Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Религия в индо-буддийской культуре




СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Индо-буддийский тип культуры: проблема религиозного взаимодействия

ПЛАН:

Материальная и духовная культура индо-буддийского Востока: общая характеристика

Религия в индо-буддийской культуре

Этика в индо-буддийской культуре

Особенности искусства индо-буддийского Востока

Материальная и духовная культура индо-буддийского Востока: общая характеристика

По своим размерам Древняя Индия превосходила другие древневосточные государства и отличалась разнообразием природных условий, благоприятным для земледелия климатом.

Древняя Индия: климатические условия

На значительной части территории число осадков достигало 700 мм в год и позволяло выращивать без искусственного орошения даже хлопок и такие влаголюбивые культуры, как рис, сахарный тростник и джут.

Индия, вероятно, была первой страной, освоившей хлопкоткачество. Хлопковые ткани были для Индии предметом экспорта на протяжении нескольких тысячелетий.

Кроме земледелия широкое развитие получили ремесла и торговля. На это указывает большое число гирь, найденных при раскопках.

Данные археологических раскопок свидетельствуют о том, что древнеиндийские города достигали больших размеров, население могло доходить до 100 тыс.

Застройка городов производилась скорее всего по плану: улицы были параллельные и пересекались под прямым углом.

По архитектуре здания довольно просты, но вполне благоустроены.

Так, система городской канализации в Мохенджо-Даро является одной из самых совершенных на Древнем Востоке.

При домах имелись специальные отстойники, откуда вода через подземные каналы, выложенные кирпичом, выводилась за пределы города.

В городах находились административные здания: дом правителя, крытый рынок, культовые сооружения и др.

Различия в уровне благоустройства жилых домов, а также разница между богатыми и бедными захоронениями свидетельствуют о значительном социальном расслоении.

Хорошо налаженная городская жизнь, которой могла руководить лишь сильная администрация, говорит о существовании мощного государства с развитым аппаратом управления.

К середине I тыс. до н.э. на территории Индии образуется несколько десятков государств, большинство из которых монархические или олигархические республики. Во главе стоял царь (раджа) – верховный распорядитель государственного имущества, в первую очередь земли.

Даже в эпоху империи Маурьев при царе существовал совет Раджасабха, куда входили крупные сановники и знатные горожане. Особенностью всех древневосточных обществ было сословное деление, но в Древней Индии оно отличалось особой жесткостью и прочностью.

Это находило свое выражение в делении общества на варны – сословия, имеющие кастовый характер.

Всего было четыре варны:

– брахманы – члены жреческих родов,

– кшатрии – воины,

– вайшьи – рядовые свободные общинники,

– шудры – относящиеся к нижнему слою общества.

Принадлежность к варнам определялась рождением и наследовалась.

Браки между членами различных варн не считались законными, в особенности если мужчина принадлежал низшей варне, а женщина – к высшей.

Особенностью кастового деления общества в Древней Индии было противопоставление первых трех высших варн четвертой, состоявшей из чужаков, пленников, а также лишившихся земли и помощи сородичей общинников.

Шудры подвергались ряду ограничений в религиозном культе (им запрещалось читать Веды и даже слушать их), а также в общественной жизни.

Кастовое деление общества представляло собой систему социального и внеэкономического принуждения, обеспечивавшую:

– сохранение привилегий высших варн, сословную солидарность,

– организационную структуру при всех возможных колебаниях в соотнесении сил при политических изменениях в условиях этнической пестроты.

Характерным для общественного строя Индии было существование на протяжении всего периода древности многочисленного слоя общинного крестьянства.

Это был слой свободных тружеников.

В наиболее освоенных районах Индии земля была частной собственностью, хотя община контролировала ее использование.

Как и другие народы древности, индийцы полагали, что жизнь природы и человека зависит от богов (дэвов) – существ, подобных людям, но превосходящих их могуществом.

Наряду с дэвами признавались и другие божества – асуры, игравшие меньшую роль.

В ведической религии одним из основополагающих было учение о карме.

