Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соучастие в административном правонарушении: понятие и признаки




Соучастием в административном правонарушении признается умышленное совместное участие двух или более физических лиц в совершении административного правонарушения.

В зависимости от того был или не был предварительный сговор на участие в совершении административного правонарушения соучастие можно классифицировать на:

  1. соучастие без предварительного сговора;
  2. соучастие с предварительным сговором.

Соучастие без предварительного сговора является наименее опасной формой соучастия. Такие соучастники заранее не согласовывают своих действий. Их совместное участие может быть установлено только в момент начала совершения административного правонарушения или в процессе его совершения.

Соучастие с предварительным сговором является более опасной формой соучастия. Такие соучастники заранее договариваются о совместном совершении административного правонарушения. Однако это не означает, что все моменты совершения правонарушения должны быть оговорены между соучастниками. Предварительный сговор может касаться отдельных моментов совершения административного правонарушения. Например, при совершении мелкого хищения исполнитель заранее договорился с другим лицом, (он будет выступать как пособник) о приобретении последним похищенных им предметов, ценностей.


15. Виды соучастников

Соучастниками административного правонарушения являются:

- исполнители;

- организаторы:

  • пособники.

Исполнителем признается физическое лицо:

- непосредственно совершившее административное правонарушение, либо

- непосредственно участвовавшее в совершении административного правонарушения совместно с другими физическими лицами, либо

- совершившее административное правонарушение посредством использования других физических лиц, не подлежащих в силу закона административной ответственности.

Если два и более физических лица непосредственно принимают участие в совершении административного правонарушения, то такой вид соучастия именуется соисполнительство.

Роли между участниками совершения административного правонарушения могут быть распределены, т.е. один может выступать как организатор, второй как пособник, третий как исполнитель.

Организатором признается физическое лицо:

  • организовавшее совершение административного правонарушения или
  • руководившее совершением административного правонарушения.

Действия организатора могут быть различные. Это может быть руководство подготовкой: составление плана, распределение ролей между участниками, инструктаж, обеспечение орудиями и средствами совершения административного правонарушения и т.д. Это могут быть действия по руководству исполнителями в момент совершения правонарушения.

Организатором совершения административного правонарушения физическое лицо может быть не только заранее его организовавшее или руководившее им в момент совершения, но и тогда когда один из соисполнителей, являясь участником совершения административного правонарушения без предварительного сговора, берет на себя руководство другими соучастниками.

Пособником признается физическое лицо:

  1. содействовавшее:

а) советами, указаниями для совершения административного правонарушения,

б) предоставлением информации, орудий или средств для совершения административного правонарушения,

в) устранением препятствий для совершения административного правонарушения.

2) Заранее обещавшее:

а) скрыть физическое лицо, совершившее административное правонарушение,

б) скрыть орудия или средства совершения административного правонарушения,

в) скрыть следы административного правонарушения,

г) скрыть предметы, добытые противоправным путем,

д) приобрести предметы, добытые противоправным путем,

е) сбыть предметы, добытые противоправным путем.

3) Оказавшее иную помощь для совершения административного правонарушения.

Пособничество может быть интеллектуальным и физическим.

Интеллектуальное пособничество – это такое пособничество, которое выражается дачей советов, указаний, заранее данным обещанием скрыть физическое лицо, совершившее административное правонарушение, скрыть орудия или средства совершения административного правонарушения, скрыть следы административного правонарушения и т.д., что укрепляет решимость у исполнителя совершить административное правонарушение.

Физическое пособничество – это такое пособничество, которое выражается в предоставлении информации, орудий или средств для совершения административного правонарушения, устранением препятствий. Такое пособничество направлено на оказание материальной или физической помощи исполнителям административного правонарушения.

