Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программа учебной дисциплины




ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Направление подготовки

030300.62 - Психология

Присваиваемая квалификация (степень)

Бакалавр психологии

 

Форма обучения очная

 

 

Челябинск 2011 г

 

 

Содержание

1. Программа учебной дисциплины.…………………………………...……  
1.1. Вводная часть ……………………………………………………..……  
1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины ………………....  
1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата....  
1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ………………………...….………………  
1.2. Структура и содержание учебной дисциплины….…………...………  
1.3. Рабочая учебная программа …………………………………...………  
1.3.1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля ……………………….…………………………  
1.3.2. Лекции …………………………………………………..………..  
1.3.3. Семинарские занятия……………………………...…  
1.3.4. Самостоятельная работа студентов …………………...………...  
1.4. Список литературы ……………………………………………..……..  
2. Методические рекомендации преподавателю.……………………..……  
3. Методические рекомендации студенту ………………………..………..  
4. Требования (критериальные показатели) к уровням освоения программы …………………………………………………………………  
5. Фонды оценочных средств.………………..………………………...……  

 

Программа учебной дисциплины

1.1. Вводная часть

1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины

Цель - Познакомить студентов с современными представлениями о строении и функционировании центральной нервной системы.

Задачи.

1. Познакомить студентов с современным состоянием проблемы электрического возбуждения, с учением о потенциалозависимых ионных каналах и синаптической передаче.

2. Познакомить студентов с принципами организации управления в живых организмах

3. Показать роль ЦНС в осуществлении внутренней регуляции и адаптации организма.

1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина входит в естественнонаучный цикл, изучается на первом курсе. Она даёт студенту фундаментальные знания о закономерностях жизнедеятельности организма человека. Не располагая этими знаниями, психологу невозможно разобраться во всём многообразии функциональных проявлений организма, включая различные формы психической деятельности.

1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: строение и особенности функционирования центральной нервной системы

Уметь: Дифференцировать различные формы функциональных проявлений организма человека

Владеть: только на основе полученных знаний можно овладеть методами оценки состояния психической деятельности человека.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ООП ВПО по направлению подготовки психолога_:

а) общекультурных (ОК)

ОК-2 –понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии

б) профессиональных (ПК)

ПК-2 - отбор и применение психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией

1.2. Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы,

общий объем часов -144, в том числе:

· лекции 36 час.;

· семинарские занятия - 18 часов;

· самостоятельная работа 90 час.

· Форма контроля – экзамен

· Семестр – второй

 

 

Содержание дисциплины:

- Основы нейробиологии

- Физиология возбудимых тканей

- Основные нервные процессы в центральной нервной системе

- Функциональная морфология центральной нервной системы

- Нейрон и нейроглия

- Анатомические и физиологические особенности соматической и вегетативной нервной системы.

- Анатомия и физиология вегетативной нервной системы.

- Нейронная организация, функция и физиологическая роль гипоталамуса.

- Строение и функции лимбической системы мозга

- Нервные структуры, нейрогормональные механизмы в регуляции питьевого,пищевого, полового поведения

- Регуляция полового развития. Половая дифференцировка мозга.

- Организация бульбарного дыхательного центра.

- Терморегуляция организма

- Физиология боли.

- Нейрофизиология стресса

- Биоритмы и их регуляция

- Строение и функции лимбической системы мозга

- Регуляция полового развития

- Система терморегуляции организма.

1.3. Рабочая учебная программа

1.3.1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля

Таблица 1

Разделы дисциплины, виды, объем занятий и формы контроля (второй семестр)

 

