Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация отраслей права




Блок №1. Основы общей теории государства и права.

 

1. Сравнительный анализ демократического и антидемократического режимов.

Линии сравнения Виды режимов
Демократический Антидемократический
Тоталитарный Авторитарный
1. Формы Непосредственная и представительная демократия Итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, советский социализм, китайский маоизм От буржуазных, социалистических до военно-диктаторских (например, военный режим Пиночета в Чили, теократический режим аятоллы Хомейни в Иране)
2. Социальная база Опора на большинство населения, которое сознательно поддерживает демократические ценности Опора на массовые движения люмпенизированных слоев населения Опора на традиционные социальные институты – бюрократию, армию, церковь
3. Государственное устройство Правовое государство, построенное на основе разделения и взаимного контроля властей, ориентация на удовлетворение потребностей населения «Всеобщее государство», осуществляющее тотальный (полный) контроль всех сторон частной и общественной жизни Традиционное государство, поддерживающее общественный порядок путем жесткого контроля определенных секторов общественной жизни
4. Партийная система Многопартийность Господство одной партии Правящая партия огосударствлена
5. Оппозиция Действует легально Отрицается Ее деятельность ограничена жесткими рамками
6. Правовой принцип Разрешено все, что не запрещено законом Запрещено все, что не разрешено законом Все, что касается политической деятельности, строго регламентировано властью
7. Права и свободы граждан Большой объем прав и свобод граждан, которые не только провозглашается, но и гарантируются фактически. Закон защищает права и свободы граждан Права и свободы граждан лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом власти. Закон защищает не личность, а государство Существенно ограничены, особенно в политической сфере. Закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности
8. Экономика Смешанная экономика, доминирует частный сектор Централизованная экономика, государственное планирование с милитаристской направленностью Обширный государственный сектор может уживаться с рыночной экономикой
9. Идеология Политический плюрализм Существует единственная обязательная официальная идеология Доминирует официальная идеология, но допускается наличие других идейных течений
10. Карательные органы Строго подчиняются закону Пронизывают все сферы жизни общества, фактически бесконтрольны Важный элемент государственного аппарата

 

2. Отрасль права: понятие, критерии деления права на отрасли, классификация.

Отрасль права – совокупность юридических норм и правовых институтов, регулирующих определенные сферы (род) общественных отношений.

Критериями деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – это фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Круг их весьма широк и разнообразен. Например, общественные отношения, связанные с правами и свободами человека, устройством государства, и иные основополагающие общественные отношения объединены в Конституционном праве; общественные отношения в сфере наемного труда, правоотношения между наемными работниками и предприятием (организацией) работодателем объединены в группу норм Трудового права. Аналогично по другим, смотри ниже – определение отраслей.

Метод правового регулирования есть совокупность приемов и способов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод – на вопрос, как регулирует. Существует два основных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Императивный метод – субординация между участниками правоотношения (т.е. один субъект находится в подчиненном положении по отношению к другому), содержит строгие предписания, выполнение которых обязательно. Применяется в публично-правовых отраслях при регулировании властеотношений (конституционное, административное, финансовое, уголовное право).

Диспозитивный метод – предполагает равенство участников правоотношения, отсутствие между ними отношения власти и подчинения, предоставляет право выбора варианта поведения. Применяется в частно-правовой сфере (гражданское, семейное право).

В любой отрасли присутствуют указанные два метода правового регулирования (т.е. имеются и императивные и диспозитивные нормы). В зависимости от того, какой метод правового регулирования преобладает - выделяют частное право (преобладают диспозитивные нормы и метод, соответственно диспозитивный) и публичное право (преобладают императивные нормы и метод соответственно императивный).

Классификация отраслей права

По особенностям юридических режимов все отрасли права принято подразделять:

1) на профилирующие, базовые отрасли. К этому виду отраслей относятся отрасли, охватывающие главные правовые режимы: конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право;

2) специальные отрасли, в рамках которых правовые режимы изменены и приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое право, земельное право, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право;

3) комплексные отрасли, отличительным признаком которых является соединение разнородных правовых институтов из профилирующих и специальных отраслей: торговое право, морское право.

