Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Геннадий массилийский «книга о церковных писателях» 15 глава




200 Речь идет, по-видимому, о Петре Монге (ум. в 489 г.). Он был монофизитом, соратником Тимофея Элура. После смерти Тимофея Элура в 477 г. Петр был избран монофизи-тами патриархом Александрии, но в том же году был смещен и бежал, а патриархом стал православный Тимофей Салофакиол. После смерти последнего в 482 г. монофизиты опять наметили Петра в патриархи, однако православные избрали патриархом Иоанна Талайю. Однако Иоанн, против которого было выдвинуто обвинение в бунте (он участвовал в заговоре против императора Зенона), при помиловании дал клятву не занимать александрийскую кафедру. Поэтому его избрание в Константинополе не признали законным. Поэтому патриархом был поставлен Петр Монг, признавший «генотикон» и занимавший этот пост до своей смерти. Но поскольку «генотикон» был все же компромиссом монофизитов и православных, то правление Петра было весьма затруднено, поскольку его умеренные настроения не удовлетворяли радикальному монофизитству александрийских монахов.

Что касается действий Геласия против Петра, то корни их лежат в политике папы Феликса III (см. прим. 184), кото-

рый принял в Риме бежавшего Иоанна Талайю и отлучил Акакия Константинопольского и Петра Монга. Геласий же, став папой, составил послания, в которых утверждал, что Акакий без позволения Рима не имел права вести дело о восстановлении Александрийского епископа Петра Монга, ранее (в 477 г.) низложенного, так как Акакий — всего лишь подчиненный (суффраган) митрополита гераклейского, а епископ Александрии, как епископ второй апостольской кафедры, подсуден только епископу первой апостольской кафедры, т.е. папе римскому.

201 Акакий (ум. в 489 г.), патриарх Константинополя с 472 г. Он был пресвитером в Константинополе и подерживал сношения с монофизитами. В начале своего понтификата Акакий демонстрировал свою лояльность Риму, отвергнув энциклику императора Василиска (476 г.), который осуждал учение Халкидонского собора. Однако когда Зенон восстановил свою власть, Акакий вернулся к некоторым своим взглядам: его считают автором «генотикона», изданного в 482 г. Тогда же он прилагает много усилий для усиления прерогатив Константинопольского патриархата. В частности, ярким примером такого усиления были события в Александрии — борьба Петра Монга и Иоанна Талайи за место патриарха (см. прим. 200). См. также прим. 184 об Акакиевой схизме.

202 Гонорат Антонин, жил во время правления короля вандалов Гизериха (429—477 гг.). Ок. 437 г. он написал Epistola cohortatoria испанцу Аркадию (причиной ссылки православного Аркадия можно назвать то, что вандалы были арианами, см. об этом у Виктора Витенского). Константина (бывш. Цирта), столица Нумидии, расположенная на берегу реки Ампсагас.

203 Цереалий, епископ Castellum Ripense в Африке. Он присутствовал на семинаре католиков и ариан, который состоялся в 484 г. по приказу короля вандалов Гунериха. Цереалий написал «Книгу против Максимина арианина». Мак-симин был епископом Наррагары в Проконсульской Африке.

204 Король вандалов Гунерих в 480/481 г. по просьбе императора Зенона разрешил выборы епископа Карфагена, пост которого оставался вакантным 24 года. Епископом был избран Евгений. В 484 г. король созвал в Карфагене конференцию африканских епископов, и Евгений вместе с епископами-католиками представили Гунериху «Книгу католической

веры», публично заявив о своем православии. Репрессии не замедлили: Евгений был сослан в Turns Tamalleni (совр. оазис Мансурах, рядом с Телмином, Тунис). В 487 г. он был возвращен из изгнания королем Трасамундом и вторично был изгнан в Альбу Гельвиорскую (город в Нарбоннской Галлии, недалеко от реки Роны), где и умер в 505 г. О его письме «За защиту католической веры» упоминает Григорий Турский.