Наименование разделов, тем дисциплины Объем в часах по видам учебной работы
Всего Л С Самостоятельная работа Формы контроля успеваемости
  Основы нейробиологии.         тест
  Основные закономерности эмбрионального и постнатального развития центральной нервной системы         Собеседова-ние
  Физиология возбудимых тканей         Тест
  Основные нервные процессы в центральной нервной системе         Тест
  Функциональная морфология центральной нервной системы         Собесед.
  нейрон и нейроглия         Тест
  Понятие о регуляции и саморегуляции.         Тест
  Системный принцип регуляции.         Тест
  Анатомические и физиологические особенности соматической и вегетативной нервной системы.         Тест
  Анатомия и физиология вегетативной нервной системы.         Собесед.
  Нейронная организация, функция и физиологическая роль гипоталамуса.         Собесед.
  Строение и функции лимбической системы мозга         Тест
  Нервные структуры, нейрогормо-нальные механизмы в регуляции питьевого, пищевого, полового поведения         Тест
  Регуляция полового развития. Половая дифференцировка мозга.         Собесед.
  Организация бульбарного дыхательного центра.         Собесед.
  Терморегуляция организма         Собесед.
  Физиология боли.         Тест
  Нейрофизиология стресса         Собесед.
  Биоритмы и их регуляция         Собесед
  Строение и функции лимбической системы мозга         Собесед.
  Регуляция полового развития         Собесед.
  Система терморегуляции организма.         Собесед.
  Итого          

( Л – лекции; С – семинары; СРС – самостоятельная работа студентов)

 

 

1.3.2. Лекции

Таблица 2

Темы лекций, их содержание

 

Темы лекций Содержание лекций Часы
  Онтогенез центральной нервной системы Развитие мозга в пренатальном и постнатальном периодах онтогенеза. Общие сведения о нервной клетке  
  Цитоплазматические мембраны возбудимых тканей Понятие о цитоплазматических мембранах. Механизмы транспорта веществ. Биопотенциалы и методы их регистрации  
  Физиология возбудимых тканей Понятие о возбудимых тканях, их свойства: возбудимость, проводимость, лабильность, их количественные характеристики. Законы раздражения.  
  Нейрон и нейроглия Нейрон- структурно-функциональная единица центральной нервной системы, строение, разновидности. Классификация нервных волокон. Особенности проведения возбуждения по миелиновым и безмиелиновым нервным волокнам. Клетки глии и их роль.  
  Рефлекторная деятельность центральной нервной системы Понятие о рефлексе. Структура рефлекторной дуги. Синапс, структура и функциональная роль синапса, механизмы выделения медиаторов. Возбуждающие синапсы.  
  Процессы торможения в центральной нервной системе Понятие о центральном, первичном и вторичном торможении. Нервные центры. Координация рефлекторной деятельности.  
  Механизм нервно-мышечного функционирования, нервно- мышечный синапс Строение мышечных волокон, механизм сокращения, роль кальция, нервно-мышечный синапс, значение холинорецепторов.  
  Сенсорные функции центральной нервной системы. Понятие о сенсорных системах. Анализаторы, структура и роль каждого звена. Классификация рецепторов. Проводящие пути. Функции ретикулярной формации и таламуса. Сенсорная кора.  
  Роль центральной нервной системы в двигательной функции организма Локализация и функции двигательных центров, роль спинного мозга в регуляции функции мышц. Роль структур продолговатого, среднего мозга, а также базальных ганглиев и мозжечка в осуществлении двигательных функций  
  Вегетативная нервная система Структура автономной нервной системы: центры, ганглии, пре- и постганглионарные нервные волокна. Характер симпатических и парасимпатических влияний на функции внутренних органов. Роль гипоталамуса и коры больших полушарий в регуляции вегетативных функций.  
  Гормональная регуляция физиологических функций Механизм действия гормонов, гипоталямо - гипифизарные взаимодействия. Гормоны гипофиза. Функция щитовидной железы, поджелудочной, надпочечников и т.д. Роль половых желёз в развитии и функционировании нервной системы.  
  Адаптация и стресс Особенности адаптационных реакций. Стресс и стадии развития стресса. Энергетический обмен в условиях стресса. Последствия стресса.  
  Внутренняя среда организма, гомеостаз Гистогематические барьеры, механизмы регуляции параметров внутренней среды.  
  Принципы управления в организме Роль информации, кодирование. Пути передачи и отбор информации. Управление параметрами внутренней среды.  
  Механизмы регуляции кровообращения Местная, гуморальная, регуляция работы сердца и сосудов. Нервная регуляция кровообращения.  
  Нейроэндокринные механизмы регуляции дыхания Понятие о регуляции дыхания.. Центры регуляции дыхания Значение в регуляции дыхания ретикулярной формации, продолговатого мозга. Гипоталамуса, больших полушарий головного мозга. Регуляция дыхания с механорецепторов лёгких.  