Кроме этого отрасли права можно разделить на: материальные (регулируют непосредственно общественные отношения) и процессуальные (регламентируют порядок правового регулирования материальных отраслей). Например,

К материальным относятся:

Конституционное право. Занимает центральное место среди остальных отраслей права. Регулирует общественные отношения, связанные с правами и свободами человека, устройством государства, и иные основополагающие общественные отношения. Конституционные нормы влияют на нормы всех иных отраслей права. Опирается преимущественно на императивный метод правового регулирования. Главный источник – Конституция РФ – правовой акт высшей юридической силы.

Гражданское право. Регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Опирается на диспозитивный метод правового регулирования. Основной источник – Гражданский кодекс РФ.

Уголовное право. Регулирует общественные отношения, связанные с борьбой с преступностью – системой наиболее общественно опасных правонарушений и правонарушителей (определение общих понятий уголовной ответственности, состава преступления, наказания и др., а также конкретных деяний, признаваемых преступлениями, размеров и видов наказаний за их совершение). Опирается на императивный (властный) метод правового регулирования. Имеет в качестве основного источника УК РФ.

Семейное право. Регулирует юридические отношения между супругами, а также между родителями и детьми (заключение брака, режим имущества супругов, расторжение брака и его последствия, вопросы материнства, отцовства и т.д.). Метод диспозитивный. Главный источник СК РФ.

 

К процессуальным относятся:

Гражданско-процессуальное право. Предмет правового регулирования – процедура гражданско-правового судопроизводства (вопросы возбуждения гражданского дела, установление фактических обстоятельств, доказывания, рассмотрения дела в судебном заседании, принятия решения по гражданскому делу, возможности его обжалования). Опирается на императивно-диспозитивный метод правового регулирования. Главный источник – Гражданско-процессуальный кодекс РФ.

Уголовно-процессуальное право. Регулирует процедуру (процесс) осуществления уголовного судопроизводства (порядок привлечения к уголовной ответственности, возбуждение уголовного дела, расследование, рассмотрение в суде, вынесение приговора, обжалование и пересмотр приговора). Опирается на императивно-диспозитивный метод правового регулирования. Основной источник – УПК РФ.

3. Согласно ст. 1 Конституции РФ Россия определяется как демократическое государство, квалифицируется одновременно как федеративное и правовое государство с республиканской формой правления.

Для демократического государства характерны следующие черты и принципы:

– принцип политического единства общеобязательной воли, формирующейся в результате противоборства множества частных воль, из которого органично следует также принцип большинства;

– непосредственное политическое волеизъявление народа на свободных демократических выборах и референдуме;

– свобода и гласность политического процесса, которые предполагают, поскольку демократия имеет плюралистический характер, защиту меньшинства и др.

Вопрос о сущности современного российского государства – вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Этот вопрос пытаются раскрыть многие юристы, политологи, политики. Выводы их разноречивы, но наибольшее распространение получили криминальный, номенклатурный и олигархический подходы.

Итак, российское государство – государство криминальное. Криминальный подход наиболее распространен. Его представители есть среди политологов, юристов, практиков и теоретиков. Например, член-корреспондент РАН М.Н. Руткевич утверждает, что «границы между законными и незаконными действиями в государственном управлении размыты настолько, что оба верхних слоя российского общества 90-х годов – новую буржуазию и новую бюрократию – можно считать криминальными по своему происхождению, способу получения доходов, уже нажитому имуществу». По мнению профессора Р.В. Рывкиной, существующее «сращивание бизнеса и политики говорит о том, что государство как аппарат власти и управления, направленный против преступности, элиминирует себя. На его месте возникает новый тип власти и управления – криминальное государство».

«Дав простор коррупции, – пишет профессор Ю.Козлов, – мы построили то, что условно называем демократическим государством, а фактически создали клиптократию – строй, при котором власть на разных уровнях все больше и больше сдвигается в сторону криминалитета». Профессор В. И. Чиркин полагает, что в современной антитоталитарной революции криминал затронул фактически все слои населения и приобрел полугосударственный характер, будучи связан, прежде всего, с переделом власти и государственной собственности, проводимой «сверху». Криминал «сверху» сомкнулся с криминалом «снизу».

Многочисленность приведенных цитат вызвана тем, что сама постановка вопроса о криминальности государства на первый взгляд кажется противоестественной: государство есть легальная, законная, суверенная государственная власть; и все, что исходит от нее, легально и законно.

