Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Православный анализ протестантского евангеликализма




ГЛАВА 3. ПРАВОСЛАВНЫЙ АНАЛИЗ ПРОТЕСТАНТСКОГО ЕВАНГЕЛИКАЛИЗМА

3. 1. Вероучение протестантских евангеликалистов

Вероучение и общие характеристики протестантов евангеликов уже затрагивалось нами ранее, но в данной главе мы достаточно сильно расширим границы исследования. И так как было сказано ранее развитие вероучения протестантского евангеликализма никогда не стояло на месте. Евангельские богословы составили множество структур и систем вероучения, тем самым выводя основные характеристики. Наиболее признанной системой характеристик протестантского евангеликализма на данный момент является система Дэвида Беббингтона. В своей работе богослов выделяет четыре основополагающие характеристики: конверсионихм, активизм, библицизм, крестоцентризм[48].

Конверсионизм – это идеологическое учение, целью которого является личное обращение к Богу. Важна лишь истинная вера в Бога, причем отвергается важность приверженности к какой-либо конфессии. Понятие христианин может быть применимо только лишь к истинно уверовавшим в Бога, явившегося нам во втором Лице Святой Троицы. Обращение к Богу всячески лишено, какой-либо церковности и зачастую несет в себе абсолютную уверенность в уже свершившемся акте спасения. В отличии евангеликализма 19 века, где главным критерием обращения человека к Богу было особое действие Святого Духа. Но на данный момент отвергается, какое-либо действие со стороны Бога, а во главу идеологии ставится личное желание самого человека, отвергается возможность постепенного обращения человека, ведь подобный опыт должен быть ярким и запоминающимся на всю оставшуюся жизнь. Из этого мы можем делать вывод, что для обращения недостаточно сознательной веры, но требуется какой-либо радикальный переворот в своей жизни. Не постепенный приход человека к Богу и не покаяние как смысл человеческой жизни, а как метод спасения. Одним из важнейших аспектов конверсионизма является учение о рождении свыше. Свое начало в протестантизме данное учение зародилось еще во время Великого пробуждения и понималось как акта воздействия Святого Духа на человека для помощи в осознании собственной греховности. Исходя из данного учения, можно сделать вывод, что собственными силами человеку никак невозможно прийти к Богу. Но благодаря такому богослову как Чарльз Финни, данное учение поменяло вектор на диаметрально противоположный. В настоящий момент главенствующим фактором перехода человека в новое состояние возможно, и собственными силами. Решение человека стало главенствующим критерием для перехода. К сожалению, после принятия данного учения евангеликом можно называть реформаторами самого протестантства, ведь если принять учение об обращении как абсолютном изменении своей жизни за основу существует опасность увядания таких граней церковной жизни как покаяние, благочестия и смирения, что собственно говоря, и случилось. Именно это учение идет в разрез с самым первым тезисом Мартина Лютера, в котором говорится: «Господь и Учитель наш Иисус Христос, говоря «покайтесь», заповедовал, чтобы вся жизнь верующих была покаянием»[49].

Отличительной чертой евангеликализма является активизм. Это основной принцип миссионерской деятельности евангеликов. Он заключается в активном способе распространения евангельского учения. Джон Эдвардс говорит об этом так: «После своего обращения люди обычно исполняются желания обратить других. Некоторые думают, что должны быть готовы умереть ради спасения хоть одной души»[50]. Согласно этому распространение Благой Вести должно производиться не только лишь людьми, обличенными духовной властью, но и всеми верующими, каждый христианин обязан быть неким ретранслятором евангельского учения. Подтверждая данную мысль, Иоган Онкен говорит о том, что «Каждый баптист – Миссионер»[51]. Путь данный принцип в основном связан с миссионерской деятельностью евангеликов, он же и распространяется и на общественную деятельность верующих. Но опять же все это делается ради более обширного и качественного распространения Благой Вести. Но не все так хорошо в активности евангеликалистов как могло бы показаться на первый взгляд. Активность проповеди в большинстве своем нацелена на массовые проповеди бля более быстрого привлечения людей, а от этого очень сильно может страдать качество и правдивость высказанных мыслей. Как говорит Н. К. Клиффорд представители евангеликализма «склонны к тому, чтобы упрощать вопросы и заменять критический анализ и серьезную рефлексию вдохновением и усердием»[52]. В саму структуру проповеди закладывается определенный минимум, который после обращения человек должен передать другому, и так до бесконечности. Это конечно может быть эффективным в миссионерской деятельности, но страдать начинает учение, ведь далеко не все новообращенные стремятся углубить свои познания, ошибочно кажущиеся достаточными.

