, особенности умственной деятельности, которые закрепляются и соответственно передаются биологическим путем. Все остальные этнопсихологические характеристики имеют социокультурную природу и зависят, по его мнению, от общественного развития и уклада жизни, сложившегося в ходе культурного генезиса. В противовес В. Вундту, предполагавшему, что основными источниками этнопсихологических знаний являются мифы, обычаи и язык, В. М. Бехтерев призывал исследовать коллективную и индивидуальную психологию и деятельность людей как представителей конкретных национальных общностей, резко критикуя при этом не только объекты изучения, но и понятийный аппарат своих предшественников (Вундта, Лебона), которые проявляли субъективизм, говоря о «народной душе», «народном чувстве» и «народном духе». Он не признавал понятия «народная душа», «народные чувства», «народный дух» и считал, что изучением психологии народов должна заниматься особая наука – коллективная рефлексология. В своих работах он одним из первых в России обратился к вопросу о роли и значении символики в национальной психологии. Согласно его представлениям, жизнь любой группы и народа в том числе, полна символизма. В качестве национальных символов может использоваться широкий круг предметов и явлений: язык и жесты, флаги и гербы, герои войны, подвиги исторических лиц, выдающиеся исторические события. Они выступают средством согласования интересов и совместной деятельности людей, тем самым объединяя их в единую общность.В конце 20-х годов ХХ в. проблемы этнопсихологии стала разрабатывать культурно-историческая школа, которую возглавлял выдающийся психолог Л. Выготский. Предметом этнической психологии, по мнению представителей этой школы, является изучение социально-исторического развития поведения этноса. Говоря об этнической психологии, Л. С. Выготский имел в виду, прежде всего, так называемую «психологию примитивных народов», поэтому необходимым считал проведение сравнительного кросс-культурного анализа психической деятельности «культурного человека» и «примитивного». Он считал, что нужно проводить, прежде всего, межэтнические сравнительные психологические исследования представителей «традиционных» и цивилизованных обществ. По мнению Л. С. Выготского, основным в этнопсихологии является инструментальный метод, который состоит в исследовании психологических инструментов, опосредствующих психическую деятельность. Например, культурные знаки (это, прежде всего, язык, а затем – искусство, религия, быт) являются своеобразными инструментами, с помощью которых один человек воздействует на другого, но вместе с тем формирует и собственный внутренний мир. На основе теории инструментального метода Л. С. Выготским была разработана научно-исследовательская программа по педологии национальных меньшинств.

Вместо традиционного тестирования Л. С. Выготский предлагал использовать изучение национальной среды, ее структуру, динамику и все то, что определяет этническое своеобразие психических процессов. Кроме того, психику детей национальных меньшинств Л. С. Выготский предлагал изучать не в сравнении с психикой «стандартного» ребенка, а на основе сравнительного анализа с психикой взрослого той же этнической группы и той же культурной среды.

Экспериментальное подтверждение идей культурно-исторического подхода Л. С. Выготского было осуществлено его учеником А. Р. Лурия в 1931-32 гг. в Узбекистане. Результаты исследований показали, что изменение общественно-исторической формации и характера общественной практики привело к коренным изменениям психических процессов узбеков – восприятия, мышления, воображения. Но материалам этой экспедиции повезло увидеть мир только через 40 лет. В 30-те годы ХХ ст. начались гонения на психологическую науку, апогеем которых постоянное постановление «О педологических отклонениях в системе Наркомпросу». Наряду с другими областями психологии этнопсихология была осуждена как «буржуазная» наука и такой она считалась очень долго.Лишь в 60-х гг. появились публикации по этнопсихологии. Первым на необходимость исследования национальной психологии обратил внимание советский социальный психолог и историк Б. Ф. Поршнев (1908-1979). Он критиковал тех ученых, которые стремились выводить своеобразие психологических особенностей из физических, антропологических и других подобных черт, считая, что нужно искать объяснение специфических характеристик психического склада нации в исторически сложившихся конкретных экономических, социальных и культурных условиях жизни каждого народа. Он призывал исследовать традиционные формы труда, формирующие особенности национального характера, подчеркивал необходимость изучения связей языка с глубинными психическими процессами, советовал изучать механизмы общения и пр.