Криминальный подход к определению сущности российского государства имеет несколько разновидностей: государство коррумпированное, государство мафиозное, государство организованно-преступное. Вывод о коррумпированной сущности государства обосновывается высоким уровнем взяточничества, злоупотребления служебным положением, хищениями и т. п. Действительно, по рейтингу коррумпированности чиновников и политиков Россия сегодня находится в десятке самых неблагополучных стран мира, соседствуя с такими государствами, как Венесуэла, Камерун, Индия и Индонезия.

Сложившуюся ситуацию прокурор Курской области Н. Ткачев оценивает следующим образом: «И «не воры в законе» сегодня правят бал в преступном мире и определяют общий преступный фон – как это пытаются внушить многие средства информации, а коррумпированные «воры при законе или над законом», коррумпированное высокопоставленное чиновничество, крупный криминальный капитал, в угоду которым создаются «нужные» законы».

Вывод о мафиозности государства был высказан в 1993 г. вице-президентом Российской Федерации А. Руцким: «Сейчас у нас не демократия, не гражданское общество, а государственно-мафиозная диктатура, не желающая осознавать национально-государственных интересов России и россиян». В настоящее время подобные представления высказывают многие. В 1997 г. профессор А. С. Панарин утверждал, что «союз респектабельной элиты с мафией не только состоялся, но и характеризуется доминирующим моральным влиянием мафии».

Вывод о тождественности государства с организованной преступностью делает, например, К. Лубенченко: «Приватизация, – пишет он, – в том виде, как она проведена в России дала тот тип государства, который по своей политической структуре совпадает с организованной преступностью».

Нецелесообразно в рамках криминального подхода выделять три указанных его разновидности. Коррупция – систематизированный элемент организованной преступности и мафии. Все они смыкаются друг с другом. Что касается криминального подхода в целом, то, как представляется, критерий криминализации общества не может быть использован для определения сущности государства. Во-первых, потому, что преступность существует в любом обществе, государстве.

Во-вторых, коррумпированность – это один из показателей эффективности функционирования государственного аппарата, его принципов, и прежде всего принципа законности. И во многих государствах в коррупции замешаны самые высокие чиновники. Например, в 1983 г. в Аргентине были преданы суду три бывших президента страны. Апелляционный суд приговорил Х.В. Веделу и Э.Э. Массе к пожизненному заключению, а Р.Э. Виолу к 17 годам тюрьмы.

Второй подход к сущности российского государства определяет его как государство олигархическое. Приведем в качестве примера несколько высказываний. Г. Явлинский: «Власть у нас слита с крупным капиталом. А это называется олигархией». Профессор А. Субетто: «В России нет демократии, сложилась власть крупного олигархического капитала, экспроприировавшего народную собственность».

Действительно, влияние на властные структуры государства основных финансовых групп очень сильно. Оно осуществляется несколькими путями: вхождение олигархов во власть (В. Потанин, Б. Березовский и др.), делегирование на министерские посты представителей олигархии, все большая зависимость правительства от финансовых ресурсов, контролируемых олигархией, и т.п. Олигархи настояли на создании так называемого Совета экономического взаимодействия. В него должны были войти десять представителей деловых кругов и столько же представителей правительства. Совет должен был выработать рекомендации правительству по вопросам экономической политики. Смена правительства не позволила им учредить этот орган.

Ощущая естественный и понятный для рядового гражданина протест против форм корпоративно-олигархического правления, следует помнить, что в той или иной мере они характерны для всех открытых государств, обозначают по существу своеобразную технологию соединения формальной власти и власти групп, контролирующих реальные ресурсы (финансы, сырье, информацию и др.). Правда, в современных западных государствах, где неуклонно соблюдаются социальные приоритеты гражданского общества и права человека, демократических институтов и традиций оказывается достаточно для того, чтобы подчинить деятельность олигархии интересам общества.

Следующий подход к сущности государства – номенклатурный. «К началу 1994 г. советский тоталитарный «социализм», – пишет Н. Работяжев, – был перестроен в номенклатурный капитализм, социум, отличный как от тоталитаризма, так и западного постиндустриального общества». Номенклатура представляет круг должностных лиц, назначение и утверждение которых относится к компетенции вышестоящих органов. В этом аспекте номенклатура является компонентом любой развитой государственной или иной политической системы. Само по себе существование номенклатуры является нормой жизни, поскольку она на практике позволяет эффективно решать вопросы кадровой политики. Ненормальным является наделение представителей номенклатуры какими-либо экономическими, политическими, социальными привилегиями, предоставление им власти, неконтролируемой демократическими институтами. Думается, что и этот подход к определению сущности российского государства неприемлем.

