Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы уголовно-исполнительного права.




 

Уголовно-исполнительное право Республики Беларусь, как и другие отрасли права, имеет в своей основе руководящие положения – принципы. Эти принципы представляют собой закрепленные в правовых предписаниях политические, идеологические и нравственные идеи. Общими принципами права являются руководящие идеи, определяющие направленность и основные черты правового регулирования. Они вытекают из всего содержания закона при его толковании. Под принципами уголовно-исполнительного права следует понимать основные положения руководящие идеи выражающие взгляды общества на характер данной отрасли права, ее содержание и задачи.

Принципы права делятся на общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы. Из этого следует, что общеправовые принципы присущи всем отраслям права, межотраслевые характерны только для определенных отраслей права, а отраслевые принципы присущи только данной отрасли права, отражают ее характерные особенности, сущность этой отрасли права. Существуют принципы права независимо от того, отражены они в статьях закона или не отражены.

Принципы уголовно-исполнительного права указаны в ст. 6 УИК. В ней говорится, что уголовно-исполнительное законодательство Республики Беларусь основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказания и иных мер уголовной ответственности, рационального применения мер принуждения и средств исправления осужденных, стимулирования их правопослушного поведения, сочетания принудительных мер с воспитательным воздействием.

В совокупности принципы подчеркивают принадлежность уголовно-исполнительного права к системе права в качестве ее самостоятельной отрасли и одновременно отражают его особенности. В перечисленных в ст. 6 УИК принципах находят выражение общие принципы права, принципы отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, а также принципы политики в сфере исполнения наказания, которые образуют систему отраслевых принципов, присущих данной отрасли права. Они призваны предопределять стратегию и направления развития отдельных институтов и норм, обеспечивать системность правового регулирования общественных отношений, возникающих при исполнении наказания.

Система принципов уголовно-исполнительного права отражает принципы обращения с осужденными, которые зафиксированы в международных актах. Кафедра таким документа относятся Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые на 1-м Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в Женеве в 1955 году, Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1984 года, Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, принятый резолюцией Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1988 года. Закрепленные в них принципы затрагивают приоритетные права и интересы человека, лишенного свободы, которые должны безусловно закрепляться в национальном законодательстве каждого государства и неукоснительно соблюдаться в правоприменительной деятельности. В ст.3 УИК указано, что уголовно-исполнительное законодательство Республики Беларусь основывается на Конституции Республики Беларусь, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Республики Беларусь, относящихся к исполнению наказания и обращению с осужденными.

К числу общеправовых принципов относятся: законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом. Межотраслевые принципы – дифференциация и индивидуализация исполнения наказания и иных мер уголовной ответственности. Отраслевые принципы – рациональное применение мер принуждения и средств исправления осужденных, стимулирование их правопослушного поведения, сочетание принудительных мер с воспитательным воздействием.

Принцип законности – конституционный и закреплен в Конституции Республики Беларусь (ст.ст. 2, 7, 22, 26 и др.). В уголовно-исполнительном праве он выражен в верховенстве закона, регулирующего исполнение наказания (УИК Республики Беларусь), в его приоритете перед другими нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в данной сфере. Принцип законности реализуется в точном и строгом соблюдении уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, исполняющими наказание, органами государственной власти и управления, всеми организациями, хозяйствующими субъектами, должностными лицами, работниками организаций, взаимодействующих с учреждениями и органами, исполняющими наказание. Эти требования относятся и к лицам, осуществляющим охрану и конвоирование осужденных, общественным формированиям, принимающих участие в исправлении и воспитании осужденных, отдельным гражданам, посещающим учреждения уголовно-исполнительной системы, а также к самими осужденными. То есть, принцип законности выражает требование ко всем участникам уголовно-исполнительных отношений точно и неуклонно подчиняться законам и нормативным актам, изданным на их основании. Принцип законности отражен в главе II УИК, предусматривающей правовое положение осужденных, их основные права и обязанности, право на личную безопасность и т.д. Обеспечение принципа законности предусмотрено ст.ст. 17-22 УИК, которые определяют порядок контроля за деятельностью органов, исполняющих наказание, со стороны государственных органов, суда, со стороны вышестоящих органов, прокурорский надзор и т.д.

Принцип гуманизма уголовно-исполнительного права закреплен в международных актах о правах человека и об обращении с осужденными, во многих институтах и нормах уголовно-исполнительного законодательства Республики Беларусь. Так, Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни, принятые резолюцией Экономического и Социального Совета ООН от 25 мая 1984 года, указывают, что смертный приговор не выносится за преступление, совершенное лицами, которые в момент совершения преступления были моложе 18 лет, в отношении беременных женщин или тех, кто недавно стал матерью, или лиц, потерявших рассудок. В Республике Беларусь исключительная мера наказания не применяется к несовершеннолетним, женщинам и психически больным. В статье 10 Международного пакта о гражданских и политических правах признак гуманизма сформулирован в следующей редакции: "Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности". Данный принцип отражен и в УИК, в частности, в ч. 3 ст. 3 говорится, что уголовно-исполнительное законодательство и практика его применения основываются на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.

Принцип гуманизма находит выражение в целях, которые поставлены при исполнении наказаний. Прежде всего это исправление осужденного, возвращение его к правопослушной жизни полноправным членом общества. Данный принцип реализуется в основных средствах исправительного воздействия. К ним относятся режим, обеспечивающий дисциплину и порядок в местах отбывания наказания и одновременно создающий условия для расширения прав и льгот осужденным вплоть до условно-досрочного освобождения, общественно-полезный труд, воспитательная работа при интенсивном психолого-педагогическом воздействии, профессиональная подготовка и общеобразовательное обучение, участие общественности в исправлении осужденных.