По представлениям древних индийцев, тело смертно, душа вечна, после смерти она переселяется в другое тело, в зависимости от поведения человека в прошлой жизни.

Понятие карма («действие») означает не только поведение, но и воздаяние, с которым оно составляет единство.

Душа добродетельного человека возрождается среди более высоких людей, а греховного – среди низших.

Главный путь к хорошей карме – строгое соблюдение ритуала и своего места в системе варн, так как эта система божественного происхождения подробно представлена в Ведах – сборнике религиозных гимнов, ритуалов.

Наряду с Ведами существовали и другие священные тексты, содержащие сведения, необходимые для понимания отношений между богами и людьми.

Это эпические поэмы «Махабхараты» и «Рамаяна».

Веды были своеобразной формой религиозно-мифологического осмысления мира и содержали многие мифы и сказания о происхождении вселенной, человека, возникновении варн, государства.

В более поздней литературе, особенно в Упанишадах, комментариях Вед, содержатся попытки переосмыслить религиозные верования, свести их в единую религиозную систему – брахманизм.

Упанишады ищут ответ на вопрос о том, каково же начало, от которого родятся все вещи, чем они поддерживаются и куда возвращаются.

Этим начальным принципом является Брахман – интуитивно постигаемая действительность, а всякая бесконечно изменчивая картина мира – майя, самовыражение Брахмана.

Человек как отдельная личность должен стремиться к освобождению из рабства чувственного и индивидуального, чтобы слиться со всеобщим и изначальным.

Таким образом, начав с осмысления отношений между богами и людьми, древние индийцы пришли к рассуждениям о соотношении между природным и сверхприродным, духовным и материальным, т.е. вышли на определенный уровень абстрактного мышления, что должно было неизбежно привести к появлению религиозно-философских школ, затрагивающих различные стороны мировоззренческого отношения человека к миру.

К этим школам относятся: Санкхья, Веданта, Йога, Ньяя, Вайшешика, Миманса.

Религия в индо-буддийской культуре

Ведизм – древнейшая религия в Северной Индии, предшествовавшая брахманизму и положившая наряду с ним начало индуизму (её догматы, риторика, символика и т. п. изложены в «Ведах»).

Характерная черта ведизма – обожествление сил природы, часто в мифологических образах, а также генотеизм (термин, введенный в употребление Максом Мюллером,обозначает такое состояние религиозного сознания, при котором из пантеона многочисленных богов или божеств почитается или выделяется один самый могущественный, Бог).

Большое значение имеют магические обряды.

Была хорошо развита ритуалистика, существовали различные типы жрецов.

Веды (санскр. वेद, véda – «знание», «учение») – сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите.

Веды относятся к категории шрути («услышанное»), и мантры, содержащиеся в них, повторяются как молитвы и используются в различных религиозных ритуалах. Основной частью Вед являются самхиты – сборники мантр, к которым примыкают брахманы, араньяки, упанишады – тексты, являющиеся комментариями к ведийским самхитам.

На протяжении многих веков Веды передавались устно в стихотворной форме и только гораздо позднее были записаны. Индуистская религиозная традиция считает Веды апаурушея – несотворёнными человеком, вечными богооткровенными писаниями, которые были даны человечеству через святых мудрецов. Существует четыре Веды:

Ригведа – «Веда гимнов»;

Яджурведа – «Веда жертвенных формул»;

Самаведа – «Веда песнопений»;

Атхарваведа – «Веда заклинаний».

Наиболее почитаемыми богами ведийского пантеона были Варуна, Индра, Агни и Сома. Объективное изучение ведизма в чистом виде практически невозможно.

Единственным документом для изучения ведийской религии являются ранние части Вед.

Чёткой иерархии богов также не существует.

Агни – бог огня, доставлявший жертву небесным богам. В силу важности для ритуалов, занимал центральное место в ведийских гимнах.

Огненные жертвоприношения (хома, агни-хотра и др.) играли ключевую роль в ведийской религии.

Индра – бог-воитель. Важное место в Ригведе занимает мотив космического подвига Индры – убийства змея Вритры, «сковавшего воды».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...