Вопрос о принадлежности власти в России тем или иным персонажам, кланам, группам и т. п. несомненно, важен. Между тем в Конституции Российской Федерации записано, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ст. 3, п. 1) и «...никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону» (ст. 3 п.4). Но из этого следует, что сама постановка вопроса о принадлежности власти кому бы то ни было антиконструкционна. Речь может идти только о присвоении, узурпации власти. Другое дело – механизмы осуществления власти народом.

Принадлежит ли власть народу, много ли народовластия в России? В соответствии с законом – много. Едва ли не все принципы, права и свободы, составляющие неотъемлемые черты современной демократии, признаны и зафиксированы Конституцией и другими правовыми актами Российской Федерации. Это и суверенитет народа, и признание человека высшей ценностью, верховенство закона, равенство всех граждан перед судом, плюрализм интересов и взглядов. Фактически – мало. Кризисные ситуации в различных сферах (экономической, политической, идеологической, судебно-правовой и т. п.) тому подтверждение.

Государственная власть принадлежит государству, его органам. Ее реальные рычаги находятся в руках узкой группы людей, преимущественно из окружения главы государства. Между кланами и должностными лицами, принадлежащими к той или иной группировке, ведется борьба. Властные полномочия используются произвольно. Это влечет за собой отчуждение общества от власти. Оно возникает вследствие одностороннего подчинения граждан правилам и предписаниям, регламентирующим их повседневную жизнь. Фактически власть не гарантирует индивидам неприкосновенность их гражданских прав. Государственные официальные структуры функционируют, не сообразуясь с принципом взаимности в использовании законом установленных обязанностей для частных, а равно официальных лиц. Мы находимся в парадоксальной ситуации, когда, с одной стороны, существует сильное отчуждение народа от власти, а с другой - массы людей возлагают надежды не на себя, а исключительно на государство. Причем не только больные, пенсионеры, но, к примеру, те, кто добывают нефть, золото и алмазы.

Кризис государственной власти в России, неспособность ее решать экономические и социальные проблемы, отражать интересы народа говорит о том, что назрела необходимость смены стратегического курса в управлении страной. Политические партии, объединение предпринимателей, научные коллективы выступают со своими программами выхода из кризиса и последующего ускоренного развития страны. Но в нашу задачу не входит их обсуждение, это особая тема.

Источники:

1) Руткевич М. Н. Процессы социальной деградации в обществе // Социологические исследования. 1998. N 6. С. 7.

2) Рывкина Р. В. Социальные корни криминализации российского общества // Социологические исследования. 1997. N 4. С. 81.

3) Козлов Ю. Коррупция - тень государства? // Юридический вестник. 1998. N 5.

4) Чиркин В. Е. Переходное постсоциалистическое государство: содержание и форма // Государство и право. 1997. N 1. С. 6.

5) Илюхин В.И. Беспредел воровства // Советская Россия. 1998. 1 янв.

6) Ткачев Н. Не хватает политической воли // Законность. 1998. N 2. С. 3.

7) Руцкой А. Кто толкает страну в пропасть // Российская газета. 1993. 21 авг.

8) Панарин А. С. Криминальная революция и нравственная реставрация // Власть. 1997. N 7. C.20.

9) Правовое государство: идеал и реальность // Российская Федерация. 1995. N 12. С. 44.

10) Явлинский Г. Кто правит в России? // Аргументы и факты. 1997. N 39.

11) Субетто А. Российская нация в опасности! // Советская Россия. 1997. 27 сент.

12) Работяжев Н. К вопросу о генезисе и сущности номенклатурного капитализма в России // Мировая экономика и международные отношения. 1998. N 2. C

4. Система органов государственной власти – это обусловленная функциями государства и национальными традициями совокупность органов государственной власти и их подразделение на отдельные виды.

Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Соответственно выделяются органы государственной власти – законодательные, исполнительные, судебные, которые самостоятельны в своей повседневной деятельности.

