Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

VI. профессиональные этические кодексы




Понятие кодекс профессиональной этики:

а. Этическийкодекс какважнейший инструмент профессиональной саморегуляции. Роль кодексов в достижении СМИ большей самостоятельности в вопросах, касающихся компетенции и этики журналистов: вытеснение административно-правовых механизмов регулирования за счет усиления корпоративно-этических. Главное предназначение кодекса - воздействовать на поведение журналистов и СМИ, стимулировать в них ответственность перед обществом. Задача кодекса - установление стандартов ответственности, принципов журналистской чести, письменное закрепление норм и правил поведения, а также приведение случаев, несовместимых с профессиональной этикой.

 

б. Функции этических кодексов: саморегулирование; безопасность/профессиональная солидарность (кого, как и от чего защищает журналистская солидарность); сохранение профессионального достоинства (нравственность и журналистика, их совместимость, самоуважение журналиста-профессионала); образовательная (принципы профессиональной этики и их органическая связь с общими принципами журналистской профессии); экономическая (роль профессиональной этики в повышении потребительской привлекательности СМИ); оптимизация управления персоналом (этические кодексы как разновидность служебных инструкций).

в. Типы этических кодексов: институциональные и производственные.

 

1. Институциональные - нормативные документы журналистских организаций. В свою очередь, подразделяются на: общие (национальные, региональные, международные) - нормативные документы общенациональных (региональных, международных) журналистских сообществ, объединяющих представителей разных сфер журналистики; специализированные - групповые кодексы, принимаемые представителями определенных журналистских специальностей (парламентские, спортивные журналисты, колумнисты и пр.); отраслевые/технологические кодексы, принимаемые представителями определенных видов СМИ (ТВ, радио, газеты, журналы и пр.); функциональные кодексы, принимаемые представителями СМИ, находящимися на одной ступени производственного процесса (издатели, редактора, репортеры и пр.).

 

2. Производственные - редакционные кодексы конкретного СМИ, представляющие собственные стандарты профессионального поведения для своих сотрудников, связанные с “процессуальными” аспектами журналистской деятельности (методы сбора информации, публикация фотографий, вопросы по предотвращению конфликта интересов и пр.).

 

г. Принцип классификации этических кодексов - в зависимости от типов. Институциональные кодексы - содержат основные общие принципы журналисткой деятельности, профессии (ответственность, правдивость, точность, объективность, беспристрастность и пр.). Производственные кодексы - содержат свод конкретных, максимально детализированных правил, норм, рекомендаций, которым должен следовать профессионал, и определяют основные санкции, наказание за нарушение этих правил.

 

д. Основные регулирующие положения журналистских кодексов: честность, смелость, справедливость, обязательство служить правде; объективность журналистов и СМИ; принцип беспристрастности; точность, тщательность, достоверность; ответственность перед обществом и коллегами по цеху; право на ответ; методы сбора информации; разграничение факта и комментария; отношения журналиста с источниками информации, защита источников информации; руководство общественными интересами, недопустимость преследования собственной выгоды, избежание столкновения (конфликта) интересов; принцип невмешательства в частную жизнь; антидискриминационные положения профессиональных кодексов; положения о защите человека и человеческого достоинства; требование хорошего вкуса и благопристойности; требование компетентности и пр.

 

е. Роль кодексов профессиональной этики в деятельности редакции СМИ. Два вектора этических норм: сверху вниз - соблюдение сотрудниками принципов поведения, установленных редакцией; снизу вверх - корректировка внутренней политики СМИ на основании конкретных прецедентов, практических дилемм, возникающих в редакции. Два фактора, влияющие на формирование этического климата редакции: 1. приверженность руководства СМИ этическим принципам как институциональным нормам; 2. регулярные обсуждения в редакции этических вопросов для сокращения разрыва между писаными этическими нормами и их применением в конкретных ситуациях.