Пособник несет административную ответственность только за соучастие в административных правонарушениях, предусмотренных статьями:

1) мелкое хищение (статья 10.5);

2) умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);

3) незаконное использование деловой репутации конкурента (статья 11.26);

4) подделка проездных документов (статья 11.33);

5) нарушение правил торговли и оказания услуг населению (статья 12.17);

6) незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь (статья 14.4);

7) недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств (статья 14.5);

8) приобретение, транспортировка, хранение, пользование или распоряжение товарами и транспортными средствами, ввезенными на таможенную территорию Республики Беларусь с нарушением таможенных правил (статья 14.7);

9) незаконное уничтожение или повреждение древесно-кустарниковой или иной растительности (статья 15.22);

10) нарушение правил рыболовства и охраны рыбных ресурсов и водных животных (статья 15.35);

11) нарушение правил охоты (статья 15.37);

12) незаконное проникновение на специально охраняемые территории и объекты (статья 23.14);

13) незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь (статья 23.29);

14) нарушение режима Государственной границы Республики Беларусь (статья 23.31);

15) самовольное занятие земельного участка (статья 23.41).

Установление в каждом случае вида соучастие позволяет правильно квалифицировать действия виновных, определить степень общественной опасности содеянного в целом и каждого в отдельности.

Ответственность организатора и пособника наступает по той же статье Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, что и ответственность исполнителя, со ссылкой на ст. 5.4. КоАП.

За деяние, совершенное исполнителем и не охватывавшееся умыслом соучастников, другие соучастники административной ответственности не несут.


 

16. Множественность административных правонарушений: понятие, признаки и формы.

Под множественностью понимается ситуация, при которой каждое совершенное лицом деяние образует состав правонарушения и квалифицируется по самостоятельной статье КоАП. При этом имеются в виду правонарушения, за которое лицо не подвергалось административному наказанию, и сроки давности привлечения к административной ответственности по которым не истекли.

Множественность административных правонарушений имеет две формы: совокупность и повторность.

Под совокупностью понимается совершение двух или более административных правонарушений, предусмотренных различными статьями Особенной части КоАП, ни за одно из которых физическое или юридическое лицо не было привлечено к административной ответственности. При этом не учитываются административные правонарушения, за которые физическое или юридическое лицо было освобождено от административной ответственности по основаниям, предусмотренным КоАП, либо в связи с истечением срока, по окончании которого физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.

При совершении лицом двух и более административных правонарушений взыскание налагается за каждое отдельно. Таким образом, в отличие от уголовного административное законодательство не предусматривает возможности сложения взысканий.

Под повторностью понимается совершение двух или более административных правонарушений, предусмотренных одной и той же статьей Особенной части КоАП.

Совершение административного правонарушения не признается повторным, если за ранее совершенное административное правонарушение лицо, его совершившее, было освобождено от административной ответственности, либо в связи с истечением срока, по окончании которого лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.

При назначении административного взыскания повторность может служить отягчающим обстоятельством или квалифицирующим признаком.


 

17.Принципы административной ответственности.

1. Административная ответственность основывается на принципах законности, равенства перед законом, неотвратимости ответственности, виновной ответственности, справедливости и гуманизма.

 

2. Привлечение и освобождение от административной ответственности осуществляются не иначе как по постановлению (решению) компетентного органа (должностного лица) и на основании настоящего Кодекса.

 

3. Физические лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства или места пребывания, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

 

4. Юридические лица, привлекаемые к административной ответственности, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от формы собственности, места нахождения, организационно-правовой формы и подчиненности, а также других обстоятельств.

 

5. Каждое физическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения, а также юридическое лицо, вина которого по отношению к совершенному административному правонарушению установлена, подлежат привлечению к административной ответственности.

 

6. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

 

7. Административная ответственность должна быть справедливой и гуманной, то есть административное взыскание должно назначаться с учетом характера и вредных последствий совершенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения, личности физического лица, совершившего административное правонарушение.

 

8. Физическому лицу, совершившему административное правонарушение, должно быть назначено административное взыскание, необходимое и достаточное для его воспитания. Административное взыскание не имеет своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий.

 

9. Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо и индивидуального предпринимателя, не имеет целью причинение вреда их деловой репутации.


 

18. Субъекты административной ответственности.

