Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема взаимоотношений Севера и Юга




Во взаимоотношениях стран Севера и Юга и сейчас су­ществует довольно много проблем. Как уже отмечалось в од­ном из предшествующих параграфов, глобализация отнюдь не ведет к выравниванию уровней развития и потребления в планетарном масштабе. Более того, она нередко даже обо­стряет уже существующие противоречия и поляризацию между развитым, богатым Севером (под которым понимают­ся ныне наиболее успешные и богатые страны Запада, вклю­чая Японию) и развивающимся, бедным Югом. Разрыв в до­ходах между развитыми странами Севера и Югом постоянно растет. Собственно тенденцию роста экономического от­ставания развивающихся стран от ведущих держав Зала да принято обозначать в литературе под названием про­блемы Север—Юг.

Неравноправные взаимоотношения между европейскими метрополиями и колониальными владениями существовали на протяжении столетий. Однако возникновение проблемы Север—Юг относится к моменту известного вам из курса ис­тории крушения колониальной системы империализма в 50—60-х гг. XX в. Появление на карте мира десятков но­вых независимых государств породило оптимистические прогнозы относительно перспектив их развития в постколо­ниальный период. Предполагалось, что, избавившись от ко­лониального наследия, эти страны довольно быстро достиг­нут экономического и культурного процветания. В 60-е гг. этот оптимизм подпитывался реально более высокими, чем в развитых странах мира, темпами роста экономик развива­ющихся стран. Однако в 70—80-х гг. этот рост резко замед­лился, а кое-где сменился стагнацией или даже необрати­мым упадком и распадом. Возник феномен так называемых «неудавшихся», «несостоявшихся» государств (вроде Афга­нистана, Заира или Сомали), которые стояли буквально на грани распада из-за полной деградации политической и со­циальной систем. Произошло заметное падение доли разви-


вающихся стран в мировой торговле. К середине 80-х гг. од­но за одним эти государства стали объявлять себя или при­знаваться мировыми финансовыми институтами неплатеже­способными. Возник кризис задолженности развивающихся стран странам Запада. Все это нашло отражение в измене­нии соотношения развитых и развивающихся стран по ва­ловому национальному продукту на душу населения. Если в 1960 г. оно составляло примерно 25: 1, то к концу века — уже более 40:1.

Но особенно актуальной проблема отставания стала на рубеже тысячелетий, когда, помимо разрыва в доходах, на­метился глубочайший технологический, или, как его еще иногда называют, цифровой разрыв (от англ. digital divide). Зависимое индустриальное развитие почти нигде в мире (за исключением Восточной и отчасти Южной Азии) не пере­ходит в постиндустриальное. Историческая дистанция, «разрыв» между Югом и Севером, зависимость развития продолжают возрастать. В результате в большинстве раз­вивающихся стран не решены проблемы внутренних ис­точников накопления, финансирования собственного раз­вития; смягчения поляризации доходов и преодоления нищеты; достижения устойчивых темпов развития; совер­шенствования системы образования.

Взаимоотношениям Севера и Юга был посвящен за по­следние годы целый ряд международных форумов под эги­дой ООН или такой влиятельной международной организа­ции, как Большая восьмерка. Встреча лидеров Большой восьмерки в Шотландии в июне 2005 г. должна была быть почти целиком посвящена проблемам развития беднейших стран мира (парадокс состоит в том, что проявления другой глобальной проблемы современности — международного терроризма (теракты в Лондоне) — скорректировали повест­ку дня и в который раз отодвинули проблемы развития стран третьего мира на второй план). Однако приемлемого решения проблемы взаимоотношений Севера и Юга по сей день найдено не было, как, впрочем, и оптимального реше­ния иных глобальных проблем современности. Поиски по­добных решений неизбежно станут частью политического опыта тех, кто заканчивает сегодня школу и готовится к са­мостоятельной жизни в этом непростом, глобальном и не ли­шенном серьезных противоречий мире.

311 Основные понятия: глобальные проблемы, экологический кризис, демографический кризис, взаимоотношения Север-Юг.

ШШ Термины: цифровой разрыв, демографический транзит, мальтузианство, неомальтузианство, устойчивое развитие, зеленая революция.