 

Опыт внедрения этических стандартов на примере газеты “Нью-Йорк таймс” (США), считающейся “золотым стандартом”. История этической политики “Нью-Йорк таймс”. Декларация финансовой и интеллектуальной независимости владельца “Нью-Йорк таймс” Адольфа Окса - ставить интересы читателей превыше политических и финансовых интересов газеты - как основа для дальнейшего формирования этической политики газеты (опубликована в 1886 в первый день его владения под заголовком “Деловое объявление”): “Давать новости беспристрастно, без боязни и предпочтений, несмотря на интересы партий и сект.” Адольф Окс как автор знаменитого слогана “Нью-Йорк таймс” “Все новости, которые подходят для печати”, подчеркивающего трезвый и тщательный подход газеты к этическим вопросам профессии. История изменения этической культуры редакции (под влиянием времени, скандальных разоблачений и пр.), отражаемая в принятие новых этических документов: “Политика газеты “Нью-Йорк таймс” по предотвращению конфликта интересов” (три раздела кодекса - “Защита репутации “Таймс” как независимого издания”, “Меры по предотвращению некорректного использования информации сотрудниками “Таймс” и “Коммерческие интересы “Таймс” и ее сотрудников”); “Нью-Йорк таймс”: Директива нашей честности” (содержит основные принципы журналистской деятельности и была принята главным образом для журналистов отдела новостей) и “Конфиденциальные источники информации” (февраль 2004, содержит детальное разъяснение основополагающих принципов работы журналистов с источниками информации) как основа для создания последнего кодекса “Нью-Йорк Таймс” - “Этическая журналистика. Руководство принципов и практических навыков для отдела новостей и редакторов” (сентябрь 2004), вобравшего в себя этический опыт, сформированный на протяжении многолетней практики газеты. Особенности “Руководства”: обязанности “Нью-Йорк таймс” по отношению к сотрудникам и читателям; вопросы PR, рекламы и маркетинга; правила для каждого отдела газеты с учетом их особенностей; особое внимание к вопросам родственных отношений сотрудников; проблема анонимности источника информации; образцы и примеры правильного написания официальных писем, касающихся соблюдения этических принципов газеты, и пр.

 

ж. Зарождение и развитие кодексов профессиональной этики журналистов. Краткий исторический экскурс: “дикий рынок” медиа середины XIX века; критика деятельности коммерциализированной прессы (Марк Твен, Хосе Марти, Эптон Синклер, Уилл Ирвинг, Линкольн Стеффенс и др.) в США и европейских странах; движение “muckrakers” (разгребателей грязи); общественная критика “желтой” прессы. Первые профессиональные объединения и специфика первых кодексов профессиональной этики: “Хартия профессиональных обязанностей французских журналистов” (принята в 1918 Национальным профсоюзом французских журналистов), “Каноны журналистики” (первый этический документ США, принят в 1923 Американским обществом редакторов газет).

 

Этические документы: международных сообществ (Декларация Международной Федерации журналистов о принципах поведения журналиста; Кодекс газетной практики Международной Федерации редакторов газет/Всемирной Ассоциации газет; Кодекс поведения для журналистов и СМИ, работающих в Брюсселе; Международные принципы журналистской этики; Принципы ЮНИСЕФ в отношении журналистских репортажей о детях; Этический кодекс Центра журналистики стран Латинской Америки и пр.); журналистских сообществ отдельных стран (Кодекс члена Ереванского пресс-клуба; Кодекс этики Союза Журналистов Армении; Принципы журналистской деятельности, рекомендованные Немецким Советом прессы; Национальный кодекс поведения журналиста, Дания; Этический кодекс для работников прессы, радио и телевидения, Швеция; Стандарты Организации по контролю за соблюдением Кодекса издателей комиксов, США; Профессиональный кодекс журналистов, Испания; Кодекс практических правил, разработанных Комиссией по жалобам на прессу, Великобритания; Каноны журналистики, Япония); средств массовой информации (Этический кодекс газеты “Аравот”, Армения; Этический кодекс редакции газеты “Гардиан”, Великобритания;

Редакционное руководство Телерадиовещательной Ассоциации стран Британского содружества “Си-Би-Эй”; Кодекс профессиональных журналистских стандартов радиостанции “Свободная Европа/Радио Свобода”, Кодекс профессиональной этики журнала “Бизнесуик”, Кодекс этики для газет и их сотрудников, принятый главными редакторами агентства “Ассошиэйтед пресс”, США; Этический кодекс телестанции “Аль-Джазира”, Катар; 18 этических принципов для тележурналистов TF1, Франция, и др.).