1.3.3. Семинарские занятия

Таблица 3

Состав и объем семинарских занятий

 

Наименование и краткое содержание занятия     Цель семинара Ко-личество ча-сов Литература (ссылка на номер в списке лит-ры) и/или электронный источник
  Электрофизиология возбудимых тканей Научиться ориентироваться в вопросах электрофизиологии возбудимых тканей   Основная:1,2,4,8 Дополнит:13,22
  Законы раздражения и возбуждения Усвоить свойства живых тканей: возбудимость, лабильность, проводимость, а также законы раздражения   Основная:1,2,3 Дополнит: 9,11,17
  Физиология синапсов Знать строение синапса, механизм передачи возбуждения в синапсе   Основная:2,3,5,8 Дополнит.:2,12,23
  Нейрон и нейроглия Усвоить особенности структуры и функции нервной ткани, значение нейроглии для функции нервной системы   Основная:2,7,8 Дополнит:14,24
  Торможение в центральной нервной системе Усвоение функциональной роли процессов торможения, особенностей проведения возбуждения в нервных центрах.   Основная:1,2,3,8 Дополнит.:8,9, 1,3
  Сенсорные функции цен-тральной нервной системы Знать особенности структуры и функции всех анализаторов.   Основная:1,5 Дополн:1,9,15
  Роль центральной нервной системы в организации двигательных реакций организма Усвоить локализацию и функции двигательных центров, разновидность двигательных рефлексов. Роль мозжечка, базальных ганглиев и коры головного мозга в организации двигательных функций организма   Основная:3,4,5 Дополнит.:1,2,6,9
  Регуляция вегетативных функций   Усвоить структуру и функции автономной нервной системы. Симпатическая и парасимпатическая части вегетативной нервной системы.   Основная:1,2,3 Дополнит.:4,7, 10,15
  Нейроэндокринные механизмы регуляции кровообращения Усвоить механизмы местной, гуморальной и нервной регуляции кровообращения   Основная:3,4,7 Дополнит:13,15,16,21
  Нейроэндокринные механизмы регуляции дыхания Знать центры, регулирующие процессы дыхания, т.е. значение ретикулярной формации, центров продолговатого мозга, промежуточного и больших полушарий. Механизм регуляции дыхательной функции организма.   Основная:1,2,3 Дополн:1,4, 13,19

 

1.3.4. Самостоятельная работа студентов

Таблица 4

Состав и объём самостоятельной работы студентов

Номер раздела или темы Тема СРС Коли- чест-во часов Литература (ссылка на номер в списке лит-ры) и/или электронный источник (ссылка на номер источника) Формы контроля успеваемости
  Основы нейробиологии   Основная:1,2,4,8 Дополнит.:6,8,9 Собеседование
  Основные закономерности эмбрионального и постнатального развития центральной нервной системы   Основная:5 Дополнит.:6,8,15 Собеседование
  Физиология возбудимых тканей   Основная:1,2,4,8 Дополнит.:13,22 Собеседование
  Основные нервные процессы в центральной нервной системе   Основная:1,2,3,6 Дополнит.:4,5,17 Собеседование
  Функциональная морфология центральной нервной системы   Основная:1,5 Дополнит.:7,11,12 Собеседование
  нейрон и нейроглия   Основная:1,3 Дополнит.:14 Собеседование
  Понятие о регуляции и саморегуляции   Основная:1,2,3 Дополнит.:8,9,13 Собеседование
  Системный принцип регуляции.   Основная:1,3,7 Дополнит.:19,20,21,23 Собеседование
  Анатомические и физиологические особенности соматической и вегетативной нервной системы.   Основная:1,3,5 Дополнит.:15,16,24 Тест
  Анатомия и физиология вегетативной нервной системы.   Основная:5,8 Дополнит.:12,13,15,16 Тест
  Нейронная организация, функция и физиологическая роль гипоталамуса.   Основная:1,2,3,5 Дополнит.:1,2,4,9,11 тест
  Строение и функции лимбической системы мозга   Основная:1,2,4 Дополнит.:5,10 собеседование
  Нервные структуры, нейрогормо-нальные механизмы в регуляции питьевого, пищевого, полового поведения   Основная:3,5,8 Дополнит.:1,6,15 собеседование
  Регуляция полового развития. Половая дифференцировка мозга.   Основная:1,2 Дополнит.:3,6,9 собеседование
  Организация бульбарного дыхательного центра.   Основная:3,5 Дополнит.:4,9 собеседование
  Нейрофизиология стресса   Основная:1,3 Дополнит.:5,9 собеседование
  Биоритмы и их регуляция.   Основная:7,8 Дополнит.:13,15,24 собеседование
  Строение и функции лимбической системы мозга.   Основная:5,6 Дополнит.:5,15 собеседование
  Регуляция полового развития. Половая дифференцировка мозга.   Основная:3,5 Дополнит.:6,15 собеседование
  Система терморегуляции организма, терморегуляционные рефлексы.   Основная:1,3,6 Дополнит.:1,15,16 собеседование
  Итого      