Принцип демократизма выражается в демократической сущности процессов исправительного воздействия на осужденных, в широком участии общественности в этом процессе, в контроле общественности за деятельностью уголовно-исполнительной системы (ст. 21 УИК), в признании осужденного субъектом права, субъектом уголовно-исполнительных правоотношений, в строгом соблюдении прав человека и гражданина. Данный принцип закреплен, в частности, в ч. 3 ст. 7 УИК, в которой к числу основных средств исправления осужденных отнесено общественное воздействие на них.

Демократизм пронизывает все институты и нормы уголовно-исполнительного права. Демократичен по своему характеру процесс исправительно-трудового воздействия на осужденных, на демократических началах строится организация и деятельность исправительных учреждений и других органов, исполняющих наказания.

Принцип равенства осужденных перед законом нашел закрепление в ст. 6 УИК и базируется на конституционном праве равенства граждан перед законом (ст. 22 Конституции Республики Беларусь) независимо от их пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения. Согласно ст. 7 Всеобщей декларации прав человека "все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия, на равную защиту закона". Данный принцип рассматривается в качестве основного в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, в ст. 6 которых говорится, что "дискриминация по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических или других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, семейного происхождения или социального положения недопустима".

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания и иных мер уголовной ответственности выражается в распределении всех осужденных на однородные группы и обеспечении целенаправленного и эффективного воспитательного воздействия на каждого осужденного. Дифференциация осуществляется путем выделения из общей массы осужденных определенных категорий лиц по возрасту, полу, рецидиву преступлений, виду наказания т.д. в целях раздельного их содержания и устранения отрицательного влияния более опасных преступников, имеющих богатый "стаж" преступного прошлого, на менее опасных. Так, в ст. 64 УИК определяются виды исправительных учреждений, в которых отбывают наказание осужденные различных категорий.

Данный принцип требует раздельного содержания различных категорий осужденных и создание различных условий отбывания наказания как в пределах одного учреждения, так и путем перевода в другое учреждение. То есть, содержание, и объем исправительного воздействия на осужденных в зависимости от поведения может и должен меняться в зависимости от поведения осужденного в период отбывания наказания (ст. 68 УИК).

С учетом дифференциации осужденных на категории определяется индивидуализация исполнения наказания с учетом характера и степени общественной опасности совершенного осужденным преступления, обстоятельства совершения преступления, с учетом социальной характеристики осужденного, его индивидуальных особенностей и т.д. Причем, содержание и объем воспитательного, исправительного воздействия в отношении каждого осужденного должен определяться сразу же после прибытия его в исправительное учреждение[2] и корректироваться постоянно в процессе отбывания наказания с целью применения средств исправления, стимулирующих его правопослушное поведение.

Принцип рационального применения мер принуждения и средств исправления осужденных, стимулирования их правопослушного поведения устанавливает безусловное правило, что при исполнении наказания должно органически сочетаться меры принуждения, убеждения и меры поощрения осужденных.Оптимальным является сочетание в процессе исполнения наказания карательного воздействия на осужденного с применением, на основе убеждения, мер исправительно-трудового и общественного воздействия.

Поощрительные меры стимулируют стремление осужденного к исправлению, воспитанию в себе правопослушного гражданина. Принудительные же меры не должны угнетать осужденного, создавая ему положение безысходности, бесперспективности своего будущего, как в исправительном учреждении, так и после освобождения.

Карательные меры и меры убеждения должны использоваться рационально, без «перегибов» в одну или другую сторону, что чревато негативными последствиями. Данные меры реализуются основными средствами исправления и воспитания осужденных. Карательные – это режим отбывания наказания, а средства убеждения – это воспитательная работа, общественно-полезный труд и т.д.

Принцип сочетания принудительных мер с воспитательным воздействием. Данный принцип закреплен в УИК Республики Беларусь. В процессе исполнения наказания к осужденным применяются различные меры воспитания. Средства исправления осужденного применяются с учетом формы реализации уголовной ответственности, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, вида наказания, личности осужденного, его поведения. В данном принципе, как и предыдущем, присутствуют меры карательного и воспитательного воздействия, отраженные в ст. 7 УИК.

Принцип возможности исправления каждого лица, совершившего преступление, лежит в основе задач, поставленных перед уголовно-исполнительным законодательством и органами, исполняющими уголовное наказание. Данный принцип проявляется в нормах об условно-досрочном освобождении от наказания или замене его более мягким, о переводе в исправительное учреждение с более мягким режимом (из исправительной колонии в колонию-поселение) и др. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными указывают, что "с самого начала отбывания срока заключения следует думать о будущем, которое ждет заключенного после его освобождения". Это предполагает возможность исправления каждого заключенного (осужденного), воспитание его в духе правопослушного поведения, подготовку к жизни "за стенами заведения" уже с первых дней пребывания в исправительном учреждении. Причем это необходимо "пропускать" через осознание самим осужденным изменения образа жизни, необходимости добровольно исполнять законы.

Принцип воспитания коллективизма, полезной инициативы и самодеятельности осужденных заключается в воспитательном воздействии на них коллектива, отбывающих наказание, положительно характеризующихся, не имеющих нарушения режима. Это способствует преодолению свойственного преступникам индивидуализма, противопоставления ими узколичных интересов интересам общества. Статья 108 УИК устанавливает, что в исправительных учреждениях в целях развития полезной инициативы и самоуправления осужденных создаются самодеятельные организации осужденных, которые работают под контролем администрации. Реализация данного принципа в значительной степени способствует ресоциализации осужденных, появлению у них самодисциплины, умения подчинять себя общим интересам, стремления проявить нужную общественную инициативу, дисциплинирует осужденных.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...