Проверьте себя

1) Чем обусловлен планетарный по охвату характер гло­бальных проблем современности? 2) Какова роль научно-технического прогресса в развитии современного мира? 3) Чем вызвано возникновение глобального экологического кризиса? 4) В чем состоит и как проявляется демографиче­ская проблема? 5) Каковы проявления проблемы взаимоот­ношений Север—Юг? 6) В чем состоит взаимосвязь глобаль­ных проблем современности?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Нередко можно слышать утверждения о том, что «при­
рода сама справится» с возникающими экологическими про­
блемами. Насколько справедливыми представляются вам по­
добные утверждения? Обоснуйте свой ответ.

2. Не так давно Ж. Эллюль утверждал: «Присутствие им­
мигрантов, сопровождаемое распространением в Европе ис­
лама, несомненно, приведет к деградации всего западного
общества. В результате безрассудства, которое мы проявля­
ем уже в течение 20 лет, Запад окажется еще через 20 лет
в таком же положении в мировом масштабе, как сегодня бе­
лое меньшинство в ЮАР перед лицом черного большинст­
ва». Что вы думаете по поводу этого высказывания и что вы
могли бы возразить известному французскому мыслителю?

3. В последние годы с экранов телевизоров, в прессе до­
вольно часто можно встретить утверждения о том, что мы
становимся членами единого, но находящегося на грани ги­
бели планетарного сообщества. Разделяете ли вы такую пес­
симистическую оценку?

4. Научно-технический прогресс способен дать ключ к
разрешению всех глобальных проблем. Согласны ли вы с по­
добной точкой зрения?

Поработайте с источником

Познакомьтесь с рассуждениями современных исследователей о гло­бальных проблемах.

Результаты нашего исследования [книги «За пределами роста»] произвели фурор. Некоторые восприняли его как предсказание конца света, каковым она ни в коем случае не является. Эта работа не о предначертанном будущем, а о вы­боре пути. В ней, конечно, содержалось предупреждение, но также выражалась и обоснованная надежда на спасение. Вот три общих вывода, к которым мы пришли в 1972 году. Вто­рой из них оптимистичен, и наши расчеты показали, что для этого оптимизма были и есть веские основания. Возмож­но, его стоило бы поставить в списке под первым номером.

1. Если процессы демографического роста, индустрилиза-


ции, загрязнения окружающей среды, производства продук­тов питания и истощения природных ресурсов будут и в дальнейшем идти такими же темпами, планета достигнет предела своего репродуктивного потенциала примерно через сто лет. С большой вероятностью это приведет к внезапно­му и неконтролируемому сокращению населения и сниже­нию производственных мощностей.

2. Существуют возможности регулирования этих процес­
сов и обеспечения долговременной экологической и эконо­
мической стабильности. [В результате] можно добиться со­
стояния глобального равновесия, при котором будут
удовлетворяться основные материальные потребности каж­
дого человека, и всем будут обеспечены равные возможно­
сти для реализации своих способностей.

3. Если люди предпочитают второй вариант развития
первому, то чем раньше они начнут работать в этом направ­
лении, тем больше у них шансов на успех.

Эти выводы не привели нас в отчаяние, а заставили за­думаться о том, как создать общество, в котором люди жи­ли бы в материальном достатке, пользуясь благами социаль­ной справедливости и экологической устойчивости, и в котором жизнь была бы комфортнее, чем в обществе, чрез­мерно увлеченном проблемами роста.

Мидоуз Донелла, Мидоуз Денис, Рандерс Йорген. За пределами

допустимого: глобальная катастрофа или стабильное будущее//Новая

постиндустриальная волна на Западе. — М., 1999. — С. 576—577.

Вопросы и задания к источнику. 1) В чем состоит опасность не­контролируемого демографического роста, все более масштабной индустриализации и растущего загрязнения окружающей среды? 2) Существует ли альтернатива катастрофическому сценарию раз­вития событий на нашей планете?