205 Юлиан Померий (ум. после 498 г.), церковный писатель, сторонник аскетизма. Померий эмигрировал из Северной Африки в Южную Галлию, открыл школу риторики в Арле и стал священником (втор. пол. V в.). Кроме упомянутых у Геннадия Померий написал трактаты «О наставлении девственницам» и «О созерцательной жизни», который долго приписывали Просперу Аквитанскому и который завоевал большую популярность в Средние века.

206 Юлиан, по всей видимости, был епископом Арля. Более о нем ничего не известно. Вера же с определенной долей вероятности можно идентифицировать с Вером, ставшим епископом Тура в 495 г. Свое состояние Вер роздал церквям и своим приближенным. Однако король вестготов Аларих II заподозрил его в том, что он хочет отдаться под власть короля франков Хлодвига. Вследствие этого Вер в 506 г. был смещен с епископства и отправлен в изгнание, где и умер.

207 Гонорат, епископ Массилийский (ум. после 496 г.). Владел этой епархией во время понтификата папы Геласия. Кроме данных Геннадия, о нем практически больше ничего неизвестно.

208 Геннадий ум. ок. 500 г. «О церковных авторах» написал ок. 480 г. Кроме перечисленных трудов написал трактат «Против Евтихия». От 8 книг трактата «Против еретиков» до нас дошли лишь небольшие фрагменты. Геннадий также известен как автор канонического сборника, который сохранился под названием Statuta ecclesiae antiqua. Его «Послание о вере» часто называют «Книга о церковных догматах».

209 А. Эберт полагал, что последняя часть предложения является позднейшей интерполяцией. По его мнению, слова «и сей труд» надо связывать не с «я послал к блаженному Геласию», а с вышестоящим «я написал» (Ebert A. Allgemeine Geschichte der Literatur des Mittelalters im Abendlande. Bd.l. Leipzig, 1874. S.427, n 1).

Виктор Витенский

ИСТОРИЯ ГОНЕНИЙ В АФРИКАНСКОЙ ПРОВИНЦИИ

Сегодня известно 12 рукописей этой книги. Лучшей считается Бамбергская (IX в.). Долгое время (особенно в XVII-XVIII вв.) наиболее авторитетными считались манускрипты из Кольбертинской библиотеки (в ней было три рукописи «Истории», самая полная — Парижская 2015, датируется X в.) и экземпляр из клюнийского монастыря Святого Мартина в полях (XII в.).

Впервые это сочинение Виктора было издано в 1500 году Жаном Пти; второе издание (долгое время считавшееся первым) увидело свет в 1535 году в Базеле (Беат Ренан); далее последовали издания Рейнхарда Лориха (1537, Кельн; переиздано в 1541 году в Базеле), Фр. Бальдуини (1569, Париж; первое комментированное издание), М. де ла Биня в «Bibliotheca Patrum» (1576, Париж), Франсуа Шифле (1664, Дижон), Тьерри Руиньяра (1694, Париж; напечатано вместе с исследованием о преследованиях вандалов). Последнее издание было повторно воспроизведено в 1732 году в Венеции и (вместе с упомянутой монографией) в латинской серии знаменитой Патрологии аббата Ж. Миня (1862, Париж, т. 58, кол. 125-434). В 1879 году Карл Хальм опубликовал новое, хорошо подготовленное научное издание этого произведения Виктора, правда с несколько измененным заголовком — Victoris Vitensis historia persecutions Africanae provinciae sub Geiserico et Hunirico regibus Wandalorum (MGH. AA. T. Ill, pars II). Однако в нем не полностью были сверены все имеющиеся списки, поэтому буквально через два года последовала еще одна публикация текста в составе Венского корпуса церковных латинских писателей,

подготовленная Михаэлем Печенигом, — Victoris Episcopi Vitensis. Historia persecutionis africanae provinciae. Rec. M. Petschenig. Vindobonae, 1881 (Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum, vol. VII). Это издание до сего дня считается наиболее авторитетным.