Органы законодательной власти – это представительные и законодательные учреждения, образуемые путем выборов. Главная их задача – правотворчество, но помимо этого они выполняют и другие функции, например, контролируют деятельность исполнительной власти.

Органы исполнительной власти – это, как правило, назначаемые органы. Главная задача исполнительных органов власти выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных норма­тивных актов. Органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия с коллегиальностью.

Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей ох­рану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты. Суды независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дел в судах открытое, судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, с участием присяжных заседателей.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они сдерживают друг друга. Такая система взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.

Принцип разделения властей относится не только к организации государственной власти на федеральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов Федерации.

Президент Российской Федерации – глава государства, то есть должностное лицо, занимаю­щее высшее место в системе органов государственной власти. Президент РФ не относится ни к од­ной из трех ветвей государственной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необходимое согласование различных ветвей власти, позволяющее беспе­ребойно действовать всему государственному механизму.

Федеральной Собрание РФ – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Таким образом, оно соединяет в себе функции общенационального представительного и законодательного органа. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных ветвей государственной власти субъектов Федерации, что позволяет более точно учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, независимо от места их проживания.

Функции парламента:

– представительная,

– законодательная (учреждение законов),

– финансовая (ежегодное утверждение бюджет страны),

– учредительная (участие в формировании высших исполнительных и судебных органов),

– контрольная (контроль за работой правительства, других должностных лиц исполнительной власти).

В ст. 94 Конституции РФ указано, что Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Ст. 11 Конституции РФ закрепляет Федеральное Собрание как один из органов государственной власти: «Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации». Эта статья помещена в гл. 1 Конституции РФ, для которой предусмотрен усложненный порядок изменения – пересмотр, что обеспечивает прочное положение Федерального Собрания в системе государственных органов.

Гл. 5 Конституции посвящена Федеральному Собранию. В ней закрепляются основные положения, касающиеся деятельности Федерального Собрания, его структура, полномочия и порядок формирования палат, статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, а так же законодательный процесс в Российской Федерации.

Кроме основного закона существуют другие нормативные акты, регламентирующие деятельность Федерального Собрания: Федеральные законы, Постановления Правительства РФ, Указы Президента РФ и другие. В них развиваются положения Конституции.

Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти. Это коллегиальный орган, имеющий общую компетенцию, который осуществляет руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране. В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства, заместитель Председателя Правительства, федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы.

Назначение органов исполнительной власти – управление, включающее:

– исполнительную деятельность (осуществление тех решений, которые приняты органами законодательной власти),

– распорядительную деятельность (осуществление управления путем издания подзаконных актов и выполнения организационных действий).

В гл. 6 Конституции Российской Федерации «Правительство Российской Федерации» устанавливается: исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Правовое положение Правительства Российской Федерации определено Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. и Регламентом Правительства РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации». В регламенте рассматриваются с необходимой детализацией вопросы формирования плана заседаний Правительства Российской Федерации, порядок внесения документов для их рассмотрения на заседаниях, порядок оформления принимаемых решений.

Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответствии с федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» существует следующая система судов.

1) Конституционный Суд Российской Федерации, а также конституционные (в республиках в составе Российской Федерации) и уставные (в других субъектах Российской Федерации) суды составляют ветвь судебной власти, которая является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

2) Суды общей юрисдикции являются второй ветвью судебной власти. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства. Возглавляет их Верховный Суд РФ. Судами среднего звена являются суды субъектов Федерации. Районные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

3) Третьей ветвью судебной власти являются арбитражные суды, которые рассматривают экономические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании права собственности, о банкротстве, о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном (безакцептном) порядке, и т.п., а также споры о защите чести, достоинства и деловой репутации) между юридическими лицами. Сторонами в арбитражном процессе могут быть также граждане, имеющие статус предпринимателя. Арбитражные суды субъектов РФ являются нижним звеном в трехзвенной системе федеральных арбитражных судов, куда помимо арбитражных судов субъектов Федерации входят федеральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ.

Функции судебной власти:

– охранительная (охрана прав),

– функция правосудия (защита, восстановление прав),

– контрольно-надзорная (над другими ветвями власти).

Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 которой, в частности, сказано, что судебная власть в России принадлежит только судам. КонституцияРФ предусматривает следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: Конституционный Суд РФ (ст. 125), суды общей юрисдикции (ст. 126), арбитражные суды (ст. 127).

Структура судебной системы в целом определяется предписаниями не только Конституции РФ, но и Закона о судебной системе, а также ряда других законодательных актов: Закона о судоустройстве, Закона об арбитражных судах, Закона о военных судах, Закона о мировых судьях.

5. Конституция Российской Федерации (РФ), ст. 43.

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Субъекты правоотношений – это их участники, имеющие субъективные права и юридические обязанности. Их называют также субъектами права. Субъектами правоотношений могут быть индивиды, их организации и как исключение социальные общности.

Субъектом правоотношений в ст. 43 Конституции РФ выступают граждане РФ.

Правовая норма – первичная ячейка права, в которой заложена самостоятельная программа воздействия на регулируемые отношения и сознание их участников.

Санкции – меры и решения, как правило, имеющие окончательный характер. Имеют четыре основных значения:

а) меры, применяемые к правонарушителю и влекущие для него определенные неблагоприятные последствия (уголовно-правовые (штраф, лишение свободы и др.), административно-правовые (административный штраф, административный арест), дисциплинарно-правовые (понижение в должности, увольнение), имущественные);

б) структурная часть общей нормы права, указывающая на возможные меры государственного воздействия на нарушителя данной нормы;

в) постановление прокурора, разрешающее принудительные меры к лицу, подозреваемому в преступлении (заключение под стражу, обыск и др.);

Вторая глава Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» включает более 40 статей, которые можно классифицировать:

– личные,

– политические,

– экономические,

– социальные,

– культурные.

Соответственно, право на образование относится к культурным правам и свободам граждан. Реализация данного права в России находится в сложном состоянии. В теории права – использование субъектом (человеком, обладателем этого права) той возможности, которая закреплена законом (получение образования). Отсюда можно сделать вывод, что реализация права на образование человека – это вопрос человеческих интересов и потребностей.

Говоря о данной правовой норме, субъективное право – это мера возможного поведения, исходя из этого – по-другому обстоит дело с требованиями к законодательству, государственной политики, политическому режиму и самому государству в целом. Государство должно обеспечивать реализацию прав человека системно, на всех уровнях:

– законодательство (принимаемые законы не должны противоречить Конституции РФ и принципам прав человека),

– правоприменение (суды и правоохранительные органы должны применять правовые нормы, руководствуясь Конституцией и законами, а не интересами бюрократии и околовластных групп),

– образование (общество нуждается в правовом просвещении и образовании, так как система образования является каналом формирования и передачи правовых ценностей и знаний).

Субъекты российского права подразделяются на:

1) индивидуальные (физические лица):

– граждане Российской Федерации;

– иностранцы;

– лица без гражданства (апатриды);

– лица с двойным гражданством (бипатриды).

2) коллективные (юридические лица):

– само государство;

– государственные органы и учреждения;

– общественные объединения;

– административно-территориальные единицы;

– субъекты Российской Федерации;

– избирательные округа;

– религиозные организации;

– промышленные предприятия;

– иностранные фирмы;

– специальные субъекты (юридические лица).

Правоспособность – признаваемая государством общая (абстрактная) возможность иметь предусмотренные законом права и обязанности, способность быть их носителем (не фактическое правообладание, а только постулируемая заранее возможность или способность к этому).

Правоспособностью в равной мере обладают все граждане без исключения, она возникает в момент их рождения и прекращается со смертью. Правоспособность – не естественное, а общественно-правовое качество субъектов, носящее абсолютный, универсальный характер. Оно вытекает из международных пактов о правах человека, принципов гуманизма, свободы, справедливости. Обязанность каждого государства – должным образом гарантировать и защищать это качество. Главное в правоспособности – не права, а принципиальная возможность или способность иметь их.

Дееспособность – не только возможность субъекта иметь права и обязанности, но и способность приобретать их своими личными действиями, отвечать за последствия, быть участником правовых отношений. Дееспособность зависит от возраста и психического состояния лица, в то время как правоспособность не зависит от указанных обстоятельств. Дееспособность в полном объеме наступает с момента совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста. Если правоспособность сопутствует индивиду на протяжении всей его жизни, то дееспособность – лишь с определенного возраста. Например, дееспособностью

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...