1.4. Список литературы

а) Основная литература:

1. Алейникова Т.В., Думбай В.Н., Кураев Г.А., Фельдман Г.Л. Физиология центральной нервной системы. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2006

2. Анищенко-Глушковская Т. Г., Семячкина О. В., Шорина Л. Н., Игошева Н. Б.. Физиология высшей нервной деятельности. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2008.96с (для студентов-психологов)

3. *Бордуновская В.П. Физиология центральной нервной системыучебно-методическое пособие для студентов дневного и заочного отделений психологических факультетов.-Челябинск,2010

4. *Недоспасов В. О. Физиология центральной нервной системы — /М., 2006

5. *Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков-М.,Изд-во «ACADEMIA»,2007

6. «Физиологические основы здоровья человека» / Под ред. Б. И. Ткаченко, 2009.

7. *Циркин В. И., Трухина С. И.. Физиологические основы психической деятельности и поведения человека. — М, Медицинская книга, Н. Новгород, Из-во НГМА, 2006г.

8. Б.Г.Юшков, В.Г.Климин. Физиологии возбудимых тканей. – Екатеринбург, 2005. – 104 с.

б) дополнительная литература

1. Агаджанян Н.А.и др. Физиология человека. – М: Медицинская книга,2003. – 527 с.

2. Анохин П.К. Общие вопросы физиологических механизмов.-

М.Мед.книга,2001.

3.Анохин П.К. Проблемы высшей нервной деятельности. М., 1949.

4.*Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. - М.,

5*Анохин П.К. Физиология и патология лимбико-ретикулярного комплекса.

- М., 1968.

6.Аршавский И.А. Возрастная физиология. - Л., 1975

7.*Бехтерев В.М. Мозг: структура, функция, патология, психика. - М., 1994

8.Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология

(физиология развития ребенка) -М., Академия, 2009, 416 стр.

9.Васильев В.Н., Капилевич Л. В. Физиология: учебное пособие. Томск:

Изд-во Томского политехнического университета, 2010. – 290 с.

10.Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М., 1988

11.Коробков А.В., Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии:

Пособие для студ. мед. и биол. спец. вузов /Под ред. Н. А. Агаджанянана.

М.: Высш. шк., 1986. -351 с.,

12.Моренков Э.Д. Морфология мозга человека. М., 1978.

13.*Недоспасов В. О. Лекции по физиологии центральной нервной системы./

Медицинский вестник, № 6, 1996.

14.Ройтбак И.А. Функции нейроглии. 1982.

15.*Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков.-

-М.,Изд-во «ACADEMIA»,2004

16.Сеченов И.М.. Физиология нервных центров. М., 1996.

17.Смирнов В.М. Физиология человека. – Москва: Медицина, 2002. – 608 с.

18.Судаков К.В. Биологические мотивации. - М., 1971.

19.Судаков К.В. Общая теория функциональных систем. - М., 1984.

20.*Судаков К.В. Системная организация поведенческого акта. – М., 1987.

21.*Судаков К.В. Функциональные системы в норме и патологии. - М., 1999

22.Судаков К.В. Функциональные системы организма. - М., 1987.

23.*Фомин Н.А. Физиология человека. - М., 1995.

24.*Физиология человека / Под ред. В.М.Покровского М., 1998.

*– Данные источники имеются в научной библиотеке ЧелГУ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...