Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ современного состояния проблемы адаптации студентов

Как уже отмечалось, начальный период обучения в вузе крайне важен в процессе становления личности. Именно здесь закладываются основы для более глубокого и прочного усвоения знаний, способов деятельности, которые необходимы для будущего профессионала. Однако специалиста характеризует не только набор всевозможных знаний и умений, но и определенное мировоззрение, жизненные установки и ценности, особенности профессионального поведения и межличностного общения, которые как раз и формируются в начальный период образования.

Именно на начальном периоде происходит самый большой отсев студентов. Как показывает опыт, огромное количество отчисленных студентов на первых курсах происходит не всегда по причине нехватки интеллектуальных и творческих способностей. Во многих случаях это происходит по причине того, что «вчерашние школьники» по определенным причинам не смогли адаптироваться к вузовской системе обучения. Да, помимо приведенных выше причин существуют и многие другие (финансовые трудности, проблемы со здоровьем и т.д.), однако в контексте данной работы мы выделили именно этот фактор.

Сам по себе процесс адаптации студентов не носит какой-либо стихийный характер. Во многих случаях он поддается управлению и регулированию со стороны преподавателей.

Как отмечалось ранее, основное отличие школьного и вузовского образования заключается в наличии большей самостоятельности у студентов. Также нужно признать и характерные особенности системы организации учебного процесса, различия в отношениях между: школьник-учитель и студент-преподаватель. Касательно последнего многие отмечают тот факт, что в системе вузовского обучения в большей степени преобладает индифферентность со стороны преподавателей, в отличие от учителей в школе. В школе тебя заставляют учиться и поскольку в большинстве своем одни и те же предметы ведут на протяжении всего процесса обучения одни и те же учителя, то они хорошо осведомлены о жизни своих учеников, что им интересно и т.д. То есть учитель в школе в той или иной степени берет на себя функцию воспитания личности. Конечно, в высших учебных заведения работают преподаватели, которые по своим этическим и моральным соображениям берут на себя данную функцию и следят за своими студентами, но это можно назвать скорее частным случаем, нежели постоянной практикой. С первого дня, студенту говорят, что «это нужно только вам!». То есть в какой-то степени студент теряет того наставника, который у него был в школе (учитель, классный руководитель) и сталкивается с реалиями самостоятельной жизни. Все вышеизложенные отличия можно условно разделить:

· Большая самостоятельность.

· Система обучения.

· Отношение с преподавателями.

В свою очередь основные трудности адаптационного процесса заключаются в:

· Организации процесса обучения в вузе:

· Продолжительность занятий.

· Новые формы проведения учебных занятий.

· Новые формы учебного контроля.

· Слабая школьная подготовка.

· Материальные, жилищные проблемы.

· Отношения с преподавателями.

· Новый круг общения.

· Личностные качества

Как уже было сказано ранее, во многом процесс адаптации имеет глубоко индивидуальные черты, что обусловлено различиями между студентами в умственном развитии и воспитании, свойствах личности и характера, в жизненном опыте и убеждениях, в интересах и стремлениях, мотивации и т.д.

В свою очередь мотивы можно классифицировать:

1. Внешние мотивы:

· Широкие социальные мотивы.

· Узкие социальные мотивы.

· Утилитарные мотивы.

· Мотивы боязни неуспеха.

· Мотивы достижения успеха.

2. Внутренние мотивы:

· Профессиональные мотивы.

· Познавательные мотивы.

· Мотивы самосовершенствования.

Все вышеприведенные факторы в той или иной степени влияют на процент отсева студентов на начальном этапе обучения в высшем учебном заведении. В этой связи проблема адаптации рассматривается как наиболее актуальная проблема, которая требует всестороннего анализа и предусматривает выделение основных факторов эффективности данного процесса. Необходим поиск новых путей и условий по повышению эффективности протекания процесса адаптации студентов на начальных этапах обучения.


Заключение

В данной работе было определенно, что сегодня существует необходимость решения одной из важнейших проблем высшей школы, связанной с трудностями начального этапа обучения в высших учебных заведениях. В связи с этим приобретает огромную важность проблема выявления сущности адаптации студентов к обучению, структурные компоненты адаптационного процесса и т.д.

Из-за того, что процесс адаптации ведет к отсеву большого количества студентов-первокурсников, которые очень часто являются достаточно сильными, но в силу определенных факторов не могут быстро и безболезненно преодолеть адаптационный процесс, появляется необходимость управления данным процессом через оптимальную организацию учебного процесса на начальных этапах вузовского образования.

Решение данной проблемы осложняется отсутствием единого подхода к определению самого понятия «адаптация» и четких механизмов регулирования и управления данным процессом. Поэтому главная проблема заключается в существующем противоречии между быстрой и успешной адаптации студентов и отсутствием новых теоретических и практических подходов по повышению эффективности данного процесса.


Список использованной литературы

1. Ащепков В. Профессиональная адаптация преподавателей // В. Ащепков // Высшее образование в России, №4, 1998. – 67-72с.

2. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // С.А. Гапонова // Психологический журнал, т.15,№3, 1994. – 131-135с.

3. Гришин Л.К. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Л.К. Гришин, В.Д. Цуркан // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе: сборник научных статей, 1990. – 3-17с.

4. Зимняя И.Я. Педагогическая психология / И.Я. Зимняя: Издательство «Феникс», 1997. – 447с.

5. Кадочкина В.Е. О понятии «адаптация студентов в вузе». Оптимизация процесса формирования личности студентов // В.Е. Кадочкина // Межвузовский сборник научных статей, 1980. – 83-94с.

6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психологии / А.Н. Леонтьев: Издательство «МГУ», 1981. – 584с.

7. Милославова И.А. Адаптация как социально-психологическое явление // И.А. Милославова // Социальная психология и философия, №2, 1973. – 111-120с.

8.  Мороз А.Г. К вопросу о дидактической адаптации первокурсников вуза // А.Г. Мороз // Психология и социально-психологические особенности студента, 1973. – 23-31с.

9. Селиванов В.В. Взаимоотношения в малых группах и волевая активность личности // В.В. Селиванов // Материалы 3-го Всесоюзного съезда Общества психологов, т.3,№1, 1968. – 283-285с.

10. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит: Издательство «Эксмо», 2017. – 1056с.

11. Тангян С.А. Высшее образование в перспективе 21 столетия // С.А. Тангян //Педагогика, №2, 2000. – 3-10с.

12. Шафражинская Н.Е. Психологический анализ саморегуляции личности в процессе социально-психологической адаптации студентов педагогического вуза // Автореферат диссертации к.п.н. – М.: МГПИ, 1982 – 15с.

13. Ширяева И.В. К вопросу об особенностях адаптации студентов на младших курсах вузов // Пути повышения эффективности обучения в вузе: Межвузовский научный сборник: Издательство «ГГУ», 1980. – 70-75с.

14. Шпалинский В.В. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В. Петровского: Издательство «МГУ», 1986. – 303с.

15. Эрдынеев А.Ц. Влияние характера педагогического общения преподавателя на адаптацию студентов-первокурсников // Автореферат диссертации к.п.н. – М.: 1992 – 19с.

16. Яковлева М.В. Педагогические основы адаптации первокурсников к обучению в вузе // Диссертации к.п.н. – Улан-Удэ – 2000 – 147с.

17. Яницкий М.С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности // Автореферат диссертации к.п.н. – Иркутск – 1995 – 25с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...