Первый перевод сочинения Виктора Витенского был осуществлен во Франции в 1563 году (второй раз — в 1664 г.), на английский язык «История» переведена в 1605 году. Наиболее известные переводы на другие языки — немецкий (Zink М. Bischof Victors von Vita Geschichte der Glaubensverfolgung im Lande Afrika. Bamberg, 1883; Mally M. Des Bischofs Victor von Vita Verfolgung der afrikanischen Kirche durch die Vandalen. Wien, 1884), итальянский (Vittore di Vita. Storia della persecuzione vandalica in Africa. Traduzione introduzione e note a cura di Salvatore Costanza. Rom, 1981 (Testi patristici XXIX)). Есть и французский перевод, выполненный Анри Леклер-ком (Leclercq H. Les martyrs. Recueil des pieces authentiques sur les martyrs depuis les origines du christianisme jusqu'au XXе siecle III. Paris 1904. P. 348-407). Последний новый английский перевод был выполнен Дж.Мурхедом: Victor of Vita. History of Vandal Persecution. Liverpool, 1992.

На русский язык сочинение Виктора Витенского впервые было переведено С.А. Беляевым в качестве приложения к его диссертации «Города Римской Северной Африки во времена владычества вандалов (по данным Виктора из Виты)». (Диссертация на соискание ученой степени канд. ист. наук. Л., 1970. Сокращенный перевод труда Виктора Витенского см. на страницах 204-284, примечания стр. 285-438.) К сожалению, этот перевод нигде опубликован не был.

Для настоящей книги перевод выполнен с венского издания 1881 года, с. 1-107.

ПРОЛОГ

1 Понтифики — коллегия римских жрецов, во главе которой стоял великий понтифик. Понтифики давали свое заключение относительно всех сакральных дел, для того чтобы обеспечить согласие с богами. В имперский период император носил титул великого понтифика, вплоть до императоров Грациана и Феодосия I, которые сложили с себя этот сан. Виктор же писал значительно позже, поэтому использование данного титула по отношению к христианскому кли-

рику носит исключительно иносказательный характер, как признание его превосходства в духовной сфере.

2 Диадох был епископом города Фотики в Эпире Иллирийском в V в. Скончался мученической смертью. Его творения были широко известны. До нас дошли следующие: «Слово аскетическое», «Слово на вознесение Господне» и «Против ариан».

3 Тимофей был апостолом из числа 70, родом из мало-азийской провинции Ликаонии. Его мать с раннего детства внушала Тимофею любовь к Священному Писанию. Крестил Тимофея сам апостол Павел, который и избрал его в проповедники Евангелия. Тимофей путешествовал вместе с Павлом и впоследствии был посвящен Павлом в епископы Эфеса. Тимофей мученически скончался ок. 80 г. Известно два послания апостола Павла к нему. Упоминаемая Виктором Лука — небольшой город в Этрурии. Видимо, существовало предание о миссии Тимофея в этом городе, которая имела место, по всей видимости, в период пребывания Тимофея вместе с Павлом в Риме.

4 Вандалы, как и многие германские племена, были ари-анами. Причем христианство они приняли уже во время пребывания в Испании, т.е. после 409 г.

КНИГА I

' Вандалы высадились в Африке в 429 г., соответственно Виктор начал писать свое произведение в 488 г.

2 Изначально племена вандалов делились на силингов и астингов. В конце IV в. к вандальским племенам присоединились племена иранских аланов. В III—IV вв. эти вандалы проживали на землях к востоку от Верхней и Средней Тиссы. В начале V в. они во главе с королем Годегизелем двинулись на запад. В 409 г. они осели в Испании, в соответствии с договором с военачальником узурпатора Константина III Геронтием. Согласно договору, астинги поселились в Восточной Галисии, силинги — в Бетике, а аланы — в Лу-зитании и Картахене. Однако правительство Западной Римской империи нашло союзников в лице вестготов, которые вторглись в Испанию, и в 416-418 гг. в ряде сражений разбили силингов и аланов, причем силинги были практически полностью уничтожены. После этого остатки силингов и аланы подчинились королю астингов. Однако вестготы, получив право поселиться в Аквитании, ушли из Испании.

