Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психология развития (В.Джеймс, В. Прейер, Т. Тидеман и др.).




Тема 8: Развитие отраслей психологии

 

Особенностями психического состояния детей интересовались многие ученые еще в античный период. Демокрит, Платон, Ари­стотель, так же как и другие ведущие исследователи, использова­ли примеры того, как воспринимают дети новые понятия или реа­гируют на те или иные ситуации, в качестве доказательств право­ты своих взглядов на психику. После некоторого перерыва, уже в Новое время, особенно в XVIII в., ученые опять обратились к ана­лизу психики детей. Эти вопросы ставились главным образом в связи с исследованием подходов к обучению, а также в контексте изучения становления психики, мышления и мотивов деятельности взрослого человека. Однако эти проблемы не были выделены в качестве отдельной темы исследования, тем более не стали они центральными ни для одного из психологов.

Картина изменилась к концу XIX в., когда соединились два на­учных направления, которые до этого времени развивались па­раллельно и независимо друг от друга. Это исследования детского развития, которые были связаны с естествознанием и медициной, а также этнографические исследования детства и языка, главным образом изучение детских игр и сказок. Особенно популярны были работы братьев Гримм, Тейлора, Боаса. В это же время возрастная психология начала наконец осознаваться учеными в качестве само­стоятельной области психологической науки. Объективными пред­посылками ее формирования были: требования педагогической практики, разработка идеи развития в биологии, появление экспе­риментальной психологии и разработка объективных методов исследования.

Требования педагогической практики. Требования к психологии о необходимости разработки объективных основ педагогики зву­чали давно. Еще в начале XIX в. о необходимости учета психоло­гических данных при формирования методов обучения дошколь­ников писал Фребель, необходимость для педагогики учета пси­хологических законов подчеркивал Гербарт. В России о важности связи между педагогикой и психологией говорил К.Д.Ушинский. В своей работе «Человек как предмет воспитания» (1867) он писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», т.е. для того, чтобы правильно воспитывать, надо понять закономер­ности психического развития детей, прежде всего их нравственного развития. Для этого надо исследовать влияние на детей таких со­зданных народом форм культуры, как язык, религия, право и ис­кусство, которые Ушинский называл образующими психики чело­века. Говоря о психическом развитии, он исходил из теории Спен­сера, исследуя ассоциации, которые лежат в основе общественной деятельности детей. Поэтому, изучая формирование нравственного поведения детей, Ушинский отмечал значение полурефлексов, т.е. выученных рефлексов, привычек, которые становятся основой нрав­ственной жизни и поведения человека и формируются в детстве.

Особенно актуальной задача связи между педагогикой и пси­хологией стала для ученых с середины XIX в. в связи с развитием всеобщего обучения. До тех пор, пока образование было преиму­щественно домашним, нетрудно было сформировать индивидуаль­ный подход к каждому ребенку, понять его особенности, интересы, сделать обучение для него легким и занимательным. Индивидуаль­но подбирался не только круг изучаемых проблем, но и темп обу­чения в зависимости от скорости усвоения материала данным ре­бенком.

При наличии большого числа детей в классах (что было уже в то время в массовых школах) такой индивидуальный подбор адек­ватных методик неосуществим. Поэтому было необходимо иссле­довать общие для всех детей механизмы и этапы психического раз­вития, чтобы дать объективные рекомендации, когда, в каком воз­расте и в какой последовательности можно обучать любых детей, а также какие приемы наиболее адекватны для детей определен­ного возраста.

Этими требованиями объясняется и тот круг проблем, которые решали ученые того времени, так как это были главным образом исследования движущих сил и этапов познавательного развития, в то время как развитие общения или личностных особенностей де­тей почти не изучалось.

Такая тесная связь возрастной психологии с практикой вызыва­ла справедливую озабоченность некоторых ученых, которые опаса­лись, что утилитаризм, растворение в практике помешают форми­рованию теоретических основ этой науки и ограничат ее интересы ближайшими задачами школы и воспитания.

