Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Картографический метод исследования




<

Картографический метод исследования — это метод использо- |

вания карт для познания изображенных на них явлений. I

По существу, этот метод составляет главное содержание разде- I

ла об использовании карт. Познание понимается в широком смыс- |


Рис. 12.5. Система «создание — использование карт».

ле слова и подразумевает изучение по картам структуры, взаимо­связей, динамики и эволюции явлений во времени и простран­стве, прогноз их развития, получение всевозможных качественных и количественных характеристик и т.п.

Приложения картографического метода исследования в науке и практике весьма многообразны. Как было показано выше, он является одним из основных средств познания во всех науках о Земле и планетах и смежных с ними социально-экономических науках. Картографический метод служит средством для принятия практических решений, связанных с планированием и освоением территорий, размещением населения, охраной окружающей сре­ды и многими другими хозяйственными проблемами.

Использование карт теснейшим образом связано с их состав­лением. Это удобно показать на схеме (рис. 12.5), иллюстрирующей систему «создание — использование карт». Источником исходной информации служит окружающая действительность. При картог­рафировании выборочные наблюдения преобразуют в карты, т.е. создают модели этой действительности. В ходе картографического моделирования происходит сложная научная обработка данных, связанная с абстрагированием, анализом и синтезом. Все это, как известно, определяется целями и назначением карты, на процесс моделирования влияют уровень знаний, степень изученности объек-


14-4886



Глава XII. Методы использования карт


Система приемов анализа карт 2 11


 


та, научно-методические принципы картографирования, логика классификаций, уровень генерализации изображения, применяе­мая система условных обозначений и многие другие факторы.

В ходе последующего использования карт происходят новые преобразования информации, которые также зависят от постав­ленных целей, квалификации и опыта исследователя, применяе­мых технических средств, алгоритмов и программ и т.п. При этом, однако, любое звено исследования, начиная с исходной гипотезы и кончая измерительными инструментами, вносит погрешности в результат. Поэтому полученные данные и выводы необходимо все­гда соотносить с реальной действительностью, интерпретировать его и при необходимости вносить коррективы.

Таким образом, в системе «создание — использование карт» существуют два тесно сопряженных между собой метода:

1. Картографирование, или картографический метод отображе­ния, цель которого состоит в переходе от реальной действи­тельности к карте (модели).

2. Картографический метод исследования, использующий гото­вые карты (модели) для познания действительности.

Эти методы перекрываются и имеют многие обратные связи. Так, условия использования карт определяют требования к усло­виям их создания. В ходе исследования получают новые производ­ные карты, которые вновь поступают в исследование. Например, гипсометрическая карта преобразуется в карту углов наклона, а она, в свою очередь, в карту интенсивности смыва с поверхности и т.д. При интерактивном компьютерном создании карт, в особен­ности при применении геоинформационных технологий, оба ме­тода настолько тесно переплетаются, что часто трудно различить, где кончается составление и начинается использование и преобра­зование карты. Многие оценочные и прогнозные карты составля­ют в результате трансформирования и синтеза нескольких анали­тических карт. В этом случае исходные карты оказываются не про­сто источниками для составления, они становятся материалами для исследования и синтеза.

Однако для некартографов эти два метода четко различаются. Например, почвовед может пользоваться в своих исследованиях гео­морфологической или геоботанической картой, совершенно не ка­саясь процедур ее составления, а геоморфолог — топографической картой, хотя он никак не участвовал в съемке местности, и т.п.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...