В 422 г. римская армия под командованием Кастина предприняла поход против вандалов и аланов, но потерпела поражение. Вандалы захватили Тарраконскую провинцию и юго-восточное побережье Испании. Заняв портовые города, вандалы захватили и римские корабли. Благодаря этому они смогли совершить набеги на Балеарские острова и мавританское побережье. В 428 г. вандалы заняли крупные испанские города Гиспалис и Картахену.

3 Бонифаций, правитель Африканских провинций (см. прим. 6), направил посольство к вандалам с предложением разделить Африку на три части: каждый будет управлять своей частью, а любого противника отражать они будут сообща. Иордан (169) подтверждает эту информацию, сообщая, что Бонифаций даже оказал Гейзериху помощь в переправе через пролив. А Павел Диакон (Hist.Misc., XIII, 10) уточняет, что для закрепления договора Бонифаций, овдовевший к тому моменту, взял в жены вандалку-арианку Пелагию. Сведения о подобном браке Бонифация мы находим и в письме Августина (220, 5). Таким образом, сам факт посольства Бонифация и заключения соответствующего договора сомнений не вызывает. Посольство прибыло к вандалам не позже 428 г., поскольку его успел принять еще король Гундерих, умерший в том же году. Следует отметить, что немалым стимулом для переселения вандалов из Испании стал поход против них вестготов во главе с королем Теодорихом в 427-429 гг., как сообщают Иордан (Get., 166-167), Про-спер Аквитанский (1291-1294), Григорий Турский (II, 2), которые не только разбили вандалов в 418 г., но фактически уничтожили силингов, Гейзерих, вероятно, опасался, что история может повториться.

Таким образом, в 429 г. вандалы, собравшись в Гадире (Гадесе) (Ргосор. De bel. Vand., I, 3,26), переправились через пролив и высадились в Юлии Традукте (совр. Танжер) (Gregor.Turon., Hist. Francor., II, 2).

4 К 401 г. королем вандалов был Годегизель, который был убит в 405 г. в бою с франками, охранявшими в качестве римских федератов переправу через Рейн. Королем был избран Гундерих, сын Годегизеля. Во главе с Гундерихом вандалы осели и укрепились в Испании. В 428 г. Гундерих умер, и королем стал его сводный брат Гейзерих, сын Годегизеля и рабыни. И хотя к моменту высадки в Африке Гейзерих был королем неполный год, он, по всей видимости, был

опытным военачальником, о чем свидетельствуют дальнейшие события.

5 Эту цифру подтверждает Прокопий Кесарийский (De bel. Vand., 1, 5, 18), опираясь на тот факт, что Гейзерих разделил свой войско на 80 отрядов во главе с хилиархами (т.е. тысячниками). Однако ниже он сам подчеркивает, что, по другим сведениям, число вандалов и аланов не превышало 50 тыс. Вполне возможно, что обе версии справедливы, поскольку в каждом из 80 отрядов число воинов могло быть менее тысячи, а звание хилиариев было присвоено командирам отрядов в силу традиции.

