Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Старшие подростки. Старшеклассники




Вопросы для экзамена по педагогике

1. Педагогика, ее предмет и задачи. Основные категории педагогики. Система педагогических наук.

2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста и ее учет в учебно-воспитательной работе.

3. Этапы процесса усвоения знаний и их педагогическая характеристика.

4. Психолого-педагогическая характеристика старшего школьного возраста и ее учет в учебно-воспитательной работе.

5. Дидактика как теория обучения и образования. Основные категории и задачи дидактики.

6. Наблюдение и беседа как методы научно-педагогического исследования.

7. Подростки. Особенности их физического и психического развития и их учет в учебно-воспитательном процессе.

8. Единство обучения, воспитания и развития в теории и практике педагогической науки.

9. Я. А. Коменский – основоположник научной педагогики.

10. Комбинированный урок: структура и методика проведения.

11. Классификация методов обучения по типу (характеру) познавательной деятельности.

12. Экологическое воспитание учащихся: содержание, формы и методы.

13. Виды обучения и их характеристика.

14. Нестандартные уроки как формы организации обучения.

15. Процесс воспитания, его содержание и задачи.

16. Реализация принципа научности в обучении.

17. Педагогическое наследие А.С. Макаренко.

18. Урок – основная форма организации учебно-воспитательной работы. Типы уроков и их структура.

19. Содержание образования и принципы его формирования.

20. Методы воспитания. Методы формирования сознания личности.

21. Принцип прочности овладения знаниями, умениями, навыками. Пути его реализации.

22. Методы воспитания. Методы организации деятельности и поведения учащихся.

23. Пути реализации принципа доступности в обучении.

24. Задачи, содержание и формы эстетического воспитания учащихся.

25. Реализация принципа наглядности в обучении. Виды наглядности.

26. Совместная деятельность семьи и школы в воспитании детей.

27. Содержание, методы, формы и задачи нравственного воспитания учащихся.

28. Классный руководитель: функции, обязанности, права.

29. Воспитание личности в коллективе. Этапы становления коллектива.

30. Контроль в обучении, его функции, виды и формы.

31. Реализация принципа систематичности и последовательности в обучении.

32. Личность и факторы ее формирования. Концепции развития личности.

33. Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского.

34. Методы, приемы, средства воспитания и их классификация. Выбор методов воспитания.

35. Реализация принципа сознательности и активности в обучении.

36. Методы стимулирования в воспитании и их педагогическая характеристика.

37. Проблема методов обучения в дидактике. Выбор методов обучения.

38. Трудовое воспитание учащихся: задачи, содержание, формы и методы.

39. Эксперимент как метод научно-педагогического исследования. Виды педагогического эксперимента.

40. Содержание, формы и методы физического воспитания школьников.

41. Дидактические принципы и их характеристика.

42. Формы воспитания. Внеклассная и внешкольная формы воспитательной работы.

43. Педагогическая система К.Д. Ушинского.

44. Принципы воспитания и их характеристика.

45. Педагогические взгляды и просветительская деятельность И. Гаспринского.

46. Процесс обучения, его закономерности и функции.

47. Методы научно-педагогического исследования и их характеристика.

48. Вспомогательные (дополнительные) формы организации обучения. Их характеристика.

49. Классификация методов обучения по источникам знаний (слово, наглядность, практика).

50. Школьный учитель. Профессиональные требования к личности учителя.

 

4. Старший школьный возраст (15-18 лет).

В этом возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека и

первый период полового созревания. Продолжается функциональное развитие

головного мозга и его высшего отдела – коры больших полушарий. Идет общее

созревание организма.

Юношеский возраст - это период выработки мировоззрения, убеждений, характера

и жизненного самоопределения. Юность – время самоутверждения, бурного роста

самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд и мечтаний.

Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными

темпами. Появляется стремление выразить свою индивидуальность. Тут могут

помочь лишь терпимость и заинтересованность взрослых.