Третьей характеристикой Беббингтона является библицизм. Она в основе своей дает указание на сосредоточивании своего учения в Библии. Очень хорошо на этот счет высказался Джон Скотт после того как его спросили о том, кто такие евангеликалисты, на что был получен ответ: «Мы, евангелики, - люди Библии»[53]. Библия для евангеликов является единственным авторитетом и источником в вопросе не только вероучения, но и нравственности. Настолько сильная сосредоточенность евангеликалистов как и прочих протестантских христиан на писании была продиктовано одним из основных принципов протестантизма sola Scriptura. Данное учение является не только крайне наивным, но и не менее опасным, так как в умах евангеликалов вероятнее всего может сложиться тенденция к крайнему упрощению сложных вопросов не только житейского характера, но и в вопросах вероучения, ведь зачем нужны пасторы и учителя, если есть настолько универсальная «энциклопедия» как Библия. Опасность этого заключается в том что, несмотря на огромнейший авторитет священного писания, данная тенденция вместе с превознесением Библии практически полностью обесценивает её. Библия становится не Благой Вестью, сколько справочником по решению всевозможных задач, обращаясь к тексту писания не для богопознания, утверждения в вере и спасения, постепенно забывая о Христе как центральном лице всего библейского повествования.

Одной из характеристик протестантского евангеликализма является крестоцентризм. Данная характеристика сама по себе подразумевает наличие доминирующего акцента во всем богословии евангеликалов. Все, начиная от догматики, и заканчивая песнопениями и убранством церквей, имеет ярко выраженное указание на централизованный образ креста. И это неизбежно, ведь баланса добиться практически невозможно, и какая-либо тема всегда будет превалировать над остальными и пускай лучше это будет крест, чем личные субъективные ощущения.

Как нам известно, огромное влияние на евангеликализм оказали такое течение как фундаментализм, который при более глубоком изучении является диаметрально противоположной евангеликализму деноминацией, как в учении, так и в социальном аспекте, но, тем не менее придерживается одних и тех же принципов, что и неоевангеликализм, отделившийся в сороковых годах от ассамблеи евангельских исповеданий. Что фундаменталисты, что неоевангеликалы но первое место в своих учениях всегда возводят писание как высший и несравнимый авторитет, как в учении истинной веры, так и пример построения собственного жизненного пути, что не всегда является возможным из-за различия различных аспектов жизни времени написания Библии и современных реалий, будь то государственный строй, социальный аспект, и моральная сторона жизни современного общества. Благодаря своей чрезмерной консервативности, что фундаменталисты, что неоевангеликалы получили звание воинственной категоричной деноминации, с которой практически невозможно вести диалог.

Несмотря на свою похожесть во многих аспектах евангеликализма и фундаментализма, тем не менее, существует множество различий, что в свое время заставило многих богословов сделать более четкие разграничения. Даже поверхностно рассматривая данный факт можно сделать вывод, что подобное разделение было воспринято далеко не всеми деноминациями, что собственно и привело к тому, что в различных странах, что евангеликалисты, что фундаменталисты имеют совершенно различные учения и направления. Это случилось из-за того, что наименование евангеликалист достаточно популярно и до сих пор нет окончательного богословского мнения о том, кого же нужно считать евангеликалистом.