6 События, имевшие место в Африке до вторжения вандалов, полностью не соответствуют определению «мирных и спокойных». Видную роль в них играл римский военачальник Бонифаций, который в 422 г. участвовал в походе в Испанию против вандалов под командованием Кастина, но вследствие конфликта с Кастином бежал в Африку. После смерти императора Гонория в 423 г. власть при помощи Кастина узурпировал Иоанн, а вдова императора с его сыном Валентинианом III была выслана в Константинополь. В этот период Бонифаций, уже укрепившийся в Африке, поддержал Плацидию, и за это был назначен ею на пост комита Африки. Бонифаций вел весьма успешные войны на границах африканских провинций против берберских и мавританских племен. В 425 г. Иоанн был свергнут войсками восточного императора Феодосия, и Плацидия вернулась к власти. Вскоре отношения между ней и Бонифацием испортились. В источниках это обычно объясняется интригами близкого к Плацидии полководца Аэция (об этом говорят Прокопий Кесарийский, Иоанн Антиохийский). Проспер Аквитанский объясняет это тем, что Бонифаций надеялся получить пост magister militum, но вследствие интриг, вызванных женитьбой Бонифация на арианке, пост достался полководцу Феликсу. Так или иначе, но в 427 г. Бонифаций был вызван в Рим, но отказался ехать. В результате были начаты военные действия. Против Бонифация была направлена римская армия под командованием полководцев Маворция, Гал-лиона и Сенеки. Первые два пали в бою, Сенека перешел на сторону Бонифация, римские войска были разбиты. Руководство военными действиями против Бонифация было передано комиту Сегисвульту. В 429 г. императорское правительство, будучи не в силах победить Бонифация, решило

пойти на компромисс. В Африку был послан в качестве посла Дарий, который заключил мир, по условиям которого за Бонифацием было закреплено его официальное положение. Такую ситуацию застали вандалы, прибыв в Африку.

7 Несмотря на то что вандалы достаточно недавно стали христианами арианского толка, еще в Испании в 428—429 гг. вандалами проводились репрессии против католиков с целью принуждения их к переходу в арианство (Gregor.Turon., Hist. Francor., II, 2).

8 Табернакул — это шатер, обычно шатер жреца. В данном случае, как и в некоторых других частях текста Виктора, мы имеем дело с цитатой из Библии. В данном случае это цитата из Псалтыри (в переводе Иеронима), Псалом 73, стих 7.

9 Имеется в виду Карфаген, который не был захвачен в первые годы вандальского нашествия.

10 Это цитата из Священного Писания, но не из традиционного его латинского перевода Иеронима (Вульгаты), а из более раннего латинского перевода, т.н. Vetus Latina (начало III в.), который, как считается, был сделан и бытовал в Северной Африке. Данный фрагмент позаимствован из книги Юдифи, гл. 16, стих 6 (в православном каноне — стих 4).

11 Речь идет о мучениках, казненных в Карфагене в 203 г. В 202 г. император Септимий Север издал указ, согласно которому запрещалось под страхом смерти переходить в христианство (однако уже крещеным опасность не угрожала). А знатные карфагенянки Вибия Перпетуя, Фелицитата и их сподвижники (кроме упомянутых у Виктора известны Ре-вокат, Сатурнин и Секундул), несмотря на указ, приняли крещение и вскоре были арестованы и казнены.

12 Когда стало ясно, что вандалы представляют собой реальную угрозу, Бонифаций, который восстановил хорошие отношения с правительством Плацидии, возглавил борьбу с вандалами. Войска вандалов и аланов к тому моменту прошли ок. 2 тыс. км, не встречая серьезного сопротивления. В 430 г. произошло сражение армии Бонифация с вандалами. Римская армия потерпела поражение, и Бонифаций отступил в Гиппон-Регий, который вскоре был осажден вандалами. Город осаждали значительные основные силы вандалов, и это позволило римлянам сохранить значительную часть Проконсульской провинции, Бизацены и Трипо-литании. После 14 месяцев безуспешной осады вандалы были вынуждены ее снять.

13 Имеется в виду, что Панпиниан, претерпевший мученическую смерть в 430/431 г., был епископом города Виты. Точное месторасположение этого города не установлено, однако известно, что он находился в провинции Бизацена, возможно, судя по тексту Виктора, недалеко от Уруси.