Старшие подростки. Старшеклассники

Ведущей деятельностью старшеклассников является учебно-профессиональная деятельность. Личностное новообразование — это чувство одиночества, первое глубокое чувство, открытие своего внутреннего мира.
Происходит существенное изменение самосознания — повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе.
Человек осознает себя принадлежностью мира. В этом возрасте происходит формирование половой взрослой принадлежности. Юноши начинают понимать значение слова «мужчина», а девушки -слово «женщина». Старшеклассники пытаются обратить внимание на собственную непохожесть и уникальность и пытаются это подчеркнуть возможными средствами. Многие ребята в этом возрасте задумываются о своей карьере, ставят определенные жизненные цели и пытаются поэтапно их реализовать. Этот возраст характерен мечтанием о будущем и с будущим связаны все переживания подростков.
Уровень тревожности старшеклассников гораздо ниже, чем у подростков. Отношения в классах становятся достаточно ровными и стабильными. Доверительность становится качеством общения со взрослыми, чувство дружбы - более избирательным. В классах можно наблюдать примеры длительной дружбы ребят друг с другом, которая переходит в доверительность и исповедальность, в отношениях преобладает принцип сходства и равенства.
Юношеская мечта о любви, ранняя любовь выражают потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости, осознании эротических мотивов, но собственные переживания иногда более значимы, чем объект привязанности. Старшеклассники сенситивны к освоению своего внутреннего мира, идет совершенствование умения управлять собой, обогащение эмоциональной сферы.
Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Развиваются и укрепляются качества: целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой.
Жизненные планы старшеклассников, которые стоят на пороге выбора профессии отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном - каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать. В связи с выбором профессии у учащихся могут возникать конфликты с семьей. Родители предлагают своему ребенку ту профессию, которую, по их мнению, легче получить или требуют идти по их стопам. Однако учащиеся определяют в профессии, в первую очередь, ее материальные возможности.
По исследованиям психологов, многие старшеклассники хорошо определяют в профессии ее результативность и с трудом определяют трудности профессии, с которыми им придется столкнуться.
Классному руководителю необходимо обратить серьезное внимание на просвещение учащихся в вопросе выбора будущей профессии, на знакомство с различными профессиями и представителями различных профессий. Не менее значимым и интересным является знакомство с Вузами, в которых можно получить информацию о той или иной профессии.
У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях — одна из самых характерных черт нынешнего старшеклассника. Старшеклассники отличаются высоким уровнем обобщения и абстрагирования, произвольностью и устойчивостью внимания, долговременной и логической памятью. В этом возрасте ярко проявляются доминирующие мотивы учения, которые можно изучить классному руководителю.
Много внимания в работе со старшеклассниками классный руководитель должен уделять этическим проблемам. Ни для кого не секрет, что в этом возрасте молодые люди испытывают интерес к «вечным» проблемам: смыслу жизни, свободе личности, поиску истины. Решая этические проблемы, молодежь вынуждена решать многие непростые вопросы, которые могут быть связаны с сильными переживаниями: интимные отношения, неформальные молодежные организации, поиск истины в различных сектах, уход в религию, уход в свой мир с помощью наркотиков и т.д. Все перечисленные выше ситуации должны быть в поле зрения классного руководителя и занять одно из главных мест в плане воспитательной работы со старшеклассниками.
Организуя просвещение учащихся по этическим проблемам, классный руководитель должен помнить, что основной смысл этого -формирование у старшеклассников понимания последствий их поисков для себя и других людей, последствий принятия ими самостоятельных решений. Подтверждением этого служат слова К. Д. Ушинского: «В огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить огня этого, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, не стеснять его свободного горения, а только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается душу юности, был хорошего качества».

Старший школьный возраст - 15-17 лет (ранняя юность). Главное психологическое приобретение ранней юности - это открытие своего внутреннего мира, внутреннее «Я». Главным измерением времени в самосознании является будущее, к которому он (она) себя готовит. Ведущая деятельность в этом возрасте - учебно-профессиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечта и идеалы. Старший школьный возраст - начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия завершения полового развития

5. Дидактика

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...