 

Субъект административной ответственности – лицо, совершившее административное правонарушение, и которое на основании Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) можно привлечь к административной ответственности.

Субъектами административной ответственности являются физические (далее – ФЛ) и юридические лица (далее – ЮЛ).

ФЛ – гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин или лицо без гражданства, если иное не оговорено КоАП.

Чтобы ФЛ могло быть субъектом административной ответственности, оно должно обладать следующими признаками:

§ достижение определенного возраста;

§ вменяемость.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.3 КоАП административной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения 16 лет. Часть 2 ст. 4.3 содержит перечень конкретных правонарушений, за которые административной ответственности подлежит лицо в возрасте от 14 до 16 лет. Однако, если вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), лицо во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность, то даже по достижении 14 и 16 лет оно не подлежит административной ответственности.

От отставания в умственном развитии следует отличать состояние невменяемости, когда лицо не могло сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) или руководить им вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного психического заболевания. В таком случае лицо не подлежит административной ответственности в любом возрасте.

Существуют особенности наложения административных взысканий на лиц от 14 до 18 лет (ст. 4.6). Так, например, к ним не может быть применен административный арест. Предупреждение может налагаться независимо от того, предусмотрено ли оно в санкции Особенной части КоАП.

В отдельных случаях в КоАП упоминаются специальные субъекты ответственности. Как правило, они указываются непосредственно в самой статье. Например, водители (ст. 18.26. «Нарушение водителем транспортного средства, осуществляющим автомобильную перевозку, режима труда и отдыха»), родители (ст. 9.27. «Уклонение родителей от трудоустройства по судебному постановлению»), должностные лица (ст. 9.16 «Отказ в приеме на работу») и др.

Должностное лицо – ФЛ, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, либо лицо, уполномоченное в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе.

Особенности ответственности военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, отражены в ст. 4.7 КоАП.

Во многих статьях Особенной части КоАП индивидуальные предприниматели (далее – ИП) предусмотрены в качестве субъекта административной ответственности. ФЛ подлежит административной ответственности как ИП, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части КоАП. В этом случае привлечение ИП к административной ответственности исключает наложение на него административного взыскания, предусмотренного той же статьей Особенной части КоАП для ФЛ.

Иногда административное правонарушение совершается не единолично, а несколькими лицами. В этом случае возникает вопрос о соучастии в административном правонарушении.

Соучастие – умышленное совместное участие двух или более ФЛ в совершении административного правонарушения.

КоАП выделяет следующие виды соучастников:

§ исполнитель – ФЛ, непосредственно совершившее административное правонарушение, либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими ФЛ, либо совершившее административное правонарушение посредством использования других ФЛ, не подлежащих в силу акта законодательства административной ответственности.

§ организатор – ФЛ, организовавшее совершение административного правонарушения или руководившее его совершением.

§ пособник – ФЛ, содействовавшее совершению административного правонарушения (формы содействия – советы, указания, предоставление информации и т.п. - подробно рассмотрены в ч.5 ст. 2.4). Привлечь к ответственности пособника можно лишь в том случае, когда административное правонарушение входит в перечень, закрепленный в ч. 7 ст. 2.4 КоАП.

Ответственность организатора и пособника наступает по той же статье Особенной части КоАП, что и ответственность исполнителя. Исключением является ситуация, когда деяние, совершенное исполнителем, не охватывалось умыслом соучастников. В этом случае другие соучастники административной ответственности не несут.

ЮЛ как субъект административной ответственности также обладает некоторыми особенностями.

В соответствии с одним из принципов административной ответственности – равенства перед законом (ч. 4 ст. 4.2), ЮЛ, привлекаемые к административной ответственности, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от формы собственности, места нахождения, организационно-правовой формы и подчиненности, а также других обстоятельств.

ЮЛ может нести ответственность только за административные правонарушения, прямо предусмотренные статьями Особенной части КоАП.

Важным правилом является то, что наложение административного взыскания на ЮЛ не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо ЮЛ. Привлечение должностного лица ЮЛ к административной или уголовной ответственности не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение ЮЛ.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...