14 Мансует, претерпевший мученическую смерть в 430/ 431 г., был епископом города Уруси (в районе совр. Хенкир Судга в Тунисе), расположенного в провинции Бизацена (Виктор именует его Уриси, существуют также вариации Урси или Ураси). Мансует был сожжен у ворот Уруси, известных также под названием Фурнитанских ворот (Vailhe S. Furni // The Catholic Encyclopedia. Vol. VI, 1909). По всей видимости, в этот период вандалы смогли дойти лишь до северных и северо-западных районов провинции Бизацена.

15 В июле 431 г. Бонифаций с войском покинул Гиппон-Регий. Вскоре после этого город оставила значительная часть жителей. Вандалы заняли опустевший город, и Гиппон-Регий стал первой резиденцией Гейзериха.

16 См. комментарии к Геннадию, прим. 99.

17 Цитата из Пс. 38:2-3.

18 В конце 431 г. в Карфагене высадилась византийская армия во главе с Флавием Аспаром, посланная Равеннским двором на помощь Бонифацию (эта армия была послана еще в 425 г. византийским двором на помощь Плацидии против узурпатора Иоанна, и с тех пор находились в Италии). Войска Бонифация соединились с ним, но в 432 г. эта армия была разбита вандалами. Аспар бежал в Константинополь, Бонифаций — в Рим. В 435 г. в Гиппоне-Регии был заключен мир между империей и вандалами, согласно которому вандалы были признаны федератами и им для поселения была предоставлена часть Африки — Восточная Нумидия, Маврета-ния Ситифенская и северо-западная часть провинции Проконсульская Африка. За это Гейзерих обязался платить ежегодно римскому правительству подать, защищать границы от берберов, и предоставил в качестве заложника своего сына Гунериха.

Уже в этот период Гейзерих начал репрессии против римской знати и католического духовенства: по его приказу были казнены 4 знатных римлянина из Испании, служивших у него советниками, а в 437 г. некоторые католические епископы во главе с Поссидием, епископом Каламы (города в Ну-мидии), были сосланы.

19 В 439 г. вандалы неожиданно нарушили договор с римским правительством, осадили Карфаген и вскоре взяли его. После этого войска вандалов без особого труда захватили оставшиеся у римлян области Проконсульской Африки и Бизацены.

20 Известно, что после захвата Карфагена Гейзерих вынудил многих сенаторов отплыть в Италию, отняв у них все имущество (см. Vita Fulgentii, I, 4; Theodoret., Ep., 29-36). Однако вполне возможно, что в данном случае речь идет не о сословии сенаторов вообще, а о сенаторах города (senatores urbis), т.е. сенаторах Карфагена. Иными словами, речь идет о представителях муниципальной аристократии.

21 Абаритана — это часть Проконсульской провинции в районе города Абары.

22 Гетулия составляла южную часть Бизацены. Упоминаемая в дальнейшем часть Нумидии — это проконсульская Нумидия с центром в Гиппоне-Регии.

23 Зевгитана — это большая часть Проконсульской провинции, кроме Абаританы.

24 Имеется в виду император Западной империи Валенти-ниан III, сын Плацидии. Подробнее о Валентиниане см. комментарии к Геннадию, прим. 107.

25 В 442 г. Валентиниан III с Гейзерихом заключили новый мирный договор. По нему вандалы и аланы освобождались от статуса федератов и признавались политически независимыми. Договор также подтверждал расширенные границы вандальского государства, в том числе не упоминаемую Виктором часть Триполитании. У римского правительства остались следующие провинции: Мавретания (Мавретания Тингитанская, Мавретания Цезарейская и Мавретания Ситифенская), Циртенская Нумидия (главный город — Цирта) и Восточная Триполитания.

26 Валентиниан умер в 455 г.

27 Вполне вероятно, что вандалы и ранее совершали набеги на Сардинию. Однако полностью захватили остров не ранее 455 г.