Выводы к главе IV

1. Современный мир, в котором существуют около 200 государств, характеризуется многообразием вариантов экономического, социального, политического, культурного развития. В ряде стран сохраняется традиционный уклад жизни. Вместе с тем опыт таких стран сегодня свидетельст­вует об их способности к глубокой социально-экономической трансформации. Индустриальные общества столкнулись в XX в. с серьезными проблемами. Однако научно-техничес­кая революция помогла им найти возможные решения этих проблем. На базе электронно-вычислительной техники нача­лись глубокие перемены в общественном развитии, которые характеризуют переход к информационному, постиндустри­альному обществу. Но этот переход сопровождался появле-


нием новых противоречий. Такие противоречия, в частнос­ти, присущи развернувшемуся процессу глобализации. С од­ной стороны, это рост взаимозависимости различных стран и регионов мира. С другой — отмечается опасность обезли­чивающей унификации национальных культур, углубления дифференциации стран по уровню экономического и соци­ального развития.

2. Современное общество все в большей степени превра­
щается в общество самоорганизующихся, полицентричных
сетевых структур, для которых характерны децентрализа­
ция власти и ответственности, а также преобладание гори­
зонтальных связей составляющих их сегментов. Сетевые
формы организации возникают и в сфере политики, при
этом они могут использоваться для достижения самых раз­
ных целей. Наиболее опасные проявления этого связаны с
феноменом международного терроризма, питательной средой
которого выступает политический экстремизм. Политичес­
кий терроризм применяет насилие в отношении гражданско­
го населения и символов государственности для достижения
политических целей. Противодействие ему возможно лишь
на основе межгосударственного сотрудничества.

3. В процессе глобализации экономические, социальные,
экологические, политические проблемы, ранее считавшиеся
исключительно внутриполитическими, превращаются в об­
щемировые, международно-политические. Решение таких
проблем предполагает преодоление экологического кризиса
и его последствий, стабилизацию демографической ситуации
на планете, сокращение разрыва в уровне развития между
ведущими странами Запада и беднейшими развивающимися
странами. Глобальные проблемы требуют совместных уси­
лий государств, международных организаций, общественно­
сти. Угрозы и вызовы XXI в. предъявляют новые, более вы­
сокие требования к уровню общественной организации,
политического мышления, приоритетным духовно-нравст­
венным ориентирам отдельных людей и человечества в це­
лом.

Вопросы и задания к главе IV

1. Дайте развернутое толкование формулы «Единство в
многообразии».

2. Как соотносятся в современном мире национальные
особенности различных стран и процесс глобализации?

3. Дайте оценку процесса глобализации, опираясь на со­
временные подходы к проблеме прогресса.

4. В чем состоит связь возникновения и развития сете­
вых структур с процессами глобализации и информатиза­
ции?


5. Каковы особенности международного терроризма и чем
они объясняются?

6. Охарактеризуйте основные глобальные проблемы со­
временности.

Готовимся к экзамену

1. Глобализация характеризуется:

1) расцветом культур всех народов мира;

2) выравниванием экономического потенциала всех стран
мира;

3) возросшей взаимозависимостью народов и государств;

4) ускорением темпов экономического развития всех на­
циональных экономик.

2. Сетевые структуры от прочих структур отличаются:

1) преобладанием вертикальных связей;

2) децентрализацией власти и ответственности;

3) высокой степенью закрытости;

4) ориентацией каждой структуры на решение многооб­
разных задач.

3. Верны ли следующие суждения?

А. Глобализация охватывает разные сферы жизни обще­ства.

Б. Глобализация означает, что расстояния и территори­альные границы между государствами перестают играть прежнюю роль.

1) Верно только А.

2) Верно только Б.

3) Верны и А, и Б.

4) Оба суждения неверны.

4. Дополните перечень последствий глобализации.

1) Весь мир превращается в глобальную экономическую
систему.

2) В мировой экономике возрастает роль транснациональ­
ных корпораций.

3)...

4)...

 

5. Напишите с использованием понятия «терроризм» три
предложения, содержащие какую-либо информацию об этом
явлении.

6. Процесс глобализации вызывает дискуссии. Одни гово­
рят, что она содействует демократизации, развитию и рас­
ширению возможностей. Другие — что она порождает но­
вые формы неравенства, позволяет корпорациям избегать
контроля и порождает новые экологические проблемы. Ка­
кова ваша точка зрения? Приведите аргументы в ее под­
держку.


Учебное издание

Боголюбов Леонид Наумович

Лазебникова Анна Юрьевна

Кинкулькин Альберт Тимофеевич и др.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...