В 70-е годы отечественные философы и историки стали активно разрабатывать теорию наций и национальных отношений, уделяя приоритетное внимание методологическому и теоретическому обоснованию сущности и содержания национальной психологии как явления общественного сознания (Э. А. Баграмов, А. Х.Гаджиев, П. И. Гнатенко, А. Ф. Дашдамиров, Н. Д. Джандильдин, С. Т. Калтахчяй, К. М. Малинаускас, Г. П. Николайчук и др.). Изучением этнопсихологических феноменов начали заниматься философия, социология, этнография, история. Началось активное изучение этнографических характеристик народов мира и нашей страны (Ю. В, Арутюнян, Ю. В. Бромлей, Л. М. Дробижева, В. И. Козлов, Н. М. Лебедева, А. М. Решетов, Г. У. Солдатова и др.). С начала 70-х годов этнопсихологическая проблематика стала разрабатываться военными психологами (В. Г. Крысько, И. Д. Куликов, И. Д. Ладанов, Н. И. Луганский, Н. Ф. Феденко, И. В. Фетисов).

В 80-е 90-е годы у нас в стране начали складываться научные коллективы и школы, занимающиеся проблемами собственно этнической психологии и этносоциологии. В настоящее время экспериментальные исследования в области этнической психологии включают в себя три главных направления:

1. психологическое и социологическое изучение различных народов и народностей (осмысление этнических стереотипов, традиций и специфики поведения русских и представителей многочисленных этнографических групп Северного Кавказа, национально-психологических особенностей, коренных народов Севера Поволжья, Сибири и Дальнего Востока и пр.);

2. социологическиме и социально-психологические исследования межнациональных отношений в России и СНГ;

3. изучение социокультурной специфики вербального и невербального поведения, этнопсихолингвистической проблематике.

Особую роль среди исследователей истоков национального своеобразия народов нашего государства сыграл Л. Н. Гумилев (1914-1992) – российский историк и этнограф, разработавший концепцию происхождения этносов. По мнению исследователя, этнос – это явление географическое, всегда связанное с ландшафтом, который кормит приспособившихся к нему людей и развитие которого зависит в то же время от особого сочетания природных явлений с социальными и искусственно созданными условиями. Вместе с тем он подчеркивал психологическое своеобразие этноса, определяя последний как устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам и отличающийся своеобразными стереотипами поведения, которые закономерно меняются в историческом времени.

 

Заключение

 

Как показал анализ доступных нам литературных источников, этнопсихология представляет собой междисциплинарную отрасль знаний, изучающую этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т. д.

Интерес к проблеме этнических различий и их влияния на культуру и быт народов проявляли Геродот, Тацит, Гиппократ, Страбон, Платон, Теофраст, Ксенофонт и другие. В разработку психологии этноса важный вклад внесли учение К. Гельвеция о равнозначности народов, идея единства культур разных народов И. Гердера и диалектика национального характера, исследованная И. Кантом. Создание этой науки было провозглашено в 1852 г. М. Лацарусом и Х. Штейнталем. В начале XX в. эти идеи получили развитие в «психологии народов» В. Вундта, а также в работах Н. Ланга, Г. Челпанова, В. Бехтерева.

Современная этнопсихология не представляет собой единого целого ни по тематике, ни по методам. В ней можно выделить такие направления, как сравнительные исследования этнических особенностей когнитивных процессов, эмоций и пр.; культурологические исследования особенностей символического мира и ценностных ориентаций народной культуры; исследования этнического сознания и самосознания; исследования этнических особенностей социализации детей.

Поскольку свойства национальной культуры и свойства составляющих этнос (этническую общность) индивидов не тождественны, между культурологическими и психологическими исследованиями этнопсихологии всегда существуют определенные расхождения. В современных условиях особое внимание в этнопсихологии уделяется изучению психологических причин этнических конфликтов, нахождению эффективных путей их разрешения, а также выявлению истоков роста национального самосознания, развития его в разных социальных и национальных средах.

 

 

Литература

 

Бандурка, А. М. Этнопсихология: Учебное пособие для вузов [текст] / А. М.

Баронин А. С. Этнопсихология: учебное пособие [текст] / А. С. Баронин. – К.: МАУП, 2000. – 116 с.

Крысько, В. Г. Этническая психология [текст] / В. Г. Крысько. – М.: Академия, 2002. – 320 с.

Ламанов, И. А. Основы этнопсихологии [текст] / И. А. Ламанов. – М.: Современный гуманитарный университет, 2000. – 92 с.

Лебедева, Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию [текст] / Н. М. Лебедева. – М.: Ключ-С, 1999. – 224 с.

Павленко, В. Н. Общая и прикладная этнопсихология [текст] / В. Н. Павленко, С. А. Таглин. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2005. – 483 с.

Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология [текст] / Т. Г. Стефаненко. – М.: ИП РАН, Академический Проект, 2000. – 320 с.

Сухарев, В. А. Психология народов и наций [текст] / В. А. Сухарев, М. В.

Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию [текст] / Г. Г. Шпет. – СПб., 1996. – 155 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...