Кого же на данный момент непринято относить к евангеликалистам? Как уже было сказано ранее мнение людей, относящих фундаментализм как часть евангеликализма крайне неверно. На данный момент можно с достаточной уверенностью сказать о том, что пятидесятники и харизматы не относятся к группе евангеликалов. Данное мнение подтверждается сильными различиями в учении харизматов и пятидесятников, для которых Писание не стоит на первом месте, но большее значение имеет личный опыт богообщения, в отличии от тех же евангеликалистов, для которых первенствующий авторитет писания непреложен. Стоит отметить, что не стоит относить афроамериканские протестантские церкви к евангеликам, из-за крайней обособленности во время собственного развития.

Консервативные реформистские церкви, такие как лютеране и пресвитериане являются самыми сложными в вопросе их присутствия в евангелическом объединении. С одной стороны, они не отрицают своей причастности к евангеликализму, но с другой крайне настороженно относятся к таким вероучительным направлениям в евангеликализме как конверсионизм и активизм. Данные протестантские течения сохранили такие аспекты церковной жизни, которые крайне не приветствуются в среде евангеликалов. К данным аспектам относятся: литургическая практика, таинства, крещение младенцев. Огромное различие можно проследить и в миссионерском аспекте. Приверженность к общецерковному исповеданию веры, отрицание учения о тысячелетнем царстве и так далее. Несмотря на то, что исторически они относятся к евангеликализму но, тем не менее, пресвитериане и лютеране крайне четко выказывают свои отличия от прочих протестантских деноминаций. Практический полный отказ от насилия в любой форме его проявления, и полное дистанцирование от политики.

Наравне с прочими, одной из богословских крайностей евангеликализма является практически полное отсутствие доктринальных постановлений, что в итоге приводит к крайне слабой структуре своего вероучения. Соответственно к крайне размытым границам, благодаря чему практически невозможно со стопроцентной уверенностью сказать, кто же на самом деле относится к евангеликалистам.

Стоит отметить, что в конце двадцатого века внутри евангеликализма появилось разделение на три течения, каждое из которых имеет некоторый акцент в практике духовной жизни.

Представители ортодоксии или же правильного учения придерживаются мнения о необходимости введения более четких доктринальных ограничений что, к большому сожалению практически не практикуется в современном евангеликализме. Считается, что в связи с многоконфессиональностью евангельского объединения еще большая догматизация приведет к крайнему разобщению и так слаборганизаванного евангеликализма[54]. Сами же ортодоксы считают внешнее единство, без единства доктринального несостоятельным и неопределенным, часто приводящим к путанице, вседозволенности и, в конце концов, крайнему либерализму.

Представители ортопраксии настаивают на проведении реформ, направленных на ужесточение этических норм, считают, что современное состояние евангеликализма крайне пассивным и приземленным. И к тому же настаивают на том, что он направлен на государство и практически полностью подстраивается под его нужды, постепенно забывая о нуждах людей[55]. Представители данного течения настаивают на практически полном отделении от мира, усилении проповеди Благой Вести и на социальной деятельности во благо народа.

Представители же третьего течения ортоистэмии ратуют за обновление жизни церкви, усиление эмоциональной нагрузки практик христианского служения, а также необычным практикам проповеди[56]. Прочих же представителей евангеликализма считают подавляющими свои эмоции и радость от молитвенного общения с Иисусом Христом.

Таким образом, исходя из вышеизложенной информации, можно сделать несколько выводов. Вероучение евангеликалистов условно можно разделить на четыре категории: конверсионизм, библицизм, активизм и крестоцентризм. Каждое из четырех направлений включает в себя основные аспекты религиозной и общественной деятельности. Стоит отметить, что из-за крайне слаборазвитой догматической основы евангеликализма, рамки его учения крайне размыты из-за отсутствия четких ограничений и ориентиров, что приводит к расслоению данного объединения, что в свою очередь приводит к невозможности четкого определения принадлежности тех или иных деноминаций к евангельскому сообществу. Учение евангеликалистов невозможно четко описать, ведь отсутствует как таковая структура и то, что исповедует один евангеликалист может быть совершенно неприемлемым для другого. Общественная деятельность евангеликалов заметно превалирует над внутрицерковыным аспектом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...