 

з. Понятие Сетевой этикет/Сетикет:

 

Возникновение новых профессионально-этических проблем, порожденных развитием информационных технологий и выходом электронных/онлайновых СМИ на ведущие позиции. Новые опасные тенденции нарушения правил журналисткой этики в Сети. Основные проблемы, порожденные Интернетом: свободное, неконтролируемое размещение персональных страниц и сайтов не позволяет проверить достоверность информации; возможность для любого пользователя передавать по Сети любую информацию, видоизменять ее по собственному усмотрению увеличивает случаи фальсификации и намеренного введения недостоверной информации, что ведет к нарушению баланса между свободой информации и ответственностью за ее содержание; своевольное манипулирование текстами и образами нарушает принципы демократии (право на интеллектуальную собственность и приватность информации), порождает различные формы оскорбления личности, общественных институтов; пиратство и терроризм в киберпространстве.

 

Необходимость - наряду с уже существующими общепринятыми принципами профессиональной этики - создания для журналистов этических правил поведения в Сети, обеспечивающих защиту личности и информации, авторских прав в киберпространстве. Знание Сетикета (Netiquette) - сетевого этикета или свода правил поведения в Сети - как возможность избежать неэтичных поступков. Соблюдение принципов Сетикета при различных формах активности в Сети (переписке по электронной почте; участии в конференциях и пр.).

 

Соблюдение правил для защиты интеллектуальной собственности в Сети: при использовании материалов, опубликованных в Интернете (тексты, фотографии, графика, дизайн, статистические данные и пр.), ссылка на источник обязательна; публикация сетевых материалов/их переводов с согласия автора; соблюдение условий копирайтной информации, содержащейся на сайте или странице.

VII. институт омбудсмана

Понятие омбудсман:

а. Два значения слова “омбудсман”: 1. Человек, который рассматривает жалобы и содействует справедливому разрешению споров между сторонами; 2. Должностное лицо, рассматривающее жалобы граждан на действия государства и его чиновников.

 

История возникновения института омбудсмана: первые омбудсманы как лица, разбирающие жалобы граждан на действия правительства (Швеция, 1809); первый омбудсман Шведского Совета прессы (1969) как инструмент повышения самодисциплины прессы, введенный после общественного протеста против неэтичного поведения прессы, особенно ее чрезмерного освещения криминальных тем, и как возможность защитить себя от введения законодательных ограничений. Современный институт омбудсмана как неотъемлемая часть правозащитного механизма. Общие омбудсманы и специализированные, занимающиеся проблемами в отдельных сферах жизни общества: уполномоченные по вопросам здравоохранения, по работе местных органов самоуправления (на примере Великобритании); уполномоченные по официальным языкам, по вопросам информации (на примере Канады); омбудсман по конкуренции, по делам потребителей, по равным возможностям, омбудсман против этнической дискриминации (на примере Швеции); омбудсман по делам прессы (на примере Швеции, Дании) и пр.

 

б. Понятие пресс-омбудсман:

Пресс-омбудсман как лицо, занимающееся спорами, связанными со СМИ. Две главные функции пресс-омбудсмана: 1. независимый орган разрешения конфликтов между обществом, государством и СМИ, а также между самими СМИ; 2. помощник в отстаивании интересов СМИ и общества в целом. Институт пресс-омбудсмана как инструмент повышения доверия к СМИ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...