28 Корсика была римской вплоть до смерти Валенти-ниана III. В 456 г. трибун Гесихий, будучи послом к королю вестготов Теодориху II, мог сказать, что толпа вандалов нашла смерть на Корсике (Hydac, Chron., 177). По всей видимости, Корсика полностью была захвачена после 456 г.

29 Впервые вандалы разграбили Балеарские острова в 425 г., но не аннексировали их: в 449 г. острова были официально присоединены к Испании (Polemius Silvius, Laterc, IV, 6). Судя по тексту Виктора, острова были оккупированы после 455 г. Упоминаемый среди Балеарских островов остров Ебуса более известен как Ибица.

30 В 440 г. вандалы вторглись на Сицилию и попытались захватить город Панорм. Правительство Валентиниана направило войска под командованием Себастьяна из Испании в Африку, что заставило вандалов покинуть Сицилию. Византийский император направил свой флот на Сицилию, но в 442 г. был вынужден отозвать его для защиты Фракии и Иллирии от гуннов и заключить мир с Гейзерихом. В 456 г. вандалы опустошили Сицилию и соседние территории, но не смогли их захватить. Рицимер разбил их у Агригента. В те-

j чение последующих лет вандалы регулярно нападали на

Сицилию и области Южной Италии. В 468 г., после неудачного похода западноримских и византийских войск под руководством комита Марцеллина в Африку против вандалов, Гейзерих окончательно захватил Сицилию.

31 Одоакр (433—493 гг.) был сыном короля германского племени скиров Эдикона и командовал отрядом германских наемников в императорской гвардии. В 476 г. Одоакр возглавил мятеж германских наемников против императора Ромула Августула. Формально Одоакр в 477 г. подчинился императору Византии Зенону и носил титул патрикия и magister militum. Однако в действительности с 476 г. Одоакр стал верховным правителем Италии и сделал Равенну своей резиденцией. В своей политике Одоакр опирался на германские войска, получившие земельные наделы. Он постарался наладить отношения с сенатской аристократией, а также с католической церковью, хотя сам был арианином. Одоакр проводил активную внешнюю политику: в 476-477 гг. смог получить у вандалов большую часть Сицилии, в 481 г. присоединил Далмацию, в 487-488 гг. уничтожил государство ругов в Норике. Однако ему пришлось отказаться

j от дунайских провинций и провинции Норик. С 486 г. у Одо-I акра ухудшились отношения с императором Зеноном, и по наущению последнего в 488 г. остготы во главе с Теодори-хом вторглись в Италию. В 489-490 гг. Одоакр потерпел несколько поражений от остготов и был осажден в Равенне. После 3-летней осады город был взят, а Одоакр убит.

32 В 476 г. Гейзерих уступил Одоакру большую часть Сицилии за выплату ежегодной дани.

33 Прокопий сообщает, что Гейзерих всех знатных и богатых римлян-африканцев отдал вместе со всеми землями и богатством в качестве рабов своим сыновьям Гунериху и Гендзону (B.V., 1,5,11)- Однако вполне возможно, что и Виктор, и Прокопий в данном случае преувеличивают. Очевидно, что эти римляне, видимо, крупные землевладельцы, имели в лице вандальских царевичей своих сюзеренов и повелителей, но собственно рабский статус довольно маловероятен. Более того, судя по примеру Сатура, который был управляющим у Гунериха (см. далее, I, 16), эти римляне играли значительную роль в административной иерархии вандалов. Слово «миряне», которым Виктор обозначает данных римлян, передается термином laicos, характерным для более поздних, средневековых текстов, так что перед нами один из ранних примеров употребления этого термина.

34 Кводвультдей был диаконом Карфагенской церкви ок. 427 г., когда просил у Августина его трактат «О ересях» и получил его. В 437 г. Кводвультдей был избран епископом Карфагена вместо умершего епископа Капреола. После изгнания он прибыл в Неаполь к епископу Ностриану и включился в антипелагианскую борьбу. Умер Кводвультдей до 454 г., когда его пост епископа Карфагена был замещен. Известны следующие его труды: «De promissionibus Dei»; два письма Августину (когда он был еще диаконом); 13 проповедей против иудеев, язычников, еретиков, к катехуменам.