Именно от такого понимания возрастной психологии и пре­достерегал известный психолог В.Джемс в своей книге «Беседы с учителями о психологии» (1899). Он считал, что психология не должна объяснять учителям, как учить детей, давать им конкретные советы, но психологические знания должны обратить внимание пе­дагогов на необходимость исследования внутренней жизни учени­ков, они должны понять духовную жизнь ученика «как некоторое активное единство, каким он сам ее чувствует, и сочувственно воспроизвести ее в воображении». О таком же понимании возраст­ной психологии говорил и другой известный психолог - Г. Мюнстенберг. Он подчеркивал, что, в отличие от психотехники (осно­вателем которой он был), педагогика должна ориентироваться на психологические знания преимущественно при исследовании от­клонений от нормы, например при исследовании причин утомляе­мости учеников, дефектов чувств, но не следует требовать от пси­хологии конкретных указаний, как учить детей.

Не меньшее значение для формирования генетического подхо­да в психологии имела теория известного психолога и физиолога И.М.Сеченова, который писал, что единственным методом объ­ективного исследования психики является метод генетического наблюдения. Он также подчеркивал значение исследований психи­ческого развития ребенка не только для практических нужд педа­гогики, но и для общей психологии. Взгляды Сеченова, особенно его идея об интериоризации психических процессов, оказала боль­шое влияние на дальнейшее развитие возрастной психологии, в частности на концепцию Выготского.

Основателем детской психологии принято считать В. Прейера, английского эмбриолога и психолога, так как именно он по­ставил задачу целостного исследования проблемы детского раз­вития и систематического наблюдения за этим. Его книга «Душа ребенка* (1882), основанная на эволюционном подходе, являет собой первый систематический труд в области возрастной пси­хологии, гак как содержит полное описание стадий и этапов раз­вития ребенка от рождения до 3 лет, а также в ней исследуются причины индивидуальных различий детей, главной из которых является биологическая наследственность.

Задачей Прейера было не только описание стадий и психиче­ских закономерностей развития, но и разработка методик изуче­ния ребенка на протяжении всего его детства. Для этого им был разработан метод дневникового наблюдения за развитием ребен­ка, т. е. в возрастной психологии происходит формирование соб­ственного метода исследования, наряду с которым позднее на­чинают использоваться экспериментальные и математические методы. Именно эти общепсихологические методы и дали в дальнейшем возможность сформировать методические основа­ния психологического исследования детей, в частности исполь­зование тестов и естественного и формирующего эксперимен­тов, что подняло возрастную психологию на более высокий на­учно-исследовательский уровень.

Долгое время единственным мето­дом исследования психического развития детей оставались днев­никовые наблюдения. Еще Песталоцци и Жан Поль начали вести дневники наблюдений за своими детьми. Большой интерес пред­ставляют дневниковые наблюдения Дарвина за развитием своего сына Фрэнсиса, которые были опубликованы в 1877 г. под заго­ловком «Биографический эскиз маленького ребенка». И.Тен опи­сал процесс усвоения речи своей дочерью, сопоставив его с истори­ческим развитием языка. Основой обоих процессов считался уни­версальный механизм ассоциаций Он стал также автором первого учеб­ника психологии, в котором затрагивались вопросы, связанные с психологией ребенка. При этом и в дневнике, и в учебнике Тидемана проблемы воспитания детей были тесно связаны с предшест­вующим анализом их физиологических и психологических особен­ностей.

С расширением предмета психологических исследований появи­лась возможность разработки новых, экспериментальных методов, которые можно было применить и для изучения психического раз­вития детей. Естественно, что прежние методы, используемые об­щей психологией, главным образом метод самонаблюдения, в но­вой науке не могли применяться. Поэтому такое значение для ее развития имело появление экспериментальной психологии В. Вундта, а также объективных методов исследования памяти, разрабо­танных Г.Эббингаузом.

Не меньшее значение имели работы Ф. Гальтона, который раз­работал многие методы экспериментального исследования детей, впервые применив в психологии способы статистической обработ­ки результатов. Он же разработал первые тесты, дальнейшее при­менение и популярность которых связана уже с именем А. Бине, который использовал специальные тесты для исследования ин­теллектуального развития детей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...