35 Эта группа католических священнослужителей была выслана в 439 г.

36 См. прим. 20, кн. I.

37 Подробнее о Киприане см. комментарии к Иерониму, прим. 255.

38 Побережье именуется по названию города Максуда в Зевгитане (совр. Радес).

39 В данном случае это титул полководца, несший определенную политическую нагрузку.

40 К 440 г. Себастиан командовал римской армией в Испании. По приказу римского правительства армия Себастиана вторглась в Африку, чтобы отвлечь армию Гейзериха от нападения на Сицилию. Однако это не принесло римлянам дальнейшего успеха. Проспер Аквитанский (An. 440) сообщает, что Себастиан был соблазнен богатствами Гейзериха

и хотел иметь его другом, а не врагом. Судя по тексту Виктора, Себастиан перешел на сторону вандалов. Описываемый Виктором случай датируется 445 г.

41 Гейзерих, видимо, имел для этого основания. Известно, что в 442 г. представители знати составили заговор против Гейзериха. Заговор был раскрыт, его участники после пыток были распяты. После этого многие знатные вандалы стали жертвами репрессий со стороны Гейзериха, так что «погибло больше людей, чем если бы вандалы потерпели поражение на войне» (Prosp. Aquit., Epit. chron., An. 442, 1348). Видимо, Гейзерих также подозревал Себастиана в участии в заговоре.

42 Вандалы были арианами (Себастиан, перейдя на сторону вандалов, также стал арианином), но также называли себя католиками, поскольку в переводе католик — значит правоверный (в отличие от современного наименования католицизма как одного из направлений христианства).

43 Себастиан был казнен в 450 г. за то, что во время отсутствия Гейзериха (отправившегося в очередную экспедицию) Себастиан сделал попытку захвата власти.

44 Первая половина цитаты (до слов: «...в это время не будет ни принципса, ни пророка, ни вождя») позаимствована из книги Даниила, III, 38. Вторая половина — из письма Августина (111,8). Августин приводит данную цитату из книги Даниила, а дальше добавляет уже свою фразу, которую также позаимствовал Виктор.

45 Речь идет прежде всего о Проконсульской провинции, или Зевгитане, которая была передана войску и в административном отношении составляла особую область, называемую «наделами вандалов». По приказу Гейзериха была отменена, а затем и уничтожена вся цензовая документация (Ргосор. B.V., II, 8, 25) и введена новая налоговая система. Все земли, переданные вандалам и сыновьям Гейзериха, освобождались от налогов. Остальная земля была обложена налогом (причем именно земля, поскольку для населения была сохранена свобода переселения), см. Ргосор. B.V., I, 5, 13-15. Сам сбор налогов осуществлялся прокураторами из числа знатных римлян (см. прим. 79, кн. I).

46 Фараон — титул царей Египта. В Писании упоминаются 10 фараонов различных исторических периодов. В данном случае, по всей видимости, имеется в виду фараон — современник Моисея, при котором происходили казни

египетские и евреи вышли из Египта (Исх. V). Навуходоносор — царь Вавилона. Он разрушил Иерусалим и увел евреев в плен — расселил в Вавилонии. Олоферн, полководец Навуходоносора, вел войну против Иудеи и во время осады города Ветилуи был убит Юдифью (Иуд, II, 4-24). Все три персонажа в Писании описываются негативно, и вполне вероятно, что подобные аллюзии действительно относились на счет короля вандалов.

47 Урбан был епископом города Гирба в Триполитании. Он был изгнан где-то в промежутке между 439 г. (захват Карфагена) и 454 г. (избрание Деограция епископом Карфагена).

48 Кресцент, епископ Аквитаны, был митрополитом Би-зацены. Был изгнан где-то между 439 и 454 гг.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...